Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Дебаты, англ. debate - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Слышу я злословье (ивр. ДИБАТ) многих, кругом - угрозы!
  "Донесите! Давайте о нем объявим!" Те, с кем жил я в мире,
  ждут моего паденья: "Может, он впросак попадет, и тогда мы
  его одолеем, за все отплатим!".
  Иеремия 20:10
  
  
  Под "дебатами" сегодня понимается публичный обмен мнениями между двумя противоборствующими сторонами (партиями, лидерами) по жизненным проблемам общества. Разновидность публичной дискуссии, в которой участники направляют усилия на убеждение в своей правоте третью сторону (избирателей), а не друг друга.
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь
  Корень: -дебат-; окончание: -ы. Значение: дискуссия, прения, обмен мнениями, спорить. Этимология: происходит от англ. debate "дискуссия, дебаты", далее из ст.-франц. debat "спор", от debattre "спорить", из battre "бить, толочь", из лат. batuere "бить". (???)
  Отметим, что в Викисловаре этимология приведенных понятий не прослеживается, в русском языке термин "debate" фиксируется в начале XIX века.
  
  б) ЭСБЕ: "Дебаты (прения) - устное обсуждение в собрании (в особенности представительном) спорных вопросов. Порядок Д. определяется либо статутом (регламентом) того учреждения, в котором они ведутся (парламентские статуты), либо общим законом, либо обычаем. В парламентах различаются генеральные, или общие, Д. (об основных принципах проекта) и специальные дебаты (о подробностях его). Эти последние термины употребляются преимущественно во Франции".
  
  в) Online Etymology Dictionary (перевод ГУГЛ), www.etymonline.com/index.php?term=debate; "рано 14 c, "ссора, спор, разногласие," от старого французского Деба, см. дискуссию (ст.). Чувство "формального спора, состязания дискуссионный", пожалуй, с начала 15 в.".
  
  г) Интернет Этимология словарь, ? 2010 Дуглас Харпер; "c.1300, от фр. DEBATTRE (13 c.), оригинальные. "Бороться", от де-"вниз, полностью" + Batre "бить"". (???)
  
  д) Британская энциклопедия, 2008. Британская энциклопедия онлайн; "формальное, оральное противостояние между двумя людьми, команд или групп, которые представляют аргументы в поддержку противоположных сторонах вопроса, как правило, в соответствии с установленной форме или процедуры".
  
  2) История
  
  а) Обсуждение общественных проблем велось людьми в различных формах с древнейших времен, при правителях, всегда действовали советы, которые в ходе дискуссии вырабатывали рекомендации для принятия царём или князем наиболее правильного решения. Как считают исследователи дискуссионные общества и формы обсуждения возникших противоречий в ходе развития оформились в эпоху Просвещения в начале XVIII века в Англии.
  
  б) Термин "Debate" фиксируется в английском (французском) языке примерно в 1300 г. - какова общественно-политическая обстановка в стране в этот период?
  
  В правление короля Иоанна Безземельного (1199-1216), в результате войны с Францией (1202-1204) Англия потеряла Нормандию, Анжу и др. области. В 1205 г. разразился конфликт с церковью, папа Иннокентий III в 1208 г. накладывает на страну интердикт, король в 1210 г. соответственно обкладывает церковь (и евреев) налогами (поборами). Неудачная внешняя и внутренняя политика привела к политическому и экономическому кризису, в 1215 г. восстали бароны, их поддержала церковь и горожане. Король Иоанн Безземельный был вынужден подписать Великую Хартию Вольности, которую отказался соблюдать уже в 1216 г. Этот момент считают началом "парламентаризма" (парламент как орган сформировался гораздо позже), рождается широко известное понятие - "парламент", высший орган сословного представительства.
  
  В этот период английский философ Роджер Бэкон (Давид ди Радик, 1214-1294) делает свои открытия в области организации мышления - "Чтобы делать добро, надо его знать"; "Есть три источника знания: авторитет, разум и опыт. Авторитет недостаточен, если у него нет разумной основы ..., мы верим авторитетам, но понимаем не через авторитет. Разум должен оправдать свои выводы опытом"; "Двояк путь познания: один через философский опыт, другой - через "божественное вдохновение".
  в) Эти выводы на тему "добра" и "авторитета" были нормами талмудического мышления задолго до появления философов и рационального мышления в Англии. Часто встречается мнение, что человек без образования может быть "хорошим" человеком, однако знание "добра" и "зла" не природное качество, оно формируется только в процессе обучения и воспитания людей в определенной идеологической системе.
  
