Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Бритва, брить - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  С древнейших времен мужчина удалял лишний волосяной покров с лица - неудобно, длинная борода мешает при проведении работ и в бою. Первоначально использовали заостренные ракушки и острые кремневые лезвия, с появлением металлургии - медные, бронзовые и железные бритвы.
  На Востоке профессия брадобрея (существовали цеха) была распространена, упоминаются в текстах Среднего царства (Египет), Месопотамии и др. странах. Древние египтяне считали волосы на лице признаком неаккуратности и регулярно брились, археологи находят бритвы также и в Европе (Дания, Скандинавия, 2 тыс. до н.э.).
  
  Упоминается бритва и в церковно-славянских переводах Библии: "Числа 5 Во вся̂ дни̂ ѡбѣ́та ѡчище́нiя своегѡ̀ бри́тва да не взы́детъ на главу̀ єгѡ̀, до́ндеже сконча́ются днíе, єли̂ки ѡбѣща́лъ є́сть гдс̑у: ст҃ъ бу́детъ растя́й власы̀ главы̀ своея̀" (Нац. корп. русск. языка).
  
  Используя этот историко-лингвистический факт мы, постараемся установить лексическую связь термин "брить" и "бритва" с терминологией иврита и библейскими образами.
  Апостол Павел отмечал: "если и вы языком произносите невразумительные слова, то, как узнают, что вы говорите?" (1 Кор. 14:9). Следуя завету древнего реформатора общества, мы стараемся объяснить невразумительный русский термин "брить" (не объяснена связь между графикой слова и значением) в рамках системы иудеохристианства, понятия которой напрочь забыли ожесточенной борьбе за "национальное" преобладание в сфере духовного.
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук, М., 1975
  
  * БРИТВА, 1015; 1. Яко бритва изострена створилъ есть лесть. Пс. 51:2. 2. Ипать. лет. Постригоша главу ее сь бритвами. Пролог, 1339.
  * БРИТИ. Да не бриети брад ваших. Левит 19:27, Библ. Генад. 1499 г.
  * БРИЧЬ. То же что бритва. Да не будем мечь остръ, и бричь наощренъ. Гр. Наз. XI в.
  
  б) Викисловарь, брить
  
  Корень: -бр-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть.
  Значение - срезать волосы с поверхности кожного покрова лезвием и т. п.
  Этимология по Максу Фасмеру
  Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: русск.-церк.-слав. брити; ср.: ст.-слав. бритва, укр. брич, бритва "бритва", болг. брич - то же, сербохорв. бриjем, бриjати, словенск. brȋjem, bríti, чешск. břiji, břitva, польск. brzytwa, в.-луж. britej (род. п. britwje). Праслав. форма восходит к праиндоевр. *bher- "резать", ср.: др.-инд. bhrīṇā́ti "ранит", авест. pairibrīnaiti "обрезает вокруг", brōiʮra- "лезвие", нов.-перс. burrīdan "резать", фрак. βρίλων vrílo̱n "брадобрей"; сюда же, наверное, алб. britmi i parë "сентябрь", britmi i dütë "октябрь", букв. "первый и второй месяц жатвы", тогда как алб. brisk "бритва", возм., заимств. из болг. бричък: брич. (???)
  
  в) Викисловарь, бритва
  
  Корень: -бр-; суффиксы: -и-т-в-; окончание: -а. Значение - прибор для бритья.
  Этимология по Максу Фасмеру
  Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав., укр. бри́тва, болг. бри́тва, сербохорв. бри̏тва, словенск. brȋtva, чешск. břitva, польск. brzytwa, в.-луж. britej (род. п. brítwje). Из бре́ю, брить. (???)
  
  2) Обобщение и вывод
  
  Макс Фасмер выводит термин "брить" из праславянской формы, праславянские, как и славянские языки неизвестны науке, церковно-славянская письменность (условное наименование) никак не связана со славянскими языками. Славянскую языковую общность, отслеживают по одинаковым словам-понятиям, которые существуют в русском, болгарском, сербском и др. языках, но эти понятия имеют теснейшую связь (корневую и смысловую) с ивритом.
  Все эти народы оформили свою государственность и языки именно в то время, когда на большей части Причерноморья и Поднепровья господствовало иудеохазарское государство, ясно, что истоки слов-понятий надо искать в языке религиозной еврейской доктрины, давшей "фоновые" знания. У нас мало сведений о миссионерской деятельности евреев в период IV- IX вв., но она, очевидно, была значительной, если судить об образовании Хазарского каганата, Болгарии, Венгрии и ядра русского государства - Киевской Руси, а также по более поздней направленности религиозной литературы против евреев.
  
