Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Дурак - термин этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  В Петербурге его называют "вяземским кадетом",
  в Москве "золоторотцем", в Одессе "шарлатаном",
  в Харькове "РАКЛОМ". В Киеве имя ему "босяк""
  А. Куприн
  
  
  В жизни каждый человек попадал в ситуации, когда его называли "дураком", давали понять, что он совершает глупые поступки. Обстоятельств непонимания действий окружающих предостаточно, человек имеет ограниченные психофизиологические и интеллектуальные возможности, скорость восприятия информации и выполнение команд у людей различны. Часто на должности и профессии, требующие специальных знаний и особой организации психики, попадают люди непригодные к деятельности: "Причем под словом "дурак" они разумели всегда только власть" (Н. И. Махно. Воспоминания. 1929).
  
  1) Существующая этимология
  
  Викисловарь
  Корень: -дур-; суффикс: -ак. Значение: разг., груб. глупый человек; бранное слово; истор. шут, скоморох.
  Этимология по Максу Фасмеру (другой нет)
  От прил. дурной, из формы, родств. укр. дурний "глупый, сумасшедший", белор. дурны, дурь ж. Родственно лит. su padurmu "бурно, стремительно", padurmai "стремительно", др.-прусск. durai "боязливо", греч. thouros "стремительный, напористый", thouris alki "бурная, неистовая сила". (этимология???)
  
  2) Применение термина в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., Академия Наук, 1977 г.
  * ДУРА, ж., женск. к дуракъ (в знач. 1). Рече господь: что се сотворилъ еси? Онъ же отвеща: жена, еже ми сотворилъ еси. Просто молыть: на што де мне дуру такую зделалъ. Ав. Сотв. мира, 671. 1672 г. (очевидно о Адаме и Еве).
  * ДУРАКЪ, м. 1. Слабоумный, помешанный. Таковый подобенъ есть мужу ругателю, или дураку, паче же беснующемуся, иже. . . и венецъ и ризы на царе почитаетъ и покланяется, а лице самое царево безчеститъ. Суб. Мат. VI , 133. 1666 г. 2. Глупый, неосновательный, безрассудный человек. А хто глупъ и грубъ, и крадлив и ленив, и ни во что не пригодитца, ни наказ<а>ние неимет, ино накормив да з двора спустит<ь>, и иные на такова дурака глядя не испортятьс<я>. Дм., 136. XVI в. И ты дуракъ безумной, ху дой воеводишка! Пишешь къ намъ, что татарове къ Сапожку приходятъ и людей побиваютъ... а про то къ намъ подлинно не пишешь, въ татарский приходъ сторожи у тебя и подъезды были ль. АМГ I, 192. 1623 г. 3. Придворный или домашний шут. За двои сапоги 20 ал<тын>. Взяты въ верхъ, одны арапу, а другие дураку. Кн. прих.-* расх. Каз. пр., 74. 1614 г.
  * ДУРАЧЕСТВО (ДУРАЧЕВСТВО), с. 1. Шалость, озорство. Озорника ни со што нетъ (толко з дурачество). Сим. По-слов., 206. XVII-XVII I вв. 2. Невежество, глупость. Крутоломцы жъ поморцы, великия злотворцы, мерзские учители, скверной своей корысти ловители... о, сквернаго поселянства и деревенскаго дурачевства! Евфр. Отразит, пис. 1691. ДУРОВАТИ. 1570 г.
  
