Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Коварство, коварный - этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Распространенное толкование: склонность людей к лукавству, злым умыслам и поступкам, обычно скрывается за внешней доброжелательностью.
  
  1) Существующая этимология
  
  Викисловарь. Корень: -ковар-; суффикс: -н; окончание: -ый. Значение: таящий угрозу, хотя внешне дружественный или безопасный.
  Этимология по Максу Фасмеру
  Происходит от др.-русск., ст.-слав. коварьнъ, от *коварь ·кузнецЋ; ср. чешск. kovar ·кузнецЋ, в.-луж. kovar и ковать. Ср. церк.-слав. ковати зълаа ·замышлять недоброеЋ. (???)
  Коварство, коварность - аналогично.
  
  2) Применение термина в русском языке
  
  а) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятника, с. 634; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012018#?page=634
  
  * Коварьныи. Мудрый, благоразумный; "Сын коварен послушливъ отцю". Притчи 13:1 (Лавр. лет.). Искусный; "Мужа хитра Анастасия именем коварна мужа словомудрена". Козм. Инд. Хитрый, лукавый; "Коварьнъ сыи лестию вас прях (2 Корин. 12:16). Синодальный перевод: "Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас".
  * Коварьствию; "Оустрашахуся и коварьствию твоему непреложьноуому (Минея, 1097 г.)".
  * Коварьство - хитрость, ум; "Бжственым коварством прехытряя врага". Пох. Йаков. Зевед.
  * Коварьствовати, коварствую - злоумышлять: - "Своими благодетелем начинают коварствовати", Есе. 8:13. "Все коварствующии над своими други", Притчи 26:19. Лукавство - "Коварство демоне", Пат. Син. 11 в.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  * Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского (1417-1418): "даай незлобливымь коварьство и отроку уну чювьство и смыслъ..."
  * Из Великих Миней Четьих митрополита Макария. 1 октября. От жития преподобного отца Саввы, который жил над Вишерою-рекою и там общежительный монастырь создал. Сочинено священноиноком Пахомием (1530-1554): "Мирянин же той умилився о словесах старца, и паче же позна в себе коварьство вражие быти...".
  * Из Великих Миней Четьих митрополита Макария. 26 мая. Мучение святого и прославленного великомученика Христова Гергия Нового, пострадавшего в болгарском городе Средце (1530-1554): "Елико же сиа пестрый он и коварный...".
  
  3) Обобщение и вывод
  
  а) Коварство в Библии
  * Притчи 16:28: "Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает людей".
  * Притчи 12:5: "Помышления праведных - правда, а замыслы нечестивых - коварство".
  * Притчи 26:24: "Устами своими притворяется враг, а в сердце своем замышляет коварство".
  * Даниил 11:27: "У обоих царей сих на сердце будет коварство, и за одним столом будут говорить ложь, но успеха не будет, потому что конец еще отложен до времени".
  
  б) Что же такое "коварство"?
  * Термины древнерусского языка "коварЬство, коварЬный" не имеют логического общего с распространенным истолкованием слова у этимологов 19-20 вв. - от "кузнеца, коваля"; разные явления действительности, следовательно, они не могут быть истолкованы одно из другого.
  * Коваль, кузнец - специалист по обработке металлов, среди них естественно были и "коварные, строящие ковы".
  
  * Коварство (явление) плохо объяснено в общественной психологии, множество проявлений, его можно отнести к общественным отношениям - присуще любому человеку.
  Трудно представить себе ситуацию, когда два человека находятся в равном положении, один всегда будет преобладать (доминировать) в силу: возраста, богатства, знаний, общественного и служебного положения и т.д. (множество вариантов), и будет стараться подчинить себе другого человека, манипулируя его сознанием и подталкивая его к желаемому действию для получения своей моральной или материальной выгоды.
  
