Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Беседа - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  А коли, Богу хотящу, друг друга узрим, тогда
  пространнее будет беседа о всем, про все
  НКРЯ. Нил Сорский. Послание брату, пришедшему
  с восточной стороны (1480-1508)
  
   ***
  Где ты был, когда Я землю основал
  (ивр.Б.Й.С.Д.Й, БЕЙАСДИ от ЙАСАД)?
  Скажи, если сведущ и разумен
  Иов 38:4
  
  
  1) Существующая этимология
  
  Этимологический словарь Макса Фасмера
  "Беседа "разговор, поучение", диал. "собрание, пиршество", беседка "легкая летняя постройка, увитая зеленью", укр. бесiда "беседа", ст.-слав. бесѣда (греч. λόγος, ῥῆμα, ὁμιλία, logos, rima, omilia) болг. беседа, сербохорв. бесjеда, словен. beseda "слово, речь", чеш. beseda, др.-чеш. beseda, польск. biesiada "пир".
  || Из *bez- + *sěda "сидение снаружи" со стар. знач. bez- "снаружи"; ср. др.-инд. bahis "снаружи", bahirdvaram "место перед дверью"; см. авторы... В семантическом отношении Ванстрат сравнивает беседа с др.-исл. utiseta "сидение снаружи в ночное время для гадания, прорицания". Вряд ли правильно сравнивают Брандт (...) и Погодин (...) бе- с лит. дуративной част. bе-; против см. Преобр. (...) и Ильинский (...), собственные сопоставления которого с басня, бахорить, а также с нем. faseln "молоть вздор" принять нельзя" (???).
  
  ** Примечание
  Истолкование "сидеть снаружи" у ряда авторов, лишено здравого смысла, нарушение логического "Закона достаточного основания" (нет основания, принимается на веру).
  Беседа (термин) - получение (передача) знания о каком-либо предмете или явлении; исследователи путают второстепенное (сидящих и говорящих людей) с главным значением термина - получение знаний о предмете (поучением).
  
  2) Термин в старорусских актах и литературе
  
  а) Словарь Академии Российской 1789-94 гг., с. 1029-1030; подобно у И.И. Срезневского. Материалы для словаря... 1893г. Санкт-Петербург; http://it-claim.ru/Projects/ESAR/SAR/PDFSAR/Frame...
  
  * Бесѣда, ы - 1. разговор (Примеры из Нового Завета). 2. Инде в Свят. пис. берется за свойство языка, за наречие... (прим. из Нов. Зав.). 3. Значит тоже что поучение. Беседы Иоанна Златоустого. 4. В обыкновенном употреблении берется за собрание, общество.
  * Бесѣдка. Так называется шалашик из деревьев переплетенных между собой сделанный; или небольшой покоец каменной, либо деревянной, каковые в садах для украшения и приюту от зноя делаются.
  * Бесѣдую - разговариваю..., поучаю, наставляю (прим. из Нов. Зав.).
  * Собесѣдую - (Исаия 7:6, "Бог говорит"); и т.д., термины связанные с понятием "седѣть".
  
  б) ЭСБЕ/Беседа, Беседка, Беседы с Богом и т.д.
  
  * Беседа, т. е. разговор - заглавие большого количества народных русских легенд, повестей и стихов. Содержанием таких "бесед" служит решение таинственных вопросов, о которых не упоминает Священное Писание. Необразованный и вместе с тем любознательный русский христианин средних веков с помощью собственной фантазии решал все вопросы, на которые не мог найти определенных ответов в христианском учении...
  Таким путем возникли апокрифические сочинения вроде всякого рода "вопросов", например: "Вопросы Иоанна Богослова Господу", "Вопросы князя Антиоха" и "беседы" вроде "Беседы трех святителей".
  Беседа трех святителей (по мнению Буслаева: "Исторические очерки русской народной словесности", т. II стр. 15) занесена в Россию из Болгарии, потому что она встречается в болгарских рукописях, в которых не видно следов русского влияния; но в России она получила местный колорит и пустила глубокие корни в древнерусской поэзии...
  
  * Беседка - легкое сооружение в саду или парке, со скамейками и столом, предназначенное для отдыха и беседы, откуда и происходит самое его название.
  Форма беседок - самая разнообразная. Простейший вид - четыре столбика, покрытые четырехскатной крышей; по низу столбики обносятся с трех сторон стенкой высотой по локоть; с четвертой - открытой делается вход; скамьи идут по стенкам, а посередине ставится на неподвижной тумбочке стол. ...
  
