Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Дрожь, дрожать - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Он со шпагою стоит и дрожит; начал мне
  говорить: "поп ли ты или распоп? И аз отвещал:
  "аз есмь Аввакум протопоп; говори: что тебе
  дело до меня?
  Аввакум. "Житие...", 1673
  
  
  Дрожь - частое судорожное сокращение мышц от холода, при нервном возбуждении и т. п.; сотрясение, содрогание.
  
  1) Существующая этимология
  
  а) Викисловарь
  Корень: -дрож-. Значение - действие по значению гл. дрожать; частое судорожное сокращение мышц (от холода, страха, при нервном возбуждении и т. п.); сотрясение, содрогание.
  Этимология по Максу Фасмеру со вставками неизвестного автора
  (От праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: - вставка) русск. дрожь, дрожать, укр. дрож, дрижа, белор. дрыжыкi, дрыжанне. Родственно лит. drugỹs "лихорадка; бабочка", латышск. drudzis "перемежающаяся лихорадка", др.-прусск. drogis "тростник". Далее, сравнивают с греч. τοιθορύσσειν σείειν (toithorýssein seíein (Гесихий)). (???)
  
  б) Этимологический словарь
  Дрожать. Древнерусское - дрожати. "Дрожать" - русский по происхождению глагол, вошедший в лексику русского языка в XIV в. Означает "трястись от холода или от страха".
  
  2) Применение термина "дрожь" в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., М., 1977, вып. 4
  
  * Дрожание, с. Лихорадка (?). Сице си время то люто есть и рожающи дрожаниа [глосса: трясцы]. Совещ. бож. д., 42. XVI в.
  * Дрожати (дрожжати, дроЗжати). 1. Дрожать, сотрясаться. И скачютъ Соломоново войско на конехъ своихъ... ино земля дрожитъ отъ такие рати. (Пов. о Соломоне) Лож. и отреч. кн., 69. XVII в. 2. Дрожать от холода, страха. Очи млстивно возведи на дрожащаго от зимы и приодежи его. Изм., 173. XVI в. с XIV-XV вв. Не быт<ь> ли дозжу, весь дроЗжу. Сим. Послов., 211. XVII- XVIII вв. ...
  * Дрожь (дрождь), ж. Дрожь, озноб. (1417): "...и потомь дрожь иметъ"; и т.д.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  Московский лицевой свод (1560-1570): "Болесть же бѣ сица: преже яко рогатиною ударить за лопатку или под груди или меж крилъ, и тако разболѣвъся человѣкъ начнет кровью храхати и огнь зажьжетъ и потомъ потъ, та же дрожь, и полежавъ единь день или два, а рѣтко того кои 3 дни, и тако умираху, а инии желѣзою умираху".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  Если исходить из положений логики, то основные термины высказывания (утверждения, тезисы) должны быть ясно определены и объяснены, независимо от познаний читателя. Этимологи не объясняет термин, читая комментарий мы не понимаем, откуда взялось слово-понятие, кто является его носителем и каким образом термин был распространен громадную территорию?
  Отметим явное противоречие в словарях. Викисловарь декларирует - слово как праславянское; Этимологический словарь считает слово "русским глаголом... XIV века" - так праславянское (кто знает праславянский язык?) или русское??? Из приведенного материала ясно, что в литературный оборот слово "дрожь" было запущено примерно в XIV в., широко применяется в XVI веке. Никто из исследователей не опирается в своих изысканиях на сакральный язык иудеохристианства - иврит.
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть термин "дрожь" в связи с библейской терминологией и образами. На территории Руси исторически фиксируется только единственная организация с правами истолкования Слова Бога - Церковь. В её распоряжении был обширный аппарат пропагандистов и агитаторов (священники, монахи), научные кадры (переводчики, исследователи текстов) и материальные средства, а также религиозная и светская власть.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни. Иврит - язык согласных букв, такова древняя письменная традиция (согласные принадлежат Богу), огласовки (гласные) стали писать в текстах Торы только с XI века.
  
  ДРОЖЬ = ДР+О+ЖЬ = Д.Р.+З. Прочитаем слово наоборот, справа налево, как в иврите - З.+Р.Д.; у нас моментально выявляются соответствующие корни иврита - Р.Д., или в полной огласовке РААД дрожь, трепет и ЗА двигаться, дрожать.
  
  а) Терминология
  
  русск. ДРОЖЬ (также встречается и ДРОЗЬ) = ДР+О+ЖЬ = Д.Р.+З. = ДР = корень прочитан наоборот - Р.Д. = ивр. РААД (ивр. רַעַד) дрожь, трепет, страх; РЕАДА (ивр. רְעָדָה) дрожь, трепет; РААД, РОЕД (ивр. רָעַד) дрожать, трепетать + ЗА, ЗУА (ивр. זָע) двигаться, дрожать.
  
  б) Источник
  
  * См. стронг ивр. 7461, РААД; https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/7461.htm&prev=search
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H7461&k=2T...
  Hомер Стронга: H7461. Оригинал: רַעַד. Произношение: ра‛ад рэ‛ада. Часть речи: Существительное. Этимология: от H7460 - трепет, дрожь.
  
  * См. стронг ивр. 2111, ЗУА; https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/2111.htm&prev=search
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H2111&k=Jb...
  Hомер Стронга: H2111. Оригинал: זוע. Произношение: зуа‛. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): дрожать, трепетать. C(pi): заставлять дрожать, устрашать.
  
  * Пояснение
  В слове "дроЖь" присутствует буква Ж, происхождение которой лингвистами не выяснено. Некоторые исследователи связывают букву Ж глаголицы с Ж коптского языка (перевернута); если отбросить слова заимствованные из других языков - корневых слов с Ж очень мало.
  Вероятно, что при транслитерации слов или при создании нового понятия по модели иврита, буква иврита "заин" "З" передавалась русской буквой Ж, чаще всего в словах, где было две рядом стоящие буквы З (ЗЗ). Каких-либо строгих правил при передаче термина с иврита на русский язык не было, у каждой школы переводчиков, вероятно, была своя традиция транслитерации.
  
  в) Библейский образ
  
  * Д.Р. = наоборот Р.Д., РААД трепет, дрожь
  Исход 15:15: "Трепет (РААД) объял вождей Моавитских".
  Иов 4:14: "Объял меня ужас трепет (РААД), и потряс все кости мои".
  Пс. 2:11: "Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом (РААД)".
  
  * Ж = ЗА (ивр. זָע) двигаться, дрожать
  Есфирь 5:09: "И вышел Аман в тот день веселый и, веселясь в сердце, но когда увидел Аман Мардохея у ворот царских, что он не встал, не тронулся (не дрожал) пред ним, Аман был наполнен гневом на Мардохея".
  ЗИА (ивр. זִיעַ) дрожь, трепет; личное имя, человек колена Гада (перевод - шум).
  
  * Викисловарь
  Существительное (ивр. זִיעַ) (Zia) - 1. флаттер (колебания, вибрации), тремор (дрожание тела); 2. (талмудические) благоговения, уважение, страх.
  ЗИЗА (ивр. זִעְזֵע) потрясать, сотрясать, колебать.
  ЗААЗУА (ивр. זַעֲזוּעַ) потрясение, содрогание, сотрясение.
  
  Таким образом, понятие "дрожь" полностью укладывается в терминологию Библии; в русском языке искусственное, составное понятие, описывающим состояние человека. Получено в ходе транслитерации, передачи слова с одного алфавита на другой, отличный от первого.
  Мышление, интеллектуальная мощь древнерусских переводчиков Библии поражает!!!
  
  Кишинев, 2014 г.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"