Коломиец Сергей Петрович : другие произведения.

Земля Кудинов Где Она?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ГЛАВА 16 "Кудьма река, Основа Куд\ь. Кудьмозеро.
   Челма - исток Кудьмы. Чудские озёра и река Чуда."
  
   река КУДЬМА.
   Верхняя Кудьма вытекает из Кол озера и впадает в Кудьмозеро.
  Нижняя Кудьма вытекает из Кудьмозера и впадает в Белое море.
  
   На реке и озере найдено несколько поселений (не стоянок!!!) возраст которых оценивается 4-5 тысячами лет.
   Одно из них является крупнейшим поселением эпохи позднего неолита и бронзы на всем северо-западе Европы.
   Интересно что, в поселении применялись инструменты для обработки дерева (дома, корабли и др.):
  
   http://rusnord.ru/2004/1/5567
  "... Основная задача экспедиции заключалась в том, чтобы наиболее точно определить границы крупнейшего поселения эпохи позднего неолита и бронзы на всем северо-западе Европы.
   - Где проходили исследования?
  - Поселение, относящееся к первой половине 2 тыс. до н.э., расположено у Кудьмозера, в 6 км от Северодвинска. Его общая протяженность по береговой линии - почти 1,5 км.
  Данный исторический период характеризуется высокой техникой обработки камня. Новшеством этого времени на Севере стало появление долота и топора. - "
  Что удалось узнать после проведенных исследований?
  - Комплексное поселение "Металлург" известно с 1995 года. За это время удалось обнаружить около 120 (уже 128) жилищных впадин.
  
  
   1. Сбор информации о древнем ИЕ слове КУДЬМА
   в ближнем окружении:
  
  Версия финологов: Из Кабинина:
  
   КуДЬМА, р. - КуДЬМОЗЕРО, оз. / истор. КУДМО ОЗЕРО (Прим., Кудьмозеро).
   Саам. Похожие гидронимы известны,с одной стороны, в Карелии (Кудомлампи, Кудамгуба, Кудома [АРК, с. 87, 99]), с другой стороны - в волжском регионе (р. Кудьма [Вершинин, с. 9]).
  Тем самым для основы Куд(ь)м- возможны разные языки-источники, однако в Архангельском Поморье она достаточно определенно связывается с саамскими данными.
  Прежде всего, поморские названия Кудьма и Кудьмозеро возможно соотнести с собственно саамскими названиями озер Kuddţemmeş-ja ˙ шŗ(e) и Kuttemes Njahtshjaur - эти топонимы записаны Т. Итконеном на Кольском п-ове [KKLS, с. 984].
  Они содержат лишительный суффикс -tem- при основе со значением "хороший" (саам. сонг. kodd , kudd , нотоз. kodtA, кильд. kundt(A) [Там же, с. 866, 138]), т. е. в целом дают отрицательную характеристику объекта.
  Более точное значение этих лексем выявляется по зафиксированному в сонгельском диалекте устойчивому выражению kòdd(A)ţemmeş-ja ˙ шŗe "бедное рыбой озеро";
  со знаком вопроса Т. Итконен приводит в своем словаре и отдельную лексему kuttemes "безрыбный" [Там же, с. 886, 184].
  Для поморских Кудьмы / Кудьмозера эта этимология представляется весьма достоверной ..."
  
   Из сайта рыбаков: http://sanatatur.ru/forum/viewtopic.php?f=219&t=9455
  "Информация
   Кудьмозеро:
  Рыба: - окунь - ёрш - сорога - лещ - сиг - ряпушка - щука - налим
  встречается: - нельма - сёмга "
  ...
  "...на Кудьме ... там у меня дача была и я с местными деревенскими рыбаками общался там, там был рыболовецкий колхоз, рыбу они черпали хорошо, там же раньше кумжа была, пока ее не вычерпали в 1982 году, об этом даже Северный рабочий писал..."
  ... 19 дек 2007, " насчет ряпушки: как то по последнему льду поймали с отцом на пару 81 штуку, на следующий день я один поймал 21 штуку, до сих пор спорим, кто это был- подвид озерного сига или всё таки ряпушка. по всем источникам, старинным и современным, ряпушка не может быть более 12 см, а у нас были экзы до 200гр.
  - кто бы это ни был - вкуснее ел только в Нарьян-маре ЗЕЛЬДЬ и очень красивые рыбки."
   и т.д.
  
