Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Академия - рай, место познания

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  1) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь/Академия
  
  Корень слова: не выделен (не способны, или не желают?). Значение: авторитетная научная или художественная организация; разновидность высшего учебного заведения.
  
  Этимология. Происходит от лат. academia, из др.-греч. Ἀκαδήμεια, первонач. - название местности (рощи) в древних Афинах, где с 385 г. до н. э. находилась платоновская академия и где, по преданию, был похоронен герой Академ (др.-греч. Ἀκάδημος).
  
  б) Этимологический словарь Макса Фасмера: "с 1680 г.; см. Огиенко, РФВ 66, 361; также у Ф. Прокоповича; очевидно, через польск. akademja из лат. academia от греч. Ακαδήμεια - производное от имени героя Ακάδημος; первонач. местн. н. в Афинах, так как там с 385 г. до н. э. до 529 г. н. э. помещалась платоновская академия".
  
  в) Все остальные этимологические и толковые словари - аналогично.
  
  2) Греческая мифология
  
  * Академ
  
  Царь, герой-предок греков Тесей, похитил Елену (Прекрасную) и спрятал её в деревушке Афидны, боясь мести её братьев Кастора и Полидевка (Диоскуры). Братья собрали войско и осадили Афины, афиняне поклялись, что не знают, где Тесей спрятал девушку.
  
  Диоскуры начали грабить Аттику, тогда некто Академ (Ахедем), аркадец, пришедший в Аттику по приглашению Тесея, указал им на Афидны, где братья-близнецы и нашли свою прекрасную сестру. Академ имел небольшое владение с садом у реки Кефис, неподалёку от Афин, эти владения получили названия Академия.
  
  После смерти Академа, который, по "свидетельству" географа Павсания (II в.) был похоронен в этом саду (прошло 1400 лет, передача мифа - какое может быть свидетельство?), участок переходил из рук в руки, сохраняя свое название - Академия.
  
  3) "Свидетели"
  
  а) Епископ Евсевий Кесарийский (Палестина, III-IV вв.) в своей "Хронике" суммировал данные античной хронологии, он относил время правления 10 (11) царя, героя-предка Тесея к 1234 - 1205 годам до н.э.
  
  б) Павсаний (2 в. н.э.) - древнегреческий писатель и географ, автор античного путеводителя "Описание Эллады".
  
  * 1, 29, 2: У афинян и за городом в поселках и по дорогам есть храмы богов и могилы героев и прославленных мужей. Ближе всего - Академия, некогда владение ЧАСТНОГО гражданина, в мое время гимнасий;
  * 1. 30, 2. В Академии есть жертвенник Прометею, и отсюда начинается бег до города с зажженными факелами. Состязание заключается в том, чтобы во время бега сохранить факел горящим.
  * 1. 30. 3. Недалеко от Академии есть могильный памятник Платону, о котором бог вперед дал знамение, что он будет самым великим в философии (Сократу, учителю Платона, во сне на грудь сел белый лебедь). Отметим, что Павсаний вопреки греческой мифологии не считает Академа героем, а описывает его как рядового человека.
  
  в) Платон
  
  Философ Аристокл (Платон), купил этот сад, а в 388 г. до н.э. основал там философскую школу, которая оказала влияние на научную и политическую жизнь греческих государств, до "Академии" Платона подобных институтов в Греции не было. В трудах Платона (427-347) и Аристотеля (384-322 до н.э.) НЕ ОБНАРУЖЕН термин АКАДЕМИЯ.
  
  Такова легендарная история, на которую опираются все исследователи, в лингвистических изысканиях по установлению этимологии понятия АКАДЕМИЯ. К греческой мифологии "приложили руку" многие авторы, создавая на основе ранних легенд свои собственные мифы, участвовали в этом и крупные деятели христианства, соответственно ОТОЖДЕСТВЛЯТЬ Академа-Ахедема с понятием АКАДЕМИЯ было бы неразумно.
  
  Эти два понятия существовали в разных хронологических периодах, а их содержание АКАДЕМ - участок земли и АКАДЕМ научный институт (научно-исследовательское учреждение) - не тождественны, между ними нет связи. Философия нас учит, что при ПОНИМАНИИ явления, нужно проследить его объективно-необходимые взаимоотношения и связи с другими сопутствующими явлениями. При формировании ОБРАЗА научного учреждения и обозначение (называние) его термином, очевидно, была использована другая терминология и язык другой ИДЕОЛОГИИ.
  