  * Двойственность (положительно-отрицательное отношение явлению) в понимании смысла термина идет с раннего периода русской литературы (философских понятий языка). В древнерусских произведениях "коварство" с одной стороны оценивается положительно, если оно совпадает с задачами иудеохристианства - как проявления ума, мудрости: "Божественым коварством прехытряя врага". В большинстве же случаев термин применяется как отрицательное качество человека недостойное христианина и приписывается врагам, как безнравственная и аморальная форма поведения имеющая разрушительный характер в отношениях с людьми.
  Коварство проявляется через формы поведения человека: обман, предательство, хитрость; в общем - направленность человека в сторону Зла.
  
  Вывод
  Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и терминологией. В своей графике слово должно содержать понятия: обман, лукавство = действие, и субъекта = носителя действия (врага), отступника от праведного (библейского) образа жизни, имеющего склонность к совершению зла.
  
  4) Терминология иврита и библейский образ
  
  В статье "Ковы, дрв. ковъ - этимология" (Проза.ру), показан термин в библейском иврите - КАВА, КОВЕА קָבַע (К.В. без гласных) обманывать, лукавить, похищать, грабить.
  В библейском иврите есть также подобные термины:
  * АКАВ עָקַב лукавый, коварный (о сердце); Иеремия 17:9: "Лукаво (ивр. АКОВ, форма от АКАВ) сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?".
  * АКВА עָקְבָה лукавство, хитрое намерение, коварство; 4 Царств 10:19: "Итак созовите ко мне всех пророков Ваала, всех служителей его и всех священников его, чтобы никто не был в отсутствии, потому что у меня будет великая жертва Ваалу. А всякий, кто не явится, не останется жив. Ииуй делал это с хитрым намерением (ивр. АКВА), чтобы истребить служителей Ваала".
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита, и выделим корни.
  
  Общий вид
  * КОВАРНЫЙ (КОВАРЬНЫЙ) = КОВ + АРЬ + НЫЙ = ивр К.В. (без гласных), КАВА (КОВЕА) קָבַע обманывать, лукавить, похищать, грабить + АР עָר враг, подстерегающий + НЫЙ (русск. окончание)
  * КОВАРСТВО (КОВАРЬСТВО) = КОВ + АРЬ + СТ + ВО = ивр. К.В., КАВА קָבַע обманывать, лукавить, похищать, грабить + АР עָר враг, подстерегающий + С.Т. (без гласных), СЕТ שֵׂט отступник; С.Т. (без гласных), САТА уклоняться, иметь склонность к чему-то худому + ВО (русск. окончание).
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H6906&k=Ab...
  Hомер Стронга: H6906. Оригинал: קבע. Произношение: каба‛ (КАВА). Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): обманывать, обкрадывать, похищать, грабить.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому: https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H6145. Оригинал: עָר. Произношение: ‛ар. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H5782 - враг, неприятель.
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H7846. Оригинал: שׂט. Произношение: с́эт сэт. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H7750 - отступление (отступник).
  
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого и Нового Завета, Вильно, 1878 г.; с. 463, СЕТ отступник; 413, КАВА лукавить, обманывать; 365, АР враг.
  
  в) Библейский образ
  
  * Малахия 3:8, 9: "Можно ли человеку обкрадывать (ЙИКБА от КАВА) Бога? А вы обкрадываете (КОВИМ от КАВА) Меня. Скажете: "чем обкрадываем (КЕВАНУХА от КАВА) мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому чтобы - весь потому
  * Притчи 22:22,23: "Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело и исхитит (КАВА) душу у грабителей (КОВЕЙХЕМ от КАВА) их.
  * 1Царств 26:17: "Зачем же ты меня спрашиваешь, - возразил Самуил, - если сам Господь отвернулся от тебя и стал тебе врагом (ивр. АР)?".
  * Осия 5:2: "Отступники (ивр. множ. СЕТИМ, от СЕТ) погрязли в резне - Я стану для них наказанием".
  
  Таким образом, термины "коварство, коварный" и подобные сформированы в древнерусском языке на терминологии и образах еврейских оригинальных текстов Библии.
  
  Примечание. Золотое правило общественной жизни, нравственности. Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе.
  * Матфей 7:12: "Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки".
   Кишинев, 29. 5.2019 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"