  В XIV веке движение за реформу английской церкви (богатство церкви привлекало) возглавил богослов из Оксфорда Джон Виклеф (1320-1384), ученый провозгласил Священное Писание единственным источником вероучения и, начал работу по переводу Библии на английский язык (1385). Особенность этого периода - развитие литературного английского языка, начало которому положил перевод Библии Дж. Виклефом, был закончен в 1385 году его сотрудниками, примерно в это время и появляется "английский" термин "debate".
  
  * Справка
  Английский язык - территориальные диалекты появились в VII-XI вв., первые религиозные произведения с X в. на латыни; V-X вв. делопроизводство на латинском и французском языках. С XI по XIV вв. французский язык - государственный, литература на английском языке возникла в XIV веке. Английский словарь насчитывает около 425 000 слов, по своей этимологии распределяется: германских слов - 30 %, латино-французских - 55 %, древнегреческих, итальянских, испанских, португальских, голландских и т. п. - 15 % (Википедия). Только с 1463 года парламентские акты стали издавать на английском языке. Отметим, что справочники старательно не указывают термины еврейского языка, Еврейский Бог есть, языка Бога - нет, возможно, ли такое противоречие???
  Вывод
  Появление термина "debate" совпадает во времени с экономическим и политическим кризисом в английском обществе, переустройством общественной организации (ограничением власти короля, возникновением дискуссионной парламентской системы). Мы выявили историко-логическое основание, позволяющее выдвинуть гипотезу о заимствовании библейской терминологии, евреи жили в Англии со времени нормандского завоевания (1066 г.), в каждой общине была школа, а в Лондоне - школа раввинов, изгнаны в 1290 году.
  
  3) Талмудические дебаты
  
  а) Согласно религиозной традиции в райском саду Бог вырастил два дерева - "дерево жизни" и "дерево познания добра и зла". Тема "дерева жизни" встречается в эпосе многих народов, а вот "дерево познания" чисто еврейская идея, её смысл - за счет "познания" научить человека управлять природными и социальными процессами.
  
  В Иерусалиме школы при 480 синагогах существовали в начале II века н. э., образование предусматривало несколько ступеней: начальное (около 5 лет), в "бейт мидраш" (дом толкования) обучали приёмам интерпретации текстов Танаха (Библии). В более поздний период с 15 лет наиболее способные ученики проходили обучение в йешивах, высших талмудических школах. При "Бейт мидраш" (высшая школа) существовали месячные "курсы переподготовки" Мудрецов, где происходили совместные обсуждения какого-либо трактата. Считалось правилом знакомить слушателей при ежедневном посещении Бейт мидраш с какой-нибудь новой идеей.
  Высшей научной организацией был "Дом главного собрания", здесь обсуждались самые различные проблемы жизни и определялись методы изучения Торы; обстановка была свободной - всем разрешалось возражать. Глава учебного заведения предлагал для обсуждения трактат, ученики его обсуждали, любому дозволялось вступать в дискуссию, поднимать проблему или разрешать её.
  
  б) Талмуд до Нового времени оставался замкнутым в еврейской среде, толкование Святого Писания, оставался в целом недоступным (не переведенным) для христиан. Христиане довольствовались греч., лат. Библией, у них не было развивающейся и разъясняющей религиозной философии (истолкование Законов) или она была не развита (не связана с жизнью), а еврейский Устный Закон они отказались признавать официально.
  Неофициально заимствование еврейского философского и религиозно-социального опыта шло постоянно и везде, днем священник "клял" евреев с церковной кафедры, а ночью бегал к раввину за богословскими консультациями, такие случаи описаны в истории. В XIII в. уяснив свое богословско-философское невежество (переспорить еврея было невозможно), католическая церковь наложила запрет на Талмуд и на диспуты с евреями, а в 1242 г. во Франции были сожжены на кострах двадцать четыре воза, нагруженные томами Талмуда (10-12 тыс. томов были изъяты из синагог).
  
