И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и
к чародеям (ивр. ЙИДЕОНИ), к шептунам и чревовещателям,
- тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?
Исаия 8:19
1) Существующая этимология
а) Викисловарь/Привидение
Приставка: при-; корень: -вид-; суффикс: -ениj; окончание: -е. Значение: фант., мифол. в народных поверьях - бесплотный дух, призрак умершего или воображаемого существа, обитающий обычно в замках, на кладбищах и являющийся людям.
Этимология: происходит от гл. привидеться, из при- + видеть (с добавлением - ся), далее от праслав. *viděti, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. видѣти, виждѫ (ὁρᾶν horân, βλέπειν vlépein ), русск. видеть, укр. видiти, болг. ви́дя, ви́ждам, сербохорв. ви̏дjети, словенск. vídeti, чешск. vidět, vidím, словацк. videť, польск. widzieć, widzę, в.-луж. widźeć; связано с *věděti и *vědati, восходит к праиндоевр. *weid-: *wīd- "видеть". (???)
б) Словарь церковно-славянского и русского языка, 1847; "Привидение. Ложное видение, призрак, греза".
в) И.И. Срезневский. Материалы для словаря древнерусского языка.... 1893, с. 1384, 1402 ; http://etymolog.ruslang.ru/doc/sreznevskijP.pdf
Привидѣниѥ - призракъ, Матф. 14:26. Привидениемъ - не в действительности - Въплъщъние же Сна (Сына) веруи истиньно соуште, а не привидениемъ. Сбор. 1076.
2) Применение терминов в старорусском языке. Национальный корпус русского языка
* Из Хронографа 1512 года (1500-1525): "Въ то же время патриархъ Афанасие дивный соборъ състави на нѣкоего Варлама, акиндиньскыя ереси началника, иже Ариава мысляща и Македониева и Владычнее преображение глаголаше привидѣние быти и многи улови во свою ересь".
* Д. С. Аничков. Рассуждение из натуральной богословии о начале и происшествии натурального богопочитания (1769): "Ибо невежды и непросвещенные действительно услаждаются такими заблуждениями и, придумывая привидения на привидение, умножают и увеличивают многобожие и свое богонеистовство". ... "13 Чрез привидение я разумею здесь невещественные образы, какими у древних назывались ideae, phantasmata, simulacra et imagines rerum" (лат. идеи, образы, образы и образы вещей).
3) Обобщение и вывод
а) ЕЭБЕ/ст. Ворожба
"Ворожба, (чародейство, колдовство, волхвование, волшебство). Сущность и история. - В древности языческий мир, в особенности на Востоке, был полон суеверных представлений, среди которых вера в таинственные волшебные силы занимала очень широкое место. Понятие волшебства (чародейства, колдовства) в его многоразличных видах заключается в вере во влияние людей на силы природы и на судьбу отдельных лиц (или народов) путем таинственных средств, в особенности путем магических формул. ...
Иудейство очень рано начало борьбу против этого суеверия. Колдовство во всех формах было запрещено даже под угрозой смертной казни (Исход, 22, 17; Левит, 19, 26; Второзаконие, 18, 10-11). ... Из первой книги Самуила (28, 8) известно, что "ОБ", נוא, означает вызывание мертвых для вопрошения их ο будущем. ... Неопределенным является этимологическое и реальное значение слова "ИИДОНИ" יִדְּעֹנִי; обыкновенно оно упоминается вместе с "ОБ", a o Сауле говорится, что он запретил "ОБ" и "ИИДОНИ" под угрозой смертной казни (I книга Самуила, 28, 9), хотя под влиянием страха сам прибег к их помощи. ...
В Талмуде упоминаются различные виды колдовских средств, являющихся не чем иным, как грубыми фокусами. Колдуны или чревовещали брали в рот кость и заставляли ее говорить. ... По свидетельству Оригена (Contra Celsum, IV, 33), не только еврейские заклинатели духов называли при заклинаниях имена Авраама, Исаака и Якова, но и языческие волхвы, так как действие этих имен было повсюду известно... Ипполит (Философ., IV, 28) также сообщает, что, по заявлениям кудесников, известные демоны могли изгоняться только путем еврейских заклинаний" ... и т.д.
