Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Дитя, дети - термины, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте
  младенцами, а по уму будьте совершенолетни
  1 Кор. 14:20 (на ивр.)
  
  Детство - этап развития человека от рождения до начала полового созревания, временные рамки последнего индивидуальны и зависят от принятой системы возрастной периодизации, верхняя граница детства определяется примерно в 11-13 лет. В каждом возрасте человек имеет определенные права, а также обязательства и обязанности перед семьёй, соседями, обществом и государством. Дитя - должно учиться всему под руководством матери, подросток учиться конкретному делу (специализация под руководством отца) и помогать по мере своих сил семье в хозяйственных делах.
  
  Считают, что первые шесть лет самый важный период в развитии, в это время закладывается МЫШЛЕНИЕ (образы и терминология), основание всей будущей жизни, маленький человек знакомится с миром, в котором предстоит жить. Раннее детство сменяет дошкольный возраст, в котором ребёнок активно познаёт действительность уже с помощью своего мышления, наблюдая за практической деятельностью окружающих людей, многократно повторяя их и запоминая. В дальнейшем, начиная с 7-8 лет, ребёнок продолжает накапливать и развивать свои знания, бытовые и трудовые навыки.
  
  1) Существующая этимология
  
  Викисловарь
  * Дети. Корень: -дет-; окончание: -и. Значение: мальчики и девочки в раннем возрасте; сыновья и дочери по отношению к их родителям.
  * Дитя. Корень: -дит-; окончание: -я. Значение: устар. ребёнок, сын и дочь; наивный неопытный человек.
  Этимология по Максу Фасмеру
  Происходит от формы, родств. ст.-слав. дѢти мн. От ф. ед. ч. *дѣть ж., собир.; ср.: укр. дитя́ (род. п. дитя́ти, дити́на), сербск.-церк.-слав. дѣть, болг. дете́ (собир. деца́ "дети", из *дѣтьца́), сербохорв. диjѐте (собир. ди̏jем ж. "дети"), словенск. dė́te (род. п. dėté̯ta, собир. dė́ca), чешск. dítě, словацк. diet"a, польск. dziecię, в.-луж. dźěćo, н.-луж. źěśe. Праслав. *dětę, *dětь.
  Форма на -i- в первом слоге исключительно вост.-слав., вероятно, результат ассимиляции *дѣтина. Эти слова восходят к индоевроп. *dhēi̯- "кормить грудью, сосать"; доить, дою́. Ср. др.-инд. dhēnúṣ ж. "дойная корова", авест. daēnu- "самка животного" с и.-е. oi, но ср. также лит. dėlė̃ "пиявка", pirm-dėlė̃ "корова, отелившаяся впервые", др.-инд. dhā́tavē "сосать", ádhāt "сосал", греч. θήσατο "сосал", θηλή "материнская грудь", лат. fēllāre "сосать", fēmina "женщина", ирл. dínim "сосу". (гипотезы???)
  
  2) Применение в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1977 г.
  http://vk.com/doc-23433303_131890930
  
  * Дѣтя (детя, дитя), с. и Дъти, мн. 1. Младенец, детеныш. Не вѣща на чада, нъ на дѣти твоя. Златостр., 4. XII в. 2. Дети, сыновья и дочери отношения к возрасту и полу. Аже кто умирая разделить домъ свои дѣтемъ, на том же стояти. Правда Рус. XIV в.- со XII в.
  3. Молодые слуги, дружинники, спутники. 1301 г.
  4. Духовная паства, единомышленники. (1401): Приѣха въ Псковъ пресвященныи архиепископъ Иоан и благослови дѣти.
  