  4) Историческое время и деятели
  
  В ходе восточной экспансии Рима во II-I вв. до н.э. были завоёваны: Северная Африка, Малая Азия, Сирия, Палестина и Египет - началось активное взаимопроникновение греко-римской и семитской культуры. В Риме появились выходцы из восточных провинций, в том числе и деятели науки, что отчетливо прослеживается по развитию философии платонизма в указанный период.
  
  а) Ранний платонизм IV века до н.э.
  
  Известные ученики и последователи Платона: Спевсипп (грек), Ксенократ (Вифиния, М. Азия), Гераклид Понтийский (Гераклея, М. Азия); отметим, что Ксенофонт и Гераклид выходцы из М. Азии (арамейский язык).
  
  б) Средний платонизм I в. до н. э. - II в. н. э.
  
  * Антиох Аскалонский (Палестина,130-68 до н. э.)
  
  Удалось установить самое раннее употребление термина АКАДЕМИЯ древнегреческим философом Антиохом из Аскалона (Ашкелон), который организовал в Афинах свою школу, называвшуюся "Древней Академией"; уроженец Палестины естественно должен был знать еврейский или арамейский языки.
  В своей работе "Брут" Цицерон, слушавший Антиоха (и его брата философа Ариста) в 79 году сообщает: "(315) По прибытии в Афины я шесть месяцев слушал Антиоха, славнейшего и разумнейшего философа старой Академии, и под руководством этого великого ученого и наставника опять возобновил занятия философией, которыми увлекался с ранней юности, никогда их не оставляя и постоянно их расширяя". Википедия сообщает: "благодаря Варрону влияние Антиоха распространилось впоследствии на Сенеку, а затем на Августина". Антиох является автором ряда недошедших до нас сочинений ("Каноника", "О богах" и др.).
  
  * Евдор Александрийский (Александрия), 1 в. до н.э.
  
  Евдор на первое место ставил ЭТИКУ, считая целью нравственного совершенствования "посильное уподобление божеству" (Википедия). Собственно это программа еврейской Торы, где Бог - пример поведения для человека, а МОРАЛЬ - двигатель в развитии общества.
  
  * Плутарх Херонейский, грек, сведений нет.
  
  * Апулей, 124-180, философ-платоник, автор "Метаморфоз"
  
  Сам себя называл "полунумидийцем-полугетулом", родился в Африке, учился в Карфагене и Афинах (Северная Африка - территория финикийского языка (пунический диалект финикийского) до V в).
  
  * Алкиной (II в.). Греческий философ, сведений нет.
  
  * Аттик (II в.)
  
  Философ-платоник, глава восстановленной римским императором Марком Аврелием в 176 г. Платоновской Академии. В 87 году до н.э. римский полководец Сулла начал осаду Афин, после долгого сопротивления Афины были взяты штурмом и подверглись страшному разграблению, сокровища греческих храмов были конфискованы, по его приказу были вырублены священные рощи Академии и Ликея.
  
  * Нумений из Апамеи (2-я пол. II в.) - греческий философ, неопифагореец
  
  Родился в сирийском городе Апамея, Северная Сирия (арамейский язык); "Называл Платона "Моисеем, говорящим по-гречески". Развил учение о трех богах: Отце-Благе, Демиурге и Космосе" (Википедия). Стремился показать, что Платон перенял свое учение от религий восточных древних народов, "более близких к богам"; дал аллегорическое толкование блага в Ветхом и Новом Заветах.
  
  * Филон Александрийский (1 в. до н.э. - нач. 1 в. н.э.) - иудео-эллинистический философ, теолог и экзегет.
  
  Диалоги Платона значимые для Филона тексты, их выбор и степень использования демонстрируют, что он был хорошо знаком с проблематикой платонизма, много цитирует Платона, часто - по памяти; использовал греческую философию в комментариях к Священному Писанию.
  
  Очевидно, что в Средний период развития платонизма появилась большая группа "греческих" философов последователей Платона, уроженцев Малой Азии, Сирии, Африки. Естественно они владели семитскими языками: еврейским, арамейским, финикийским, жили на территориях, где эти языки были господствующими и были хорошо знакомы с документами Торы и Нового Завета.
  
  5) Обобщение и вывод
  
  а) Платон и Аристотель (Ликей - школа Аристотеля) не употребляли понятие АКАДЕМИЯ, найти термин в их работах не удалось. Понятие не фиксируется и у более поздних Схолархов - глава школы; (греч., от schole - школа, и archein - господствовать).
  
  СХОЛ+АРХ = Иврит - САХАЛ שָׂכֵל разумно поступать, умнеть, постигать, вразумлять, получать образование, становиться образованным; СЭХЭЛ סֶכֶל ум, разум, интеллект, здравый смысл.
  
