Колковский Владимир Владимирович: другие произведения.

Электрическая бабушка

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:

  ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БАБУШКА
  ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ
  
  Тот, кто "родом из СССР", и прилично пожил, прекрасно помнит. Сочинений в советской школе мы написали немало. В советской школе уроков литературы было не в пример больше, чем во времена нынешние. Изучали произведения классические, вечные, а затем писали сочинения "на тему". Когда это было, "на заре туманной юности", но вот сейчас почему-то припомнилось и захотелось попробовать вновь.
  
  Ведь произведения классические, вечные... Почему эти книги для нас навсегда, в чем их сила, бессмертие? А предположим открываешь в очередной раз Ее, эту до боли знакомую книгу и! - всколыхнулись мысли. Причем мысли порой свежие, мысли внезапные, и мысли потому самые удивительные. Мысли удивительные хотя бы тем, что наверняка новы, свежи и для самого автора (если он еще с нами, в этой земной ипостаси), поскольку лежат где-то вне основных направлений его творческого замысла. Но так и должно быть в произведениях вечных, так и будет всегда при новом прочтении, поскольку наряду с автором путем неведомых таинственных соединительных нитей в сотворении классики непременно участвует и Вечность, или То что вне нас, но и с нами... И в этом-то и сила! И потому произведения классические, вечные непременно будят, двигают, кличут, наворачивают целые вереницы самых неожиданных мыслей.
  
  Так вот, почему бы не поделиться?.. Поделиться тем, что возникло?.. Поделиться в формате почти забытом из мира нашего детства?.. В формате с вездесущим присутствием самого автора, с обязательным множеством цитат, в формате ностальгически напоминающем наши прежние школьные сочинения "на тему".
  
  1
  
  ИНЫЕ МИРЫ.
  
  Есть ли иные Миры?.. И что есть иные Миры?.. Да, да в нашем творческом воображении они существуют. Мы их создали множество и на любой вкус. Творческой мыслью иные Миры созданы и создаются ежеминутно на всех языках и во всех уголках нашей планеты. И это прекрасно, ведь мы человек. Мы есть нечто особое в рамках просто материи, мы есть нечто особое в рамках живого - мы человек, и "не хлебом единым"... Ты создан "по образу и подобию" Творения, и просто обязан творить, если ты человек.
  
  В нашем творческом воображении мы создали множество самых удивительных Миров. Однако сейчас мы поставим вопрос по-другому. В рамках этого нашего школьного сочинения мы продолжим дело, начатое в книге "В движении вечном". В этой книге мы говорим об иных Мирах по-другому. В книге "В движении вечном" мы отыскали реальные зримые ниточки к Миру иному, мы построили ральные зримые ниточки исключительно на базе нынешнего научного знания.
  
  И вот такая строго научная постановка вопроса нам куда важнее. Нам просто необходимы иные Миры реально, ощутимо, наяву, необходимы именно в зримой связи, поскольку дают нам основу. Только иные Миры наяву откроют основы в подлинном смысле и в этой земной ипостаси, приблизят нас к Вечности, дадут нам ответы: кто мы, зачем, почему?
  
  Мы выстроим зримые ниточки и в этом школьном сочинении. В школьном сочинении на тему известного рассказа Рэя Брэдбери.
  
  2
  
  ПО КАНОНАМ ЖАНРА
  
  Все и всяко в этом мире имеет каноны. И коль уж взялся, то обязан следовать. В полном соответствии, коль уж взялся писать школьное сочинение, то соблюдай. Вспоминаем теперь. Когда мы писали сочинение "на тему" какого-го классического произведения, то говорили вкратце и о его сюжетном содержании. Совершенно необходимо это и сейчас. И хотя бы потому, что кто-то не знаком, а познакомить необходимо обязательно. Ведь нам необходимо прежде всего довести свою мысль! - и вот с этой целью довести нужное количество сведений по сюжету, а значит привести с этой целью достаточное количество цитат.
  
  Название рассказа "ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ТЕЛО ПОЮ!". Так это звучит в русскоязычном переводе. На языке первоисточника вероятно иное впечатление, но в русском варианте это название лично мне видится несколько вычурным. Куда более подходящим видится простое, емкое, цельное "ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ БАБУШКА" по имени главной героини романа. Потому оно так и названо наше школьное сочинение. А теперь и о содержании вкратце.
  
  * * *
  
  Жила-была семья, обычная семья. Отец, мать и трое детей. Трое маленьких детей. И все бы прекрасно, и было прекрасно, но... "Умерла мама. Нечто мягкое и уютное, нечто самое главное и прекрасное исчезло из нашего дома навсегда".
  