  в) Диспуты
  Письменные источники нам сообщают, что в средневековом мире философско-религиозные диспуты между евреями и христианами дело обычное - христиане отрабатывали свое понимание еврейского Бога. Эту форму "полевых" испытаний новых методов миссионерской деятельности приняли монахи нищенствующих орденов, например, в 1263 в королевском дворце, в присутствии короля Хуана I Арагонского состоялся диспут по вопросу о Мессии - является ли он существом Божественной или человеческой природы. Доводы еврейских мудрецов на диспуте были настолько неоспоримы, что диспут был прерван, а от еврейской стороны затребовали письменного изложения своей точки зрения.
  Единственным средством позволяющим связать Библию с постоянно меняющейся жизнью, было такое истолкование, которое позволяло бы применить идеи Писания в повседневную деятельность торговца, ремесленника и крестьянина, моряка и пастуха, мужчины и женщины. Еврейскими законоучителями была создана огромная литература таких интерпретаций, она до деталей описывала правила жизни в обществе; то, что человек может делать, и что ему делать не рекомендуется - это и есть обучение и воспитание. Таким образом, дискуссионная традиция возникла в системе иудаизме, иудеохристианство её позаимствовало, греческая философия была не доступна для рядового прихожанина, и не связана с идеологией главенствующей религиозной доктрины.
  
  4) Обобщение и вывод
  
  Маловероятно, чтобы из французского понятия DEBATTRE - "от де - "вниз, полностью" + Batre "бить"", "от старого французского Деба", в интерпретации которую нам предлагает Интернет Этимология словарь ? 2010 Дугласа Харпера, было произведено понятие - debate.
  Образы, заложенные в понятие "бить" (наносить удары по предмету) и "говорить" (выражать словами, вести речь, пользоваться речью) - разные явления действительности. Это противоречие в осмыслении (мышлении) явления "debate", понятия нетождественны, одному явлению действительности приписывают свойства другого явления.
  В реальной жизни индивид обращается с любой вещью или явлением так, как это требует их "понятия", в которых выражена общественно-человеческая власть над явлением или вещью. В свою очередь понятия формируются в определенной идеологической системе, и в этой системе и её терминологии необходимо искать смысл; известно, что Англия и Франция страны иудеохристианские (пока).
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть понятие "debate" в связи с терминологией иврита и библейскими образами.
  
  5) Терминология иврита и библейские образы
  
  а) Терминология иврита
  
  Общий вид
  DEBATE = ивр. ДИБА, форма ДИБАТ דִּבָּה ,דִבַּת слух, молва, клевета, отчет; в современном иврите: клевета, диффамация (лишение чести, достоинства), поклеп.
  Слово считают производным от глагола ДАВАВ (ивр. דָּבַב), говорить, произносить; ДИБУВ (ивр. דִּבּוּב) говорение, приведение к разговору.
  
  * Слух (информация) - неподтверждённое сообщение (сигнал для сознания), источник которой неизвестен, достаточно интересный, активно распространяемый устным путём (речью) в виде сплетен. Если слухи подтверждаются, то распространявший их человек приобретает репутацию умного, дальновидного и способного предугадывать события человека. Своеобразная, не афишируемая дискуссия между людьми в обществе о каком-либо предмете или явлении.
  
  * Молва - слухи, толки, сплетни; акт говорения, разговоры (говорение); форма дискуссии между людьми, обсуждение какого-либо явления внутри коллективов.
  * Отчет - доклад (говорение) о выполненных действиях и результатах.
  
  Итак, перечисленные термины укладываются в акты говорения и обсуждения (дискуссию) жизненно важных, проблемных вопросов бытия человека и коллектива.
  
  б) Источник
  
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H1681. Оригинал: דִּבָּה. Произношение: дибба. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H1680 (в смысле furtive motion) - слух, молва, клевета.
  * Словарь Кляйна, ד, Carta Jerusalem; 1st edition, 1987; ДИБА דִּבָּה клевета, клевета. [Проб. заимствованное слово из Акки. диббу (= слово, юридическое обвинение).]
  * Еврейский и халдейсий этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 96, ДИБА.
  
  б) Библейские образы
  
  * Числа 14:37: "сии, распустившие худую молву (ивр. ДИБАТ) о земле, умерли, быв поражены пред Господом".
  * Бытие 37:2: "пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи (ивр. ДИБА) до отца их".
  * Числа 13:33: "И распускали худую молву (ивр. ДИБА) о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми".
  * Притчи 10:18: "Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету (ивр. ДИБА), тот глуп".
  * Иезекииль 36:3: "так говорит Господь Бог: за то, именно за то, что опустошают вас и поглощают вас со всех сторон, чтобы вы сделались достоянием прочих народов и подверглись злоречию и пересудам (ивр. ДИБАТ) людей".
  
  Таким образом, "английский" термин "debate" очевидно сформирован на образах и терминологии Библии. Англичане (как и другие) ничего нового не придумали, а лишь позаимствовали еврейскую практику сосуществования в системе человек-общество.
   Кишинев, 2.4.2014 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"