Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Добро (Десять Заповедей) - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  
  Добро ѥсть намъ бж҃иѥ писаниѥ
  къ вамъ проповѣдати
  Чудеса Николы. Рукопись XII века
  
  Добро - категория нравственности (совокупность норм поведения), ориентирует и направляет деятельность человека, согласно иудаизму добро - всё то, что способствует выполнению Заповедей Господних. В высказывание древнерусского автора рукописи XII века прослеживается та же мысль - "Добро есть божие писание" (Заповеди). Побуждение к добродетельным поступкам и творению добра заложено в одной из главных иудеохристианских заповедей: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
  Как связать обширное содержание понятия (множество признаков) с графикой слова - никто не объясняет. Где же, в какой идеологической системе искать смысл этого обобщающего термина морали, неужели в "праславянском" язычестве?
  
  1) Существующая этимология и применение термина
  
  а) Викисловарь
  
  Корень: -добр-; окончание: -о. Значение: хорошее, положительное начало; противоположность злу; вещи, имущество.
  Этимология по Максу Фасмеру
  Происходит от прилагательного добрый, (далее от праслав.- вставка Викисловаря), от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. добръ (др.-греч. ἀγαθός, καλός agathós, kalós; Клоц., Супр.), русск. добрый, укр. добрий, болг. добър, сербохорв. добар, ж. добра, словенск. dobǝr, чешск., словацк. dobry, польск. dobry, в.-луж., н.-луж. dobry. Родственно лат. faber "ремесленник, художник", арм. darbin "кузнец" (из *dhabhro-); далее, к доба, доблесть. Наряду с *dhabh- существует *dhab- в др.-в.-нем. tapfar, нов.-в.-нем. tapfer "храбрый, сильный, крепкий, плотный", др.-исл. dapr "косный, унылый". (статистика и набор не связанных терминов???)
  
  б) Применение термина в древнерусском языке. Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1977
  
  * Добро. 1. Все хорошее, доброе, честное, благопристойное; счастье. (987): "И показавааше ему одесную праведныя, въ веселии предъидоша в рай, ошуюе грешникы, идуща въ муку вечную. Володимеръ же, въздохнувъ, рече: добро симъ одесную, горе же симъ ошюю". Соф. I лет. 2. Имущество, богатство. "И есть земля та около Самария красна и чюдна зело; и есть место то обильно всемъ добромъ, масломъ и виномъ, пшоницею и овощемъ". X. Дан. иг., 96. 1496 г. со 1113 г. (1481).
  
  * Добро, нареч. Хорошо, благополучно. (1197): "И приде на зиму Ярославъ по Крещении за неделю, и седе на столе своемь, и обуяся съ людьми, и добро все бысть". Новг. I лет., 174. (1541).
  * Добрый, прил. 1. Хороший, безукоризненный. "Се добрый строитель твои, его же избьра пусти тебе жену имения, да приимеши обоя съ страхомь бжиемь". Патерик Син., 337. XI-XII вв.
  * Добръ, нареч. 1. Очень, весьма. (1151): "Князь велики Киевский Изяславъ Мьстиславичь добре раненъ бывъ...". 2. Как следует, достаточно, должным образом. (1225); 3. Хорошо, благополучно; похвально. "И тако добре поживъ, съ миромъ скончася".
  
  2) Обобщение и вывод
  
  Термин "добро" распространен в древнерусском языке, основное значение - добро творить, мыслить, иметь, свершать, делать и т.д. Наряду с религиозно-политической литературой и административными актами, слово широко применялось и в низах общества, найдено десять берестяных грамот XI-XV вв., где фиксируется этот термин. Понятие хорошо известно во всех слоях общества, содержание его (основные признаки) для древнерусских людей было вполне ясно - делать доброе дело (множество разных примеров). Очевидно, что слово "добро" содержащее множество явлений действительности является теоретическим, т.е. выработано на основе анализа массы (класса) явлений и абстрактным (относится к свойствам широкого класса явлений, объектов).
  Вывод
  Термин "добро" мог быть сформулирован только в системе иудеохристианской религиозной идеологии, в рамках которой вырабатывались единые каноны нормирующие образ чувств, мыслей и поведение (общественное сознание) людей. Следовательно, искать смысл русского термина надо в терминологической системе иудаизма (см. ст. Зло).
  