  Умирает мать. Умирает совсем молодая женщина, умирает внезапно от неизлечимой болезни. Отец остается один с тремя маленькими детьми на руках. Мать умерла, но для отца она жива. Для отца она жива и сейчас, присутствует ежесекундно, присутствует на переливах тончайших, но где-то в некоей совершенно иной реальности. Она сейчас в некоем совершенно ином Мире, она недостижима как прежде, она сейчас недостижимо вдали от каких-либо материальных прикосновений. Но прикосновения есть, и для него она жива, она на связи, и он чувствует, живет этой связью по-прежнему:
  
  "Отец растерянно бормотал, глядя в пустые ладони:
  
  - Пойми, Энн, детям нужен кто-то... Я люблю их, видит бог, но мне нужно работать, чтобы прокормить нас всех... И ты любишь их, Энн, я знаю, но тебя нет с нами..."
  
  Что делать, за детьми нужен глаз. Нанять человека? Но "не везет", катастрофически не везет на нянек, воспитательниц, катастрофически даже на приходящую прислугу:
  
  "Мы не помним, чтоб хоть одна из них не пилила как пила. Их появление в доме можно сравнить со стихийным бедствием, торнадо или ураганом, с топором, который неожиданно падал на наши ни в чем не повинные головы... Мы были для них чем-то вроде мебели, на которую можно садиться без спроса, которую следует чистить и выколачивать, весной и осенью менять обивку и раз в год вывозить на взморье для большой стирки".
  
  Как? Как же довериться в самом любимом, важнейшем пиле, топору, стихийному бедствию?.. Что делать, когда и не делать нельзя? Ничего не делать тоже нельзя, и вот однажды... Однажды отец сказал детям, что им нужна бабушка.
  
  - Но наши бабушки давно умерли! - воскликнул в ответ сынишка.
  
  И тогда отец протянул детям сложенный гармошкой яркий рекламный проспект.
  
  3
  
  ГОЛОС
  
  Действие рассказа происходит в отдаленном будущем. Расцвет робототехники. Результаты и впрямь достигнуты подлинно фантастические. Так предлагаются всевозможные механические слуги, но это что. Предлагаются даже механические "родственники" на выбор, на любой вкус и в любом применении. Например "электрическая бабушка". В в качестве детской няни предлагается "электрическая бабушка - образец по многим показателям близкий к идеальному".
  
  Идея поначалу показалась безумной. Как, как доверить воспитание, а по сути и жизнь собственного ребенка чему-то механическому? Стоило лишь представить и в мозгу представала классическая ассоциация в виде карикатурно угловатой, скрипучей железяки, уродливо напоминающей человека... Как, как доверить своего собственного ребенка такому вот бездушно механическому агрегату?
  
  Идея поначалу показалась безумной:
  
  - Не будем больше говорить об этом, дети, - сказал отец, прикрыв глаза рукой. - Безумная мысль...
  
  Но! Но была и загадка, интрига, и именно это манило. Что это?.. Как это, на что похоже в действительности, как происходит?
  
  Загадка, загадка! Загадка, интрига манили, притягивали неудержимо, накручивая вновь неизведанным, обращая вновь и вновь к тем самым ярким рекламным проспектам.
  
  - Можно попробовать, - сказала даже малышка Агата.
  
  И прибавила:
  
  - Конечно, можно...
  
  И вот однажды в ясное, солнечное утро вертолет поднял все семейство над небоскребами и высадил на крыше одного из них с броской надписью "Фантончини".
  
  * * *
  
  Вначале они увидели куклы. Это были всего лишь куклы, обычные куклы, подвешенные к потолку на шнурках и проволоке. Вначале они увидели там единственно обычные куклы, но "похожие на еретиков, повешенных в дни празднеств на перекрестках дорог в средневековой Англии".
  
  - Если они все такие, уйдем отсюда, - сказала малышка Агата со страхом и отвращением.
  
  Интрига мгновенно исчезла, заменившись вдруг испугом и отвращением, и это был бы конец. Семейство собралось уйти, но... остановил голос. Остановил голос человека за прилавком, и это был голос его, гениального создателя всех этих "игрушек". Это был голос Гвидо Фантончини.
  
  Гвидо Фантончини был гениальным ученым, изобретателем и инженером, но он был и гениальным психологом. Это и не удивительно, наверняка и нельзя иначе, если строишь механизм, робота, но "почти живое существо". Если строишь "идеальное воплощение человеческого интеллекта, способное слушать, понимать, любить и лелеять..."
  
  Гвидо Фантончини великолепно владел своим голосом. Он был взрослый человек и создатель фантастических механизмов, но сейчас он говорил с детишками и он знал прекрасно, как сейчас нужно говорить. Он говорил с детишками серьезно, без тени улыбки, говорил с детишками так, когда хочешь предстать заодно. Он и представился так же без улыбки, но отнюдь не мрачно, без всякой важности и совсем просто:
  
  - Гвидо Фантончини, к вашим услугам.
  
  Гвидо Фантончини. Создатель фантастических механизмов, гениальный ученый, инженер, изобретатель - он был и гениальным психологом. Интрига, интрига! Интрига, загадка влекут нас и манят в любом возрасте. Интрига исчезла вначале, сменившись испугом и отвращением, и тогда человек за прилавком показал детишкам таинственный золотой ключик.
  
