Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Коростень, др. Искоростень, Искорость - топоним, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  
  Два гигантских холма из КРАСНОГО гранита
  встают как неприступные бастионы по обе стороны
  реки Уж. Высотой они метров по шестьдесят. Тысячу
  лет назад вершины этих гранитных бастионов были
  увенчаны деревянными крепостями
  А. Членов. По следам Добрыни
  
  1) Общие сведения
  Коростень (др.-рус. Искоростень, в XIX в. - село Искорость) - город в Житомирской области, расположен на реке Уж, высота центра 174 м., находится в 150 км от Киева к западу; древнейший русский город, упоминается в Повести временных лет под 945 год. В восприятии города как географического объекта изначально выделяют холмы из красного гранита, соответственно топоним Коростень должен иметь с этим природным объектом историческую и лексическую связь, которую мы попытаемся установить в данной статье.
  
  2) Существующая этимология. Википедия, этимология; https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%...
  "В словаре Фасмера приводится версия о том, что название Искоростень происходит от двухосновного скандинавского имени со второй основой sten - камень. В первой части угадывается скандинавское skarfr - "утёс". Существуют и народные версии. По одной из них, название Искоростеня ("Коръстѣнь" или "Коростѣнь") происходит от славянского "короста" (из-за неровной береговой линии реки Уж). По другой версии, название города происходит от имени славянского бога Хорса".
  
  3) История политизированная
  
  а) Когда мы говорим о современной истории, то обычно добавляем "политизированная", отмечая, что "история для общего пользования" приукрашена в национально-патриотическом духе и содержит много искаженных фактов, а подчас и сказочно-мифологических мнений, которые выдаются как истинные. То же самое мы можем сказать и о древнем политическом летописании, в самом общем своем виде это политическая легенда, которая включает в себя и описания действительно происходивших событий. Такой политической легендой является и Повесть временных лет - основной письменный документ русской истории.
  
  Период 945-1000 гг. в формирующемся русском государстве на Среднем Днепре ознаменовался переходом общества из режима военной демократии с выборным вождем в систему Великого княжения - княжеской династии. Произошла передача власти по наследству в одной правящей семье Рюриковичей: Игорь - отец (многоженство), Ольга - мать (?), Святослав - сын, Великий князь Владимир - внук.
  Становление киевской княжеской династии на международной политической арене началось в период Ольги (890-969), тогда администрацию Киева ещё не признавали монархией, Ольга по византийским документам - архонтесса (правитель, начальник - выборное лицо). Во время князя Владимира в международных отношениях Руси с сопредельными странами произошел перелом - Киевская Русь была признана как сложившееся государство, во главе которого стоял монарх. Византийскую принцессу выдают замуж за кн. Владимира, случай очень редкий в династических браках того времени, византийские императоры (соправители) не отдали бы свою "багрянородную" сестру-принцессу просто лесному вождю.
  
  "Повесть временных лет" (далее ПВЛ) в середине X века отводит особую организаторскую роль княгине Ольге. После убийства князя Игоря древлянами княгиня, установила рациональную систему налогообложения на контролируемых территориях - сформировала управляемое социальное пространство, необходимую основу для развития государственных органов: суда, вооруженных сил, административно-хозяйственного аппарата. Совершив первый дипломатический визит в Константинополь в 957 совместно с послами и купцами от территорий, Ольга показала это вновь созданное и управляемое общество, что вызвало у византийских властей удивление и неверие - визит прошел в "холодной" обстановке.
  
  б) Процесс зарождения государственности на Днепре начинался в ожесточенной борьбе между Киевом и Коростенем (Искоростень, главный город Древлянской Земли). Противоречия между древлянами и полянами обострились после неудачного похода русского войска во главе с князем Игорем на Константинополь в 941 г., в ходе которого почти всё оно было уничтожено византийской армией. Князю Игорю удалось спастись, он бежит в Крым, к хазарам, где очевидно заручился их поддержкой; всегда и везде полководца или правителя потерпевшего сокрушительное поражение отстраняли от власти - но Игорь удержался. Киев в этот период ослаб в военном отношении, начался естественный процесс отпадения территорий. Потеряв войско, князь начинает комплектовать новое, что потребовало времени и значительных материальных средств, добыть которые он мог только за счет дани (полюдья).
  
  Путь на юг для князя был прочно закрыт Византией, на востоке - хазары, единственное направление для самостоятельного развития - путь на запад, он проходил через земли древлян (богатые пушные угодья в то время). На древлян и направил свои усилия князь: "В лѣто 6453 (945). Ркоша дружина Игореви: "Отроци Свѣнделжи изодѣлѣся суть оружьемь и порты, а мы нази. И поиди, княже, с нами в дань, да и ты добудешь и мы". "И послуша ихъ Игорь, иде в Дерева в дань, и примысляше къ пѣрвой дани, и насиляше имъ и мужи его".
  
