Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Колдун, колдунья, колдовать, колдовство - термины, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  А что такое ворожея? Староста. Колдун! Жид.
  Что ж такое колдун и что он делает?
  В. Т. Нарежный. Российский Жилблаз, или Похождения князя
  Гаврилы Симоновича Чистякова (1814)
  
  
  1) Древнерусский летописец о деятельности волхвов и кудесников
  
  В древней русской литературе термины колдун и колдунья не фиксируются, наличествуют волхвы и кудесники (предсказатели будущего): "И сказал ему (Олегу) один кудесник... (ПВЛ)". Функции того или иного чародея не определены: "Итак, кто что скажет о творящих волшебным искушением дела? (ПВЛ)".
  
  * ПВЛ под 1044 г.: "В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от волхвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: "Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти", и носил его на себе Всеслав и до дня последнего своего, оттого и немилостив он был на кровопролитие".
  
  * В Повести временных лет (под 1071 г.) отмечается осознание стихийных бедствий как результат мистической деятельности женщин (поздних колдуний и ведьм): "Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что "мы знаем, кто урожай держит". И отправились они по Волге и куда ни придут в погост, тут же называли знатных женщин, говоря, что та жито удерживает, а та - мед, а та - рыбу, а та - меха. ... и убивали многих женщин, а имущество их забирали себе. ... Когда же Янь отправился домой, то на другую же ночь медведь взобрался, загрыз и съел кудесников (повешенных волхвов)".
  
  * Другой пассаж Повести... (1071) рассказывает о сношении кудесника с бесами (сверхъестественными силами): "Кудесник же начал вновь призывать бесов. Бесы же, тряся его, поведали то, ради чего пришел новгородец. Затем новгородец стал спрашивать кудесника: "Чего ради бесы боятся того, чей крест на себе мы носим?" Он же сказал: "Это знамение небесного Бога, которого наши боги боятся". Новгородец же сказал: "А каковы боги ваши, где живут?" Кудесник же сказал: "Боги наши живут в безднах. Обличьем они черны, крылаты, имеют хвосты; взбираются же и под небо послушать ваших богов".
  
  * "Больше же всего через жен бесовские волхвования бывают, ибо искони бес женщину прельстил, она же мужчину, потому и в наши дни много волхвуют женщины чародейством, и отравою, и иными бесовскими кознями.
  
  * "При апостолах ведь был Симон волхв, который заставлял волшебством собак говорить по-человечески и сам оборачивался то старым, то молодым или кого-нибудь превращал в иной образ, в мечтании. Так творили Анний и Мамврий: они волхвованием чудеса творили, противоборствуя Моисею, но вскоре уже ничего не могли сделать, равное ему; так и Куноп напускал наваждение бесовское, будто по водам ходит, и иные наваждения делал, бесом прельщаем, на погибель себе и другим".
  В общем, богатая основа для красноречивых русских сказок, былин, а позже для литературных образов воплощённых русскими классиками А.С. Пушкином, Н.В. Гоголем и другими.
  
  2) Существующая этимология
  
  Викисловарь
  * Колдун. Корень: -колд-; суффикс: -ун. Значение: человек, которому приписывается способность сверхъестественного воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта.
  * Колдовать. Корень: -колд-; суффикс: -ова; глагольное окончание: -ть. Значение: заниматься колдовством, с помощью магических приёмов воздействовать на людей, природу.
  * Колдунья. Корень: -колд-; суффиксы: -унь-j; окончание: -я. Значение: мифол. женск. к колдун; женщина, занимающаяся колдовством, умеющая колдовать.
  * Колдовство. Корень: -колд-; суффиксы: -ов-ств; окончание: -о. Значение: по суеверным представлениям - система магических приёмов, имеющих целью воздействовать на людей и природу.
  Этимология общая по Максу Фасмеру со вставкой неизвестного автора
  (Происходит от неустановленной формы; - вставка) сравнивают с лит. kalbà "язык", латышск. kalada "шум, ссора", лат. саlō, -ārе "вызывать, сзывать", греч. καλέω, "звать, призывать", др.-в.-нем. halon "звать, приносить", holon - то же, греч. κέλαδος "шум". Ввиду отличия знач. и широкого распространения русск. слова совершенно невероятно заимствование из венг. koldulni "попрошайничать", koldus "нищий". Сравнивают также с колтун "путаник". (???)
  
