Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Килия (Дунай) - топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  А по Дунаю, Дрествин. Дичин, Килиа
  Новгородская первая летопись, XV в.
  
  
  1) Общее
  
  а) Город Килия (Одесская обл., Украина), расположен на левом берегу Дуная. Место для поселения было выбрано удачно, за Измаилом Дунай распадается на 4 рукава, а в Килие все эти рукава - сходятся; до XVIII века последний населенный пункт на Дунае перед впадением его в Черное море.
  Дельта восточнее г. Вилково (ок. 10 км) начала формироваться в XVIII в., за счет большого количества наносов (песок, ил) образовались новые острова. Килия стратегический пункт в военном, политическом и в торговом отношении, перекресток сухопутных и водных путей. За обладание этой важной точкой на Дунае шла ожесточенная борьба, свыше 500 лет дельта была в центре геополитических интересов Болгарии, Турции, Молдавии, Венгрии, Румынии (Валахии) и России. В результате войн происходила частая смена этнического состава населения и запустение территории, что повлияло на развитие города.
  
  б) Повесть временных лет
  "В год 6475 (967). Пошел Святослав на Дунай на болгар. И бились обе стороны, и одолел Святослав болгар, и взял городов их 80 по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков". "Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы".
  Академик Ф. И. Успенский, написавший фундаментальные труды по истории Византии, полагал, что Переяславец являлся "древней столицей болгарских ханов" и находился около совр. румынского города Исакча близ устья Дуная. Считают, что дельта Дуная включает в себя территорию до Рени (Исакча в 25 км к востоку), какова была дельта Дуная во времена кн. Святослава - неизвестно.
  
  2) История и этимология
  
  а) Археологически территория в районе Килии не исследована в связи с тем, что здесь всегда была граница, регион часто переходил от одного государства к другому, политико-исторические разборки типа "а мы здесь жили раньше", часто влияли (и влияют) на взаимоотношения соседствующих по Дунаю стран.
  Комментарии к топониму Килия противоречивы, в разные периоды поселение носило имена: Ахиллея (с 335 г. до н.э.), Ликостома ("волчья пасть", 11-13 вв. предположительно находилась на месте Килии), Новое село (14 в.), Новая Килия, Килия-Нова (14-15 вв.), Кили (16-18 вв.), Килия (с 18 в.). Город согласно официальной версии был основан в 862 году (?), по другим данным поселение на правой румынской стороне Дуная, было известно как Килия Вече (Старая Килия) и заложено византийцами в XI в., топоним выводят из греч. слова - κελλίa (Kellia), что якобы являться эквивалентом понятия "закрома" (нов. греч. клетка); по другим данным - слово истолковывают как "монастырская келья".
  Высказывается мнение, что имя города фиксируется в труде персидского летописца Рашид-аль-Дин Хамадани "Сборник летописей" (1311 г.), описывая завоевания Венгрии и половецкой степи (Причерноморье) монголами, он упомянул топоним Кыли (исходя из текста, локализовать невозможно).
  Отметим, что "перс" Рашид-аль-Дин Хамадани (1247- казнен в 1318) - этнический еврей принявший ислам, врач, историк, реформатор, политический и финансовый деятель периода правления в Иране монгольской династии Ильханидов.
  
  б) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/Килия
  
  "Килия упоминается впервые в Воскресенской летописи, в списке городов, лежащих на пути киевских князей в Болгарию и Византию, под именем Нового Села: по "Geographia Blaviana" (1662), она входила в XIV в. в число городов Валашского государства; в XV в. уступлена Молдавии. Будучи сильно укреплена, К. многократно подвергалась штурму и разграблению; в 1462, 1475, 1484 и 1584 гг. взята турками, в 1594 г. - казаками, под начальством Наливайко; в 1632 г. - ими же, под предводительством Сулимы; в 1790 г. - войсками Потемкина. 4 раза была присоединяема к России (в 1791, 1812, 1829 и 1878 гг.), разделяя в этом отношении судьбу соседнего Измаила (см.)... В 1806 г. К. была занята без сопротивления дивизией герцога Ришелье и, по Бухарестскому миру, вместе с Бессарабией, присоединена к России. Парижским мирным трактатом 1856 г. К., вместе с южной частью Бессарабии, передана румынам; возвращена России по Берлинскому трактату 1878 г.".
  
  в) Этимологический словарь Макса Фасмера
  
  Ки́лия город в [бывш.] Бессарабии, при устье Дуная [ныне входит в Одесск. обл.], рум. Chilia, также название сев. рукава устья Дуная. От рум. chilie "келья, скит", ср.-греч. κελλίον kellíon от κέλλα kélla "монастырская келья"; см. Томашек, Zschr. österr. Gymn., 1876, стр. 344. Др.-русск. Келасъ (Гагара, 1634) из ср.-греч. κέλλας kéllas. (???)
  
  г) Географические названия мира: Топонимический словарь. - М. Поспелов Е.М. 2001.
  "В Списке русск. городов на конец XIV-нач. XV в. упоминаются в дельте Дуная поселения Килиа и Новое Село. Со временем Новое Село превратилось в город Килия, а бывший город Килия - в небольшое рыбацкое селение Килия-Веке (старая Килия) на рум. стороне гирла. Название города Килия, рум. Chilia, от рум. chilie келья, скит. В. А. Никонов без мотивировки отвергает эту этимологию и предлагает свою из турецк. killi глинистый". (???)
  