  * В этом сюжете ПВЛ есть любопытное слово, которое указывает на размер дани изъятой Игорем у древлян - "примысляше" = при + мысляше = ивр. "приа" פְּריעָה уплата долга, покрытие задолжности + "мэшулаш" מֶשֻלָש утроенная, трехлетняя. Князь взял три дани в ходе "полюдья", что означает - изъятие всего годичного продукта произведенного древлянами и всех хранимых запасов, тем самым поставил древлян на грань голодной смерти (дело было осенью).
  
  * Второй термин, который вызывает интерес, название Древлянской земли употребляемое в ПВЛ - "Дерева", которое исследователи истолковывают как "Лесная страна, страна дремучих лесов"; собственно вся Европа в период колонизации IX-XI вв. была покрыта вековым лесом.
  Дерев = Д+ерев = ивр. "Д" четыре; или который, что + ЕЕРЕВ הֶעֱרֵב закат солнца, заход солнца, запад. Дружинники посоветовали князю идти за полюдьем на запад, к древлянам; "Д" могло означать 4 дня пути, Коростень от Киева в 150 км; пеший воин проходил в день до 30 км, конный - до 50.
  
  Древляне убивают Игоря, между Киевом и Искоростенем начинаются военные действия, в следующем году в полевом сражении киевское войско одерживает победу: "Деревлянѣ же побѣгоша и затворишася в городѣхъ своихъ". В течение года княгине Ольге удалось захватить все древлянские города, за исключением Искоростеня.
  Княгиня Ольга не смогла взять штурмом Искоростень, очевидно, что в то время город представлял собой - неприступную природную крепость, мы получили первый исторический "ключик" и направление поиска - смысл топонима надо искать в области геологии и топографии территории.
  
  4) Археология
  В советское время (1946) на территории Древлянской земли были проведены археологические раскопки, по найденным городищам (в т.ч. в Коростене - 2) археологи сообщают: ""попытки восстановить территорию расселения древлян на основе летописных свидетельств предпринимались неоднократно, но ни одну из них нельзя признать удачной" [Седов В.В. Восточные славяне в VI - XIII вв. М., 1982. С. 102].
  * И. П. Русанова. Археологические памятники втор. пол I тыс. на территории древлян. Советская археология, Љ 4, 1958
  "В конце периода (в IX-X вв.) на территории древлян снова распространяются городища. ... Все городища невелики - их площадь около 2000-3000 м. кв. Расположены они на высоких берегах рек, в труднодоступных местах. ... На городищах найдены сельскохозяйственные орудия, предметы вооружения, кости домашних и диких животных. Данных о развитии ремесел в ранний период нет. Эти хорошо укрепленные небольшие городища с населением, занимавшимся земледелием и в то же время хорошо вооруженным, являлись, по-видимому, укрепленными усадьбами, где сидели князья или "лучшие" мужи с "родами своими". В летописи о древлянских градах X в. говорится как о хорошо укрепленных пунктах, жители которых занимались земледелием - "делають нивы своя и земли своя". Под 977 годом об одном из этих градов, Вручи (второй центр Древлянской замли), сообщается как об укреплении, окруженном рвом с перекинутым через него мостом. В это время Вручий являлся резиденцией князя".
  
  5) Топография и геология
  
  а) Топография Искоростеня
  Показан на Карте Волынской губ. из атласа Вильбрехта 1800 г. - Скорость, церковь. На карте из Географического атласа Российской Империи В.П. Пядышева 1820 г. - Искорость. На карте Шуберта 1832 г. - Искорость, 78 дворов; и на карте Стрельбицкого 1871 г. - 10 дворов. На Двухверстовке севера Украины 1915-35 гг. - Искорость. На Карте РККА Беларуси и Литвы 1935 г. - Коростень (Искоростень).
  
  б) Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. ст. Волынская губерня
  "По берегам правых притоков реки Ужи находится КРАСНЫЙ гранит, а особенно славится гранит, находимый в окрестностях села Пикарщины. ... Из исторических памятников особого внимания заслуживают: Игорева могила, в пяти верстах от местечка Искорости (древнего Коростена), Овручского уезда, и Ольгина купальня в углублении на камне среди реки Ужи, в том же местечке".
  Исходя из данных летописания, археологии, топографии и геологии ясно, что холмы из красного гранита являются основной характеристикой данной местности. Следовательно, в топониме Коростень, графически (знаки, буквы), должна как-то отражаться связь между словом и особенностями местности.
  
