Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Клада - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  1) Клада в Повести временных лет
  
  В первом политическом документе Древней Руси, Повести временных лет, некоторые термины требуют уточнения содержания (смысла). Одним из таких слов-понятий является слово "КЛАДА", который обычно переводят как "колода" (великая).
  См. в предисловии Повести временных лет (перевод О. В. Творогова) http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4...
  
  * Оригинал
  "И аще кто умряше, творяху трызну надъ нимь, и посемъ творяху кладу велику, и възложать на кладу мертвеца и съжигаху, и посемъ, събравше кости, вложаху въ <...> ссудъ малъ и поставляху на столпе на путехъ, иже творять вятичи и ныне. Си же обычаи творяху и кривичи и прочии погании, не ведуще закона Божиа, но творяху сами себе законъ".
  * Перевод
  "И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон".
  
  2) Существующая этимология
  Словарь Академии Российской 1789 г.; "Клада, 1) Колода; 2) Колодки; 3) В старинном употреблении означало Срубъ. Посемъ творяху кладу велику, и възложать на кладу мертвеца и съжигаху". Ник. Лет. 1.10.
  
  3) Обобщение и вывод
  
  "Удивительным" образом древнерусский термин КЛАДА и условия, ситуация его применения (что это? для чего это?), совпадает с содержанием слова иврита ДАЛАК. Надо только прочитать его наоборот, как в иврите - русск. КЛАДА = наоборот АДАЛК = А+ корень ДАЛК = ивр. без гласных Д.Л.К., с огласовками ДАЛАК דָּלַק гореть, пылать.
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть церковнославянский термин "клада" в связи библейскими образами и терминологией.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  русск. КЛАДА = наоборот АДАЛК = А+ДАЛК = ивр. ДАЛАК דָּלַק гореть, пылать, для сжигания, для разжигания, для воспламенения. ДЕЛАК чтобы сжечь; т.е. СОЖЖЕНИЕ чего-либо.
  В современном иврите: ДАЛАК - гореть, зажигаться, загораться. ДЕЛЕК - горючее, топливо; ДЕЛЕКА - пожар; ДАЛУК - горящий.
  
  б) Источник
  
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H1814&k=E...
  * Hомер Стронга: H1814. Оригинал: דָּלַק. Произношение: далак. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): 1. поджигать, подпаливать; 2. гореть,
  * Hомер Стронга: H1815. Оригинал: דּלק. Произношение: дэлак. Часть речи: Глагол. Этимология: соответствует H1814 - H(peal): гореть, пылать.пылать; 3. стремительно преследовать, преследовать по пятам. E(hi): разжигать.
  * См. Штейшберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 103.
  
  б) Библейский образ
  * Притчи 26:23: "Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные (ивр. ДАЛАК) уста и сердце злобное".
  * Иезекииль 24:10: "Прибавь дров, разведи (ивр. ДАЛАК) огонь, вывари мясо; пусть все сгустится, и кости перегорят".
  * Авдий 1:18: "И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа - пламенем, а дом Исавов - соломою: зажгут (ивр. ДАЛАК) его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это".
  
  Таким образом, мы установили логико-лексическую связь между неясным древнерусским термином КЛАДА и термином иврита ДАЛАК. Слова тождественны, содержат одинаковый набор согласных знаков К.Л.Д. = Д.Л.К., обозначают одно явление действительности - СЖИГАНИЕ умершего человека.
  
  * Примечание
  
  Вероятно древнерусский летописец (монах Нестор) живший на рубеже XII века (уже христианское время) в Киеве употребил этот еврейский термин для обозначения обряда трупосожжения, существовавшего в Киеве до принятия христианства.
  Любопытная история совершается с именем "Нестор", согласно ЕБ (Болгарская энциклопедия) в XI веке - боярин из Македонии; в это время Болгария находилась под византийским господством.
  Нестор был назначен в 1074 константинопольскими властями управителем в Дръстьл (Силистра, на Дунае) для борьбы с восстанием болгар. Прибыв на место, боярин перешел на сторону восставших и возглавил восстание в Подунавье, успешно действовал и громя византийские гарнизоны, дошел до Константинополя. После окончания восстания судьба его неизвестна.
  Карамзин, проведя исследования списков "Повести временных лет" выяснил, что Нестор (киевский) появился в Киеве до кончины игумена Феодосия в 1074 г., каких-либо данных о его жизни нет. Что же получается, Нестор Болгарский (1074 г.) и Нестор Киевский (1074 г.) жили точно в один промежуток времени, возможно, ли такое совпадение?
  Если мы вспомним про Охридскую (македонскую, 886-1767 гг.) книжную школу, существовавшую в это время то, появление в Киеве образованного летописца Нестора владеющего исключительно важной для того времени политической, исторической и географической информацией не будет загадочным.
  
  Кишинев, 14.8.2018 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"