Колибаба Сергей Николаевич
Соха - орудие обработки земли, термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Типография Новый формат: Издать свою книгу
 Ваша оценка:

  
  
  Куды соха ходила, куды коса и топор ходилъ (издавна)
  Обычная форма указания границ пространства
  (межевание) в древнерусских актах XIV-XVII вв.
  
  
  1) Общее
  Соха, двузубое пахотное орудие в отличие от подобного однозубого рала, с широкой рабочей частью (рассохой) из дерева, имела железные сошники и лопатку, соединена с оглоблями; упоминается в источниках со второй половины XIII века. Универсальное, доступное в изготовлении каждому крестьянину и основное почвообрабатывающее орудие до 30-х годов XX века; в 1928 году в СССР было 4,6 млн. сох. Штучное изделие, каждый крестьянин делал соху на собственном дворе исходя из возможностей и нужд. Термин "соха" в древних языках означает также "кол", "палка с развилкой".
  * ЭСБЕ/Рало
  Рало (стар.) - так называлась в старину на Руси преимущественно соха, именуемая и ролью, а иногда и другое какое-либо орудие, употребляемое для пахания. Кроме обыкновенной запряжки в одну лошадь, в Киевской области впрягали в рало и волов; отсюда название рало волово. С XIV в. название соха мало-помалу вытеснило рало.
  * См. Сельскохозяйственные орудия раннего средневековья
  http://blog.ratobor.com/semero-v-proshlom/2016/01/2495/
  
  2) Существующая этимология
  а) Викисловарь
  Корень: -сох-; окончание: -а. Значение: простейшее сельскохозяйственное орудие для вспашки земли; истор. единица податного обложения на Руси в Средние века; мера земли; шест, бревно, жердь, столб.
  Этимология декларируется по Максу Фасмеру (праслав. - вставка)
  Происходит от праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. соха "кол, дубина, подпорка, соха, мера площади", сербск.-церк.-слав. соха (греч. Ξύλων xylon), русск. соха, укр. соха "подпорка", белор. соха "соха", болг. соха "палка с развилком", сербохорв. соха - то же, словенск. sohа "столб с перекладиной", чешск. socha "статуя, скульптура", словацк. sосhа "колонна", чешск., словацк. sochor "дубина; олух", польск. sосhа "развилок", в.-луж., н.-луж. sосhа "кол с развилком", сюда же русск. усошье "расстояние между боковыми столбами овина", сохатый "лось", посох, рассоха "палка с развилком", русск.-церк.-слав. колъсоха (χάραξ charax), осошити "очистить от сучьев".
  Различные значения объединяются общим "кол, дерево с развилком" и исключают заимствование, поэтому следует говорить о родстве с лит. saka "ветвь, сук, развилина", латышск. saka "разветвление дерева", sаkаs "хомут, ярмо", др.-инд. cakha "ветвь, сук", нов.-перс. šāẋ "ветвь, сук, рог", арм. c̣аẋ "ветвь", готск. hôhа "плуг" и и.-е. kh, русск. *сохатъ : лит. šakótas "разветвленный".
  
  б) П.Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка, 1999; http://imwerden.de/pdf/chernykh_istoriko-etimologichesky_slovar_tom2_1999.pdf
  Соха - цельная лесина с развилкой, жердь с развилкой на конце. Др. русск с XI в. - соха, кол, дубина; с XIV века пашенное орудие.
  
  3) Применение термина в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, М., 2002; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_26.pdf
  Соха. 1. Кол, палка с развилкой, XI в.; 2. Жердь с развилкой, 1590; 3. Станок, подставка для самострелов и огнестрельного оружия, 1589; 4. Колодка, ярмо, 1318; 5. Знак V...в клеймах, 1567; 6. Простейшее орудие для пахоты, кусок дерева с развилкой: "а русскими де сохами они де пахать не умеют", 1608 г., и т.д.
  б) Национальный корпус русского языка
  * Игумен Никон. Купчая Троицкого м-ря иг. Никона на треть села Ал-дра Никитина с. Рахманова (1392-1427): "Се яз, игумен Никон, купил есмь у Фомы у Паюсова треть села Микитина Рахмановского, что купил у Олександра у Микитина сына Рохманова, куды ходила соха и топор и коса, да что х тому потягло издавна".
  * А. Н. Радищев. [Описание Петербургской губернии] (1789): "Соха употребляется самая легкая, о двух рожках, с небольшим железом; бороны делают из сучьев".
  * С. А. Еремеева. Лекции по русскому искусству (2000): "Занимая земли "куда топор и коса и соха ходили", монахи являлись распространителями культуры в этом краю".
  
  в) Словарь Владимира Даля
  Соха ж. начально, шест, жердь, цельная лесина (от сохнуть, сухое дерево?), откуда рассоха, раздвоенная на конце, с развилиной; сошка и поныне подставка; || соха, стар. приклад или ложа самострела; в тул. соха, столб, подставка, подпора, особ. в стройке; в нов. влгд. орл. кал. смл. соха, рассоха, бревно или жердь развильем ...
  