   Otkupschikov_-_Iz_istorii_indoevropeyskogo_slovoobrazovania с. 144
  
  Д.-рус. чоу-до 'чудо', 'удивление' и соответствующие слова из других славянских языков представляют собой перегласовку (?) к *коу-до (-> кудесъникъ).
  Фасмер возводит чоудо к ст.-сл. чо\ти 'знать, узнавать', сопоставляя его с лат. caveo 'остерегаюсь', д.-инд. kavis 'мудрец', 'прорицатель', 'поэт' и др.
   Тот же суффикс, что и у славянских слов, засвидетельствован у д.-греч. kudoz 'слава' (Vas., Ill, 351-352, 361).
  
   2. Сбор информации о древнем слове КУДЬМА
   в дальнем ИЕ окружении:
  
   "Балто-славянские исследования." тома Љ 1 В.Н. Топоров. "Baltica" Подмосковья, стр. 217-280
  
  Кудь- прус. Kudyn, Kodyen, Coditten (Ger. , 67, 74);
  лит. Kuodupis, Kuodupys (LUEV, 83), Kuodzii j km. , Kuodifikii} km. (LATS, 773);
  лтш. Kuodeqi , Kuodajas (Endz. , 191)№,
  ср. Кудепь, см: Фасмер. SBPAW, 1934, 362-363; м. 6., Kod(e)nianka в басс.
  Вислы (HW, 324).
  
  ИЕ основа Кудь- "переводиться" как "славный, удивительный ":
  
   "ИНДОЕВРОПЕЙСКОЕ ИМЕННОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ" Э. Бенвенист с.41-
  
  Гр. kudroz (kudi- в сложении) предполагает 'kudar
  (ср. kudal - imoz ) наряду с kudainw. прославлять", kudanw, хвалить(ся)". Дублет на -es- в kudoz
  
   Э. Бенвенист с.70
  "Однако эти авторы не вышли за пределы констатации фактов и не возвели чередований к их первоисточнику. Чтобы достичь этого, необходимо добавить к производным на -al/eo; другие сложные формы на -аl.-,а именно -αλ-ιμος (гомер. εЈΜ).(μος .прекрасной внешности",
  (kud-alimoz славный", πΐοκάλιμ; "обдуманный" и т. п.; "
  
   "Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков" 1938 г. Антуан Мейе с.295
  "Когда первая часть сложения - прилагательное, то, какой бы ни был суффикс прилагательного, он может заменяться через-i-; так, гр. κΰδι-άνειρα "прославляющая мужей", при κυδρό; "славный","
  
  Примечание:
   возможна другая ИЕ этимология основы Куд- из: "бить", "рубить", "ковать"
  
   "Введение в сравнительное языкознание" О. Семереньи с.148
  -"Из смычных для этих целей чаще всего используются дентальные; ср. лат. pecto 'расчесываю1,
  cudo 'кую', "
   ГИ с.715
  "К числу подобных диалектных терминов кузнечного дела можно отнести форму *khaHu-: лат. cüdö "бью", "колочу", "кую, обрабатываю металл",
  др.-в.-нем. houwan "бить", "рубить", "ковать" (нем. hauen),
  др.-англ. heawan "ударять", "высекать" (англ. hew),
  др.-исл. haggua "бить", "сечь",
  ст.- слав. kovQ "кую",
  лит. käuju "бью", "рублю", "убиваю";
   сюда же, возможно, относятся тох. A kovo тох. В kau- "убивать", ср. тох. А kost- "бить", "наносить удар""
  
   Анализ слова Кудьма по частям даёт две основы:
  Кудь- и -ма
  
  ИЕ основа -ма : "переводиться" как "земля - долина реки - река"
  Смотри: "3_Исследования ИЕ слова Земля." Рядом реки с -ма-:" Ширшима, Челма, Пележма )
  
  ИЕ основа Куд- "переводиться" как "славный, удивительный"
  
   Этимология слова Кудьма "славная, удивительная земля, долина реки, река" или Славное племя Кудинов - Куди. (Чуди)
  
   После 1 славянской палатизации, с переходом -К- в -Ч-, часть названий с основой Куд- стала писаться с основами на Чуд- (Кудесники - удивительные, Чудеса и т.п.)
  