  3) Применение термина в русском языке
  
  а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1990, вып. 7
  * Колдование. "Колдование и иное ведовъство". Травник Любеч. 1534.
  * Колдовати. Колдовать, 1673. Колдовство, "колдовству никакому и людей портить не учивался". XVII в.
  * Колдун, колдуниха, колдуница, колдунья - вся терминология втор. пол. XVII в.
  
  б) Национальный корпус русского языка
  
  * Приворот (1625-1650, Сборник заговоров): "так бы напали мои слова на сю рабу Б[о]жию имярек, по мне, по рабе Б[о]жии имярек, в ден под с[о]лнцем, в ноч[ь] под м[е]с[я]цом, а избавит[ь] бы ей не мог никакой человек, на земли живущей, ни стар, ни молод, ни мужик, ни женка, ни старец, ни стариц[а], ни колдун, ни ведун".
  
  * А. С. Пушкин. Руслан и Людмила (1817-1820)
  Там в облаках перед народом
  Через леса, через моря
  Колдун несет богатыря...
  Там ступа с Бабою Ягой
  Идет, бредет сама собой...
  Там русской дух... там Русью пахнет!
  
  в) Словарь Академии Российской 1789 г.: "Колдунъ. Колдунья. Ворожея, мнимой чародей".
  
  г) С.Б. Веселовский. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974: "Колдунов Андрей, подьячий, 1613 г., Москва".
  
  4) Колдуны в Библии/ст. Ворожба, Некромантия в ЕЭБЕ; http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/03-5/023.htm
  
  "Ворожба, (чародейство, колдовство, волхвование, волшебство). Сущность и история. - В древности языческий мир, в особенности на Востоке, был полон суеверных представлений, среди которых вера в таинственные волшебные силы занимала очень широкое место. Понятие волшебства (чародейства, колдовства) в его многоразличных видах заключается в вере во влияние людей на силы природы и на судьбу отдельных лиц (или народов) путем таинственных средств, в особенности путем магических формул. ...
  Иудейство очень рано начало борьбу против этого суеверия. Колдовство во всех формах было запрещено даже под угрозой смертной казни (Исход, 22, 17; Левит, 19, 26; Второзаконие, 18, 10-11). ... Из первой книги Самуила (28, 8) известно, что "ОБ" נוא, означает вызывание мертвых для вопрошения их ο будущем. ... Неопределенным является этимологическое и реальное значение слова "ИИДОНИ", ינועדי; обыкновенно оно упоминается вместе с "ОБ", a o Сауле говорится, что он запретил "ОБ" и "ИИДОНИ" под угрозой смертной казни (I книга Самуила, 28, 9), хотя под влиянием страха сам прибег к их помощи. ...
  В Талмуде упоминаются различные виды колдовских средств, являющихся не чем иным, как грубыми фокусами. Колдуны или чревовещали брали в рот кость и заставляли ее говорить. ... По свидетельству Оригена (Contra Celsum, IV, 33), не только еврейские заклинатели духов называли при заклинаниях имена Авраама, Исаака и Якова, но и языческие волхвы, так как действие этих имен было повсюду известно... Ипполит (Философ., IV, 28) также сообщает, что, по заявлениям кудесников, известные демоны могли изгоняться только путем еврейских заклинаний" ... и т.д.
  
  5) Обобщение и вывод
  
  Разумного объяснения (этимологии) "колдовской" терминологии нет, исторические сведения о колдунах и колдуньях в России до середины XVI века отсутствуют. Людей, занимающихся сверхъестественными делами, магией, предсказанием будущего и попутно лекарским ремеслом называли: волхвами, кудесниками, ведунами, ведуньями и ворожеями. Согласно описаниям летописцев они были способны вступать в контакт с "бесами", слышать их "голоса", передавать вопросы людей и получать на них ответы. Со временем "функции" колдунов расширились, обросли легендами и мифами, собственно образ колдуна в народных представлениях сформировался в XVII веке, что вероятно связано с распространением книгопечатанья на Руси и расширением доступа к иностранной переводной литературе.
  
  Первое упоминание "колдовских действий" в России фиксируется в Травнике Любечском 1534 года; Травники - общие медицинские справочники известны с XV века, наряду с медицинскими рекомендациями содержали массу сведений мистического характера: заговоры, заклинания и молитвы.
  
  Деятельность "колдунов" можно отнести к древней лечебной практике, низкий уровень знаний о явлениях природы и неспособность людей объяснить физиологические процессы, происходящие во время болезни человека или животного, послужила основанием определять их как результат влияния сверхъестественных сил. Колдун (лекарь) вступает в связь с этими силами, в результате речевого воздействия (заклинание, молитва об изгнании бесов, болезней, бед) и применения освященных лекарств (настойки на травах) - изгоняет их из тела человека; внешне это выглядит как мистическое ритуальное действие.
  
