Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Кодыма - топоним, гидроним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Город назван по названию реки. Само слово "кодыма"
  было известно еще половцам, на их языке оно означало
  "восток", а название небольшой водной артерии
  трактовалось ими как "река, текущая на восток"
  Кодыма...touregion.odessa.gov.ua/area/kodyma/
  
  1) Codex Cumanicus (словарь)
  
  Точка зрения Официального туристического сайта Одесской области выведенная в эпиграф статьи, содержит, очевидно, неоспоримое суждение (рассудительное) - "река, текущая на ВОСТОК", но причем здесь половцы?
  
  Половецкий язык (куманский)
  Сведения о языке половцев домонгольской эпохи (XI-XIII вв.) даёт латино-персидско-куманский словарь конца XIII века "Codex Cumanicus", сохранился только один список. Составлен христианскими миссионерами в Крыму (1303-1330), рукопись состоит из итальянской (латино-персидско-куманский словарь) и немецкой (кумано-немецкий словарь) частей, около 1300 слов. Состав словаря: 47 тюркских загадок, "Десять Божьих Заповедей", фрагменты "Книги притч" Соломона, Евангелия, сочинений богословов Амвросия, Иеронима, Августина и др., "Символ веры", молитвы, гимны и оригинальные куманские проповеди.
  Автору удалось найти только один термин "восток" из нескольких версий толкования половецкого языка (см. ниже), он грамматически не связан с гидронимом Кодыма.
  
  * Кодекс Куманикус - eurasia-research.com/erc/002cam.htm англ.
  "Другие условия, связанные с Время, времена года, направление, ориентация (CC, 73/81-82) кун towusi "Восток", кун batisi "Запад", yarix, yariq "ясно, ярко," Булуд "облако" (для nubiloxum " облачно ") и др.".
  
  Писанное социальное ономастическое пространство Волго-Дунайского междуречья, Тамани и Крыма, формируется с момента возникновения иудейского Хазарского каганата и введения в регионе единого религиозно-торгового языка - иврита. В дальнейшем иудео-хазарскую традицию переняли христиане, в том числе и христиане-половцы. В 1228 г. венграми на Сирете (река) была образована Половецкая епископия для обращения половцев в христианство, которая просуществовала вплоть до монгольского нашествия в 1241 г.
  
  2) История и география
  Кодыма (укр. Кодима) - река длиной в 149 (155) км, в Одесской и Николаевской областях Украины, правый приток Южного Буга, на реке расположены города Кривое Озеро, Первомайск, Балта и Кодыма. В 1764 − 1767 гг. на реке уже существовали сёла Голта (30 домов), Кривое Озеро (40 домов), Ясиново (20 домов), Гольма (300 домов), в XIX веке река служила границей между Подольской и Херсонской губерниями (Википедия).
  
  а) Недоразумение с гидронимом
  Кодыма - очевидно библейский термин, а долгое его осмысление историко-лингвистическим сообществом вероятно связано с искажением текста в статье "Кодыма" в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (ЭСБЕ, 1890-1907), исследователи не выделили восточное направление течения реки.
  См. карту; http://mapexpert.com.ua/index_ru.php?id=7&name=by...
  
  * ЭСБЕ, Кодыма
  "Кодымь, Кудымь - река Херсонской губернии, правый приток южного Буга, берет начало в южной части Ольгопольского уезда, Подольской губернии, откуда входит в Балтинский уезд, имея направление сначала на юго-восток, а затем почти вплоть до устья на юго-запад (?); от города Балты по всей длине своей образует границу Подольской и Херсонской губерний; длина 150 верст. К. почти вовсе не имеет течения, местами теряется в камышовых болотах и луговинах, но в полую воду широко разливается. Некогда Кодыма вместе с рекой Мокрым Ягорлыком составляли северную границу пустынной Очаковской степи. Кодыма известна в нашей военной истории двумя победами, на ней одержанными: в 1693 г. казацкий предводитель Палий разбил тут ногайских татар, шедших на Киев; а в 1738 г., 11 июля, турецко-татарские войска потерпели на Кодыме совершенное поражение от армии фельдмаршала Миниха".
  
  * ЭСБЕ указывает нам направление течения реки Кодыма, "юго-восток, а затем на юго-запад". Из этого сообщения, следует, что часть реки истекает в юго-западном направлении, противоположном существующему течению, хотя ни одна карта этого факта не подтверждает. Кодыма истекает в восточном направлении, немного отклоняясь к югу, перед впадением в Южный Буг русло реки поворачивает на северо-восток; очевидно, что в статье допущена опечатка.
  
