Единое информационное пространство, согласно авторам Святого Писания, формировалось под контролем Бога; наречение (дача имени животному) - классификация и систематизация окружающего мира. Между Богом и человеком не должно быть языковой преграды, иначе понимание идеи Божества будет затруднено, деятельность людей по созданию Царства Божьего растянется во времени, а Сверхзадача, поставленная Богом перед человеком, окажется под угрозой срыва (что и происходит в настоящее время).
Любой артефакт, в т.ч. и слово-понятие, создаётся производителем с учетом культурной традиции, кузнец века бронзового делая топор, имел предшественника - мастера каменного века; начиная "читать-писать" мы уже находимся в системе культурной традиции письменности. Традиция применения этого животного в целях облегчения деятельности людей в земледелии, скотоводстве, перевозки грузов, охоте и войне уходит в далёкое прошлое.
С изменением реальности меняется и традиция, а соответственно и предметы (артефакты) её обслуживающие, лошадиная культурная эпоха безвозвратно ушла в середине XX века. До этого времени практически каждый человек (от подростка и до царя) умел работать с лошадью, ныне автомобиль и трактор практически полностью заменили это животное, лишь в очень "узких" сферах - конный спорт, для перевозки грузов в труднодоступной местности, кое-где в земледелии и скотоводстве лошадь ещё сохранена.
2) Лошадь
Лошадиные (лат. гр. hippos, Equidae, лат. equus), - семейство млекопитающих, отряд непарнокопытных, один ныне живущий род - лошади; одомашненные лошадь и осел, сыграли важную историческую роль в развитии хозяйства и культуры человека. Выделяют подвиды: - домашняя и дикая лошадь и домашний и дикий осел (ишак), лошадь Пржевальского, Кианг, Кулан, горная зебра, пустынная зебра, Бурчеллова зебра. Лошадь причисляется к ТРАВОЯДНЫМ животным, съедает от 25 до 100 кг травы в сутки, для пропитания её надо около 2 га земли; травоядные животные питаются исключительно растительной пищей: листьями, ТРАВОЙ, плодами и ветками деревьев.
В Европе лошадь на полевых работах начала использоваться с VII-VIII вв. с появлением упряжной системы, на лошадей охотились, мясо употребляли в пищу, использование в пищу мяса диких лошадей (языческая традиция) было распространенным явлением в Европе. Из-за сакрального (языческого) смысла употребления мяса лошади, папа Григорий III (731-741 гг.) запретил его употреблять в пищу, назвав это "грязным и оскверняющим деянием"; собор в Келкиде (787 г.) также осудил потребление мяса лошади как "обычай, позорящий народ Британии".
Вплоть до позднего средневековья дорожная система на Руси практически отсутствовала, передвигались на дальние расстояния по рекам на судах и вдоль рек по тропам, зимой по рекам (санный путь), обычно верхом (даже женщины), редко на телегах, имущество и товары перевозили во вьюках.
3) Существующая этимология и примеры употребления понятия
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., Академия Наук, М., 1975
* Лошадь, 1103: Дивно имя дружино оже лошади жалуете еюже то ореть... Лавр. лет.
* Лоша (лаша). Лошадь (?), Сказание Исаии, 1489.
* Конь. 1. Жеребец, самец лошади. Патерик Син. 1146 г. 2. Боевой конь, воинская лошадь. "Ударити въ кони (поскакать). 1096 г. Радз. лет.
б) Конь
Национальный корпус русского языка. Берестяная грамота 160 (1140-1160); перевод, "От Василя к Ростиху. Продайте полового коня, а рыжего купите в конюшню, а бурого запишите {(по-видимому, в какую-то опись)}. Отрядите человека, отправьте с ним 4 резаны".
в) Викисловарь, лошадь
Корень: -лошадj -. Значение - зоол. крупное непарнокопытное млекопитающее (лат. "Equus caballus"), одомашненное и широко использующееся человеком для передвижения верхом, перевозки тяжестей и т. п.
Этимология по Максу Фасмеру (сокращена)
Происходит от др.-русск. лошата, обычно лошадь (вариант лошакъ); ср.: укр. лоша (род. п. лошати) "жеребёнок", лошак "молодой жеребчик", польск. lоszаk "маленькая тат. лошадка", losze, loszecia "жеребенок". Первонач. др.-русск. *лоша (род. п. *лошате), изменяемое по склонению на -ent- аналогично названиям многих животных этой категории. Окончание -дь ср. с др.-русск., церк.-слав. ослдь (греч. onagros). Предположительно стар. заимствование из тюрк.; ср. чув. lаsа "лошадь", тур., крым.-тат., тат., карач., балкар. аlаsа. (???)
