Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Ведьма, ведунья - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Скажите, что произойдет в будущем,
  и мы будем знать (ЙАДА), что вы боги,
  или сделайте что-нибудь, доброе ли,
  худое ли, чтобы мы изумились и вместе
  с вами увидели
  Исаия 41:23:
  
  Ведьма - "та, кто владеет тайными сведениями", персонаж магии (женщина занимающаяся колдовством и магией), образ (народный вымысел) описан в этнографической литературе, имеется практически в каждом европейском эпосе. Представление о ведьмах и ведуньях, очевидно, оформилось в доисторические времена и связано с разделением труда, мужчина занимался охотой, женщина собирательством различных трав. В ходе многочисленных экспериментов с травами и минералами выделилась специализация - знахарство (ведовство), где женщины были представлены в абсолютном большинстве. Знахарок (ведьм) уважали и опасались, владея опытным медицинским знанием, "ведьма" могла вылечить или убить человека и животное незаметно для окружающих (яды, наркотические травы).
  
  1) Краткая историческая справка
  
  В средневековье, с распространением иудеохристианской доктрины жизнь (здоровье) и смерть человека стала принадлежать Богу, врачеванием занимались обученные монахи-лекари. Женщины-знахарки (конкуренты) пользовались не признанными в христианстве приёмами, вмешивались в этот Божественный процесс и церковь начала преследовать народных целителей.
  
  * Грамота царя Алексея Михайловича на Тулу о запрещении колдовства. 1653 г. Опарина. Т. А. Неизвестный указ 1653 г. о запрещении колдовства // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2002. ?3 (9). С. 88-91.
  "Въдомо нам учинилось, что на Туле и в Тульском уезде многие незнающие люди, забыв страх Божии,... держат у себя отреченные и еретические и годателные книги и письма и заговоры и коренья и отравы, и ходят к ведунам и ворожеям....многих людей портят, и от тое их порчи многие люди мучатся разными болезнями и помирают".
  
  а) Германские инквизиторы Г. Инститор (Крамер) и Я. Шпренгер в 1486 году написали трактат "Молот ведьм", который послужил основанием для судебных процессов над "ведьмами" (описывалась обнаружение колдовства и процедура доказательств). Историки по-разному оценивают "масштабность" этого явления, фигурируют цифры - 100 000 процессов против ведьм и от 14 000 до 60 000 казней.
  Скорее всего "Охота на ведьм" явилось следствием эпидемий, церковь искала оправдания и объяснения вспышкам чумы - Бог не помогал (не выполнялись правила элементарной санитарии и гигиены, описанные в Библии). Начали искать виновника на земле, как всегда удар пришелся на незащищенные группы населения - пожилых женщин, занимающихся лекарством и естественно евреев. "Чёрная смерть" (Божье наказание) - эпидемия бубонной чумы, прошлась по Европе в XIV веке (1346, 1361, 1369), унесла жизни 50 миллионов человек (сильнейший психологический удар по религиозности), локальные очаги чумы возникали ещё много раз вплоть до 1670 года, общее число умерших от чумы оценивают в 200 миллионов человек.
  
  В обществе священнослужители (пропагандисты и агитаторы) распространяли посредством проповеди мистические (демонические) сведения о знахарках, и в массовом сознании сложилось представление, что женщина становится "ведьмой", заключив договор с дьяволом. Религиозный фанатизм и суеверие привели к всплеску в XV-XVII вв. преследований и казней женщин, считавшихся ведьмами, этот период в Западной Европе вошёл в истории под названием "Охота на ведьм".
  
  б) В отмечены казни "ведьм" и на Руси, хоть и в меньшем масштабе, врачей (лекарей) практически не было и к народным целителям относились более терпимо. "За полгода только в Москве Флетчер (английский посланник 1588-89) успел стать свидетелем сожжения двух человек, но есть основания для предположения, что таких сожжений было значительно больше. Летопись под 7099 г. (1590/91 гг.) описывает сожжение колдунов в Астрахани по приказу Федора Иоанновича: "пытав их, велел государь пережечь"" Е.О. Шацкий. Русская православная церковь и сожжения; http://www.krotov.info/lib_sec/25_sh/sha/shazky.ht...
  
