Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Бахилы, Бахилово - термин, топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Линяет кустарник хилый,
  Болотная жижа промежду швов
  Въедается в бахилы
  Э. Г. Багрицкий. Эпос [Cyprinus Carpio, 4] (1928-1929)
  
  
  1) Существующая этимология
  
  Этимологический словарь Макса Фасмера
  Бахила, "крестьянская рабочая обувь; сапог с голенищем на помочах", сев.-русск., тверск., вост.-русск., сиб. Отсюда заимств. коми bakilẹ "высокие охотничьи сапоги"; см. Вихман - Уотила 8.
  По мнению Микколы (Berühr. 82), заимств. из ср.-лат. bacle "женская обувь", которое он сравнивает с греч. βακνίδες ̇ εἶδος ὑποδημάτων vaknídes eídos ypodimáton (Гесихий). Еще более сомнительны сравнения с башма́к (Mi. EW 8) или бух-; см. Преобр. 1, 20. Темное слово.
  
  2) Применение термина в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АНСССР, М., 1975, http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
  
  * Бахилки, умен. к бахилы (сапоги). "А везенъ (самозванец, Разин) въ кафтанишкъ черномъ въ сермяжномъ, да в чюлкахъ белыхъ, да в бахилкахъ въ солдатскихъ". АИ, 1674 г.
  * Бахиловъ, в сост. имени собственного. "Лавка посадцкого человека Федки Бахилова...". Кн. прих. Нижегор. 1646 г.
  
  б) Словарь церковно-славянскаго и русскаго языка, 1847 г.; https://books.google.md/books?id=fsgGAAAAQAAJ&pg=PP11&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false
  Бахила - простонародная кожанная обувь. Бахильщик - шьющий бахилы.
  
  в) Словарь Академии Российской, 1789 г.
  Бахилы. Род крестьянской обуви, на подобии котов, но передки у них бывают короче, и подвязываются ремнями как лапти.
  
  г) Национальный корпус русского языка
  
  * М. Н. Загоскин. Москва и москвичи (1842-1850)
  Это бы еще не беда; мне не нравится парижский фрак, вам ― русский кафтан, это дело вкуса, так тут и спорить нечего. Но вот что дурно: этот неумолимый гонитель русских кафтанов, желая убедить читателей в справедливости своего мнения, спрашивает их, что лучше и красивее; серый сермяжный зипун или фрак, сшитый из тонкого сукна; безобразные бахилы, подбитые гвоздями, или красивые лакированные сапоги?
  
  * В. И. Немирович-Данченко. Соловки (1874)
  Действительно, соловецкий монах ― всегда и везде является в одной и той же рясе из толстого и грубого сукна. Простое холщовое белье крестьянского покроя, сапоги-бахилы из нерпичьей кожи одинаковы у всех, у наместника и у простого послушника. ...
  Мы-то притерпелись, а богомольцы жалуются... Из шкур мы бахилы (род сапог) шьем, штаны, рубахи тоже. Как наденешь на себя все это, хоть по горло в воду ступай ― никакая сырость не пробьется. У нас все рабочие носят их.
  
  * А. И. Куприн. На глухарей (1899)
  Сборы наши не занимают много времени. Я стягиваю потуже вокруг талии патронташный ремень и выпрастываю из-под него кверху бока свитки, чтобы дать больше свободы рукам, сильно встряхиваюсь всем телом, чтобы убедиться, что ничто на мне не бренчит и не болтается, натягиваю кожаные бахилы* и крепко обвязываю их повыше колен вокруг ног, а тем временем Трофим дает мне последние наставления, и хотя я их слышал, по крайней мере, раз десять, я слушаю еще раз со вниманием и новым любопытством.
  * род толстого кожаного чулка; бахилы выделываются из цельного куска кожи и потому совершенно не пропускают воды...
  
  * Протоиерей В. П. Свенцицкий. Преподобный Серафим (1925)
  Одежда преподобного Серафима описывается так: "В продолжение всего подвижничества о. Серафим постоянно носил одну и ту же убогую одежду: белый балахон, комканые рукавицы, комканые бахилы вроде чулок, поверх которых надевал лапти, и поношенную камилавку". Вот вам и соблазн осуждения.
  
  д) Б. В. Шергин. Словарь поморских и специальных слов и выражений, объяснение собственных имени названий (1930-1960)
  Бахилы ― высокие кожаные сапоги на мягкой подошве, с круглыми носками, сшитые на прямую колодку, удобные для хождения по толстому льду в зимнее и летнее время, употребляются поморами на промыслах.
  
  е) Топонимика
  Бахилово - село в Ставропольском районе Самарской области, расположено в значительном лесном массиве, неподалеку от реки Волги. Первое упоминание о селе относится к оброчной грамоте царя Бориса 1599-1600 гг., основано беглыми крестьянами. Владел им звенигородский Савво-Сторожевский монастырь (1398 г.). Предполагается, что название село получило от названия обуви: бахилы - деревянные колодки с натянутой наверху кожей. Бахиловская лесная и горно-овражистая система - заповедник.
  * См. на карте Менде 1861 г.; http://www.etomesto.ru/map-ulyanovsk_simbirskaya-mende/; Топографические карты СССР N-39 (В) 1:100000. Самарская область; http://www.etomesto.ru/map-genshtab_n39-v/
  
