Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Зверь - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Бяше около града лъсъ и боръ великъ,
  и бяху ловяща ЗВҌРЬ
  Повесть временных лет
  
  
  1) "Зверь" в истории
  
  Автор "Повести временных лет" начал своё повествование с библейских времен. Затронув дислокацию племен в Восточной Европе, он переходит к описанию славян; летописец упоминает полян, живших на Днепре, на пути "из варяг в греки", сообщает, что кругом были "лъсъ и боръ великъ", а поляне занимались ловлей (охотой) ЗВЕРЕЙ. Это высказывание можно рассматривать как прямое указание на занятие промысловой охотой, дававшей средства (пропитание) к существованию людей на не обустроенном покрытом сплошными лесами, пространстве Днепра - добычу пушного зверя. Поляне жили на торговом пути, а основным товаром этой торгово-транспортной магистрали являлся - мех; князь Святослав отметил экспортные товары Киевской Руси: "из Руси же меха и воск, мед и челядь (рабы)".
  
  Известно, что во времена Римской империи популярностью пользовались гладиаторские бои, гладиаторы вели бои между собой и сражались с дикими животными. Тысячи зверей: львы, тигры, медведи, волки, леопарды, дикие быки, слоны (известен случай, когда на арене появился белый медведь) - погибли в римских цирках. Ловцы зверей командировались в страны Азии и Африки в поисках редких диких животных. Дрессировщики зверей в Риме достигли высокого мастерства: медведи ходили по канату, обезьяны ездили верхом на собаках и т.д.; высшим достижением считались схватки гладиаторов без оружия (голыми руками) с дикими зверями.
  
  В 365 г. христианская церковь добилась запрета звериной травли в цирках, а в 404 году монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой собственной жизни - на бои гладиаторов был наложен запрет. Тем не менее ловля диких животных, не была прекращена, монархи с древнейших времен содержали зверинцы (заказники), были они и при храмах (жертвенные животные).
  Зверинец в Риме был основан императором Августом (63 - 14 г. н.э.), в нём содержалось 3 500 животных: 420 тигров, 260 львов, 600 африканских животных, были там медведи, слоны и крокодилы. На представлении в честь открытия Колизея в 80 г. погибло 5 000 животных; в 150 г. во время боёв предположительно было убито 10 000 животных; в средневековье и в новое время традиция содержать зверей при дворах монархов сохранялась. Власть государя проявлялась не только в поведении "подвластных" ему существ, но и в составе его зверинца, там содержали животных, которых мифологически связывали с идеями господства, таких как лев, тигр, барс, слон, орел, а также очень редкие виды, привезенные с других континентов или полученные в качестве дара от других правителей.
  
  Упоминание термина ЗВЕРЬ в самом раннем русском историческом и политическом произведении как "первичного" занятия (промысла), сообщает, что жизнь росса (администратора на торговом пути) была тесно связана с охотничьими делами. Добыча пушнины и дорогих диких животных для продажи, а не земледелие, игравшее второстепенную роль, позволили накопить необходимые финансовые ресурсы для формирования государственности - россы существовали за счет ресурсов леса и животного мира.
  
  Собственно, пионерско-охотничий процесс колонизации фиксируется при освоении всех территорий (Америка - бобр, Сибирь - соболь), колонист - идет за соболем, каланом, за мясом и шкурой дикого быка (бизона), лишь затем, под контролем светских и духовных властей - оседает на землю и становится земледельцем.
  Царская охота - меньше всего развлечение, но явление монарха в его основной функции повелителя, властелина, преодолевающего опасности и устанавливающего в мире собственный порядок. Сцены охоты - одна из древнейших форм иконографии (регламентированное изображение) государя, известная по памятникам в Древнем Египте и Месопотамии. Государь на охоте - это победитель, торжествующий над сильнейшими представителями животного мира природы; выполняется указание Бога человеку: "владычествуйте... над всяким животным" (Быт. 1:28).
  
  2) Существующая этимология
  
  а) Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка
  Древнерусское - зверь. Старославянское - зверь. Буквальное значение слова - "дикое животное". Иногда употребляют в переносном значении по отношению к человеку.
  На Руси стало использоваться с XI в. Существительное пришло в славянский язык из индоевропейского, где оно имело значение "дикое, преимущественно хищное животное".
  Слово встречается в некоторых древних языках, например в древнепрусском (swirins - "дикое животное"), в латинском - ferus (дикий). Производные: звериный, зверинец, зверский, зверство. (индоевропейский???)
  
