Колесникова Людмила Анисимовна : другие произведения.

Ave Maria

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Трагикомедия. Пьеса в одном акте в семи картинах. Для малой сцены.


AVE MARIA

Пьеса в семи картинах

(для малой сцены)

  

Моему дорогому мужу, который очень не любит лечиться, посвящаю

  

Действующие лица:

  
   Николай Николаевич - мужчина лет семидесяти.
  
   Вера Ивановна - пациентка клиники, его жена, лет шестидесяти, частично парализована после инсульта.
  
   Христофор Иосифович - пациент клиники, внешне похож на М. Ростроповича, у него явные признаки болезни Паркинсона.
  
   Мария - эфемерный образ.
  
   Ася - Подруга Веры Ивановны.
  
   Рита - дочь Веры Ивановны.
  
   Врачи, медсестры клиники.
  
   Серафима Сергеевна - санитарка - 70 лет (подвижная женщина с хорошей фигурой, очевидно, в молодости была чертовски хороша, но в настоящее время у нее все в прошлом...). Одета в яркую узкую цветастую юбку с глубоким разрезом, на ногах когда-то модные кроссовки, но сейчас обувь на ней рваная и затертая. Торс облегает полосатая, ручного вязания шерстяная кофточка со смелым декольте. На голове пикантно повязана косынка, руки в ярких хозяйственных перчатках держат швабру с мокрой тряпкой. Серафима Сергеевна движется по коридору, размахивая шваброй, все время пританцовывая, а вслух она постоянно поет начало романса "Сомнение": - Уймитесь, волнения страсти, о, ля-ля.... Уймись, непокорное сердце! О, ля-ля
  

Картина первая

  

Затемненное пространство авансцены, на заднике силуэт здания больницы имени В. Бехтерева. Над входной дверью вывеска: "Приемное отделение".

Слышны звуки подъезжающей "скорой помощи". Из-за кулисы выкатывается изящная инвалидная коляска, на ней, как на троне, по-королевски восседает Вера Ивановна в розовой пижаме с пышными оборками у ворота. Ее везет Николай Николаевич.

  
  
   Медсестра (толкает перед собой стойку с капельницей). У тебя сегодня, моя дорогая, капельница?
  

Николай Николаевич увозит Веру Ивановну.

ЗАТМЕНИЕ.

Картина вторая

Больничная палата. Вера Ивановна лежит на кровати.
Медсестра готовит ее к капельнице.

  
   Медсестра (в ее руках шприц). Ну, давай руку, мой хороший. Терпим, терпим.... Бог терпел и нам велел! Давай теперь задничку, повернись!
  

Вера Ивановна стонет.

   Николай Николаевич (жалобно). Верочка, потерпи, не стони, а то я не выдержу!
  
   Вера Ивановна. Я только и делаю, что терплю!
  

Медсестра складывает шприцы, увозит стойку.
Николай Николаевич присаживается на кровать,
обнимает Веру Ивановну за плечи.

  
   Николай Николаевич. Верочка, у тебя сегодня был стул?
  
   Вера Ивановна (пытается шутить). Нет, не заходил. Я ждала целый день, а он где-то застрял и посылал только воздушные поцелуйчики.
  

Николай Николаевич заботливо укрывает жену.

   Николай Николаевич (подставляет жене судно). Давай, Верочка, сделаем хотя бы маленькие дела, пис-пис-пис...
  
   Вера Ивановна. Нет, не идет.... Не слушается меня мой организм!
  
   Николай Николаевич. Представь картину. На горе стоит Суворов, смотрит сверху вниз. И течет, течет по склону чистенький пис-пис! Суворов: "Братцы! Слушай мою команду! Справляем малую нужду!" И войско встало...
  
   Вера Ивановна (хохочет). Коля, пошел, пошел пис-пис!
  
   Николай Николаевич. Ура!
  

ЗАТМЕНИЕ

Вера Ивановна сидит на кровати, наносит крем на лицо.
Входит Николай Николаевич, в его руках миска с клубникой.

   Николай Николаевич. Поешь, дорогая.
  

Вера Ивановна отказывается, тогда Николай Николаевич сам ест ягоды
с большим аппетитом.

   Вера Ивановна. Коленька, остановись! Так, сделаем морду лица... Постой, постой. Укрепим фасад! Сделаю из клубники масочку на лицо. (Вера Ивановна любуется на себя в зеркало). Знаешь, Коленька, как только вернусь домой, устрою себе крахмальную ванну. Упру-у-угая буду!.. Это что-то!
  

Вера Ивановна с большим трудом встает, опираясь на костыль, ее поддерживает муж.

ЗАТМЕНИЕ

Вера Ивановна уже в элегантных белых брюках и ярком блузоне.
Николай Николаевич в сером костюме и темно-зеленом свитере,
подпоясывает жену ремнем и держит ее под уздечку, как лошадь,
подводит к столу, усаживает; готовит чай. Сначала пробует сам.