  * Беседующий гражданин - ежемесячное издание, выходившее в Петербурге в продолжение 1789 г., заключавшее в себе "Рассуждения вольным слогом и на стихах, как на природном Российском языке сочиненные, так и заимствованные переводом у самых лучших Иностранных Писателей, через разные роды Творений открывающие путь к ясному познанию главнейших обязанностей человека в особенности, а наипаче Гражданина". Всего вышло 3 части, по 4 книжки в каждой, in 8№, около 1200 страниц текста. ...
  
  * Беседы с Богом или размышления в утренние часы, Беседы с Богом или размышления в вечерние часы и Размышления о делах Божиих в Царстве натуры и Провидения, все три на каждый день года - периодические издания, выходившие в 1787-1789 гг. одновременно под редакциею протоиерея Московского Покровского собора Иоанна Герасимовича Харламова ...
  
  в) Национальный корпус русского языка
  
  * Пчела (XI-XIII вв.): "Златаѹстъ р(ч҃)е. Егда мл҃твою что просимъ ѹ вл(д)кы, не скоро изнемагаимы, да ѹдолѣемъ неѹлѹченью частымъ прошеньемъ. Добро воинѹ мл҃твою бесѣдовати съ бг҃омъ˙ аще бо бесѣда бл҃га мѹжа лѹчьша творить бесѣдѹюща с нимъ, кольма мы бесѣдѹюща съ бг҃омъ по всѧ дн҃и и нощи лѹчьшаꙗ приимемъ. ...".
  * Вкладная книга Кириллова Белозерского монастыря (1560-1570): "три книги в десть Евангельскиа беседы".
  
  * И. С. Барков. "Желал иметь земли посредственной уделец...": Загородной дом [Сатиры Горация, Книга 2, 6] (1763)
  Но идет тихая беседа тут любезно
  О том, что нужно, что знать умному полезно:
  В богатстве ли людей блаженство состоит,
  Иль в добродетели, кто прямо ону чтит?
  
  г) Словарь русского языка XI-XVII вв.; https://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
  Беседка. "В ней (саду) тако ж можно зделати прохладный виридарин (лат. внутрениий дворик), сиреч травничек, и беседку гсдиу", Надзиратель, XVI в.
  
  3) Обобщение и вывод
  
  Период появления термина XI-XIII вв. - время организации Церкви (общественного института) на местах: приходы, погосты, монастыри.
  "Беседа" - ежедневная работа священников и монахов; устное разъяснение христианского учения, Дел и Слов Божьих, форма общения с населением. Термин "беседа" зафиксирован в актах и старорусской литературе, скорее всего, сформирован Русской православной церковью, в других языках не отмечен (болгарский?).
  
  В абсолютном большинстве случаев древние авторы вкладывают в слово - смысл поучения, беседы с Богом (молитвы). В общем - обсуждение какой-либо проблемы, получение знания о предмете или явлении.
  Маловероятно происхождение термина от термина "сидеть" - положения тела беседующих; "беседу" можно проводить и в движении или в положении лежа, стоя, или занимаясь какой-либо деятельностью.
  * А.С. Пушкин. Движение (1821): "Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить".
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией, т.к. слово распространено в церковной среде.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни.
  БЕСЕДА = БЕ+СЕДА= без гласных Б.С.Д.; скорее всего слово составлено из корней иврита Б+ЕСЕД+А.
  
  ** Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно 1878, с. 68 (БАА спрашивать, просить); с. 186 (ЙСАД утверждать, совещаться...).
  * БЕ = ивр. БАА בָּעָה спрашивать, выяснять, чтобы узнать, просить, просьба, молитва; БЕАИА בְּעָיָה проблема, вопрос (вопрошать).
  * СЕДА = ивр. ЙАСАД, ЙИСАД יָסַד, יִסַּד 1. садить, ставить, утверждать на основании. 2. перенос. устанавливать, определять, назначать; заседать, садится для совещания, совещаться и т.д. в общем значении - основание в прямом и перенос. смысле.
  