  6) Обобщение и вывод
  
  а) Скандинавская версия
  Термин Искоростень донесло до нас русское летописание (ПВЛ), на берега Днепра письменность пришла из Крыма (Херсонес) и из Хазарии, первое письмо, вышедшее из Киева около 950 (кн. Ольга) г. написано на классическом иврите (Киевское письмо), церковнославянская письменность фиксируется летописцем ПВЛ с 1000 года. "Повесть временных лет" (нач. XII в.) является первым топонимическим справочником, где представлены наименования ранних русских городов, нет никаких сведений, что в составлении ПВЛ принимали участие скандинавы, хотя они были при дворах князей. Это произведение насыщено иудеохристианскими идеями и собственно описывает процесс формирования христианства на Руси, норманны упоминаются в этом произведении, но никакой идеологической силы им не отводится (как деятели письменности и идеологии они не упоминаются), за исключением рассказа "об убийстве варяга-христианина и его сына язычниками" под 983 год.
  
  б) Если произведение никак не связано с норманнами, то и терминология его не может отражать скандинавские языки, маловероятно, чтобы русский книжник XII века (Нестор) увлекался нормандской топонимикой. Скорее всего сам термин "Искоростень" появился после событий описанных Повестью..., как политическая легенда. До этого времени городище могли вообще никак не называть (много безымянных городищ находят археологи), или оно могло носить другое имя, Повесть... - закрепила имя "Искоростень" в веках. Разумно рассматривать топоним Искоростень как иудеохристианский литературный продукт летописца, он мог придумать имя, связав его с описываемыми событиями, заложив в топоним основной ориентир места.
  
  Вывод
  Скандинавское происхождение топонима Искоростень (Коростень) от sten (камень) и skarfr (утес) - маловероятно, нет связи с идеологической системой. Целесообразно рассмотреть топоним в связи с терминологией иврита и библейскими образами.
  
  7) Терминология иврита и библейский образ
  
  а) Терминология
  Приведем термин в форму, приближенную к грамматике иврита, прочитаем слово наоборот (как в иврите) и выделим корни - Искоростень = наоборот ЬНЕТСОРОКСИ = Ь+НЕТ+СОРОК+СИ, очевидно составной топоним из нескольких корней иврита. Возможны и другие варианты истолкования, автор предполагает указанный ниже вариант основным, с чего-то ведь надо начинать, а далее жизнь и критика подскажет.
  
  Общий вид
  ИСКОРОСТЕНЬ = наоборот Ь+НЕТ+СОРОК+СИ = ивр. НАТА, НЕТА נָטַע основывать, сажать, устраивать, создавать; насаждение + САРОК סָרֺק красный; САРАК סָרָק красная краска; САРОК שָׂרֺק светло-красный, румяна, красноватый + СИ שׂיא высота, вершина, величие.
  Появляется смысл топонима - город, основанный на красных высотах.
  
  + Пояснение интерпретации
  Еврейская Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. ст. Цвета и цветовая символика: "Прилагательные имена для цветов известны следующие: ןנל лаван - белый и светло-серый; ... רוחש шахор - черный, םדא, ינמדא адам - красный, красно-бурый, םדמדא адамдам - красноватый, קרש (САРАК) - красный, ץומח хамуц - согласно Септуагинте, ярко-красный".
  
  б) Источник
  * Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
  Hомер Стронга: H8320. Оригинал: שָׂרֻק. Произношение: с́арук. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H8319 - гнедой, рыжевато-ґкоричневый. (гнедой - красновато-рыжий)
  * Штейнберг О.М. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 469: САРАК שָׂרַק быть красным, арам. СЕРАК שְׂרַק; СРЕК, СОРЕК שְׂרַק красный виноград; краснобурый.
  Примечание: в современном иврите -САРОК красноватый, САРАК румяна.
  
  в) Библейские образы
  * Исаия 5:2: "Он оградой его обнес, от камней очищал, посадил в нем красный (ивр. СОРЕК) виноград, сторожевую башню воздвиг, давильню построил. Надеялся собрать гроздья, но ягоды - кислы!".
  * Исход 15:17: "Введи его и насади (ивр. НАТА), в перен. смысле - устраивать, создавать) его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, которое создали руки Твои, Владыка!".
  * 2 Цар. 7:10 10: "И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню (ивр. НАТА) его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше". * Иов 20:6: "Хотя бы возросло до небес величие (ивр. СИ, СИЙ высота, вершина) его, и голова его касалась облаков".
  
  Таким образом, русский топоним Искорстень (Корос+тень) - составное имя, сформировано по библейской и талмудической модели словообразования. В нём выделяется выдающийся местный ориентир - холмы из красного гранита, на котором было основано укрепленное городище; топоним соответствует природной, теологической и социальной действительности.
  
  Кишинев, 2013 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"