Колибаба Сергей Николаевич : другие произведения.

Предатель, предать - термины, этимология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:

  
  Из Едема выходила река для орошения рая;
  и потом РАЗДЕЛЯЛАСЬ (ивр. П.Р.Д.) на четыре реки
  Бытие 2:10
  
  Поразительно, очень популярная тема, в Интернете более 630 солидных работ, статей по тематике ПРЕДАТЕЛЬСТВА. Вы наверно догадываетесь, с кого списан образ (тип) этого исторического и социально-политического явления - с Иуды, легендарного персонажа Нового Завета. Участники обсуждения столь актуальной темы (что у кого болит, тот ...) склоняют Иуду вдоль и поперек, оговаривая, что у них в роду (славянском, русском и др.) отродясь с "предательством не знакомы". Если "не знакомы", значит слово и образ заимствованы, где описан образ ПРЕДАТЕЛЯ ясно - Новый Завет, но откуда ПОНЯТИЕ, термин, графическая форма?
  
  Светская организация общества (в общем, явление положительное) в XX веке полностью оторвала историческую науку от мировоззрения человека средних веков и Нового времени, например, завоеватель Сибири Ермак Тимофеевич (1532-1585) совершал свои походы под ЗНАМЕНЕМ (символ), на котором был изображен Иисус Навин (завоеватель Земли обетованной) и архангел Михаил (покровитель евреев). Может, стоит отказаться от греко-латинской направленности нашей филологии и истории и обратиться к первоисточнику - иудейской литературе, вероятно, тогда удастся соединить образный мир мышления средневекового человека с понятиями русского и других языков.
  
  1) Философия термина
  
  Предательство - нарушение верности или неисполнение долга перед кем-либо; чаще всего предательством называют ОСТАВЛЕНИЕ друга в беде и государственную измену (оставление государства), обычно предатель преследует цель получения какой-либо выгоды, моральной или материальной. Часто "предателями" называются люди с неустойчивой психикой, они живут в хаотичном, неупорядоченном мире, не способны правильно оценить обстановку и принимают решения, отличные от узаконенных обществом норм, из этой среды многие попадают в "большую политику", откуда и наша социальная НЕУСТРОЕННОСТЬ. Нередко предательством называют супружескую измену и АПОСТАСИЮ (религиозное отступничество); предательство осуждается повсеместно большинством религий как грех, нарушение табу и морально-нравственных законов общества, а соответственно и Законов Бога, ведь наше общество жило и живёт согласно законам иудеохристианства, не так ли?
  
  В христианский лексикон слово "апостасия" вошло из переводной греческой литературы, где оно означало отпадение от законного правителя - измену ему или мятеж против него; в переводе Ветхого завета (Септуагинта) термин "апостасия" приобрёл религиозное значение - отпадение от Бога либо измену Моисеевым законам.
  В книге Иисуса Навина (22:22) сказано: "Если мы восстаем и отступаем от Господа, то не пощадит нас Господь в сей день!"; т.е. будешь нарушать установленные (Богом) правила общежития - погибнешь; в подлиннике употреблен термин иврита МААЛ измена, злоупотребление.
  * В 1 книге Маккавеев: "гл. 2.15. И пришли от царя в город Модин принуждавшие к отступничеству, чтобы приносить жертвы. 16. И многие из Израиля пристали к ним; а Маттафия и сыновья его устояли".
  * У Иеремии (2:19): "Накажет тебя нечестие твоё, и отступничество твоё облечит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что оставил Господа, Бога твоего, и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф".
  
  Иудейская и иудеохристианская литература явление глобальное, это КОНСТИТУЦИЯ, регламентирующая все стороны бытовой и общественной жизни, естественно в ней описаны не только прекрасные стороны жизни (ДЕЛАЙ ТАК) но и ужасные, трагические (НЕ ДЕЛАЙ ТАК). В Ветхом завете выражены три возможности проявления предательства по отношению к Законам Бога, они выражены словом иврита ЗАНА прелюбодействовать, совращаться, развратничать (терминология привязана к хорошо знакомому всем поведению распутной женщины).
  В образном языке Торы - отход от Бога, идолопоклонство, безверие, нечестная торговля, политическая продажность:
  - поклонение другим богам: Лев. 17:7; Втор. 31:16 (станет народ сей БЛУДНО ходить вслед чужих богов); Суд. 2:17 (ходили БЛУДНО вслед других богов);
  - предосудительные связи с другими народами (Иезек. 16:26, 28);
  - моральное падение (Ис. 1:21).
  
  В Ветхом Завете (Тора) за супружескую измену (Исх. 20:14 (Не прелюбодействуй); Втор. 5:18), предусматривается смертная казнь (Лев. 20:10), однако смертные приговоры по этой "статье" были чрезвычайно редки. В книге Иезекииля 23 (Блуд Оголы (Самария) и Оголивы (Иерусалим)) термин "ЗАНА" используется в качестве метафоры (иносказательно), грань между изменой в религиозном смысле и союзами политическими - стирается; союз Израиля с другими государствами становится обстоятельством почитания других богов. Таким образом, в литературе Ветхого Завета началась отработка тематики ПРЕДАТЕЛЬСТВА, его метафорически передавали понятием ЗАНА (и другими), в общем смысле - проституция, разврат, блуд, а в Новом Завете, для лучшего восприятия явления, тема была воплощена в образ (вид, облик) апостола Иуды, ученика Иисуса.
  