  Мы выделили образ, колдун - человек, слышащий и понимающий голоса сверхъестественных сил и голоса мертвых; термин необходимо должен содержать слово-понятие ГОЛОС.
  
  Вывод
  Медицина в средневековой Руси находилась под контролем Церкви, народные целители могли лечить больных, только получив разрешение от местных церковных властей, иначе их занятие объявлялось колдовским со всеми вытекающими последствиями.
  * Епископ Владимирский Серапион Печерский (? - 1275) в четвертом и пятом своих наставлениях выступает против языческого обычая предавать казни людей, обвиняемых в колдовстве (очевидно не единичные случаи).
  V. Обычай поганьский имате: волхвамъ въру имете и пожагаете огнемъ неповинныя человъки. Гдъ се есть въ Писаньи, еже человъкомъ владъти обильемъ или скудостью? подавати или дождь, или теплоту? О, неразумнии! вся богъ творит, якоже хощет; бъды и скудость посылаеть за гръхи наша и наказая насъ, приводя на покаянье" (Памят. Лит. Древ. Руси. XIII век. М., 1981, с. 440-455).
  Целесообразно рассмотреть термин в связи с образами и терминологией сакрального языка иудеохристианства.
  
  6) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - КОЛДУН = КОЛ+ДУН, у нас сразу же выявляется соответствующий функции колдуна термин иврита КОЛ голос, глас.
  
  * русск. КОЛДУН, КОЛДУНЬЯ = КОЛ+ДУН = К.Л. + Д.Н. = ивр. КОЛ קוֹל голос, слух, молва, весть + ЙИДОНИ יִדְעוֹני колдун, предсказатель будущего, волшебник, целитель, маг.
  Колдун - специалист по "голосам", предсказывающий будущее посредством истолкования "голосов" бесов или мертвых; раннее проявление широко распространенного в Европе СПИРИТИТИЗМА XIX века.
  * русск. КОЛДОВСТВО, КОЛДОВАТЬ = КОЛ + Д + ОВ + СТВ + О, КОЛ+Д+ОВ+АТЬ = КОЛ קוֹל голос, слух, молва, весть + Д связка слова, который + ОВ אוֺב колдовство, вызывание духа, черная магия, дух умершего + САТА סָטַה отклоняться (от нормы), сходить с пути, грешник, или СЕТ שֵׂט отступник (еретик).
  
  Транслитерация, создание нового слова-понятия на основе библейских образов и терминов, в другой алфавитной системе (русскими буквами), в результате которой происходили некоторые изменения в огласовках (гласных и в йотированных знаках) при сохранении всех согласных букв.
  
  б) Источники
  * См. стронг иврита 6963, КОЛ; https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://lexiconcordance.com/hebrew/6963.html&prev=search
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_418.htm
  * См. стронг иврита 3049, ЙИДОНИ; https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/3049.htm&prev=search
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_176.htm
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H3049&k=Mk...
  Hомер Стронга: H3049. Оригинал: יִדְּעֹנִי. Произношение: йиддэ‛они. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H3045 - волшебник, гадатель, прозорливец, чародей. Синонимы: H825 (אַָֹשּׂף‎), H826 (אָשַׂף‎), H1505 (גְּזַר‎), H2748 (חַרְטֹם‎), H3784 (כּשׂף‎), H3907 (לחשׂ‎), H5172 (נחשׂ‎), H7080 (קסם‎).
  
  в) Библейский образ
  
  * Левит 19:31: "Не обращайтесь к вызывающим мертвых (ОВ), и к волшебникам (ЙИДОНИ) не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш".
  * 1-я Царств 28:3: "И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей (ЙИДОНИ) из страны".
  * Второзаконие 18:10, 11: "(Не должен находиться у тебя) ...обаятель, вызывающий духов (ОВ), волшебник (ЙИДОНИ) и вопрошающий мертвых".
  
  Таким образом, русское слово КОЛ+ДУН составлено из двух корней иврита, историческое и логико-лексическое основание - библейские термины КОЛ голос + ЙИДОНИ (Д.Н.) колдун, волшебник, целитель. "Колдовская" терминология находится в рамках иудейской доктрины, если ты используешь как основу в организации общества идеологию иудаизма, то должен использовать в мышлении и её терминологию, образы, иначе Бог теряет свой абсолютный авторитет.
  
  Кишинев, 18.5.2017 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"