  б) Первые картографические сведения о реке Кодыма и регионе
  
  Карта Боплана 1648 года
  Гийом ле Вассер де Бопла́н (1595-1685) - французский инженер и военный картограф, с начала 1630-х до 1648 года находился на польской службе, его деятельность происходила преимущественно на территории Украины, принимал участие в военных походах. Длительное пребывание Гийома де Боплана на южных рубежах польского государства (17 лет) связано мероприятиями польских властей по защите своих южных и юго-восточных окраин. Османская империя продвигала свои границы все дальше к северу, регулярные набеги крымских татар и казаков причиняли значительный ущерб местному населению, Польша стремилась прикрыть рядом крепостей пути набегов татар. В результате деятельности французского инженера на степном приграничье Украины возникает сеть укрепленных поселений, по описаниям Боплана составлена первая генеральная карта Украины, которая была напечатана в Данциге в 1648 году.
  
  На карте Боплана нижняя граница украинских поселений (отмечены знаком с крестом) проходит по линии реки Савранки в 20 км к югу от города Бершадь, далее км 25 до реки Кодыма идет, очевидно, нейтральная пограничная полоса - поселений нет. Река обозначена на карте Боплана как "Kodeme. D" (D - долина), русло занимает половину Кодымской долины, течение реки с запада на восток. На реке Кодыма нет никаких поселений, как и в округе; ниже к югу примерно на 25-35 км появляются единичные татарские поселения, которые отмечены на карте полумесяцем.
  "Устье Саврани или Новый Конецполь есть последнее поселение, которое имеют поляки со стороны Очакова и основание которому я положил в 1634-1635 годах. Здесь я построил королевскую крепость, и полагаю, что в этом месте, возможно устроить прекрасный арсенал против турок" (Г. Л. де Боплан. Описание Украины, ч. 1).
  Таким образом, карта Боплана 1648 года не фиксирует христианских поселений ниже реки Саврани (Савранка), а река Кодыма очевидно выступает как неофициальный пограничный рубеж между Польшей и Османской империей (татарами). Так она и фиксируется на современных исторических картах (реконструкция 1386-1434 гг.) - река Ягорлык-Балта - река Кодыма до впадения в Буг.
  
  3) Войны и мирные договора
  
  * Весной 1672 г. гетман Пётр Дорошенко (вассал Порты) в союзе с турецким султаном Мехмедом IV отбили у поляков Каменец-Подольский и Бучач (Тернополь. обл.), ставка турецкого султана находилась возле города Бучач. Здесь 18 октября 1672 года был заключен Бучачский мир между Речью Посполитой и Османской империей. Польский король Михаил Вишневецкий, не смог организовать сопротивление турецкому вторжению и по договору отказался от Подольского и Брацлавского воеводств, а южная часть Киевского воеводства отходила правобережным казакам гетмана Дорошенко. Поражение в войне и потеря территорий вызвало протесты в польском cейме и стало причиной Польско-турецкой войны 1672-1676 годов под предводительством Яна III Собеского. В ноябре 1673 г. поляки одержали победу над турками под Хотином, и положения Бучачского договора утратили силу.
  * В 1676 г. был заключен Журавенский мирный договор между Речью Посполитой, который завершил Польско-турецкую войну 1672-1676; договором отменялась дань Польши Турции, Правобережная Украина переходила под власть гетмана Дорошенко, Подолия оставалась вод властью Турции. Журавенский мир не был утверждён польским сеймом и в 1683 году война с турками продолжилась.
  * После Карловицкого мира 1699 г., Речи Посполитой были возвращены ранее утраченные земли Подолии и Правобережной Украины, а в 1703 году была официально определена граница, которая проходила по рекам Ягорлык и Кодыма и началась колонизация этих "пустопорожних" земель.
  
  4) Евреи на Кодыме
  
  а) Электронная еврейская энциклопедия, Польша
  "Процесс переселения евреев Польши на земли, которые были в частном владении, особенно активно происходил в 16 - начале 17 в. на Украине, где магнатам предоставлялись обширные латифундии. Нуждаясь для освоения новых земель в администраторах, магнаты охотно назначали евреев управляющими или сдавали им поместья в аренду.
  Евреи-коммерсанты вели на Украине почти всю внутреннюю торговлю, осуществляли оптовые закупки сельскохозяйственной продукции и ее экспорт. В руках евреев сосредотачивались различные промыслы: виноторговля, производство селитры и поташа, рыболовство, охота. Они брали в аренду корчмы, молочные хозяйства и мельницы. Численность еврейского населения Украины значительно увеличилась: выросли общины в Луцке, Владимире-Волынском, Ковеле, Остроге, Баре, Брацлаве, Виннице, Немирове, Тульчине. Евреи начали селиться в Белой Церкви, Богуславе, Стародубе, Чернигове и других городах. Если в конце 16 в. на Украине было 80 еврейских общин, то в 1648 г. - уже 115".
  