  б) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)
  Наибольшее количество случаев применения термина "дурак" зарегистрировано НКРЯ в художественной литературе (примерно с сер. XVIII в.) и публицистике (роман, повесть, рассказ). Очень редко слово используется в эпосе (в сказках Иван-дурак, оказывается совсем не глупым персонажем), церковно-богословской, учебно-научной и в официально-деловой литературе.
  * Протопоп Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное (1672-1675): "И дорогою, было, идучи исчезнул,- не величайся, дурак, темъ, что б[о]гъ сотворит во славу свою чрез тебя какое дело, прославляя свое прес[вя]тое имя".
  * И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему... (1718-1725): "О таковых и святый апостол Павел ясно сказует, яко иже возмнеша себя быти разумных объюродеша (к Римл. глава 1, стих 22); а юрод не ино что, токмо дурак, а у дурака кроме безумства несть ничесого".
  * Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 г.: "m) Чтобы познать разность между дураком, глупым и разумным человеком, то надобно знать, что дурак хотя и понимает вещи, однако рассуждать об них ни сам собою, ни по примеру других не может, глупый может рассуждать о вещах по примеру других, а разумный может рассуждать по большей части сам собою, а иногда и по примеру других".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  а) Термин "дурак" фиксируется в русской литературе примерно с 1570 года. До середины XVIII века его употребляли в церковных и светских актах для обозначения психически больного человека, в современной психиатрии - олигофрена (умственно отсталого); человека с низкими деловыми способностями, с неразвитой речью и мышлением, слабым вниманием, восприятием и памятью, неадекватного в социальном поведении.
  Попытка разграничить термины - "глупый, дурак, разумный", была предпринята в 1768 г. русским философом-просветителем Я.П. Козельским (1729-1794, из семьи сотника Полтавского полка, инженер-капитан гвардии, педагог, переводчик, секретарь Сената, статский советник): "дурак хотя и понимает вещи, однако рассуждать об них ни сам собою, ни по примеру других не может".
  
  Дурак - простонародное обозначение умственно отсталого человека, неумного, глупого и безрассудного. "Дураками" называли также шутов при дворе монарха, отметим, что некоторые шуты имели значительное влияние при монарших дворах и активно участвовали в дворцовых и политических интригах. В России в эпоху Петра I был известен придворный шут Ян Лакоста (д"Акоста; 1665-1740, еврей-марран), служил при дворе Петра I, Анны Иоанновны и герцога Бирона; знал превосходно Библию (цитировал целые главы) и 6 европейских языков. В 1723 году был сослан в ссылку, за связь с попавшим в немилость вице-канцлером П.П. Шафировым (еврей, дипломат, участник разработки всех международных договоров России в эпоху Петра I). Как утверждают исследователи, Лакоста называл вора вором, высмеивал пороки и злоупотребления придворных, когда "обиженные" жаловались на бесцеремонное поведение шута Петру, царь невозмутимо отвечал: "Что вы хотите, чтобы я с ним сделал? Ведь он дурак!".
  
  Вывод
  В русском общественном сознании XVII-XVIII вв. сформировался ДВОЙСТВЕННЫЙ образ "дурака", с одной стороны - человек неполноценный, не способный к производительной деятельности, с другой - человек умный, деятель прикрывающийся "дурачеством" как щитом (например, А. В. Суворов).
  Целесообразно рассмотреть термин "дурак" в связи с образами и терминологией Библии, так как мировоззрение русских людей вплоть до 1917 года было религиозным.
  
  4) Терминология и библейский образ, толкование в источниках
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - ДУРАК = ДУ + РАК, у нас моментально проявляется термин РАКА - безумный, заимствованный из арамейского языка в переводах Нового Завета на греческий язык (транслитерация, перевод термина с одного алфавита на другой).
  * ивр. ДУ два, двойственность, в сложных словах.
  * ивр. РЕИКА רֵיקָה, רֵיקָא бездельник, пустой, не на что негодный человек, безумный; невежда, некультурный, ПУСТОГОЛОВЫЙ, ДУРАЧИНА.
  
