Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Дядя - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  И оста по немъ сынь его Святославь малъ,
  15 летъ; дядка же бе у него Асмулдь
  Тверская летопись под 945 год
  
  
  1) Существующая этимология. Викисловарь
  
  Корень: -дяд-; окончание: -я. Значение: брат отца или матери, а также муж тёти (т.е. сестры отца или матери); прост. учтивое уважительное обращение к простому немолодому мужчине, и т.д.
  Этимология по Максу Фасмеру
  Происходит от др.-русск. дядя. Ассимиляция *дѣдѩ из дѣдъ (Соболевский); откуда русск. дядя, дядька, укр. дя́дьо, дя́дько. Ассимиляции благоприятствовала принадлежность слова к детской речи. (Ассимиляция - уподобление звуков). (???)
  
  2) Применение термина в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв. АН СССР, М., 1974, вып. 4
  * Дядя, м. Дядя. (1078): И рече Олегъ Борису: не идемъ противу, не можемъ бо стати противу 4 княземъ, но поидемъ съ молбою противу дядь своихъ. Ник. лет. IX, 108. Матфейко Юхнов да дядя его Захарко. Кн. и. Обон. пят., 23. 1496 г. А племяни де у него въ Рылску два дяди родныхъ. АЮБ III, 325. 1622 г.
  * Дядько, м. То же, что дядька. (946): И рече Свиндилъ Исмудъ дядко ег. Переясл. лет., 12. (1202): Светъ створи с Мирославомъ и с дядькомъ. Ипат. лет., 718.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  Псковская 3-я летопись: Строевский список (1400-1568): "Того лѣта князь велики Василеи Васильевичь поиде в Орду къ царю княженья дѣля великого на Роускои земли, а поиде на Оуспенья святыа богородица з дары многыми; а за ним поиде дядя его князь великии Юрьи Дмитреевичь в Ордоу ко царю княженьа дѣля великого, а поиде на Воздвиженье честнаго креста з дары многы.
  
  в) Михаил Задорнов, http://soznanie.info/st_zadornov2.html
  
  "Со сменой родового устройства общества на государственное, как и "ТЁТИ", "ДЯДИ" тоже в большинстве своём обеднели. Сегодня слово "ДЯДЯ" редко относится к какому-нибудь богатею. ... Поэтому слово "ДЯДЯ" приобрело в наше время несколько ироничный оттенок. До сих пор нередко можно услышать: "Ты чего, дядя, сдурел?" или: "Дядя, вы тут не стояли!". ... Благодаря Гоголю, Тургеневу, Чехову мы знаем, что когда-то "ДЯДЬКАМИ" называли воспитателей в богатых семьях. ... Да и народная пословица подтверждает, что "ДЯДИ" не всегда были безликими: "БОГ - ТЯТЬКА! ГОСУДАРЬ - ДЯДЬКА!". ...
  P.S. Конечно, с точки зрения науки, делового мышления, умения устраивать свой быт человечество в истории развилось необычайно. А вот многие ласковости и нежности по дороге к этому развитию были потеряны. Правда, воспоминания о них хранит наш родной язык: "ДЯДЮШКА", "ДЯДЕЧКА", "ДЯДЕНЬКА". А как замечательно, что в театрах до сих пор идут постановки по повести Достоевского "Дядюшкин сон"! Какое-никакое, а всё-таки напоминание о том, что не все дядюшки должны превращаться в дядю Сэма!".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  * Исследователи останавливаются на древнерусском языке, и выводят термин из слова дѣдъ (дед), мол, путем уподобления звуков (Е-Я) в детской речи возникло слово-понятие ДЯДЯ.
  * Известно, что территорию Днепр-Дон-Волга контролировал Хазарский каганат, где единственным письменным административным языком был иврит (есть тексты), господствующей религией - иудаизм.
  
  * В 1140 г. в Испании, поэтом, врачом, философом, раввином Иехудой Галеви была написана книга "Кузари" (Хазар); хазары в этот период уже исчезли с исторической сцены, последнее упоминание в русских летописях в 1083 году. Книга основана на вымышленном сюжете, автор ведет беседу с хазарским царём, который встал перед проблемой выбором веры для своего народа. Подобный сюжет мы находим и в Повести временных лет (самый древний вариант XIV в.), где князь Владимир также в диспуте с представителями разных религий пытается найти религию для народа.
  
  Приведём несколько отрывков из книги "Кузари" (Хазар), чтобы уяснить, как понимали деятели того времени связь между языком и религией.
  47. Сказал рабби: ... Передача традиґции связана с теми, в ком выразилось Божественное, но это были единицы, еще не народ. Затем приґ шел Яаков, породивший двенадцать племен, каждое из которых было способно к несению Божественной миссии. Так Божественное влияние овладело массой людей, и традиция передавалась ими от поколения к поколению. ...
  53. Сказал рабби: Считаешь ли ты, что языки вечны и не имели начала?
  54. Сказал Кузари: Языки, несомненно, имеґли начало и возникли по общему соглашению люґдей. Об этом говорит их построение из существиґтельных, глаголов и частиц. Они произошли от звуґков, производимых органами речи.
  55. Сказал рабби: Видел ли ты язык изобреґтенный? Или слышал о таком языке?
  56. Сказал Кузари: Нет, не видел и не слыґшал. Язык, конечно, возник в каком-то поколении, а до этого не было ни общего согласия, ни нациоґнальных языков".
  
  Вывод
  У нас есть логическое, философское и историческое основание, осталось найти соответствующий термин в лексике сакрального языка иудаизма и иудеохристианства - иврит.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Общий вид
  русск. ДЯДЯ = ивр. ДОД דּוֹד (форма ДД דֹד) дядя, друг; близкий родственник.
  
  б) Источник
  * См. Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H1730. Оригинал: דּוֹד. Произношение: дод дод. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня meaning properly, to boil - 1. возлюбленный; 2. дядя; 3. любовь, нежности, ласки.
  * См. стронг иврита 1730, ДОД: https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/1730.htm&prev=search
  * См. Еврейский и халдейский словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.: http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_099.htm
  
  б) Библейский образ
  * Левит 25:49: "или дядя (ДОДО, от ДОД) его, или сын дяди (ДОДО) его должен выкупить его, или кто-нибудь из родства его, из племени его, должен выкупить его; или если будет иметь достаток, сам выкупится".
  * 1-я Царств 10:15: "И сказал дядя (ДОД) Саулов: расскажи мне, что сказал вам Самуил".
  * 1-я Паралипоменон 27:32: "Ионафан, дядя (ДОД) Давидов, был советником, человек умный и писец; Иехиил, сын Хахмониев, был при сыновьях царя".
  
  Таким образом, русский термин ДЯДЯ явно образован от библейского слова Д.Д., ДОД, транслитерация - передача слова-понятия другим алфавитом.
  
  Кишинев, 24.11.2016 г.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"