Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Колокол - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  
  Древние Уставы, которыми и ныне пользуется
  Церковь, составлялись до распространения
  колоколов. Поэтому все, что сказано в
  уставных текстах о биле, клепале, древе
  великом, следует относить к колокольному
  звону. Иногда даже происхождение слова
  "колокол" связывают с обычаем ударять
  КОЛ О КОЛ, создавая звук-сигнал
  liturgy.ru/article_chram_kolokol
  
  
  О "колоколе" написана обширная литература, мы не будем повторять многочисленные описания этого культового предмета, а остановимся только на основных моментах истории с целью ввести читателя в тему и подвести его к пониманию смысла термина КОЛОКОЛ.
  Колокол - музыкальный инструмент, издаёт один звук, имеет куполообразную форму и, язык, ударяющийся изнутри о стенки. В различных моделях, раскачиваться может купол колокола или его язык; в древних религиях существовало мнение, что, ударяя в колокол, колокольчик, можно избавиться от нечистой силы.
  
  1) Восточная история колокола
  
  Принято считать, что родиной "колокола" был Китай, именно здесь появилось бронзовое литьё, там же были обнаружены самые древние колокольчики (4,5-6 см), которые датируют XXIII-II вв. до н.э.; предполагают, что по Великому шелковому пути колокол был доставлен в Европу. Применялись колокольчики для разных целей: вешали на пояс одежды или животным как амулеты (отгонять злых духов), в храме для богослужений, во время церемоний и ритуалов.
  В Азии старейшим считается ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 - 824 г.г. до н.э.), обнаруженный при раскопках дворца Ниневии. Колокольчики были известны египтянам, применялись в обрядах посвященных праздникам бога Осириса.
  
  Музыкальные инструменты, описанные в Библии, служили для аккомпанемента пению, на что указывает терминология этих инструментов - КЛЕЙ ШИР שִׁיר כְּלֵי "инструменты для пения" (Амос 6, 5; II Хрон., 34, 12); вероятно они применялись и в танцах и для подачи сигналов. В более поздние времена, в Талмуде, есть некоторые сообщения о музыкальных инструментах (Д. Дозорец, Ю. Дозорец, "Музыка древнего Израиля", sem40.ru):
  - менаанеим - ударный металлический инструмент, род колокола. Использовался Давидом в ковчеге в Иерусалиме;
  - мециллот - колокольчики, предположительно, инструмент, состоящий из шести колокольчиков, вешался на шею.
  
  Мы отыскали первый факт заимствования библейского языка - сходство графических знаков, в слове КОЛ+О+КОЛ (музыкальный инструмент) и в выражении КЛ+ЕЙ ШИР (музыкальный инструмент) имеются одинаковые БУКВЫ - К и Л (К.Л.), которые логически связаны между собой через понятие МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ; ивр. КЛЕИ כְּלֵי орудие, инструмент.
  
  2) Колокол в Европе
  По сообщениям исследователей в Древнем Риме колокола применяли для вызова прислуги, в военных целях для подачи сигналов, а также для сбора народа на общественные собрания и при жертвоприношениях, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. Колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной. Колокола были небольших размеров и не отливались из металла, а клепались из листового железа, позднее колокола клепали из листовой меди и бронзы. Когда колокола стали употребляться в христианстве - неизвестно, во время гонений на христиан колокола не употребляли т.к. собрания проходили тайно, вызов на собрания производили через личное общение.
  В Европе с I века до н.э. небольшой колокол высотой около 20 см выполнял сигнальные функции. В Бонне - уборка улиц, в Этампе (Франция) по последнему удару - тушили городские огни, в Турине - "Хлебный колокол" для домохозяек, в Англии колокол применялся в похоронной процессии, в Бовене (Франция) - начало торговли рыбой.
  Первое применение колоколов в христианстве ПРЕДАНИЕ относит к св. Павлину, епископу Ноланскому (353-431), во сне он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные звуки. Введение "колокольного звона" в католических обрядах приписывается - папе Савиниану (Сабиниан 604-606, сведений нет). В исторической литературе Запада, о колоколах упоминают в VII в., (Рим, Орлеан), при Карле Великом (VIII в.), колокола уже широко распространены. Изготовлялись из сплава меди и олова, позднее к этим металлам стали прибавлять железо и в редких случаях серебро, в IX в., на христианском западе колокола при церквах употребляли повсеместно.
  
  3) Колокольное дело в России
  
  На Православном Востоке колокола появились во второй пол. IX в., западное нововведение не имело широкого распространения (противостояние католицизма и православия) и лишь после занятия Константинополя крестоносцами (1204) колокола стали появляться при храмах.
  Киево-Печерский патерик (сборник рассказов о Киево-Печерском монастыре, XIII в.) сообщает: "Монах же, который был со мной, стоял перед пещерой, и, когда услыхал он, как ударили к заутрене в БИЛО, сказал мне брат: "Ударили в церковное БИЛО". Таким образом, очевидно, что и в XIII веке (время написания произведения) широко распространенным сигналом для сбора прихожан на молитву был стук в БИЛО (клепало). Била - деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками.
  
  Во время археологических раскопок на месте Десятинной церкви в Киеве в 1937 году был найден небольшой колокол (вес несколько пудов), который датируют XII-XIII веком, считают, что он был отлит в Киеве. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в., также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII века; но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194 г., после нашествия монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло; в XIV в. литейное дело возобновляется в Северо-восточной Руси, центром литейного дела становится Москва.
  