  ИТАК:
   1. Основа Куд- имеет обще-ИЕ распространение.
   2. Сохранившиеся гидронимы приблизительно очерчивают в России громадную древнюю территорию кудинов: Нижегородская обл. р. Кудьма - Белое море - Кольский п.-о., Карелия - Прибалтика - Пруссия, р. Кудепь в Псковской обл. и огромное количество названий, после палатизации, из Куд- в Чуд-: Чудово-Новг., Чудское оз. и т. п.
  
   СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ВЕРСИЯМИ:
  
  1. В саамской версии, этимология для р. " Кудьма " представляется весьма не достоверной ..."
  2. В финской версии, этимология для р. " Кудьма " отсутствует
  
  
  
  
   КУДЬМОЗЕРО
  http://images.esosedi.ru/kudmozero/31961652/index.html#lat=64472080&lng=39830332&z=15&mt=1&v=1
  
  
  http://ozera.info/lakes/about/gvr/list-lakes/kudm-ozero
  
  Озеро Кудьм-озеро
  Местоположение: р. Кудьма, в 12 км от г. Северодвинск. Вытекает река Кудьма (Ниж. Кудьма)
  Площадь водоёма (км2): 11
  Водосборная площадь (км2): 327
  
   ИЕ ОСНОВА КУДЬ- "ПЕРЕВОДИТЬСЯ" КАК "СЛАВНЫЙ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ ":
  
  ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА КУДЬМОЗЕРО " ОЗЕРО КУДИНОВ"
  
  Примечание:
   В те далёкие времена человек ещё не очень, мешал сёмге подниматься с моря в озеро на нерест и её вполне хватало для хорошего питания найденных древнейших поселений.
  
  СРАВНЕНИЕ С ДРУГИМИ ВЕРСИЯМИ:
  1. В саамской версии, этимология для о. " КУДЬМОЗЕРО " представляется весьма сомнительной ..."
  2. В финской версии, этимология для о. " КУДЬМОЗЕРО" отсутствует
  
  
   ЧЕЛМА - ИСТОК КУДЬМЫ.
  
   Исток Кудьмы начинается с речки Челма (Келма) и Челмозера.
  
   Анализ слова ЧЕЛМА по частям даёт две основы:
  Кел- и -ма
  
   ИЕ основа Кел- "переводиться" как ""'возвышенность, холм, верхний, высокий и т.п.' - Кел- в результате первой палатизации дало написание Чел-, в результате второй палатизации дало написание Цел-,
   Смотри в главе 7: "Целица /Челица, и Цельнаволок
  
   ИЕ основа -ма : "переводиться" как "земля - долина реки - река"
  Смотри.: "3_Исследования ИЕ слова Земля." Рядом реки с -ма-:" Ширшима, Кудьма, Пележма.
  
   Этимология слова ЧЕЛМА "верхняя земля, долина верхней реки, верхняя река"
  
   Этимология слова ЧЕЛМОЗЕРО "верхнее озеро, долина - бассейн верхнего озера"
  
  ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
  КЕЛДА, р. / КёЛ(Ь)ДА - КеЛДОЗЕРО, оз. / ТёЛДОЗЕРО (Мез., басс. р. Кулой). - "верхняя земля, долина верхней реки, верхняя река"
  
  
   ЧУДСКИЕ ОЗЁРА и река ЧУДА.
  Расположены в нескольких километрах юго-западнее Челмозера.
  Река ЧУДА вытекает из ЧУДСКИХ озёр и впадает в реку Солзу.
  