   Вера Ивановна. Видишь, Коленька, как будто ничего и не изменилось, сидим, как дома на кухне, пьем чай, и вроде нет никаких проблем...
   Николай Николаевич. Если не считать проблемы со стулом...
  
   Вера Ивановна (смущаясь). Да, Коля, да...
  
   Николай Николаевич. Ну все, готова? Тогда пойдем пройдемся по местному Бродвею. Нужно наряды продемонстрировать. А то я тебе привез столько разных брюк, а их кроме меня никто и не увидит.
  

Супруги идут по просцениуму. Появляется Христофор Иосифович.
Под больничной пижамой черная рубашка и белоснежная крахмальная концертная бабочка. Поравнявшись с парой, несколько театрально представляется.

  
   Христофор Иосифович. Христофор Иосифович, виолончелист, заслуженный артист республики.
  
   Вера Ивановна. Ой! Спрыгну с ума! (Гордо представляется) Пенсионэрка.
  

Христофор Иосифович страстно целует руку Веры Ивановны, начиная с пальчиков, потом в страстном порыве осыпает поцелуями всю руку до плеча.

   Николай Николаевич. Слушай, Верочка, этот господин, по-моему, уже больших глупостей не сделает, но уронить может! Будь осторожна!
  

Вера Ивановна смеется.

Картина третья

У больничного окна на низком табурете сидит Вера Ивановна.
Христофор Иосифович сидит рядом с ней на подоконнике и пытается обнять коленями.

  
   Вера Ивановна (возмущенно). Нахал! Что вы делаете? Вы ведь меня уроните!
  
   Христофор Иосифович (гордо). Не волнуйтесь, мадам. Это я делать умею! Уже сорок лет обнимаю так мою виолончель.
  

Неожиданно появляется Николай Николаевич, он в светло-сером костюме,
белоснежной сорочке и яркой концертной бабочке. Вера Ивановна удивленно разглядывает его наряд.

   Николай Николаевич. Сегодня у Христофора Иосифовича концерт. Очень просил, чтобы я непременно присутствовал на его выступлении. Теперь буду думать...
  
   Вера Ивановна. Знаешь, Коленька, за время моей болезни я так много передумала, так перелопатила свою жизнь, что у меня родилась одна парадоксальная мысль.
  
   Николай Николаевич. Всего одна?
  
   Вера Ивановна. Да, но какая! Если бы не было этой болезни, то ее надо было бы выдумать! Моя болезнь, как лакмусовая бумажка в химическом опыте.
  
   Николай Николаевич. Да, но только этот опыт - твоя жизнь!
  
   Вера Ивановна. Говорят, что если человек выигрывает жизнь, то он проигрывает свою судьбу. Я - ВЫИГРАЛА ЖИЗНЬ!
  
   Николай Николаевич. Твоя жизнь и есть этот кошмарный химический опыт!
  

Появляются санитары с носилками.
Они укладывают Веру Ивановну на носилки и уносят.

Картина четвертая

Больничная палата.
На кушетке лежит Вера Ивановна с кислородной подушкой.
Рядом стоят врачи и Николай Николаевич.

   Николай Николаевич (взволнованно). Доктор, что с ней? Она в коме? Что делать?
  
   Врач. Отек мозга, и... все.
  

Вера Ивановна вдруг приподнимается.

  
   Вера Ивановна. Никакого отека у меня не будет! Вот вам! (Показывает кукиш).
  

Веру Ивановну укладывают на подушки.
В палату входит ее подруга, она наклоняется над больной.

  
   Подруга. Верочка, чем тебе помочь? Что сделать? Верунчик, ты родилась в Покров, значит, твоя покровительница - Дева Мария. Она спасет тебя.
  
   Вера Ивановна (тихо). Спой мне молитву.
  
   Подруга (поет речитативом). Богородица Дева, дай мне сил с чистым сердцем и дальше жить. И всегда лишь об этом тебя просила и сейчас осмелюсь просить. Все молитвы свои принесла я тебе. Не оставь никого в любви. У начала неба здесь, на земле, сирым, страждущим помоги! Богородица Дева, дай мне сил, чтобы славить любовь твою. И всегда об этом тебя просила. И сейчас перед тобой стою*.

* Стихи Ларисы Патраковой.

  

Картина пятая

Сцена - территория Девы Марии. Перед задником в длинном голубом платье стоит очаровательная светловолосая женщина - это Д е в а М а р и я. Звучит мелодия "AVE MARIA".Божественно поет Робертино ЛОРЕТТИ В заднике есть прореха (щель).Мария раскрывает щель и рукой зовет к себе Веру Ивановну. Вера Ивановна проходит сквозь щель и попадает в светлую, ярко освещенную комнату. На окне легкая белая штора, ветер колышет ее. Вера Ивановна делает несколько шагов к окну, затем она останавливается, раскидывает в стороны руки, поднимает высоко голову, улыбается... (музыка продолжается, чуть усиливаясь). Появляется Николай Николаевич, он останавливается перед задником:

  
   Николай Николаевич. Верочка, дорогая моя, я вытащу тебя отсюда! Я спасу тебя. Ты веришь мне?
  