  Данные о численности населения региона противоречивы, численность всего населения правобережной Украины некоторые авторы оценивают в 2,4 млн. чел. на 1731 г.
  Численность реестрового казачества на правобережной Украине в 1600-1687 гг. колебалась от 1000 чел. до 60 000 (набирались из нерестрового), в зависимости от нужд польской армии во время войн. Полковое устройство Войска Запорожского (1648 г.) состояло из 23 полков, в каждом полку было около 20 сотен, численность полков в разное время была различна - от 2, 5 тыс. чел. до 5 тыс. и более; в общем, около 70 000 чел. строевых казаков, с домочадцами (х5) около 350-400 тыс. чел.
  Наиболее значительные поселения евреев находились на соседних территориях юга Польши: в Русском воеводстве - 100 111 чел.; Подольском воеводстве - 38 384; Брацлавском - 20 337; Киевском воеводстве - 22 352; 42% численности всего еврейского населения Польши в 429 587 человек, согласно ревизии 1765 года.
  
  б) Балта: бывший штетл, бывшая столица... - alvishnev8391.narod.ru/Balta.htm
  "Возникновение турецкой части города (Балты) на правом берегу Кодымы относят к 1740-м годам. Тогда началось строительство турецкой крепости, названной "Балта", с турецкого языка это слово означает "топор" или "молот". Река Кодыма отделяла эти части города (польскую и турецкую) и служила в качестве границы между ними. Евреи селились в то время в обоих районах, как в польском, так и турецком".
  * Примечание
  С конца 18 и до начала 20 века еврейское население города Балты составляло абсолютное большинство (от 50 до 80 % в разное время). Сохранились и два еврейских кладбища, основаны в начале XIX в., самое раннее надгробие датировано 1800 г. Старинные еврейские кладбища кон. XVIII- нач. XIX вв. есть в большинстве поселений на реке Кодыма.
  
  5) Существующая этимология
  
  Этимологический словарь Макса Фасмера
  Кодыма, правый приток Южн. Буга, также Кодымь (Маштаков, ДБ 37). Возм., из тюрк.; ср. алт., тел. Kаdуn "река Катунь (согласно легенде, женщина, которая вместе с мужем - рекой Бией - дает начало Оби)" (см. Радлов 2, 323); ср. тур. kаdуn "женщина". Что касается -м-, ср. др.-чув. sam: др.-тюрк., тур., казах. sаn (Гомбоц 119 и др.).  [Сомнительно сближение с созвучными гидронимами на -ма (на севере Европ. России) у Мельничука ("Мовознавство", 14, 1957, стр. 55). - Т.]. (???)
  Очевидно, что "мифическая" этимология предложенная Максом Фасмером не имеет отношения к гидрониму КОДЫМА; другие истолкования не встречались.
  
  6) Терминология иврита и библейские образы
  
  а) Терминология
  
  Река Кодыма истекает в восточном направлении, в средневековое и Новое время река служила границей между Польшей и Османской империей, гидроним - ориентир, помогал сориентироваться в пространстве.
  Город Кодыма в истоке реки Кодыма. См. Специальная карта Западной части России Шуберта 1826-1840 гг. (ныне в некотором отдалении, река пересохла).
  
  Общий вид
  * Кодыма, Кодым, Кудымь = ивр. Кадим קָדִים восток; Кедем קֶדֶם восток; Кедма קֵדְמָה на восток; Кидма קִדְמָה восточное направление, восточная часть чего-либо.
  Понятие "кедем" (восток) употребляется в книгах Библии довольно часто, очевидно, что любой христианский священнослужитель или монах знал этот термин.
  
  б) Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H6924. Оригинал: קֶדֶם. Произношение: кэдэм кэдма. Часть речи:Этимология: от H6923 - 1. восток, восточный; 2. перед, передняя сторона, спереди; 3. древний, издавна, прежний.
  
  в) Библейский образ
  * Бытие 2:8: "И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке (ивр. Кедем), и поместил там человека, которого создал".
  * Бытие 4:16: "И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток (ивр. Кидма) от Едема".
  * Бытие 28:14: "и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку (ивр. Кедем), и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные".
  * Иезекииль 25:4: "за то вот, Я отдам тебя в наследие сынам востока (ивр. Кедем), и построят у тебя овчарни свои, и поставят у тебя шатры свои, и будут есть плоды твои и пить молоко твое".
  * Иезекииль 43:2: "И вот, слава Бога Израилева шла от востока (ивр. Кадим), и глас Его - как шум вод многих, и земля осветилась от славы Его".
  Таким образом, очевидно, что гидроним Кодыма является транслитерацией понятия иврита Кедем (восток), заимствован из Библии. Присутствие значительного еврейского население в ранний период колонизации бассейна реки, в XVI-XVII вв. указывает на время его возникновения и автора.
  Кишинев, 2013 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"