  В русском фольклоре (сказке) сферой деятельности ведьм считалось - скрытое вредительство: умение отбирать молоко у коров, шерсть у овец, яйца у домашней птицы и сало у свиней, лишать людей урожая, делать их вурдалаками, насылать болезни и портить продукты. Предполагали, что ведьма может руководить погодой: вызвать град, засуху, и т. п.
  
  2) Существующая этимология и примеры употребления термина
  
  Термин "ведьма" используется только в русском, польском, чешском, украинском и белорусском языках, на этом ономастическом пространстве с момента возникновения государственности, а кое-где и раньше (Крым, Тамань), проживало значительное еврейское население.
  
  а) Викисловарь, Ведьма
  Корень: -ведʲ-; суффикс: -м; окончание: -а. Значение - в народной мифологии колдунья, чародейка, женщина, связанная с нечистой силой.
  Этимология по Максу Фасмеру
  Происходит от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: укр. вiдьма "ведьма; ночная бабочка", белор. ведзьма, чешск. vedma, польск. wiedzma "ведьма, колдунья". Как и кашубск. wieszcz "упырь, вампир", связано с праслав. *vede "я знаю" (см. ведать, ведь), др.-русск. вѣдь "колдовство, ведовство, знание". (???)
  
  б) Словарь русского языка XI-XVII в., Академия Наук, М., 1975
  
  * Въдьма, знахарка, колдунья. Ведьмам бесчестия две деньги по их промыслом. Суд. Фед. Ив. 1589 г.
  * Въдунья, жен. к въдун. В литовскихъ городех баба ведунья наговариваетъ на хмель, который изъ Литвы возят в наши городы. 1632 г.
  * Въдати, Въдъти знать иметь сведения о чем-либо; с XII-XIII века.
  
  в) Письмо Татищева И. Д. Шумахеру 7 августа 1747 г.; vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1740-1760/Tatisev/Pisma_1746_1750/text.htm
  "В переводе же, хотя г. Волчков весма хранится чужестранные или сарматские грубые слова класть, как то Белегард о возпитании детей в должности секретаря, говорит, и господин Волчков сам признается, что в басне слово ведьма есть странное, а во многих слова немецкие неправо положены".
  
  г) Словарь Академии Российской 1789 - статьи "ведьма" нет. Словарь Академии Российской 1847 - въдьма, колдунья, чародейка, злая женщина.
  
  д) Н. В. Гоголь. Вий. 1835: "Славный был человек Хома! - сказал звонарь, когда хромой шинкарь поставил перед ним третью кружку. - Знатный был человек! А пропал ни за что. - А я знаю, почему пропал он: оттого, что побоялся. А если бы не боялся, то бы ведьма ничего не могла с ним сделать. Нужно только, перекрестившись, плюнуть на самый хвост ей, то и ничего не будет. Я знаю уже все это. Ведь у нас в Киеве все бабы, которые сидят на базаре, - все ведьмы".
  
  3) Обобщение и выводы
  
  Мы установили, что термин "ведьма (въдьма) зафиксирован в русском языке в 1589 году в Судебнике царя Федора Ивановича (сын Ивана Грозного), очевидно, существовал и ранее, однако источников найти не удалось. Нет никакого историко-лингвистического основания, связывать термин с "праславянской" формой. Распространение термина шло не "из народа", а очевидно из языка церковной и царской канцелярии.
  
  Вывод
  Ранее мы рассмотрели термин "ведать" (см. ст.) и выделили в нём корень иврита ЙАД, ЙАДА ידע, יָדַע знать, познавать; образует понятия - умение, знания дела и т.д.
  Очевидно, что корень иврита ЙАДА входит и в понятие "в+ъд+ьма", целесообразно рассмотреть термин в связи с сакральной терминологией иврита, другого сакрального языка попросту не существует в иудеохристианстве, латинский, греческий и др. - языки перевода Святого Писания.
  