   ИЕ основа Куд- "переводиться" как "славный, удивительный ":
   После 1 славянской палатизации, с переходом -К- в -Ч-, часть названий с основой Куд- стала писаться в основами на Чуд- (примеры: Кудесники (удивительные), Чудеса и т.п.)
  
  Этимология слова ЧУДСКИЕ ОЗЁРА: " озёра Кудинов"
  Этимология слова река ЧУДА: " река Кудинов"
  
   Письменные Источники о народе "Чуди -Куди"
  
  Е.А.МЕЛЬНИКОВА, В.Я.ПЕТРУХИН
  РУСЬ И ЧУДЬ
   В космографическом введении к Начальной русской летописи список народов, помещенных в "Иафетовой части",открывается наименованиями русь и чудь: орусь, чюдь и вси языци: меря, мурома, весь, моръдва, заволочьская чюдь, пермь, печера, ямь..."
   Ниже они повторяются, замыкая перечни "прибалтийских"
  ("Ляхове же и пруси, чюдь приседять к морю Варяжьскому") и скандинавских ("варязи, свей, урмане, готе, русь") народов1.
  
   В этом перечне обращают на себя внимание три момента.
   Первый-это двукратность упоминания обоих названий в отличие от остальных, которые приводятся лишь в одном месте списка.
   Второй-противопоставление наименований русь и чудь другим этнонимам: они вынесены за рамки общего перечня-"русь и чудь и вси языци".
   Третий момент-это соединение среди многих других именно этих двух наименований, которое прослеживается и в последующем тексте ПВЛ: в перечне народов, "иже дань дают Руси", и в легенде о призвании варягов.
   ...
   На политическую арену чудь выводится в связи с рассказом о призвании варягов: наряду со словенами, мерей и кривичами она платит дань приходящим из-за моря варягам, а затем участвует в призвании князей: "идоша за море к варягом, к руси... Реша русь, чюдь, словени, кривичи и вси: "Земля наша велика и обилна"" и т.д.(ПВЛ,с.18).
  ...
   Иное дело, что НПЛ (Новгородская Первая Летопись) ставит чудь в несколько особое положение по сравнению с "новгородскими людьми" -словенами, кривичами и мерей: она не причисляется к новгородской конфедерациии "владеет своим родом" (НПЛ, с.106).
  
   Кроме того, согласно ПВЛ, чудь принимает участие в призвании князей, но не входит в число племен, которыми "обладаша Рюрик".
   В последующих сообщениях чудь упоминается исключительно в связи с военно-политическими акциями древнерусских князей, которые опираются на новгородскую конфедерацию.
   "Варяги, чюдь, словени, меря и все кривичи" составляют войско Олега, идущего из Новгорода в Киев: варяги занимают в этом списке место руси, так как далее сказано, что русью после захвата Киева прозвались варяги и словене (ПВЛ,с.20);
   те же племена входят в войско Олега, набранное для похода на Византию в 907г. (там же,с.23).
   Далее, "варяги и словене, чюдь и кривичи" принимают участие в походе Владимира на Полоцк, осуществленном из Новгорода в 980г. (там же,с.54).
   Наконец, Владимир "нарубает" лучших мужей для заселения крепостей по Стугне и Суле "от словен, и от кривич, и от чюди, и от вятич" (там же,с.83).
   В то же время чудь не упомянута в числе племен (словене, кривичи, меря), плативших дань варягам по "уставу" Олега (там же, с.20), т.е. не была связана с формирующимся древнерусским государством данническими отношениями.
   Это дало основание А.В. Кузе высказать предположение о том, что существовал "древний союз руси и чуди", восходящий к эпохе призвания варягов3.
  
  ПРИМЕЧАНИЕ:
  - В источниках упоминаются ТРИ разные ЧУДИ, расположенные географически по соседству:
  1. Восточнее Новгорода - заволочьская чюдь (поселение Волок близко от Новгорода )
  2. Вокруг Новгорода - чудь, которая опирается на новгородскую конфедерацию
  3. Западнее Новгорода - чудь - эстонцы и др. народы.
  
   Исторические судьбы разные у всех трёх.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"