  Общий вид
  
  + вариант БЕСЕДА = без гласных Б+С+Д, Б.С.Д = ивр. Б.0 звука.0 звука - утеряны, с гласными БАА בָּעָה спрашивать, выяснять, чтобы узнать, просить, просьба, молитва + ЙИСАД יִסַּד полагать основание, полагать, утверждать, устанавливать обычай, закон, заседать, совещаться.
  Смысл термина "беседа" - выяснить, узнать согласно установленному обычаю, закону (о Боге) или выяснить на совещании, собрании, заседании. См. работу "Баять": https://www.chitalnya.ru/work/1545445/; https://proza.ru/2014/05/26/806
  
  ++ Скорее всего прямое заимствование термина из стиха Иов 38:4 (Где ты был, когда Я землю основал. Б.С.Д.?)
  БЕСЕДА = Б + ЕСЕДА = ивр. Б.+ Й.С.Д.Й., Б, БЕ слитный предлог: в, внутри, среди, среда действия + ЙАСДИ בְּיָסְדִי основал, утверждал, устанавливал, утверждал на основании...
  
  Термин обозначает специальный, универсальный метод ответа на вопросы религиозного и светского содержания - на основании библейских текстов. Собственно метод обучения и воспитания населения - Вере.
  
  * Из беседы трех святителей; http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4...
  
  Вопрос. Сказал Господь: "Будет дерево, куда прилететь птицам небесным и поселиться на ветвях его".
  Ответ. Дуб есть мир, ветви - народы, а птицы - апостолы, по всему миру и всем народам проповедающие Слово Божие.
  Вопрос. Кто это, о ком сказано: от двоих мне убежать невозможно, а двоих не догнать?
  Толкование. От смерти и старости не убежать, а жизни и юности не догнать.
  
  Источник
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H1158. Оригинал: בּעה. Произношение: ба‛а. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. спрашивать, расспрашивать, вопрошать; 2. кипятить. B(ni): 1. быть обыскиваемым или разыскиваемым; 2. прич. выпуклый, выгнутый, горбатый.
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H3245. Оригинал: יסד. Произношение: йасад. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. полагать основание; 2. полагать, основывать, утверждать, постановлять, определять. B(ni): 1. быть основанным; 2. устраивать заговор, замышлять. C(pi): 1. основывать, полагать основание стены; 2. постановлять, определять. D(pu): быть основанным. F(ho): быть основанным.
  Есф 1:8.Псал 2:2; Псал 31:13. Псал 78:69; Авв 1:12. Навин 6:26; 3Цар 5:17; 3Цар 6:37; 3Цар 7:10; 3Цар 16:34; 2Пар 31:7; Езд 3:6; Езд 3:10; Езд 3:11; Езд 3:12; Псал 102:25; Ис 48:13; Агг 2:18; Зах 4:9; Зах 8:9; Зах 12:1. Иов 38:4; Ис 51:13; Ис 51:16; Ис 54:11. Исх 9:18; Псал 24:2; Псал 89:11; Псал 104:8; Псал 119:152; Прит 3:19; Ис 14:32; Ис 23:13; Амос 9:6. 2Пар 3:3. 3Цар 6:37; Езд 3:6; Езд 3:11; Езд 3:12; Псал 104:5; Ис 44:28; Зах 8:9. Ис 28:16. 1Пар 9:22; Псал 8:2. Песн 5:15. Ис 28:16.
  
  б) Библейский образ
  
  * Исаия 21:6: "Отвечает стражник: "Наступило утро - и все же ночь длится! Захотите спросить (ивр. ТИВАИУН форма от БАА) еще - спрашивайте (ивр. БЕАИУ форма от БАА), приходите снова".
  * Даниил 2:16: "Даниил пошел к царю и упросил (УВЕА, форма от БАА) его дать время на разгадку царского сна".
  
  * Исаия 28:16: "Так говорит Владыка Господь: "Я закладываю (ивр. ЙИСАД) камень на Сионе, глыбу гранитную, крепкую, камень краеугольный кладу в основанье (МУСАД, от ЙИСАД) стены. Чья вера тверда - тот не дрогнет".
  
  * Исаия 21:16: "Слова Мои Я вложил тебе в уста, укрыл тебя под сенью Моей руки; Я простер небеса и землю утвердил (Й.С.Д., ЙИСАД), Я сказал Сиону: "Ты - Мой народ!".
  
  * 1 Паралипоменон 9:22: "Всего в стражи ворот было отобрано двести двенадцать человек. Их родословие определено (ЙИСАД) по месту жительства. Давид и провидец Самуил назначили их, доверив им это служение".
  
  Таким образом, термин русского языка "беседа", сформирован на библейских образах и терминологии. Беседа - один из методов агитации (распространение идей) и пропаганды (разъяснение идей) христианского вероучения в народе.
  
  Кишинев, 9.1. 2023 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"