  д) В. П. Егоров. Историческая география Золотой Орды XIII-XIV вв. М., АН СССР, 1985
  "Килия. Самый западный город Золотой Орды, находившийся в устье Дуная, в нескольких десятках километров от берега Черного моря. Археологически он не исследован, поэтому время его возникновения точно не выяснено. Письменные и картографические средневековые источники сообщают о его принадлежности Золотой Орде в XIV в. Они же рисуют Килию как крупный центр генуэзской торговли, где находилась итальянская колония с особым консулом во главе. В страны Средиземноморья отсюда экспортировались самые различные товары: хлеб, мед, воск, соль, лошади. Как и во всех значительных портовых городах Золотой Орды, имевших выход на международный рынок, здесь была развита также и работорговля. Данных о времени ухода монголов из Килии в источниках не содержится".
  
  е) Дмитрий Кантемир, Описание Молдавии, 1727 (Кшн. 1973)
  "Город не особенно большой, но знаменит как торговый порт... В нем проживают не только турки, но и евреи, христиане, армяне и другие различные народы"; "Молдаване и турки называют его Кили" (с.27); "впадает в Черное море возле Килии" (Описание, с. 6), т.е. дельта Дуная у Килии". (рекомендую, очень интересная книга!!!)
  
  ж) Украинский историко-фортификационный форум
  Фотографии старинного еврейского (караимское) кладбища, в элитном (ранее) районе Килии, автор "Алекс" относит его примерно к XV веку, на надгробьях высечены надписи на иврите.
  
  3) Обобщение и выводы
  
  Примерно XIV-XV вв. город получил имя Кили, Килия, попытаемся установить связь между именем и предлагаемыми исследователями значениями (смыслами).
  * Килия - монастырская келья, скит; не удалось установить существование хотя бы одного монастыря, скита в городе или в окрестностях.
  * Килия - от тур. killi, kil глина; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона отмечает на 1891 год в Килие - 2 гончарных завода и 3 кирпичных, небольшой производственной мощности. Естественно, что русло любой реки имеет своеобразный водонепроницаемый пояс из глин и суглинков; наличие глин не является основной характеристикой поселения на важнейшем торговом пути.
  * Килия - греч. Kellia "закрома"; в каждом населенном пункте есть - "закрома", хранилища зерновых продуктов, основа выживания населения. В портовом городе естественно есть хранилища товаров; данное истолкование не раскрывает функцию (предназначение) города.
  
  Вывод
  Поиск смысла топонима надо перевести в область географии, Килия выделяется из всех городов на Дунае своим уникальным местонахождением в КОНЦЕ крупнейшей реки Европы. Имя города должно было ориентировать судоводителей и торговцев и отвечать на вопрос - что это и где это? До турецких завоеваний - территория иудеохристианства, следовательно, топоним мог быть связан с сакральным языком - ивритом.
  Целесообразно рассмотреть топоним в связи с терминологией иврита и библейскими образами. Конец (вход, выход судов) реки Дунай (устье) вероятно и будет именем города.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  КИЛИ+Я = ивр. КАЛА ивр. כָּלָה конец, кончаться, завершаться; КИЛА כִּלָה оканчивать, завершать; т.е. конечный населенный пункт на водном пути по Дунаю.
  
  б) Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H3615. Оригинал: כּלה. Произношение: кхала (КАЛА). Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. совершаться, заканчиваться, кончаться; 2. быть определённым, быть решённым; 3. исчезать, погибать, разрушаться; 4. истлевать, истощаться, тускнеть (о глазах, частоот ожидания). C(pi): 1. совершать, заканчивать; 2. уничтожать, истреблять, разрушать. D(pu): быть совершённым или законченным.
  
  в) Библейский образ
  * Руфь 3:18: "ибо человек тот не останется в покое, не кончив (КИЛА) сегодня дела".
  * 1 Цар. 3:12: "в тот день Я исполню над Илием все то, что Я говорил о доме его; Я начну и окончу (КАЛА)".
  * 3 Цар. 6:14: "И построил Соломон храм, и кончил (КАЛА) его".
  * Иеремия 8:20: "Прошла жатва, кончилось (КАЛА) лето, а мы не спасены".
  
  г) Если есть конец, следовательно, должна быть и середина.
  Венгерский город Мохач (Mohacs), расположен на середине Дуная, примерно на 1240 км из 2783 км (встречаются 2860, 2960 и др.) общей длины реки согласно Европейской Дунайской комиссии, длина реки со временем меняется, в отношении Дуная за счет приращения дельты.
  Откуда и образован топоним-ориентир; Mohacs = иврит - МЕХЕЦА מֶחֱצָה половина, середина; 1240 + 1240 = 2480, поразительная точность для средневекового времени.
  
  Таким образом, топоним Килия образован (транслитерация) из термина иврита "КАЛА, КИЛА" (конец, окончание). Указывает на конечный населенный (портовый) пункт на реке Дунай; ономастическое (религиозно-торговое) пространство по Дунаю было обозначено в интересах системы иудеохристианства, на сакральном языке идеологии (и тоговли) - иврите.
  
  Кишинев, 2013 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"