Сегодня наука не может внятно объяснить ряд проблем, например: содержание (смысл) сотен миллионов имен и терминов, причины, условия возникновения национальных языков и методы формирование их лексики - все это находится в стадии гипотезы. В предлагаемых версиях отсутствует идеологическое и историко-лингвистическое основание, вокруг которого должна бы произойти объединение племенных диалектов, получается, что терминология возникает и тиражируется из ничего и никем соответственно, что невозможно, алогично.
1) Лексика без религиозной философии - возможно ли это?
Мы пользуемся лексиконом, смысла которого не понимаем, этимология любого слова упирается в "стену" незнания, хронологически эта "темная" историко-лингвистическая область охватывает период средневековья (VI-XV вв.). Именно в это время в европейском обществе произошли важнейшие процессы развития - племена "варваров" научились рационально мыслить. Обзавелись письменностью, осмыслили и создали терминологию и на этой базе стали развивать знание, которое чуть позже привело их к созданию национальных государств и бурному развитию науки и техники.
Философия считает, что наука сегодня опредмечена в книги, термины и имена, формулы, чертежи, а также в материальные и духовные конструкции: машины и здания, общественные системы, право, политику и т.д. Процесс овеществления знания (реализация в предметах и системах мышления человека) имеет особенность - он отделяется от людей, превращается во "власть", которая диктует мышлению индивидуума свои установленные законы (рамки); индивидуально-психологические процессы подчиняются законам развития знания.
Субъективное мышление человека сталкивается с установленными на каком-то историческом этапе научными аксиомами и может преодолеть это сопротивление всеобщего научного знания, если оно (мышление) помогает решить назревшую в науке проблему (противоречия в системе понятий). Для этого мыслитель должен пользоваться средствами понятными другим деятелям науки, выражать мысли в доступной для восприятия форме. Эта форма в большинстве случаев задана деятелю извне, она создана до него предшествующей культурой; переводя забытое знание в общепринятую сегодня форму, исследователь способствует развитию системы понятий науки, а его идеи становятся фактом научного развития.
Известна формула: "как нет языка без мышления, так и не бывает мышления без языка"; язык и мышление взаимно обуславливают друг друга. Ясно, что логика и философия (а соответственно и терминология) зарождается в процессе формирования народности, т.к. система образования и воспитания ещё не выработана, обычные понятия - заимствуются (присваиваются) из господствующего в религиозно-торговых отношениях языка и переосмысливаются.
* Э. В. Ильенков (1924-1979, философ). "О соотношении мышления и языка"; http://www.situation.ru/app/j_artp_234.htm: "логику мышления можно понять до, вне и независимо от исследования логики языка, но в обратном порядке нельзя понять, ни язык, ни мышление".
В данной статье мы не проводим изыскания в области уточнения значений понятия "мысль", "мышление", их достаточно много, и этим занимаются специальные науки. Наша цель - выявить то общее основание, на которое опирались средневековые философы и лингвисты, конструируя общие понятия национального языка, отображающие явления и предметы действительности в процессе консолидации разноязычного племенного мира. На примере анализа термина "мысль" мы попытаемся выявить метаязык, послуживший философским и терминологическим основанием европейской лексики; неужели это языческий греческий или латинский язык - тогда где же их тотальная идеология (религия)?
2) Существующая этимология и применение в русском языке
а) Викисловарь
Корень: -мыслʲ-. Значение - процесс обработки информации в мозгу человека; идея или формулировка, появившаяся в результате работы мозга. Синонимы - мышление, рассуждение, дума, помысел, идея, концепция.
Этимология по Максу Фасмеру, вставки
Происходит от др.-русск. мысль ж. (ср. укр. мисль), (далее от праслав. формы ? - вставка), от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. мысль ж. (др.-греч. διάνοια, λογισμός; diánoia, logismós), болг. мисъл, сербохорв. мисао (род. п. мисли), словенск. mȋsǝl (род. п. mȋsli), чешск. mysl, словацк. mysel, польск. myśl, в.-луж., н.-луж. mуsl. Встречается в им. собств. (др.-русск. Перемыслъ, Осмомыслъ, Добромыслъ). Родственно лит. maudžiù, maudžiaũ, maũsti "тосковать (по), страстно желать", ãpmaudas "досада", готск. gamaudjan "напоминать", ufarmaudei ж. "забвение", греч. μῦθος mýthos м. "речь", μῦθέομαι mýthéomai "говорю, беседую, обдумываю", ср.-ирл. smūainim "думаю" (smoudniō), нов.-перс. mōуе "жалоба" (у из d), must - то же. (???)
б) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982; http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
* Мысль. Мысль, мышление, разум, сознание. 1. Възлюбише га ба (Господа Бога) своего вьсъм срдцьмь своим, и вьсею дшею твоею, и вьсею мыслию твоею. Матф. 22:37. Остром. Еван. 1057 г. 2. Дума, помысел, идея. 1076 г. 3. Мнение, суждение, убеждение. XI в. 4. Недобрый замысел. XIII в., и т.д.