  3) Терминология иврита и библейские образы
  
  а) Терминология
  Электронная еврейская энциклопедия; http://www.eleven.co.il/article/11447
  "В книге Бытия каждый из актов творения сопровождается оценкой: "И увидел Бог, что это хорошо" (Быт. 1:4, 10, 12. 18, 21, 25); "И увидел Бог все, что Он создал, и вот весьма хорошо" (Быт. 1:31). Добро утверждается в качестве атрибута творения. Содержащиеся в Библии принципы еврейской этики основаны на четком различении добра и зла как соблюдения и нарушения Божьих предписаний".
  Итак, "добро" - образ жизни, установленный Богом и переданный людям через Моисея в форме Десяти Заповедей.
  
  Общий вид
  ДОБРО = без гласных Д.Б.Р. = ивр. Д.Б.Р. (без огласовок), ДИБРОТ (множ.), ДИБЕР דִּבֵּר заповедь, речь (Бога). АСЕРАТ ХА ДИБРОТ הַדִּבְּרוֹת עַשֶֹרֶת - Десять Заповедей (букв. Десять слов, Десять речений Бога).
  Д.В.Р. (корень), ДАВАР, ДОВЕР דבר, דָבַר говорить, сказать.
  * Исход 34:28: "И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова (ивр. ДИВРЕИ от ДАВАР) завета, десятословие (Д.В.Р., хаДЕВАРИМ)".
  Итак, ДОБРО = Десять Заповедей, краткий перечень категорий нравственности (совокупность норм поведения); ДЕЛАЙ (добро) - НЕ ДЕЛАЙ (зло).
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H1700. Оригинал: דִּבְרָה. Произношение: дибра. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: женский род слова H1697 - 1. дело, причина; 2. чин, порядок, обычай.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H1696. Оригинал: דּבר. Произношение: дабар. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): говорить, сказать. B(ni): разговаривать, беседовать. C(pi): 1. говорить; 2. поворачивать; 3. выгонять, прогонять, гнать, преследовать. D(pu): 1. быть сказанным; 2. быть гонимым. E(hi): покорять, подчинять. G(hith): разговаривать, беседовать.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H1697. Оригинал: דָּבָר. Произношение: дабар. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H1696 - 1. слово, изречение; 2. вещь, дело.
  
  в) Библейский образ
  * Числа 11:17: "Я сойду, и буду говорить (ивр. ДИБЕР) там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил".
  * Числа 12:2: "и сказали: одному ли Моисею говорил (ивр. ДИБЕР) Господь? не говорил (ивр. ДИБЕР) ли Он и нам? И услышал сие Господь".
  * Исаия 40:8: "Трава засыхает, цвет увядает, а слово (ивр. Д.В.Р.) Бога нашего пребудет вечно".
  
  Таким образом, русское понятие "добро" является транслитерацией (передача другим алфавитом) еврейского термина ДИБЕР, общий корень - Д.В.Р., имеет значения: Заповедь, говорить, слово, речь, вещь, высказывание, субстанция, дело.
  
  Заповеди - кратко сформулированная Программа жизни, как иудея, так и христианина; алгоритм, последовательность действий для достижения цели - цель построение Царства Божьего. Это также общее понятие, характеризующее полезность для человека какой-либо вещи, либо явления (в рамках Божественных повелений), например, явления или вещи, произведенные самим человеком. В нравственном отношении под добром подразумевается выполнение личностью ряда действий, направленных на достижение высшего блага для других людей.
  
  Кишинев, 2014 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"