  Вывод
  Мнение Макса Фасмера лишено логического и историко-лингвистического основания, он лишь определил границы распространения церковнославянской терминологии, но не более, связи с библейской лексикой им не установлены.
  
  3) Терминология иврита и библейские образы
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин "брить" в форму, приближенную к грамматике иврита, выделим корень - БРИТЬ = Б+РИТ+Ь, прочитаем слово наоборот = Ь+ТИР+Б, сразу же "выплывает" корень иврита - Т.Р., с огласовками ТААР - бритва (совпадения согласных). По еврейской традиции в истолковании - согласные принадлежат Богу.
  
  Общий вид
  церковнославянские БРИТЬ, БРИТВА = Б+РИТ+Ь, Б+РИТ+ВА = корень Р.Т., наоборот = ивр. ТААР תַעַר бритва, ножик.
  Венгерский язык (значительное еврейское население в средневековье) - borotva бритва = корень Р.Т., наоборот Т.Р., бритва.
  
  б) Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H8593. Оригинал: תַּעַר. Произношение: та‛ар. Часть речи: Существительное. Этимология: от H6168 - 1. бритва, ножик; 2. ножны.
  
  в) Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона о транслитерации буквы АИН (средняя буква в корне тАр, произношение утеряно) на русский язык
  
  Буква АИН: "ע, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается, а потому имеются формы: Овадия или Авдия, Еглом, Ог, Илий, Имануил"; т.е. при транслитерации имен и терминов иврита на русский язык буква АИН огласовывалась произвольно, как - А, О, Е, И.
  Например: Илий (ивр. עֵלִי, Эли) - герой Первой книги Царств, имевший статус судьи и народного вождя, в 1Цар.4:18 сообщается, что он "был судьёю Израиля сорок лет";
  Иммануи́л (Иммануэль, Эммануэль, Эмануил, Мануил, Мануэль) - мужское теофорное имя библейского (еврейского) происхождения (ивр. עִמָּנוּאֵל - "с нами бог"); упоминается в пророчестве Исайи и в Евангелии от Матфея, имя ассоциируется с мессией, в христианстве имя Иисуса.
  
  г) Библейский образ
  
  ЕЭБЕ, ст. Бритьё: "Бритва часто упоминается в Библии под словом תער (ТААР) (Числ., 6, 5; 8, 7; Исаия, 7, 20; Пс., 52, 4) или "мора" (Судьи, 13, 5; 16, 17; I Сам., 1, 11)".
  
  * Числа 6:5: "Во все дни обета назорейства его бритва (ивр. ТААР) не должна касаться головы его; до исполнения дней, на которые он посвятил себя в назореи Господу, свят он".
  * Числа 8:7: "а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою, и пусть они обреют бритвою (ивр. ТААР) все тело свое и вымоют одежды свои, и будут чисты;
  * Иезекииль 5:1: "А ты, сын человеческий, возьми себе острый нож, бритву (ивр. ТААР) брадобреев возьми себе, и води ею по голове твоей и по бороде твоей, и возьми себе весы, и раздели волосы на части".
  * Исаия 7:20: "В тот день обреет Господь бритвою (ивр. ТААР), нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду".
  
  Таким образом, церковнославянский термин "бритва" является транслитерацией (перевод понятия с одной графики на другую, отличную), согласные буквы и библейский образ предмета совпадают, что говорит о заимствовании.
  Вывод Макса Фасмера о "праславянском" происхождении термина не имеет логического и историко-лингвистического основания. Скорее всего, термины "брить, бритва" образованы в ходе создания лексики церковнославянского языка миссионерами св. Кириллом и Мефодием в IX в. на территории Великой Моравии.
   Кишинев, 2013 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"