* Епифаний Премудрый. Житие Сергия Радонежского (1417-1418): "Токмо послужи нама мало, да егда наю, родителя своя, проводиши до гроба, тогда и свою мысль сътвориши". Ценная мысль о периоде наступления зрелого мышления - "родителя своя, проводиши до гроба, тогда и свою мысль сътвориши", всё в своё время!!!
* Тайная Тайных (поучение, 1470-1550): "А о всемь иже бы еси вѣрилъ присеръднѣ, зане же увидят ли, иже мысль твоя не единака с дѣли твоими, не похвалят житиа твоего".
3) Обобщения и выводы
* Философы полагают, что люди отличаются лишь одним - разными способностями (скорость и качество мышления) в сфере обработки информации, языковая деятельность человека направлена на передачу мысли другому, а второго - на постижение мыслей первого. Работает схема: познание явления→образ→слово, и обратный процесс, слово→образ→явление. Возможно ли понимание и рациональное мышление, если система терминологии сформирована в разных идеологических условиях, например, язычество - христианство?
* Викисловарь высказывает предположение о связи с праславянским языком, которого наука не знает - не обнаружены тексты, искусственная лингвистическая конструкция; этимология слова не объяснена, связь смысла, графики, и фонетики не установлена.
Присутствие слова в разных "славянских" языках предполагает существование общей культурной традиции, культурных универсалий, а она (традиция) - религия иудеохристианства. Екклезиаст 13:9: "Проповедник был мудр и учил народ; он обдумал, изучил и собрал множество речений (ивр. множ. МЕШАЛИМ от МАШАЛ)".
Археология не подтверждает до принятия христианства у славян исконно культурных институтов (IX -XI вв.), тем более общих, межплеменных: письменности, общей идеологии, школ, библиотек и прочего (то, что выкапывают археологи - примитивно).
Вывод
Возникновение восточноевропейской церковнославянской письменности и лексикона (X-XI вв.) связано с первоначальной иудаизацией и последующей иудеохристианизацией населения на этих территориях. На них присутствовали одни деятели культурного развития (учителя традиции) - евреи, одни институты иудеохристианства: церковь, письменность и документы иудаизма, откуда и общая терминология.
4) Терминология иврита и библейские образы
а) Терминология
Приведем термин в форму, приближенную к грамматике иврита и выделим корень - МЫСЛЬ, МЫШЛ+ЕНИЕ.
Мышление человека - образование понятий и суждений, путем анализа и синтеза понятий в процессе мышления возникает новое знание, которое имеет своим продуктом - мысль. Процесс обработки информации (точнее сигналов) человеческим мозгом, уточнение действительности в сознании.
Машал (משל) - в Библии имеет значение речи, содержание которой шире и глубже, чем ее буквальный смысл, содержащей скрытые намеки, которые наводят слушателей и читателей на размышление. Форма МАШАЛ - афоризм, краткая сентенция (ср. I Цар., 5, 12; Прит. I, 1, 6; 10, 1; 25, 1; 26, 7, 9; Когел., 12, 9); см. подробно в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона; http://brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/13-3/026.htm
* церк. слав. МЫШЛЕНИЕ = МЫШЛ+ЕНИЕ = ивр. МАШАЛ מָשַל притча, аллегория, проводить аналогии, уподобить, сравнить (операции мышления) + ИНИАН עִנְיָן дело, содержание, вопрос обсуждаемый, разбираемый; или АНА עָנָה отвечать, свидетельствовать. Означает также сочетание слов, для создания и воспроизведения которых требуется тонкая работа ума (рабочий термин Талмуда), т.е. - мышление.
б) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
омер Стронга: H4911. Оригинал: משׂל. Произношение: машаль. Часть речи: Глагол. Этимология: denominative от H4912 - A(qal): говорить притчу или пословицу, насмехаться; прич. насмешник. B(ni): уподобляться, становиться похожим или сходным. C(pi): говорить притчу. E(hi): уподоблять, сравнивать. G(hith): уподобляться, становиться похожим или сходным.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
* Притчи 26:7: "Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча (ивр. МАШАЛ) в устах глупцов".
* Притчи 26:9: "Что колючий терн в руке пьяного, то притча (ивр. МАШАЛ) в устах глупцов".
* Числа 21:27: "Потому говорят приточники (ивр. МАШАЛ; приточник в русской версии - тот, кто говорит притчами, так называли Соломона (Полный церковно-славянский словарь)): идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона".
* Иезекииль 16:44: "Вот, всякий, кто говорит притчами (ивр. МАШАЛ), может сказать о тебе: "какова мать, такова и дочь".
* Екклезиаст 1:13: "Устремился я сердцем к тому, чтобы изучить и разведать мудростью все дела под небом. Они - тягостная работа (ивр. ИНИАН), что дал людям Бог на мученье".
Таким образом, "славянское" слово "мысль, мышл+ение" очевидное понятие иврита, означает - библейскую, талмудическую интерпретацию какой-либо проблемы, доказательство мысли каким-либо ярким примером (притчей). Данный факт лексики может означать присутствие ученых-знатоков Талмуда на территориях формирования церковно-болгарского и русского языка (Болгария, Крым, Киев) в самый ранний период (861 г. Крым (Хазарский каганат), чуть позже Киев).