  Общий вид
  ДУ+РАКЪ = ивр. ДУ двойственность (двуличность) + РАКА, РЕИКА רֵיקָא безумный, дурачина; т.е. человек неустойчивого, двойственного поведения, бывает безумным.
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H7386. Оригинал: ריק. Произношение: рэйк рэк. Часть речи: Прилагательное. Этимология: от H7324 - пустой; перен. тщетный, напрасный, праздный, негодный.
  * Маркус Ястроу. Словарь таргумимов, Талмуда Бабли и Йерушалми и мидрашей литературы
  Р.К., РЕИК, ‎ריק ,רק ‎м. ‎(б. ‎ч.; ‎רוק) ‎пустой, ‎недействительный; ‎никчемный‎человек. ‎Ю. ‎Пеа ‎I, ‎15б ‎бот., ‎а. ‎э. ‎(ссылка на ‎Втор. ‎XXXII, ‎47).
  
  * Strong′s Greek: 4469. rhaka); http://biblehub.com/greek/4469.htm (перевод Гугл)
  Rhaka (рака): пусто (выражение презрения); переводах Нового завета на греческий - РАКA). 4469 rhaka (по-видимому, связано с термином RoQ арамейском, "пустой") - правильно, пустоголовая. Этот термин выразил презрение к человеческой голове, рассматривая его как глупо (без смысла) - то есть "болван", который действует дерзко и бездумно (ТДТН).
  * Сайт http://www.biblicaltraining.org/library/raca (перевод Гугл). Международный стандарт Библейская энциклопедия (1915)
  "ra-ка, ра-ка > (rhaka, Уэсткотт и Хорт, Новый Завет на греческом с Кодексы Синайского (исправлено), Vaticanus, Кодекс Е, и т.д.; rhacha, Тишендорфом с Кодексы Синайского (оригинальный ручной) и Bezae; арамейский REQA , от запр, "пустой"): Vain или бесполезной молодец; Термин презрения используется евреев во времена Христа. В Библии, это происходит в Mt 5:22 только, но Джон Лайтфут дает количество экземпляров использования слова еврейских писателей (Hot. Иврит., издание по Gandell, Оксфорд, 1859, II, 108). Златоуст (кто был знаком с сирийском как говорится в окрестности Антиохии) говорит, что это было эквивалентно греческого су, "ты", используется презрительно вместо имени человека. ... Это, как правило, объясняется как выражение презрения к интеллектуального потенциала человека (= "Вы простак!"), В то время как более (в переводе "ты дурак"), в том же стихе берется для обозначения морального и религиозного характера человека (= "вас негодяй! "" Вы нечестивый человек! ")".
  
  в) Библейский образ
  * Притчи 12:11: "Кто возделывает землю, будет сыт, а глупец за пустотой (ивр. РЕИКА) гоняется".
  * Матфей 5:22: "А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака ", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный ", подлежит геенне огненной" (гр. - рака (букв. Пустой человек). В данном стихе в еврейском переводе Нового Завета с греческого языка применен термин РЕКА безумный.
  
  В русском термине "ду+рак" прослеживается указание на двойственное поведение человека страдающего умственной отсталостью, своеобразный "оберег", указывающий на особенности его психической организации. В нормальных условиях олигофрен (легкая степень) не отличается от других людей, в сложных условиях жизнедеятельности ему не хватает интеллекта на преодоление возникших препятствий, он частично утрачивает способность приспосабливаться к изменившимся условиям социальной среды.
  В поведение таких людей отмечена: слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков (безумность), импульсивность поведения, повышенную внушаемость без логического осмысления ситуации. Часто у олигофренов наблюдается реактивные психозы со страхом, депрессией, истерическими проявлениями, суженным сознанием.
  
  Таким образом, слово и образ "дурак" является оригинально интерпретированным русскими переводчиками библейским термином РАКА.
  Напомним определение философа Я. П. Козельского (1768): "дурак хотя и понимает вещи, однако рассуждать об них ни сам собою, ни по примеру других не может".
  
  * М. В. Ломоносов. 1761 января 19. И.И. Шувалову (1761): "Не токмо у стола знатных господ или у каких земных владетелей дурак быть не хочу, но ниже у самого господа бога, который мне дал смысл, пока разве отнимет".
  
  Кишинев, 2014 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"