  * Дѣтскоумный, прил. Имеющий детский ум. Полихрония детскоумнаго старца. Корм. Моск. Дух. Ак.
  * Дѣтище, с. и Дѣтищь, м. 1. Ребенок, несовершеннолетний. (1065): В си же времена быс<ть> детищь вверженъ в-Ыстомль. Лавр, лет.; 2. 1065. Юноша. Коло родства человеча разделение временъ возраста и жития человеча: 2 отроча до 14 лет, оттоле дѣтище. Алф., XVII в.
  * Дѣтина, м. 1. Ребенок, несовершеннолетний. На королеве дворе украли двое робятъ... а украли одного детину исъ клети верхомъ, а другово детину на дворе взяли. Польск. д. I, 33. 1489 г.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  
  * Пчела (византийский сборник, перевод XII в.); "Не дѣти бываите ѹмомъ, но злобою млади".
  * И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему... (1718-1725): "И аще обыкнут твои дети одежды носить грубые, и яди ясти суровые, и пьянственна питья, а паче заморскаго, пить не будут, а к тому аще обучиши их в ежедневных трудех пребыва (ти), то велми будут здравы и долголетны, и в разуме и во всяких своих делех будут тверды".
  * Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (инжинер-капитан, философ, писатель, политический деятель, статский советник)
  "Весьма чудны мне кажутся те люди, которые думают, будто бы можно так ясно и легко писать о науках, чтоб другие люди, не учившись никакой науке, даже и малые дети, могли, читаючи те науки, разуметь их, а что касается до меня, то я этого не утверждаю и другим в том не верю потому, что я еще и по сие время близ сорока лет моей жизни не приметил такого человека, который бы, не научившись от учителя какой-либо науке, мог читаючи разуметь науки...".
  * Д. И. Фонвизин. Недоросль (так называемый ранний "Недоросль") (1764): "Наш еще ребенок ― у него еще игрушка на уме".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  * Макс Фасмер выводит термин из "Праслав. *dětę, *dětь", логического, исторического, лексического, теологического основания для такого вывода нет, необоснованная гипотеза. Наука не знает "праславянского" и славянских языков, общая история славян известна фрагментарно, по письменным источникам христианских авторов.
  * Согласно традиции Библии до 20 лет человек считался малолетним, к его проступкам относились снисходительно, по общим представлениям того периода - он действовал без разума.
  * В талмудическое время (II до н.э. - VI вв. н.э.) был выработан другой подход к возрасту. Талмуд отказывается от определения совершеннолетия по достижению подростком определенного года жизни и делает упор на индивидуальное развитие личности. Законоучители считали, что физическая и умственная полноценность личности наступает одновременно с половой зрелостью, при нормальных условиях для юношей в возрасте 13 лет, а для девушек в возрасте 12 лет. Если "взрослость" не будет достигнута в указанном возрасте, то человек остаётся на положение "малолетнего" до 35 лет. Полноценность личности определялась не исчислением лет, а наличием видимых признаков взрослости, в том числе способностью лица совершать правильные юридические и общественные поступки, соответствующие религиозной доктрине иудаизма.
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией, т.к. бытие в европейском обществе XII века строилось в соответствии со Святым Писанием.
  
  4) Ребёнок-дитя в библейских образах
  
  а) Библейский образ
  
  * Бытие 3:22: "И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная (ДААТ) добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно".
  Бог сотворил Адама очевидно ребенком, по сюжету дерево Познания отделено от ребенка-подростка Адама: "а от дерева познания добра и зла не ешь от него". Адаму нужно было пройти необходимый "курс предварительного обучения" и повзрослеть, научиться мыслить и правильно оценивать действительность, но прародитель человечества проявил поспешность свойственную юности...
  
  * Притчи 4:1: "Слушайте, дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться (ДААТ, знать, познавать) разуму".
  * Иеремия 4:22: "Это от того, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют (ивр. ЙАДАУ, от ЙДА, не знают).
  
  б) Терминология иврита, источник
  
  Варианты
  
  * ДИТЁ, ДИТЯ (младенец, ребёнок) = прочитано наоборот ЁТ+ИД, ЯТ+ИД = ЕТ עֵת время, срок, пора + ЙАД, ЙАДИ יָד рука, ручной.
  Ребёнок на руках или при руке (матери), учится ходить, не самостоятельно передвигается, осваивать действительность с помощью матери (1-4 года). Или повзрослевший (4-5 лет), который уже умеет себя обслуживать: выполняет простейшие операции по поддержанию своей жизни, передвигается самостоятельно, ест, играет, одевается и т.д.
  
  * ДЕТЯ, ДИТЁ (подросток) = прочитано наоборот ЁТ+ИД = ЕТ עֵת время, срок, пора + ЙАДА יָדַע знать, познавать, ум, умение; т.е. ребенок, достигший возраста самостоятельного познания, оказывающий помощь по хозяйству.
  + Второзаконие 1:16: "И дал я повеление судьям вашим в то время (ЕТ), говоря: выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его".
  
  * ДЕТИ, ДЕТЁ= ДЕТ + И (Ё) = ДЕАТ דֵעַת знание, познание + И (Ё=ЙО) Бог; сокращенная форма имени Бога в древних текстах; познающий Бога. Ребёнок - творение Бога и пользуется его покровительством и защитой.
  + Бытие 3:19: "Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него".
  
  в) Источник
  См. стронг иврита 3045, ЙАДА знать;
  https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/3045.htm&prev=search
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H3045&k=Za...
  Hомер Стронга: H3045. Оригинал: ידע. Произношение: йада‛. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): знать, узнавать, познавать. B(ni): 1. дать себя знать, открыться; 2. быть познанным; 3. быть вразумляемым или наученным. C(pi): давать знать, научить. D(pu): прич. знакомый, познанный. E(hi): давать знать, показывать, научать. F(ho): быть познанным. G(hith): дать себя познать, являться, показываться.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H6256. Оригинал: עת. Произношение: ‛эт. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H5703 - время, период, срок, пора.
  
  Таким образом, мы можем интерпретировать русские термины "дети", "дитя" (прозвище, название по характерной черте) как оценку человека "по уму" - ВРЕМЯ ПОЗНАНИЯ, ранний период становления МЫШЛЕНИЯ и ЯЗЫКА.
  
  Ребёнок не в состоянии оценивать явления окружающей действительности и совершать по отношению к ней правильные действия, он имеет недостаточный запас знаний и навыков для манипуляции предметами и словами (воспринимая информацию, он не всегда может её передать). В его сознании ещё не сложился образный мир и связь образа с сигналом (словом) его означающим ему не понятна.
  
  Кишинев, 2016 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"