Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Аффект, лат. affectus - термин, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  В последнее время в России уж очень часто
  оправдывают негодяев, объясняя всё
  болезненным состоянием и аффектами,
  между тем эти оправдательные приговоры,
  это очевидное послабление и потворство,
  к добру не ведут
  А. П. Чехов, "Рассказ старшего садовника", 1894 г.
  
  
  
  Прав великий психолог Антон Павлович - "очевидное послабление и потворство, к добру не ведут", актуальная тема для современного общества. В СНГ конкуренция и незащищённость личности в коллективах в последнее время значительно выросла, столкновения между людьми на обыденной бытовой почве происходят постоянно. Распространенное явление в момент перехода к новой системе социальных отношений, старая система ценностей отвергнута, новая еще не создана или не стала законом общества. Нередко интересы индивидуума ущемляются, пытаясь защитить свои ценности (часто в ущерб обществу), человек выходит за рамки разумного поведения и выдаёт неуправляемую психическую реакцию.
  
  С демократией появились элементы западной культуры, фильмы, где сцены АФФЕКТА постоянное явление в отношениях между героями; своё недовольство и гнев люди в них выплескивают на компьютерную технику, мобильные телефоны и телевизоры, которые с удовольствием разбиваются о стены.
  Эти примеры буйного поведения оказались заразительными и были подхвачены нашей ПОПСОВО-МУЗЫКАЛЬНОЙ культурой и "крутыми" политиками. TVстало часто фиксировать сцены "дискуссий", где действующие лица, поливают друг друга из всего, что попадается под руку, и схватываются в рукопашную.
  В советское время люди держали себя в руках, т.к. выплескивание своих эмоций, мягко говоря, не приветствовалось, посуду и телефоны (несколько лет в очереди на подключение или приобретение) никто не бил - дорого, а уж указание начальнику направление движения (иди ты ...) вообще считалось "покушением на управление обществом".
  
  В данной статье мы попытаемся проникнуть в смысл понятия "латыни" AFFECTUS (чувство, страсть), термин является ФОНОВЫМ (общим) понятием в европейских языках, и известен со времен Овидия (43 до н.э - 18 н.э.). Изучением человеческих страстей и эмоций занимались все крупные поэты, писатели, философы и психологи: Сенека, Апулей, Эразм Ротердамский, Барух Спиноза и др.; перечисление одних фамилий займет несколько страниц.
  Автор не собирается комментировать этих гениев европейской культуры, исследовавших аффективные состояния людей с различных сторон, а всего лишь попытается найти логическую связь между "латинским" термином и идеологией (языком) ИУДАИЗМА, ведь никто не будет отрицать общность иудеохристианской МОРАЛИ на пространстве европейской цивилизации.
  
  Итак, АФФЕКТ - что это такое?
  Большая Советская энциклопедия: "Аффект (от лат. affectus) - душевное волнение, страсть, бурная кратковременная эмоция (гнев, ужас), возникающая, как правило, в ответ на сильный раздражитель". На бытовом уровне, попросту говоря - неадекватное выяснение отношений между людьми, не соответствующее вызвавшей его причине; часто с необоснованным применением физической силы (дорожные разборки, скандалы соседей, эйфория у подростков и т.п.).
  
  1) Существующая этимология
  
  Термин имеется во всех европейских языках.
  
  а) Этимологический словарь Макса Фасмера: "Возбужденное состояние, душевное волнение", со времени Петра I; см. Смирнов 51, согласно которому через польск. afekt - то же. Судя по ударению, скорее всего через нем. Affekt из лат. affectus "страсть"".
  
  б) Википедия
  "Аффект - сильное, быстро возникающее и бурно протекающее психическое состояние, характеризующееся сильным и глубоким переживанием, ярким внешним проявлением, сужением сознания и снижением самоконтроля". В психологии, психиатрии и уголовном праве понятие имеет при общем значении свои особенности.
  
  2) Обобщение и вывод
  
  Термин считают латинским, никто из исследователей не связывает понятие "аффект" с еврейским языком; как набор знаков (букв, корней) термин не объяснён.
  
  В обыденной жизни выделяется следующие формы аффекта: ГНЕВ (гневливость, ярость - "вспыхнул от гнева"); приступ страха (замер от страха); эйфория (музыка); любое чувство может переживаться в аффективной форме. Наиболее заметное и распространенное в быту явление - ГНЕВЛИВОСТЬ, один из грехов, которые порицает христианская мораль.
  
  Вывод
  Очевидно, что понятие "аффект" надо рассматривать как крайнее проявление ГНЕВА, ЯРОСТИ. Остаётся найти соответствующие термины в еврейском языке и связать эмоции духа с идеологией иудаизма, с библейским образом.
  
  3) Образы аффекта и гневливости в библейской и талмудической литературе
  
  Гнев - отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости и сопровождающийся желанием устранить её; чувство сильного яростного возмущения, злость.
  
  * Словарь терминов агрессии Д.В. Жмурова; vocabulum.ru/word/112/.
  "Безусловно, общая агрессивная направленность личности не может не заявить о себе в состоянии сильнейшего эмоционального волнения. Другие исследователи связывают проявление агрессии в аффекте с типом личности и характером эмоциональной реактивности".
  