г) Лев Успенский, http://www.pochemyneinache.com/alfavit/11/str177....
"Воины Игоря Рюриковича или Святослава не поняли бы, если бы их спросили: "Твоя ли это лошадь?" Они знали только слово "конь". Значительно позднее новое слово создалось на тюркской основе. В тюркских языках "конь" - "алаша". Начальное "а" у нас исчезло, как и в других тюркских заимствованиях ("лафа" из "алафа" - "выгода"; "лачуга" из "алачык" - "шалаш"). А конечное "-дь" появилось, возможно, под влиянием старославянского "осьлдь" - "дикий осел"". (???)
4) Обобщения и выводы
Макс Фасмер определил - "Предположительно стар. заимствование из тюрк.; ср. чув. lаsа "лошадь", тур., крым.-тат., тат., карач., балкар. аlаsа" - все это территория Хазарского каганата (гос. язык иврит, идеология - иудаизм).
* Кыпчаки (тюрки, половцы, одни из многочисленных предков татар (термин XIII в.)) с XI-XII веков стали заселять причерноморские степи, которые до XVIII века именовались Дешт-и Кыпчак - "Кыпчакская степь", в XI веке проникли в Крым (степи и Крым - Хазарский кагнат).
* Чуваши - потомки населения Волжской Булгарии (сувары и булгары), входила в состав Хазарского каганата.
* Тюрки карачаевцы и балкарцы сформировались также на территории Хазарского каганата.
Как сообщает Повесть временных лет, Киевская Русь имела прочные военно-торговые связи с Хазарским каганатом.
Вывод
Все прошлое указанных Максом Фасмером народов связано с Хазарским каганатом, целесообразно искать смысл термина "лошадь" в образах иудаизма и терминологии иврита.
Бытие 2:19: "Господь Бог образовал на земле всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы, как НАРЕЧЕТ человек всякую душу живую, так и было ИМЯ ей".
5) Терминология иврита и библейские образы
а) Терминология
Приведем термин "лошадь" в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - ло+шадь. Прочитаем выделенные корни наоборот, как в иврите - ь+даш+ол, у нас "моментально появились" два корня иврита указывающие на травоядное животное предназначенное для ведения хозяйственной деятельности (в ярме).
ЛОШАДЬ = Ь+ДАШ+ОЛ = ДШ, ДЕШЕ דֶּשֶׁא трава + ОЛ עֹל ярмо, иго, бремя; образуется понятие - травоядное (животное) в ярме.
Термин "лошадь" служил наименованием травоядного животного (живущего в степи, в поле), предназначенного и обученного для проведения земледельческих и транспортных работ - в упряжке, в ярме. В отличие от термина "конь", которым обозначалось животное прошедшее специальную выучку (система выучки зарегистрирована у хеттов и египтян) для верховой езды, боя и охоты.
б) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H1877. Оригинал: דֶּשֶׁא. Произношение: дэшэ′. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H1876 - зелень, молодая трава.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H5923. Оригинал: עֹל. Произношение: ‛оль ‛оль. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H5953 - ярмо, иго.
КОНЬ = ивр. КИНА, КНИА покорность, подчинение. КАНА 1. быть покорённым; 2. быть смирённым, смиряться, покоряться, смирять, покорять.
* Источник
Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=...
Hомер Стронга: H3665. Оригинал: כּנע. Произношение: кхана‛ (КАНА). Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - B(ni): 1. быть покорённым; 2. быть смирённым, смиряться, покоряться. E(hi): смирять, покорять.
6) Программа Бога по прокормлению животного мира. И сказал Бог...
а) Зелень, трава (ДЕШЕ)
* Бытие 1:11,12: "И сказал Бог: да произрастит земля зелень (ивр. ДЕШЕ), траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень (ивр. ДЕШЕ), траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо".
* Бытие 1:29,30: "И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую трав (ивр. ДЕШЕ), сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную (ивр. ДЕШЕ) в пищу. И стало так".
б) Ярмо (ОЛ)
* Осия 11:4: "Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднимающий ярмо (ивр. ОЛ) с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им".
* Исаия 9:4: "Ибо ярмо (ивр. ОЛ), тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама".
в) Образ смирения, покорности (КАНА)
* Левит 26:41: "за что и Я шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится (КАНА) необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои".
* 1 Цар. 7:13: "Так усмирены (КАНА) были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила".
Таким образом, русский термин "ЛО+ШАДЬ" составлен из двух корней иврита, имеет прочную смысловую, фонетическую и графическую (с учетом транслитерации) связь с библейскими образами и терминами.