  3) Обобщение и вывод
  
  а) А. Усанин. Реки текут до тех пор, пока существуют леса; https://www.bleckt.com/publication/world/20418.html (сокращена)
  Круговорот воды и жизнь на поверхности этой планеты поддерживаются большими лесами. ... Водяной пар, испарившийся с поверхностей листьев, конденсируется в верхних холодных слоях атмосферы, из-за чего воздух над лесом разрежается, что создает восходящие потоки воздуха над лесом, засасывающие влажные воздушные массы со стороны океана и приносящие их на сушу. После выпадения осадков сухой воздух возвращается назад к океану через верхние слои атмосферы. На поверхности земли ветер дует туда, где происходит наибольшее испарение влаги. А оно больше всего над лесами, потому что у леса - самая большая площадь испарения на единицу площади земной поверхности благодаря большому количеству листьев. ...
  Количество воды, которое растение испаряет за сутки, в зависимости от температуры, количества света и влажности почвы, бывает довольно высоким. Подсолнечник испаряет за сутки до одного или двух литров воды, а столетний дуб - более 600 литров! ...
  Но в любом случае, в густом лесу с соприкасающимися и переплетенными кронами соседних деревьев суммарная площадь поверхности листьев в десятки раз превосходит площадь земной поверхности, расположенной под лесом. Листья деревьев представляют собой испаряющую поверхность леса, в десятки раз большую испаряющей поверхности открытого океана того же размера.
  Однако транспирация (испарение воды через листья) - не единственный источник испарения, формирующегося над лесом. Деревья обладают способностью аккумулировать, "перехватывать" своими кронами значительное количество атмосферной, дождевой влаги или снега, которые также вносят огромный, достигающий 30%, вклад в развиваемое лесом испарение. Это особенно характерно для северных хвойных лесов, где налипшие на деревьях снежные шубы и шапки обеспечивают поток испарения даже зимой, когда испарение воды с помощью листьев отсутствует. И благодаря этому леса даже зимой притягивают в их регион влагу в виде выпадающих новых обильных снегов. ...
  Из всего этого следует важный для каждого из нас вывод: уничтожение ради коммерческой чьей-либо выгоды лесов - этого уникального создания Бога - не может быть квалифицировано иначе, как преступление против жизни на Земле, в том числе и против самого человека.
  
  б) Топоним отмечен в русских актах примерно с начала XVII века, имя в 1646 г., наименование обуви с 1674 г., в русской литературе термин зафиксирован с 1830 гг.
  
  В большом лесу всегда влажно, деревья испаряют влагу, после очередного дождя лесная подстилка задерживает влагу, ручьи, малые водные потоки, болота и озера, впадины рельефа - такова обстановка в русском лесу.
  В России лес - кормилец: грибы, ягоды, дичь (шкуры, мясо), строительный лес (вплоть до советского времени в строительстве дерево основной материал).
  Из исторических письменных источников ясно, "бахилы" - специальная обувь для обеспечения жизнедеятельности человека на озерно-болотистой и лесной территории и в море, там где всегда "влажно, сыро, мокро".
  
  Вывод
  Официальная этимология не способна объяснить топоним и термин в связи с природной и социальной действительностью, целесообразно рассматривать его в связи с главенствующей религиозной доктриной - иудеохристианством, с сакральным языком, ивритом. Есть письменные источники, указывающие, что монашество использовало этот вид обуви. В библейском иврите необходимо искать термин имеющий в своем корне согласные Х.Л. или наоборот Л.Х. указывающие на влажность, сырость.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму приближенную к грамматике иврита, прочитаем его наоборот (как в иврите) и выделим корни.
  БАХИЛЫ = ЫЛИХАБ = Ы+ЛИХ+АБ, уберем гласные знаки (иврит язык согласных) = Л.Х. + аин (0 звука).Б (в); очевидно корнем является сочетание согласных знаков Л.Х.
  
  Терминология
  ивр. ЛЕАХ לֵחַ влага, свежесть, бодрость.
  ивр. ЛАХ לַח влажный, мокрый, свежий.
  ивр. МИДАТ хаЛАХ מִדַּת־חלַּח мера жидкостей.
  ивр. ЛИХЛЕАХ לִחְלֵחַ мочить, смачивать, увлажнять.
  ивр. АВ עָב чаща леса
  
  Общий вид
  
  БАХИЛЫ (а) = наоборот ы+ЛИХ+АБ = без гласных Л.Х. + Б = ивр. Л.Х., ЛАХ לַח влажный мокрый + аин (0 звука, утерян). В. (АВ) чаща леса.
  Обувь для деятельности в густых, влажных (мокрых) лесах.
  
  Источник
  
  * См. стронг иврита ЛАХ, 3892, 3893; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/3892.htm
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому
  Hомер Стронга: H3892. Оригинал: לַח. Произношение: лах. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего be new - свежий, сырой, зеленеющий.
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 232.
  
  б) Библейский образ
  
  * Иезикииль 17:24: "И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее (ЛАХ сырое) дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю".
  * Иезекииль 20:47: "И скажи южному лесу: слушай слово Господа; так говорит Господь Бог: вот, Я зажгу в тебе огонь, и он пожрет в тебе всякое дерево зеленеющее (ЛАХ сырое) и всякое дерево сухое; не погаснет пылающий пламень, и все будет опалено им от юга до севера".
  
  * Иеремия 4:29: "От шума всадников и стрелков разбегутся все города: они уйдут в густые (АВ чаща) леса и влезут на скалы; все города будут оставлены, и не будет в них ни одного жителя".
  
  Таким образом, термин русского языка начала XVII века "бахилы", составлен из двух корней иврита, обозначает вид обуви, который использовали в густых лесах озерно-болотистой территории страны. Термин очевидно связан с культурно-религиозной деятельностью православной церкви, скорее всего образован монахами северных областей России.
  
  Кишинев, 14. 2. 2020 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"