  Колокол после XIV века становится принадлежностью русского православного храма; колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы: созывать верующих на богослужение, выражать торжество Церкви, извещать не присутствующих в храме о времени совершения особенно важных частей богослужений.
  Кроме того, звоном созывался народ на вече (народное собрание), указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам, оповещали об опасности, несчастье, пожаре, а также о крупном событии (победе, восшествию на престол царей и т.д.).
  
  4) Колокольный звон
  
  а) Иеромонах Иов (Гумеров): pravoslavie.ru/answers/6857.htm; "По церковному Уставу (Типикону) колокольный звон бывает праздничный и будничный. Последний в наше время совершается редко. Праздничный звон призывает к Всенощной и Литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве. Благовестите день от дне спасение Бога нашего (Пс.95:2). Сначала - ДВА УДАРА в самый большой колокол - благовестник. После того как звук от второго удара затих, звонарь начинает совершать мерные удары".
  
  б) Обратим внимание на постановлении одного из институтов ООН.
  Организация Объединенных Наций. Экономический и Социальный Совет Distr.: General
  30 July 2012. Европейская экономическая комиссия. Комитет по внутреннему транспорту. Рабочая группа по внутреннему водному транспорту. Унификация технических предписаний и правил безопасности на внутренних водных путях. Европейские правила судоходства по внутренним водным путям (ЕПСВВП) (резолюция ? 24)
  B. Поправки к главе 1
  4. Дополнить статью 1.01 с) следующим новым определением.
  Термин "звон сигнального колокола" означает ДВА УДАРА сигнального колокола.
  Древний обычай созывать прихожан в Храм на молитву нашел своё отражение в постановлении современного экономического института, СИГНАЛ (опасность, сбор) подают ДВУМЯ УДАРАМИ колокола.
  
  5) Существующая этимология
  
  Викисловарь
  Корень: -колокол-. Значение: отлитый из металла (обычно меди, медного сплава) ударный самозвучащий музыкальный или сигнальный инструмент в форме полого усечённого конуса, (обычно) с подвешенным внутри металлическим стержнем (языком).
  Этимология по Максу Фасмеру
  Происходит от праслав. *kolkolъ, вероятно, родственно лит. kañkalas (из *kalkalas), далее др.-инд. kаlаkаlаs - "беспорядочные крики, шум", греч. καλέω kaléo - "зову", лат. calare "созывать, восклицать", греч. κέλαδος kelados - "шум", д.-в.-н. hellan - "звучать". С другой стороны, носовой согласный лит. слова соответствует др.-инд. kaṅkaṇas, -аm - "обруч, кольцеобразное украшение", kaṅkaṇī - то же, а также лит. kañklys, kañklės "гусли", kañklai. Использованы данные словаря М. Фасмера; см. Список литературы."коло"- устар. круг, кругляк. Кол о кол не требует дополнительного разъяснения. От сюда немецкий - Die Glocke; английский: the clock. (гипотезы???)
  
  6) Обобщение и вывод
  * Первое упоминание о колоколах в русских летописях относится к 1066 г. полоцкий князь Всеволод снял колокола в новгородском храме Св. Софии (ПСРЛ. Т. III. Новгородская летопись младшего извода. М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 200).
  * Связь с "праславянским" KOLKOLЪ (по Фасмеру) маловероятна из-за отсутствия предмета в обиходе и в языческих культах славян; о языке славян мы ничего не знаем, а "праславяне" вообще категория сказочная.
  * Длительной время колокол был предметом редким (дорог, только очень богатые храмы могли себе позволить колокол), термин "колокол" был малораспространенным.
  Термин, очевидно, пришел с запада; колокол использовали как сигнальный инструмент - вызов прихожан на молитву; вызов совершался путем двух ударов в колокол, т.е. ДВА ЗВУКА - БАМ-БАМ.
  
  Вывод
  Так как колокол, в общем, предмет христианского культа, то очевидно необходимо искать связь с древним ивритом, сакральным языком иудеохристианства.
  
  7) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень - КОЛОКОЛ = КОЛ+О+КОЛ. У нас сразу же выявляется рациональный термин иврита - КОЛь звук. Колокол ведь издаёт звуки, не так ли?
  
  Общий вид
  * русск. КОЛ+О+КОЛ (два звука) = ивр. КОЛь קול звук, тон, голос, глас; КОЛ + О связка + КОЛ = два звука.
  * Некоторые источники указывают на то, что в документах встречается написание КЛОКОЛ = КЛ = тогда - КЛЕИ כְּלֵי орудие, инструмент + О связка слов + КОЛ звук; т.е. инструмент для производства звука.
  
  б) Источники
  
  * См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г.; http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_418.htm
  * См. стронг иврита 6963, КОЛь; https://translate.google.com/translate?hl=ru&sl=en&u=http://biblehub.com/hebrew/6963.htm&prev=search
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H6963&k=Ju...
  Hомер Стронга: H6963. Оригинал: קוֹל. Произношение: коль коль. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от не употребляемого корня, обозначающего call aloud - голос, звук, призыв, слух, крик, блеяние, шорох, шум, гул, гром, хлопанье и т. п.
  
  в) Библейский образ
  
  * Исход 19:16: "На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук (ивр. КОЛь) весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане".
  * Неемия 4:20: "поэтому, откуда услышите вы звук (ивр. КОЛь) трубы, в то место собирайтесь к нам: Бог наш будет сражаться за нас".
  
  Таким образом, очевидно, что "русское" понятие КОЛ+О+КОЛ является составным словом из двух терминов иврита и означает сигнал (звук, призыв) на молитву - ДВА УДАРА (звука) колокола.
  
  Кишинев, 2014 г. Уточнено 28.2.2017 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"