  б) Викисловарь
  
  Корень - зверь. Значение: зоол. позвоночное животное класса млекопитающих; животное, в противопоставлении человеку по различным качествам; перен. жестокий, яростный, при этом часто - очень сильный человек.
  Этимология по Максу Фасмеру
  укр. звiр, др.-русск., ст.-слав. звѣрь θηρίον thi̱ríon, также собир., болг. звяр, сербохорв. зви̏jер ж., словен. zvȇr, род. п. zverȋ ж., др.-чеш. zvěř, слвц. zver, польск. zwierz, zwierzę, в.-луж. zwěrjо ср. р., н.-луж. zwěŕe. Родственно лит. žvėrìs, вин. žvė̃rį и žvė́rį "зверь", лтш. zvęr̂s, др.-прусск. вин. мн. swirins "дикое животное", греч. θήρ thí̱r, род. θηρός thi̱rós - то же, эол. φήρ fí̱r, лат. ferus "дикий".
  Слав. сложные слова с зверо - свидетельствуют об основе на согласный (Френкель, ZfslPh 13, 211), лтш. основа на -о объясняется унаследованным род. мн. zvę̂ru, вост.-лит. žvėrų̃, греч. θηρῶν thi̱ró̱n; см. перечень авторов. Форма зверинец (впервые в 1705 г.; см. Христиани 51) могла быть произведена с равным успехом от др.-русск. звѣринъ - прилаг. или из польск. zwierzyniec (Христиани (там же) придерживается последнего). (???)
  
  в) Словарь В. Даля: "ЗВЕРЬ м. вообще, животное четвероногое, млекопитающее; дикое, лютое, плотоядное, хищное; местами собств. волк или медведь, где что водится".
  
  г) В других этимологических и толковых словарях значение аналогично вышесказанному; в основных европейских языках (ит., нем, исп.) понятие представлено в форме - fiera, bestia, animal, bête (фр.).
  
  3) Обобщение и вывод
  
  Понятие употребляется в самых ранних древнерусских произведениях; буква ять Ѣ произносилась как Э или ИЕ (йотированный звук), с упразднением ятя стали омонимами многие слова от разных корней с "е" и "ѣ": ѣсть ("принимать пищу") и есть (ед. ч. 3-е лицо глагола "быть"), лечу (по воздуху) и лѣчу (людей).
  Понятие ЗВЕРЬ в языках Восточной и Западной Европы графически выражается разным сочетанием знаков; существующие трактовки ничего не объясняют, этимологии - нет, комментаторы перечисляют "родственные" слова сообщая лишь об ареале применения слов, не указывая на их происхождение.
  Никто из исследователей не связывает термин с языком идеологии иудеохристианства - иврит.
  
  Вывод
  Слово "зверь" возникло на территории, где первоначально господствовал иудаизм, из истории мы знаем, что днепровские территории и Крым входили в состав Хазарского каганата (VII-X вв.), где было значительное еврейское население, а государственным языком - иврит. Отметим, что первый письменный документ (ок. 950 г.) вышедший из Киева - "Киевское письмо", был написан на классическом иврите. На территории Киевской Руси изначально присутствовало еврейское население, а его литературная и религиозная традиция стала основой культуры русских; наша гипотеза имеет историческое и лингвистическое основание.
  
  4) Терминология иврита и библейские образы
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - ЗВЕРЬ = ЗВ+ЕРЬ.
  
  Общий вид
  церк. слав. ЗВ+ЕРЬ (ЗВ+ѢРЬ) = ивр. ЗАВЕ (ЗАВАА) זָוֶע страшный, ужасный + ЙААР יַעַר лес.
  Страшные (опасные для человека) звери живут в лесу; в составном понятии указано взаимоотношение людей и диких животных, термин - оберег, предупреждение об опасности и месте обитания зверей.
  
  От ЗАВЕ и вероятно и русское ЗАВЫТЬ = иврит - ЗАВАТИ זַוְעָתִי ужасающий, кошмарный (вой дикого зверя).
  В русском средневековье и вплоть до строительства железных дорог 70-80 гг. XIX века отношения человека с лесными хищниками (волк, медведь) часто заканчивались трагично для человека; стаи волков терроризировали целые поселения, особенно в зимнее время.
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу И Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H2189. Оригинал: זַעֲוָה. Произношение: за‛ава. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: by перенос для H2113 - трепет, ужас.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H2113. Оригинал: זְוָעָה. Произношение: зэва‛а. Часть речи: Существительное женского рода. Этимология: от H2111 - трепет, дрожь, страх, ужас.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H3293. Оригинал: יַעַר. Произношение: йа‛ар. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня, вероятно обозначающего thicken with verdure - 1. лес, деревья, роща, дубрава; 2. мёд, вытекающий из сот.
  
  в) Библейский образ
  
  * Второзаконие 28:25: "Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим; одним путем выступишь против них, а семью путями побежишь от них; и будешь рассеян (ЗАВАА, трепет, ужас, страх) по всем царствам земли".
  * Исайя 28:19: "Как скоро он пойдет, схватит вас; ходить же будет каждое утро, день и ночь, и один слух о нем будет внушать ужас (ЗАВАА)".
  * Иеремия 24:9: "и отдам их на озлобление (ЗАВАА) и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их.
  
  Таким образом, слово ЗВ+ЕРЬ искусственное, составлено из двух корней иврита = ЗВАА זְוָעָה ужас, страх; ЗАВЕ זָוֶע страшный, ужасный + ЙААР יַעַר лес (среда обитания). Выражает мысль - остерегайся зверей живущих в лесу; понятие явно составное, корни принадлежат библейскому ивриту, транслитерация, передача слов иврита другим алфавитом.
  
  Кишинев, 5.1.2017 г.
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"