Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Брезгать, брезговать, брезгати - термины, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Гезера (мн. "гезерот", גזרות‎) гонения, ограничения свободы
  культа, а начиная с эпохи Средних веков до последнего
  времени также ограничительные меры против евреев
  в законодательстве. ... но вообще всякие преследования...
  в народе же всякое новое гонение или ограничительный
  указ продолжают обозначаться словом Гезера
  ЕЭБЕ/Гезера, постановление, 1887-89 гг.
  
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь
  
  Корень: -брезг-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть. Значение: испытывать чувство брезгливости по отношению к кому-либо или к чему-либо, гнушаться; перен. считать кого-либо или что-либо недостойным себя; пренебрегать, гнушаться кем-либо или чем-либо.
  
  Этимология
  
  Происходит от праслав. *brĕzgati, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. брѣзгати "скисать", укр. збрескнути, польск. zbrzazgnąć "прокисать", чешск. břesknout "киснуть"; соотносительно с именем *brĕzg "терпкий вкус, кислота, плесень", имеет соответствие в герм. языках: норв. brisk "горький вкус", brisken "горький". В рус. языке XVI-XVII вв. изв. брѣзгати, брєзгати, брѣзгаѭ, обрѣзгати. Этимологический словарь А. К. Шапошникова. (гипотеза, праславянский язык никто не знает???)
  
  б) Толковый словарь Даля
  
  БРЕЗГАТЬ, брезговать, ряз. брезгунить чем, пренебрегать, гнушаться; быть взыскательным, притязательным, разборчивым; причудничать, привередничать; особенно о пище. Не брезгуйте малым гостинцем моим. Придет беда, не брезгуй и ею. Станешь брезгать, будешь голодать. Наша невестка ничем не брезгует: хоть мед, и то сожрет. Брезга об. брезгун муж. брезгунья жен. брезгуша, брезгунка, брезгуля об. брезгливец муж. брезгливица жен. чересчур разборчивый, прихотливый на пищу, склонный брезговать; в ком малейшая неопрятность или не доброта пищи, даже сама беседа об этом, возбуждает сильное отвращение; брезгливый, гадливый, причудливый, привередливый. Брезгливость жен. свойство брезгливого. См. также брезжать и брюзжать.
  
  2) Применение термина в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН ССР, М., 1975;
  http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_1.pdf
  
  И.И. Срезневский. Материалы для словаря... 1893 г.;
  http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijA-D.pdf
  
  * Брѣзгати. Брезгать, "колми еси грешен, яко и пси брезгають тобой", Жит. Андр. Юрод. XVI-XII вв.
  * Брѣезгливый. Тягостный, неприятный. Влах. Слов. XVII в.
  * Брѣзговати. Нищие бо человеци и пси брезгают... Жит. Пр. Уст., XVII в. Ездить морем - не брезговать горем. Сим. Посл. XVII в.
  
  б) Словарь Академии Российской 1789 г.
  
  Брезгую - гнушаться чем или кем; иметь отвращение от чего, кого, глагол по отношению к пище или питью. Брезгование, брезгливость, брезгливо, брезгливый, брезгун.
  
  в) Национальный корпус русского языка
  
  * Н. В. Гоголь. Страшная месть (1831-1832): "моя Катерина так делает галушки, что и гетману редко достается есть такие. А брезгать ими нечего. Это христианское кушанье! Все святые люди и угодники божий едали галушки".
  
  * С. Т. Славутинский. Читальщица // "Русский вестник", 1858, Љ 10, 1858: "Надо только приниматься за дело с божьей помощью, никак не кривя душой, да не следует братний грех осуждать, нельзя за грех брезгать человеком...".
  
  * Н. П. Гиляров-Платонов. Из пережитого. Том 1 (1886): "Перворазрядный студент семинарии брезгал, продолжает, вероятно, брезгать и теперь священническим местом в селе при вероятности получить дьяконское, но в Москве; дьяконскими в Москве местами не пренебрегали и кандидаты академии".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  Термин зафиксирован в старорусских актах примерно с XII в. как термин богословской литературы. Получил распространение с конца XVIII века в произведениях русских писателей и поэтов. Ссылки на праславянское или славянское происхождения невозможно проверить, наука не знает ни одного славянского слова, текста - гипотеза.
  
  Вывод
  
  Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корень.
  
  БРЕЗГАТЬ = Б+РЕЗГ+АТЬ = корень РЕЗГ. Прочитаем корень наоборот, как в иврите справа налево = РЕЗГ = Г.З.Р., корень библейского иврита.
  
  ивр. Г.З.Р. = с огласовками ГАЗАР גָּזַר разрезать, разделить, указать, быть отрезанным, отделенным, исключенным, решение, постановление; производная форма НИГЗАР от ГАЗАР.
  
  Общий вид
  
  БРЕЗГАТЬ = Б + корень РЕЗГ+АТЬ = корень РЕЗГ = наоборот ГЗЕР = корень иврита Г.З.Р., с огласовками ГАЗАР גָּזַר, НИГЗАР נִגְזַר разрезать, разделять быть отделенным, исключенным, отлученным, отвергнутым, отторгнутым.
  
  Т.е. явление, предмет, человек или животное, которые в силу каких-либо обстоятельств (природных, политических, религиозных, общественных, болезни), согласно религиозным постановлениям, исключается или изгоняется из общества; им БРЕЗГУЮТ, он ИЗГОЙ.
  
  Источник
  
  * См. Лексикон по Стронгу и Дворецкому; http://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H1504. Оригинал: גּזר. Произношение: газар. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. разрезать, рассекать, рубить; 2. решать, определять. B(ni): 1. быть отрезанным, отсечённым; 2. быть решённым.
  
  * См. стронг иврита 1504 ГАЗАР; https://www.studylight.org/lexicons/eng/hebrew/15...
  
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 86.
  
  б) Библейский образ
  
  * 2 Паралипоменон 26:21: "И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме и отлучен (НИГЗАР, форма от ГАЗАР) был от дома Господня. А Иоафам, сын его, начальствовал над домом царским и управлял народом земли".
  
  * Исаия 53:8: "От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут (НИГЗАР, от ГАЗАР) от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь".
  
  Таким образом, Б+РЕЗГ+АТЬ - отлучение, отторжение человека от общества, с ним люди не ведут никаких общественных и личных дел. Со временем произошло обмирщение сакрального термина (потеря святости), его стали употреблять для обозначения обычных явлений и предметов.
  
  Рассматривая этот термин мы можем сделать вывод о словообразовании в русском языке.
  Библейский корень обставлялся местными приставками, суффиксами и окончаниями, в результате получался русский термин связанный корнем с сакральным ивритом. Тиражирование слова в пространстве и времени происходило в системе церковных приходов, монастырей и церквей, а также через органы государственного управления - приказы.
  
  Как-то иначе представить формирования русского языка - невозможно, нет логического и лексического основания - не с чем сравнивать. С эпохи Петра I развилась русская литература, появились русские писатели, поэты, драматурги, филологи и историки, которые внесли значительный вклад в развитие русского языка. Отметим, что вплоть до 1917 г. Церковь осуществляла цензурный контроль над выходящей в свет литературой.
  
  * Примечание
  
  Идея термина принадлежит читателю пожелавшего остаться неизвестным.
  
  Кишинев, 22.2.2021 г.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"