  б) Понятие АКАДЕМИЯ, вероятно, оформилось в "фоновое" (всеобщее) в ходе Пунических войн (Рим-Карфаген, 264-146 гг. до н.э.) и последовавшей экспансии Рима на восток, когда были завоеваны семитские территории: Малая Азия, Северная Африка, Египет, Сирия, Палестина.
  
  в) Термин АКАДЕМИЯ фиксируется у философа Антиоха Аскалонского (уроженца Палестины, I в. до н.э.).
  
  г) Первоначальное греческое Ахедем, в ходе взаимодействия культур трансформировалось в Академ, позже, вероятно в уже христианский византийский период, имя было связано с легендой о Тесее и получило "греческий паспорт".
  
  Вывод
  
  Целесообразно найти подобное понятие (я) в сакральном языке иудеохристианства - иврите.
  
  6) Терминология иврита. Варианты истолкования термина АКАДЕМИЯ
  
  а) Материальное представление - участок земли, принадлежащий какому-то владельцу или храму (земля бога).
  
  А+К+АДЕМ+ИЯ = ивр. А артикль + К כְּ в качестве + АДАМА אֲדָמָה земля, почва, участок земли, поместье + И (ИА) י Господь, Бог (краткое написание); участок земли с рощей рассматривался как священный. Термин АДАМА (земля) есть только в еврейском и в арамейском языке.
  
  б) Основное истолкование, иудейская мифологическая основа - связь со священным садом, РАЕМ.
  
  АКАДЕМИЯ = А+К+АДЕМ+ИА =А артикль + К в качестве + АДЕМ = ЭДЕМ (ивр. גַּן עֵדֶן, Gan Eden) райский сад, рай + ИА Господь.
  
  Райский сад, место, которое создал Бог для человека и куда он частенько наведывался - для КОНТРОЛЯ за первыми людьми. В книге Бытия - райский сад, место первоначального обитания, воспитания и ОБУЧЕНИЯ Адама и Евы, здесь находились: древо жизни и дерево познания добра и зла (Быт. 2:17), этот ОБРАЗ, скорее всего и был заложен в термин АКАДЕМИЯ.
  
  Как подчёркивает известный религиовед Мирча Элиаде, слово "Эдем" израильтяне сближали с вокабулой еden - "наслаждение"" (Википедия). Мирча Элиаде, владевший 10 языками (в т.ч. ивритом) вероятно, знал, что буква иврита НУН (Н) передаётся при транслитерации латинской N, а латинская N- копия рукописной буквы иврита МЕМ (графика М=N).
  Из-за этого сходства в графике М-Н в средние века происходила путаница при переводах; ЭДЕМ и ЭДЕН одно понятие, разница в написании - ошибка переводчиков и писцов. Отцы-основатели иудаизма и иудеохристианства ничего и не с чем НЕ "СБЛИЖАЛИ", они являлись АВТОРАМИ оригинального текста (идеи, доктрины), разночтения появились в результате многочисленных переводов и переписывания текстов, выполненных людьми (не евреями) плохо знавших иудейскую традицию.
  
  * Отметим, что философ Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. в Колофоне, а затем, в 306 г. до н. э., переносит её в Афины; школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название "Сад", а последователи Эпикура стали именоваться "философами из садов".
  
  Таким образом, понятие ЭДЕН - ЭДЕМ - РАЙСКИЙ САД было зафиксировано в текстах Библии, откуда было заимствовано другими религиями и закреплено как "священная роща, сад".
  
  в) Связи греческой философской школы с восточными центрами науки
  
  А+КАДЕМ+ИЯ = КЭДЭМ, КИДМА, КЕДМА קִדְמָה восток, на восток, ПРОГРЕСС; термин в значении "восток" употребляется в Бытие 2:14; 4:16, Иезекииль 39:11, 1-я Царств 13:05.
  
  г) центр знаний - АКА+ДЕМИ+Я = А артикль + КА в качестве + ДЕИ דֵּעִי, множ. ДЕИМ דֵּעִים знания, мнения; термин употребляется у Иова 32:6: "и боится сказать, что я думаю (мнение)"; Иов 36:3: "я принесу свои знания издалека"; Иов 37:16: "одного идеального знания".
  
  Таким образом, "как ни крути", а термин АКАДЕМИЯ - библейское понятие, ОБРАЗ; имеет содержание - участок земли с садом, райский сад, в переносном смысле - научный центр, центр знаний.
   Кишинев, 2012 г. Уточнено 22. 12. 2015 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"