  4) Обобщение и вывод
  
  а) Исследователи в комментариях перечисляют иудеохристианские территории, где фиксируется терминология СОХА, указывают на то, что термин имел ряд значений и производных слов; этимологии (происхождение, связь графики, фонетики и содержания) как таковой - нет.
  б) Лексикон Ветхого Завета не знает понятий соха и рало, следовательно, термин является местным словом-артефактом. Из русских письменных документов ясно, соха изготовлялась из куска бревна с развилкой, первоначально термин имел значение - кол, с XIV века термин "соха" вытесняет термин "рало", собственно "сохой-ралом" называли любое земледельческое орудие, предназначенное для пахоты.
  Следовательно, мы можем предположить связь терминов СОХА-КОЛ. Кол - обрубленная ветвь дерева, заострен с одного конца; соха - лесина, часть ствола дерева, с развилками на конце, на которые надевают острые железные сошники; есть логическое общее. Если есть связь логическая, то должна быть связь ГРАФИКИ и ФОНЕТИКИ, с учетом разных алфавитов, транслитерации. Итак, мы выделили образ СОХИ - часть дерева с развилкой или мощная ветвь дерева с развилкой.
  
  в) Историческая наука придерживаются мнения, что общая культура Древней Руси с X века - иудеохристианская, на базе этой религии, вышедшей из Израиля, оформилась государственность. Мораль и формы русского общественного устройства скопированы из Священных Книг иудаизма, более позднего иудеохристианства (Новый Завет) и из примеров жизни еврейских общин (иудейский Хазарский каганат). Однако русская филология утверждает обратное - русский язык базируется на праславянской и славянской основе. Как же так, духовность общества и его организация - иудейская, а вот язык языческий, славянский??? Разве может быть раздвоение сознания и мышления (мыслим словами-понятиями)???
  За века споров по проблеме не удалось найти хоть один славянский текст или слово, тем не менее, в филологии СЛАВЯНСКОЕ СЛОВО преобладает над СЛОВОМ БОГА, что является логико-историческим, теологическим и филологическим противоречием.
  
  * Мышление и сознание человека изначально основывается на ОБРАЗАХ (суть предметов и явлений), которые являются плодом работы воспитательной и образовательной системы в данном конкретном обществе (многократные повторения (молитва, проповедь) = память); такую систему на территории Европы удалось создать только иудеохристианству. Церковь-организация обладала: письменным языком, Программой обучения и воспитания масс, властью светской и духовной, научными богословскими кадрами, разветвлённым аппаратом агитаторов и пропагандистов, финансовыми средствами и абсолютным авторитетом в народных массах в период средневековья.
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть слово в связи с терминологией сакрального иврита и библейских образов, тем боле, что исследователи игнорируют сакральный язык иудеохристиаства; не обучены, такова система высшего образования, где преобладает греческая и римская история.
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  Приведем термин в форму, приближенную к грамматике иврита, выделим корень - СОХА = СОХ+А или СОХА; у нас моментально выявляется соответствующий выделенному образу термин иврита.
  Общий вид
  Русск. СОХА = корень СОХ+А = ивр. СОХ, СОХА שׂוֹך ,שׂוֹכָה‎ ветвь, сук; термин указывает на материал из которого изготовлялся предмет и его форму - обрезанная ветвь дерева.
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H7754&k=Ez...
  Hомер Стронга: H7754. Оригинал: שׂוֹכָה. Произношение: с́окх с́окха. Часть речи: Существительное. Этимология: от H7753 - ветвь, сук.
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
  http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_464.htm
  
  б) Библейский образ
  * Судей 9:48: "И пошел Авимелех на гору Селмон, сам и весь народ, бывший с ним, и взял Авимелех топоры с собою и нарубил сучьев (ивр. СОХА) древесных, и положил на плечи свои".
  * Судей 9:49: "И нарубил каждый из всего народа сучьев (ивр. СОХА), и пошли за Авимелехом, и положили к башне, и сожгли посредством их башню огнем, и умерли все бывшие в башне Сихемской, около тысячи мужчин и женщин".
  
  Таким образом, русское понятие СОХА является прямым заимствованием библейского термина, указывает на материнский язык иврит, откуда "черпались" слова-понятия и образы.
  Это лингвистическое явление могло произойти лишь в одном случае, когда на территории работала мощная идеологическая организация, способная создать новый язык и тиражировать имя и термин на значительные территории. Из истории нам известна лишь одна организация, обладавшая соответствующими материальными, духовными и людскими ресурсами - христианская Церковь. Предтеча - иудейский Хазарский каганат (государственный язык иврит, религия - иудаизм), подготовил условия развития, заложил базовую лексику в бассейнах рек Дунай-Дон-Днепр-Волга, иудаизм хазар плавно "перетек" в иудеохристианство.
  
  Кишинев, 5.11.2017 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"