  4) Терминология иврита и библейские образы
  
  Ведьма-колдунья, обычно пожилая женщина, занимающаяся лечением людей и животных на свой страх и риск, часто такая деятельность приносила вред людям, что и отмечено в источниках. Б.С.Э. производит слово от глагола ведать (знать), ряд исследователей придерживаются мнения, что термин выражает мысль - "ведающая мать".
  В русском домашнем быту врачеванием домочадцев издавна занималась мать (бабка) семейства, она знала и собирала различные лечебные травы, делала настои, отвары и мази (разделение труда внутри семьи). Каждая женщина усваивала определённый объём элементарных медицинских знаний и умела лечить простуду, переломы, ожоги, инфекционные заболевания, травмы, раны и принимать роды.
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, выделим корни - ВЪДЬМА = В+ЪД+ЬМА.
  
  * русск. В+ЪД+ЬМА = ивр. В как, в виде (в иврите слитный предлог) + ЙАДА, ЙИДА יָדַע знать, познавать, уметь, устанавливать, определять, быть познанным, знание дела + ЕМ, ИМА אֵם мать, женщина-родитель, причина, основа.
  Термин указывает на женщину обладающую способностями к врачеванию (траволечение, гипноз и т.д.), она может поставить "диагноз" больному, выяснить причину заболевания и определить способы лечения; первоначально - взаимопомощь женщин при родах.
  Пояснение, ЭСБЕ
  В древнерусском уставном письме: "знак Ъ, Ер... означавшей очень краткий ("глухой") неопределенный гласный, произношение которого точно не установлено... Одни предполагают Ъ = й (краткому и), другие - краткому о"; ерь Ь означал звук "Е".
  + Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H3045. Оригинал: ידע. Произношение: йада‛. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): знать, узнавать, познавать. B(ni): 1. дать себя знать, открыться; 2. быть познанным; 3. быть вразумляемым или наученным. C(pi): давать знать, научить. D(pu): прич. знакомый, познанный. E(hi): давать знать, показывать, научать. F(ho): быть познанным. G(hith): дать себя познать, являться, показываться.
  
  * Ведунья
  
  В+ЕДУНЬЯ = подобный термин в библейском иврите - ЙИДОНИ יִדְעוֹני колдун, предсказатель будущего, волхв, волшебник, маг; корень слова - ЙАДА, как и у "в+ед+ьма".
  "Библия упоминает три рода некромантии.: אוב - "об", יִדְעוֹני - "иидони" и המתים אל דרש - "обращающийся к мертвым", причем оба первых всегда упоминаются вместе. Точное обозначение этих двух слов, как и этимология первого, до сих пор не разъяснены" (см. ЕЭБЕ, Некромантия).
  + Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H3049. Оригинал: יִדְּעֹנִי. Произношение: йиддэ‛они. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H3045 - волшебник, гадатель, прозорливец, чародей.
  
  б) Библейский образ
  
  * Екклесиаст 11:5: "Как ты не знаешь (ЙАДА) путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать (ЙАДА) дело Бога, Который делает все".
  * Левит 19:31: "Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам (ИИДОНИ) не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш".
  * 1-я Царств 28:3: "И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей (ИИДОНИ) из страны".
  
  Таким образом, мы установили нижнюю временную границу появления термина "ведьма" (1589) в литературе, условия его распространения (через царские указы), язык термина (иврит) и объяснили содержание слова. Очевидно, что сложные общественно-политические и военные условия этого периода (Иван Грозный, опричнина, войны, эпидемии) породили мистические настроения в народе. Для отделения чародейства от рядового врачевания был сформирован специальный термин - "ведьма", он выделял "черных" целительниц, пользовавшихся приемами лечения (гипноз, магические действия, заклинания) не признанных христианством.
  Термин, очевидно, составлен методом транслитерации (передача слова другим алфавитом), образы и слова-понятия заимствованы из библейской литературы.
  
  Кишинев, 2013 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"