   Вера Ивановна. Да, да, верю... Но зачем?
  

Входят санитары.
Они берут Веру Ивановну под руки и уводят ее

  
   Вера Ивановна. Куда? Санитары: Лечиться!
  
   Вера Ивановна (доктору). Скажите, доктор, Вы какой ВУЗ заканчивали?
  
   Доктор (лицо кавказской национальности). Ереванский медицинский.
  
   Вера Ивановна. Наверное, и в КВН играли?
  
   Доктор. Шесть лет играл...
  
   Вера Ивановна. То-то я вижу, что мне лицо Ваше знакомо Хорошо на сцене пели и танцевали.
  
   Вера Ивановна (обращаясь к санитарам). Везите меня сразу в реанимацию. Операция отменяется!
  
   Николай Николаевич. Верочка, запомни, чтобы лечиться, надо иметь отменное здоровье! Если выдержишь курс лечения, оно у тебя есть
  
   ЗАТЕМНЕНИЕ
  

Картина шестая

  

КАБИНЕТ ВРАЧА ПСИХОТЕРАПЕВТА

  
   Врач. Больная, на что жалуетесь?
  
   Вера Ивановна. На судьбу.
  
   Врач. Это не лечится. Вы меня поняли?
  
   Вера Ивановна. Да, поняла
  
   Врач. Так, хорошо. Так и запишем: адекватна.
  

Появляется Николай Николаевич.
Он опускается перед женой на колено,
бинтует ей голеностоп ноги.

  
   Николай Николаевич. Верочка, слушай сюда! Беремся за руки и идем через дерьмо к звездам. До конца! Взявшись за руки, они проходят по авансцене и уходят в черноту кулис. Через минуту они возвращаются. Вера Ивановна опирается на плечо мужа и на костыль.
  

ЗАТЕМНЕНИЕ

  

Картина седьмая

  

СЦЕНА С ДЕЖУРНОЙ МЕДСЕСТРОЙ

Больничный коридор, стойка дежурной сестры.
У стойки стоит Рита - дочь Веры Ивановны.

  
   Рита (по-деловому). Дайте маме на ночь теплое питье, укройте ее хорошенько, а мы сейчас уходим.
  
   Рита. До завтра!
  
   Медсестра. До завтра!
  
   Появляется Серафима Сергеевна со шваброй в руках. Она провожает Риту до выхода. Здесь она сталкивается с новыми посетителями.... По-хозяйски, подобно заведующему этого заведения, она говорит входящим: "Так, входим, входим быстренько, господа! Все надеваем бахилы ,пожалуйста, цена пустяковая, всего пять рублей" (опять напевает первую строчку романса "Сомнение")
  

ЗАНАВЕС

   Из кулисы появляется лицо пациента, он фальцетом кричит: - "Сестра, сестра! В четвертой палате больной в крови на кровати лежит!" Из противоположной кулисы басом отвечает другой больной: - "Никакой паники! Это я этого хмыря кетчупом облил!" По авансцене проходят медсестры, они несут разнообразной формы больничные "утки". Звучит мелодия И. Штрауса полька "Трик-Трак". Замыкает этот "хоровод" медперсонала дежурный врач, он нервно смотрит на часы, открывает дверь палаты номер 4 и почти сразу же выходит из нее, вытирая перепачканные кетчупом руки. Он только что осмотрел злополучного больного.... Звучит сигнал звонка: - это вызов дежурной медсестры. Из двери палаты появляется дежурная медсестра с наполненной "уткой". Она уносит ее в кулису. Вся сцена идет в темпе, под бравурную музыку польки Штрауса. Заканчивается сцена громким хлопком, похожим то ли на выстрел, то ли на звук лопнувшего резинового шарика. Из палаты номер 4 выбегает неадекватный больной, подбегает к окну. Он кричит в зал: - "Ложись! Война началась! аспахивает окно, доносится звук отбойного молотка, очевидно, во дворе ведутся строительные работы) Окопы роют!".
  

ЗАТМЕНИЕ (музыка замолкает)

   По просцениуму медленно, друг за другом двигаются выздоравливающие больные среди них Николай Николаевич, он с маленьким букетиком цветов. Больные держат в руках легкие складные стулья. Затем они расставляют стулья и рассаживаются кругом... В центр круга входит Христофор Иосифович, он садится на стул, берет в руки виолончель, устраивает инструмент между ног и начинает играть мелодию романса М. Глинки "Сомнение". Больные внимательно слушают артиста, улыбаются, затем аплодируют. Николай Николаевич преподносит букет музыканту.
  

ЗАТЕМНЕНИЕ, ЗАНАВЕС

  

КОНЕЦ СПЕКТАКЛЯ

  
  
  
   7
  
  
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"