б) ЕСБЕ/Некромантия
Некромантия (греч. "вещание мертвых") - вызывание тени умерших людей с целью узнать от них будущее. По словам Страбона, Н. была очень распространена в глубокой древности среди персов (Strabo, XVI, 2, 39; νεκρομάντεις nekrománteis ), а затем и среди греков и римлян (см. Winer, Bibl. Realw., II, 26). Вероятно, Η. была также распространена в сильной степени среди народов Передней Азии; это видно из того, что Библия вынуждена многократно говорить против Н. (Лев., 19, 31; 20, 6, 27; Втор., 18, 11; Ис., 8, 19). Библия упоминает три рода Н.: אוב - "об", ידעוני - "иидони" и ... "обращающийся к мертвым"...
Средневековые комментаторы философского направления затруднялись объяснить факт вызывания пророка Самуила царем Саулом. Не допуская возможности, чтобы Самуил действительно вышел из могилы и явился перед Саулом, одни говорят, что это была только игра воображения, другие того мнения, что эндорская волшебница спрятала под полом человека, который говорил с Саулом ...
Вывод
* Термин "приведение" исследователи комментируют как: ПРИ приставка + ВИД корень + ЕН суффикс + Е окончание, словообразующим корнем считают сочетание ВИД видеть, смотреть, зреть.
Содержание термина - бесплотная сущность, "дух" не имеющий плоти, нематериальная сущность. Как можно видеть что-либо нематериальное, лишенное тела??? Человек воспринимает окружающий мир под действием внешних (холод, жара) и внутренних (голод, жажда, болезнь) раздражителей, если нет раздражителя, то нет и реакции, нет видения. Высказанная исследователями гипотеза неверна, т.к. не соответствует физиологии человека, действительности.
* Из глубины веков письменные источники донесли до нас представления живших в то время людей о "потусторонних" явлениях. Церковь отрицательно относилась к привидениям, отделяла языческий вымысел от религиозной доктрины (в иудаизме также), считала их выдуманными, фантастическими и сказочными образами, ересью, актерскими манипуляциями колдунов и чародеев.
Целесообразно рассмотреть термин "привидение" в связи с образами и терминологией Библии, сознание и мышление (мыслим словами-понятиями) средневекового человека было религиозным. Лексикон "национальных" языков формировался на корневой системе еврейской и арамейской терминологии, в среде священников и монахов; греческие и латинские источники были языческими.
Скорее всего, содержание термина связано с творческой деятельностью колдуна-актера, театрализованным представлением по "вызову духов" умерших людей.
4) Терминология иврита и библейский образ
а) Библейский образ
* Исаия 3:10, 11: "Скажите праведнику, что благо ему, ибо он будет вкушать плоды (ивр. ПЕРИ плод действий) дел своих; а беззаконнику - горе, ибо будет ему возмездие за дела рук его.
* Левит 20:27: "Мужчина ли или женщина, если будут они вызывать мертвых или волхвовать (ивр. ЙИДЕОНИ), да будут преданы смерти: камнями должно побить их, кровь их на них".
* 1 Царств 28:9: "Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей (ивр. ЙИДЕОНИ); для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне?".
б) Терминология
Общий вид
русск. ПРИВИДЕНИЕ = ПРИ + В + ИДЕНИЕ = иврит ПЕРИ פְּרִי плод действий, поступка + В предлог указывает на: в, внутри, принадлежность, место, где? + ЙИДЕОНИ волшебник, колдун, ведун; т.е. плод действий волшебника, что-либо нематериальное, не воспринимаемое человеком.
в) Источник
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?styl=WEC&hs=H...
Hомер Стронга: H6529. Оригинал: פְּרִי. Произношение: пэри. Часть речи: Существительное мужского рода. Этимология: от H6509 - плод, потомок, результат.
* Лексикон по Стронгу и Дворецкому; https://www.obohu.cz/bible/index.php?hs=H3049&k=Ga...
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 176 (ЙИДЕОНИ), с. 390 (ПЕРИ).
Таким образом, термин "привидение" составной, состоит из двух корней библейского иврита ПЕРИ +В+ЙИДЕОНИ, указывает на продукт который производит волшебник, ведун вызывающих "духов" - плод волшебника. Термин обращается только в культурной религиозной системе Русского Православного Христианства, следовательно, создан искусственно деятелями Церкви.