  Он сказал:
  
  - Это ключ от вашей Электронной Бабушки. Ты будешь хранительницей ключа, Агата.
  
  И вдруг он "лукаво подмигнул" мальчишке:
  
  - Видишь, интересно, не правда ли?
  
  Гениальный ученый Гвидо Фантончини, он был и гениальным психологом. Всего лишь в нескольких словах и жестах он возродил первоначальное. И то что сменилось, исчезло, предстало могуче с новой силой. Загадка, интрига неудержимо обуяли вновь, и тут они снова услышали голос!
  
  И это был уже ее голос. "Нежный, ласковый и добрый голос. Судя по голосу, она была прекрасна".
  
  4
  
  ЧЕЛОВЕК И МЕЧТЫ
  
  
  
  "Она влекла, притягивала и околдовывала, заставляла кружиться вокруг нее, запоминать то, что и запомнить, казалось, невозможно..."
  
  И глаза!
  
  "Это были самые лучезарные и добрые глаза в мире, и светились они тихим, ясным светом... А как она умела слушать, что бы мы ей не говорили!"
  
  "Пусть Бабушкина любовь - это результат химических реакций, а щеки пылают потому, что их потерли ладонями, но я вижу, как искрятся теплом глаза, руки раскрываются для объятий, чтобы приголубить, согреть..."
  
  "Но самым замечательным было то, что каждому из нас казалось, будто ему одному она отдает все свое внимание".
  
  * * *
  
  "Бабушка, милая бабушка, прекрасная Электрическая сказка нашего детства..."
  
  Это была мечта. Мечта нежданная, на пороге безумия вначале, но вдруг реализовавшаяся. Реализовавшаяся наяву, и на долгие годы. Это была реализовавшаяся особая мечта, поскольку была "больше человеческой мечты".
  
  - Человек всегда меньше своей мечты, - говорила она Электрическая Бабушка.- Вот почему вы, люди, тысячелетиями имели королей, проповедников, философов, чтобы, указывая на них, твердить себе: "Они благородны, и мне следует походить на них... Но будучи всего лишь людьми, достойнейшие из проповедников и гуманнейшие из философов делали ошибки... Добродетель отступала, а зло торжествовало".
  
  * * *
  
  Это была Мечта недоступная нам людям. Но в этом чудесном рассказе Мечту сотворили именно люди. Эту Мечту сделали люди всего лишь из светочувствительных линз, миниатюрных батареек и транзисторов.
  
  "Я - это люди, задумавшие и создавшие меня, наделившие способностью двигаться и действовать, совершать все то, что они хотели, чтобы я совершала. Следовательно, я - это они, их планы, замыслы и мечты. Я то, чем они хотели бы стать, но почему-то не стали..."
  
  Электрическая Бабушка есть то, чем люди хотели бы стать, но... почему-то не стали. Мы люди не таковы, какими хотели бы быть, мы люди - другие, и зло торжествует всегда. Почему? - ответы исходят из Мира иного.
  
  5
  
  ОСТАВИМ В ПОКОЕ ВЕКА
  
  Человечеству ведомо давным-давно, каким должно быть. Об этом говорит испокон наша совесть, Свет в душе нашей; об этом говорили и посланники в наш Мир. Их учение записано и заповедано в Святых книгах. Святые книги зовут нас к Свету, указывают прямо и четко пути. Эти пути мы знаем.
  
  И читая этот чудесный фантастический рассказ, нам очень легко верить. Нам очень легко поверить в создание наяву вот такой Электрической Бабушки. Поверить в создание существа "близкого к идеалу".
  
  Ведь из чего состоит это механическое создание?
  
  "Из светочувствительных линз, миниатюрных батареек и транзисторов".
  
  То есть, будь у нас под рукой эти нужные компоненты, и мы бы легко создали нечто подобное. Нечто подобное - близкое к идеалу. Даже запросто, когда необходимые детали имеются, а какими мы должны быть мы тоже знаем прекрасно. И тебя, и меня еще в школе учили.
  
  А теперь давайте скажем, что мы - это только мы. Мы есть, мы существуем в этом материальном Мире, это бесспорно. И потому давайте скажем сейчас: мы есть лишь сугубо производная этого Мира. Каждый из нас есть лишь сам по себе и ничего более, каждый из нас есть только молекулы, атомы - тогда сотвори из себя идеал!
  
  Нет ведь принципиальной разницы. У Электрической Бабушки лишь молекулы, атомы, но аналогично и ты. И если ты только материя, то и кому помешать?
   Из подходящих линз, батареек и транзисторов получилось бы запросто, раскинь, запаяй провода и ячейки в необходимом порядке. Доступно и школьнику, но... сотворить из себя совершенство? И как Итог нам, дружище, не требуется, оставим в покое века. На денечек хотя бы, попробуй.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"