Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Ах (ох), ахать

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Ах, создатель, спаси и помилуй!
  Д. И. Фонвизин. Недоросль (1782)
  
  1) Существующая этимология и применение в русском языке
  
  а) Викисловарь. Междометие. Значение: употребляется при внезапном удивлении и испуге, выражает восхищение, восторг, горе, сожаление, иронию, злорадство или возмущение. Этимология - нет.
  
  б) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М., 1975
  * Ахъ. "Ахъ, ахъ... а посабить нЪчем. Ахъ да рукою махъ, на том реки не переЪхать. Пословицы, XVII век".
  * Ахти. Для выражения сожаления. "ахти мнЪ злочастие горинское, до бЪды меня молодца домыкало". Гор. Злоч. XVII в.
  
  в) Национальный корпус русского языка (НКРЯ)
  М. В. Сушков. Российский Вертер (1801); "Он сохраняет семя людей в сынах Ноевых; но только что опасность миновалась, то из толь малого числа зло успело найти место в душе Хама. Ах, друг мой! Когда извлекая сокрытое под сим нравоучением, сравнивая сии дела с нынешними делами, то уподобляю честного человека Ноевой голубице".
  
  2) Обобщение и вывод
  
  Статистика применения междометия "ах" в НКРЯ показывает, что пик использования был в 1800, 1832, 1845, 1868, 1880 гг., с этого времени частота употребления падает, к 2013 г. сходит к минимальному значению, термин выходит из речевого оборота.
  Стали черствыми и равнодушными, ничему не удивляемся и не сопереживаем, скрываем свои чувства, любим на "ходу" и с выгодой для себя, нагло врём, много материального торгашества и мало идеального - Божественного в отношениях между людьми, народами, государствами??? Ах! Кто это содеял? Кругом заполыхало, "запахло серой, напалмом, порохом и горелым - демократией по-американски". Неужели Бог наказывает людей за хамское отношение к окружающей действительности и к ближнему своему?
  
  Вывод
  Итак, очевидно (по лексике), что наши предки были гораздо более чувственными и сострадательными людьми, они строили свои отношения с природой и в обществе на Божественных Законах. Следовательно, и смысл термина "ах!" надо искать в Божественных образах и в терминологии сакрального языка иудеохристианства - иврите.
  
  3) Терминология иврита и библейский образ (горя, страха)
  
  а) Терминология иврита
  
  * Ах = АХАХ אֲהָהּ Ах! О! Увы! http://biblehub.com/hebrew/strongs_162.htm
  
  * Ах = АХ אָח ох! увы! Ах! Выражение тревоги: http://en.wiktionary.org/wiki/אח
  
  Общий вид
  
  * русск. Ахать = ивр. АХАХ אָהַה ахать. Увы! Ох! Ах!, О!
  
  б) Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H162&k=R&s...
  Hомер Стронга: H162. Оригинал: אֲהָהּ. Произношение: аhаh. Часть речи: Междометие. Этимология: вероятно a primitive слово expressing pain exclamatorily, Oh! - Ах!, О!, Увы!.
  
  в) Библейские образы
  
  * Иезекииль 6:11: "Так говорит Господь Бог: всплесни руками твоими и топни ногою твоею, и скажи: горе (АХ) за все гнусные злодеяния дома Израилева! падут они от меча, голода и моровой язвы".
  * Иезекииль 21:15: "Чтобы таяли сердца и чтобы павших было более, Я у всех ворот их поставлю грозный меч, увы! (АХ) сверкающий, как молния, наостренный для заклания".
  
  * Судей 6:22: "И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы (АХАХ) мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу".
  * Иеремия 1:6: "А я сказал: о (АХАХ), Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод".
  
  Таким образом, очевидно, что библейский термин и образ: удивления, восхищения, испуга, горя и сожаления, был заимствован русским языком.
  Иезекииль 20:49: "И сказал я: о (АХАХ), Господи Боже! они говорят обо мне: "не говорит ли он притчи?"".
   Кишинев, 2014 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"