  2) Существующая этимология и применение в древнерусском языке
  
  а) Применение в древнерусском языке. Словарь русского языка XI-XVII в., РАН, М., 1992
  * Предатель. Предатель, изменник. "Июда предатель", Панд. Ант. XI в.
  * Предати. 1. Передать, отдать, вручить (вещь, обязанности). Остром. Еванг. 1057 г. "Умре Рюрик и передаст княжение свое Ольгови" Рост. Лет. 2. Уставить, назначать, заповедать. 1076 г. 3. Оставить без помощи, предать в руки врага (о Боге). "Приходиша литовские люди...и по городу били, и богъ града не предал". 4. Изменить чему-либо. "(Иуда) ... согрешив, предав кровь неповинную". Матф. 27:4, Остр. Еван. 1057 г. и т.д.
  Очевидно, что термин "предатель" и "предать" имеют общее содержание (значение), а, следовательно, должны иметь одинаковый корень.
  
  б) Викисловарь. Этимология
  
  * Предатель
  "Корень: -преда-; суффикс: -тел;. Значение: тот, кто предаёт, то есть нарушает верность кому-либо или чему-либо, вероломно изменяет кому-либо или чему-либо; разг., шутл. разгласитель какого-нибудь секрета, тайны. Этимология: происходит от гл. ПРЕДАТЬ, далее из ??".
  
  * Предать
  "Приставка: пре-; корень: -да-; глагольное окончание: -ть. Значение: изменить, нарушить верность кому-либо, чему-либо; устар., книжн. выдать, отдать во власть, в распоряжение кого-либо; подвергнуть какому-либо действию, привести в какое-либо состояние.
  
  Этимология декларируется по Максу Фасмеру (дать, нет статьи "предать")
  Образовано из пре- + дать, далее от праслав. *dati; *dajati; *davati, от кот. в числе прочего произошли: ст.-слав. Дати (греч. didonai), русск. дать, давать, укр. дати, белор. даць, сербохорв. дати, словенск. dati, чешск. dat, польск., в.-луж.dac, н.-луж. das. Восходит к праиндоевр. *do-. Родственно лит. duoti, 1 л. ед. duomi, duodu "даю", греч. didomi, др.-инд. dadati "дает", авест. dadaiti "даёт", алб. аор. dhashe "я дал", алб.-тоск. dhene ж., гег. dhane ж. "дар". (???)
  
  3) Обобщение и вывод
  
  а) Согласно Викисловарю термин "преда+тель" имеет корень: -преда-; суффикс: -тел;; а термин "пре+да+ть" содержит - приставку: пре-; корень: -да-; глагольное окончание: -ть. Очевидная логическая неувязка с КОРНЯМИ терминов, в первом случае корень - "преда", во втором случае корень - "да", корни РАЗНЫЕ.
  Корень (без корней слов не бывает) - морфема, мельчайшая единица языка, имеющая функцию словообразования, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения). Если у нас два разных корня, то очевидно, что и слова-понятия эти имеют разное значение, однако в древней литературе они имеют общее значение, следовательно, корни выделены неправильно, в обоих случаях должен быть корень - ПРЕД.
  
  Вывод
  Необходимо рассмотреть термины в связи с лексиконом иврита и библейскими образами, библейский Иуда - символ предательства. Основной смысл термина - отход, отступление, отлучение, от Законов Бога, нарушение моральных норм установленных Божеством; в общем, нарушение Десяти заповедей - есть предательство Бога, общества и человека. Предателем в современном политизированном мире обычно называют человека, резко сменившего свои политические убеждения, оставляет свою партийную группу и переходит к оппонентам, которые отстаивают противоположные социально-политические идеи.
  
  4) Терминология иврита и библейские образы
  
  а) Терминология
  Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни - ПРЕД+АТЬ, ПРЕД+АТ+ЕЛЬ.
  
  Общий вид
  * ПРЕД+АТИ = ивр. ПАРАД отделятся, расставаться; разделятся, отходить; ПЕРУД расхождение, раскол, разобщение + ЕТ частица, ставится перед дополнением, когда речь об определенном явлении или предлог "с".
  * ПРЕД+АТ+ЕЛЬ = ПАРАД отделятся, расставаться; разделятся, отходить; ПЕРУД расхождение, раскол, разобщение + ЕТ частица, ставится перед дополнением, когда речь об определенном явлении или предлог "с" + ЕЛЬ Бог.
  Очевидно, что основное слово-понятие - "предатель", термин "предати" - сокращение первого, слова-понятия формировались и таким методом.
  
  б) Библейские образы
  
  * Бытие 13:9: "не вся ли земля пред тобою? Отделись (ивр. П.Р.Д.) же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево".
  * Бытие 13:11: "и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились (ивр. П.Р.Д.) они друг от друга".
  * Притчи 16:28: "Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает (ивр. П.Р.Д.) друзей".
  
  в) Источник
  Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
  Hомер Стронга: H6504. Оригинал: פּרד. Произношение: парад. Часть речи: Глагол. Этимология: примитивный корень - A(qal): распростирать, размахивать. B(ni): разделяться, отделяться, рассеиваться, разлучаться, быть разделёнными или отрезанными друг от друга. C(pi): отходить, отлучаться. D(pu): быть разделённым, быть разлучённым. E(hi): 1. разделять, отделять, рассеивать, разлучать; 2. разлучаться. G(hith): 1. отделяться, разлучаться; 2. быть разлучённым, быть разделённым.
  
  Таким образом, слово ПРЕД+АТ+ЕЛЬ, является составным русским понятием и выражает мысль - ОТДЕЛЕНИЕ от БОГА (отступление от Законов Бога). Его корни это образы и термины еврейской религиозно-философской мысли и естественно ничего общего не имеют с опорными терминами Макса Фасмера - *dati; *dajati; *davati.
  
  Кишинев, 14.8. 2014, уточнено 20.4.2018 г.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"