  * Гневливость осуждалась Библией и прямо приравнивалась к ГЛУПОСТИ: "Не будь духом твоим поспешен на гнев; потому что гнев гнездится в сердце глупых"; еврейский вариант - "Ибо гнев пребывает в лоне глупца" (Еккл. 7:9).
  
  * В трактатах Талмуда тема гневливости получила дальнейшее развитие: "И у гневливого - много преступлений" (Недарим 22б). И наказание ему весьма велико, как сказано: "Обладающий великим гневом понесет наказание" (Мишлей 19; 19)". "Не гневайся и не согрешишь" (Брахот 29б). И сказали: "По трем вещам познается человек, и одно из этих - гнев его" (Эйрувин 65б). Ибо в состоянии гнева познается человек.
  Если гнев пересиливает разум и в состоянии гнева человек совершает поступки, не поверяя их разумом, - в этом познается его гнев. Если же разум пересилит гнев, и человек не скажет и не сделает в гневе ничего более того, что сказал бы и сделал без гнева, - в этом познается его мудрость. И сказали: "Троих любит Всевышний, и один из них тот, кто не гневается" (Псахим 113б).
  
  4) Гнев в христианстве
  
  Архимандрит Никифор, Библейская энциклопедия
  
  Гнев - "сильное, возбужденное состояние духа против ближнего, которое греховно, или безгрешно смотря по побуждению и по своей цели и степени. Гнев благочестивых людей означает их крайнее отвращение и негодование против греха. В этом смысле праведники могут гневаться и не согрешать. Сам Господь всегда прогневляется деяниями нечестивых.
  Греховное чувство гнева против ближнего порицается в Свящ. Писании. "Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас (Еф. 4:13); да не, зайдет солнце в гневе вашем", говорит ап. Павел, т.е. не питайте в себе этого чувства долгое время, иначе оно может обратиться в злобу и отмщение".
  Греховный гнев в православии считается одной из восьми греховных страстей, в католичестве - одним из семи смертных грехов.
  
  5) Терминология иврита и библейский образ
  
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - AFFECTUS = AF+FECT+US = АФ+ФЕКТ. У нас сразу же появляются рациональные (логика и здравый смысл) понятия иврита.
  
  а) Терминология
  
  * АФ אַף гнев (ОФИ אֺפִי характер, нрав)
  
  * ФЕКТ = корень прочитан наоборот ФЕКТ = ТКЕФ = корень Т.К.Ф., ТАКАФ תָּקַף нападать, атаковать; ТАКЕФ תָּקֵף действительный, имеющий силу; т.е. АФФЕКТ - ГНЕВ НАПАДАЮЩИЙ, атакующий.
  
  Общий вид
  
  АФ+ФЕКТ = АФ אַף гнев + наоборот - Т.К.Ф., ТАКАФ תָּקַף нападать, атаковать: ТАКЕФ תָּקֵף действительный, имеющий силу.
  
  Отметим, что при транскрибировании (замена алфавитов) слов с иврита на другой язык каких-либо четких правил не было до сер. XIX века, каждый переводчик руководствовался традицией территории (епископства).
  
  Источник
  
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H639
  
  Hомер Стронга: H639. Оригинал: אַף. Произношение: аф. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H599 - 1. нос, ноздри, лицо; 2. гнев, ярость, негодование.
  
  Компьютер выдаёт количество употребляемых понятий иврита АФ (гнев, нос) в Библии:
  всего - 276, гнев - 214; нос, ноздри - 25; сердиться - 4, долготерпение - 4; лицо, морда, лоб - 3; другие значения - 26.
  
  Значительная терминология, указывающая на то, что в древнем обществе была проблема ГНЕВЛИВОСТИ, откуда и успех Иисуса и апостолов - врачей-психологов своего времени, они были - ВОСТРЕБОВАНЫ.
  
  Очевидно, что понятие АФ (гнев) широко применялось в текстах Ветхого Завета, а, следовательно, было знакомо культурной элите Средиземноморской цивилизации в связи с распространением культа Бога Яхве.
  В Библейские и талмудические времена медицина у евреев была тесно связана с исполнением религиозного закона, каждый раввин или законоучитель обладал медицинскими познаниями, которые получали в ходе религиозного обучения (изучалась медицинская Галаха - Галахот рофэ).
  Любой религиозный деятель умел визуально определять наличие болезни (религиозную чистоту), кроме этого в Израиле в каждом городе законом предписывалось иметь врача-профессионала. Проводились также и медицинские исследования для объяснения врачебных решений, в Евангелие от Фомы, содержится требование Иисуса к ученикам - "лечить людей".
  
  б) Библейский образ
  
  * Псалом 89:11: "Кто знает силу гнева (АФ) Твоего, и ярость Твою, по мере страха Твоего?".
  * Бытие 27:45: "пока утолится гнев (АФ) брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему: тогда я пошлю и возьму тебя оттуда; для чего мне в один день лишиться обоих вас?".
  
  * Притчи 19:11: "Благоразумие делает человека медленным на гнев (АФ), и слава для него - быть снисходительным к проступкам", и т.д.
  
  Таким образом, корни составного понятия АФ+ФЕКТ указывает на его еврейское происхождение. Иудеохристианство создавалось высокообразованной группой врачей-психологов, Иисус и большинство апостолов занимались излечением психических болезней, в т.ч. и аффективных состояний - изгоняли "бесов". Пора и нам этим занятья!
   Кишинев, 2012 г.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"