Константин Колонтаев 'Основы большевизма - ленинский этап'
Говоря о ленинском этапе в развитии большевизма, необходимо раскрыть суть понятия 'ленинизм'. Поэтому если вкратце, то 'ленинизм' - это, то новое, что В. И. Ленин внёс в теорию научного коммунизма, а 'большевизм' - это, то новое, что Ленин внёс в практическое осуществление коммунистической теории, а именно: создание партии нового типа, теории и практики социалистической революции, построения основ социалистического государства.
И так, что нового внёс Ленин в теорию научного коммунизма? Что позволяет говорить о ленинизме точно, так как до этого говорили о марксизме? Отвечая на эти вопросы, необходимо отметить, прежде всего вклад Ленина в дальнейшее развитие философии диалектического и исторического материализма, как основы теории научного коммунизма.
Обобщая результаты научной и технической революции конца 19 - начала 20 века, Ленин в своей работе 'Материализм и эпмпириокритицизм' показал решающее влияние этого процесса на теорию познания в диалектическом материализме.
Что касается исторического материализма, то здесь Ленин показал, очень большое значение субъективного фактора в политике, который до него недооценивался в марксизме. В этот субъективный фактор согласно Ленину входили такие параметры, как: роль в истории и политических процессах выдающихся личностей и народных масс, классов и партий, а так же соотношение роли стихийности и сознательности в исторических процессах.
Политэкономия марксизма была развита и дополнена Лениным, теорией империализма, как высшей и последней стадией капитализма, глубоким анализом процессов неравномерности экономического и политического развития различных капиталистических стран мира в эпоху империализма и на основании этого выработал теорию 'победы социалистической революции в одной стране', тогда как согласно предшествующим марксистким взглядам социалистическая революция могла быть только революцией мировой. Согласно же Ленину, ввиду неравномерности развития капиталистического способа производства при империализме социалистическая революция может победить в немногих странах или даже в одной достаточно крупной стране, ставшей в силу ряда причин наиболее слабым звеном в цепи мирового империализма.
Не ограничиваясь только дополнением и развитием марксизма, Ленин сделал гигантский шаг вперёд по сравнению с ним, начав ещё задолго до прихода его партии к власти, разработку комплекса мер по практическому претворению в жизнь коммунистической теории. Эта система мер и получила в дальнейшем после прихода партии Ленина к власти наименования 'большевизм'. Как говорил по данному поводу И. В. Сталин: 'В наиболее общем плане большевизм заключается в проверке теоретических положений в огне живой практики. Его главным критерием является единство теории и практики, как главное условие существования действительно революционной пролетарской партии. Проверка политики и политических взглядов партий и их лидеров, не по их лозунгам и резолюциям, а по их конкретным действиям'. (И. В. Сталин 'Об основах ленинизма', глава 2 'Метод' в книге 'Вопросы ленинизма' -М.: 'Политиздат', 1953. - с. 9 - 10.)
В области конкретной политологии и обществоведения большевизм состоит из разработанных Лениным в 1900 - 1903 годах идейно - организационных основ партии нового типа, как высшей формы организации революционного рабочего класса и борьбы за её создание в 1903 - 1912 годах.
Кроме того в состав большевизма входит и разработка и обоснование созидательных задач социалистической революции, которые охватывают экономику и политику, включая сюда прежде всего руководящую роль коммунистической партии в рабочем классе и обществе после победы социалистической революции, а так же отношения коммунистической партии к аппарату государственного управления, идеологии, культуре, науке, общественным организациям, воспитанию нового человека.
Говоря о зарождении и дальнейшем развитии ленинизма и большевизма, можно отметить, что теоретическая деятельность В. И. Ленина началась в сентябре 1893 года, в идейной борьбе против тогдашнего либерального народничества. Основными инструментам в этой борьбе стали работы Ленина, 1894 - 1895 года: 'Что такое друзья народа и как они воюют против социал - демократов' и 'Экономическое содержание народничества и критика его в книге Струве'. Помимо критики либерального народничества, Ленин, в этих своих книгах, детально исследовал экономический строй Российской империи конца 19 века, а так же роль различных общественных классов в её тогдашней общественной и политической жизни, обосновав в связи с этим свою идею о союзе рабочего класса и трудящегося крестьянства. До Ленина эта идея в марксизме совершенно не рассматривалась, поскольку все идеологи классического марксизма считали крестьян реакционным классом.
Затем в вышедших далее книгах 'Развитие капитализма в России' (1899 год) и 'Некритическая критика' (1900 год), Ленин окончательно завершил идейный разгром либерального народничества в России.
В своих работах 1894 - 1900 годов, Ленин помимо экономических взглядов либеральных народников подверг резкой критике их метафизический метод мышления и субъективную социологию, противопоставив этому материалистическую диалектику, в особенности понимания конкретности истины и диалектико - материалистическое понимание закономерностей общественно - политического развития, особенно роль личности, народных масс и общественных классов в истории.
Одновременно с этим, в этих же работах, Ленин, кроме критики взглядов либерального народничества, отрицавшего закономерность развитие капитализма в тогдашней России, разоблачил взгляды группы буржуазных интеллигентов, так называемых 'легальных марксистов, в лице Струве и Туган - Барановского, которые используя марксисткую фразеологию, пытались навязать зарождавшемуся рабочему движению Российской империи неокантианскую философию и надклассовую 'общечеловеческую этику'. (В. И. Ленин Полн. Собр. Соч. - т. 4. - с. 75.)
Так же, важным значением, работ Ленина периода 1894 - 1900 годов, стало научное определение целей борьбы революционной партии рабочего класса. По этому поводу Ленин указывал, на то, что для революционной рабочей партии в России, в отличии как от революционных, так и от либеральных народников, мотив сострадания тяжёлой участи народных масс при капитализме не является главным, поскольку отношение коммунистов к пролетариату определяется не состраданием, а уверенностью в его решающей роли в победе над капитализмом и освобождении от капиталистического гнёта других трудящихся масс.
В период 1901 - 1904 годов и вплоть до начала в январе 1905 года Первой Русской Революции, основным содержанием теоретической и политической деятельности Ленина, была работа по созданию в России рабочей партии нового типа, поскольку тот тип социал - демократической партии в Европе который сложился к концу 80 - х годов 19 века, то есть к 1889 году, когда был создан II Интернационал, совершенно не отвечал задачам предстоящей революции, как в Европе, так и особенно в России. Социал - демократические партии II Интернационала и их российские коллеги в лице возникших в 1903 году 'меньшевиков', делали ставку на легальность и не хотели всерьёз думать о революционном воспитании рабочего класса с целью осуществления социалистической революции и установления власти диктатуры пролетариата.
Вместо цельной революционной теории у европейских социал - демократов и российских меньшевиков господствовали разного рода противоречивые теоретические положения, оторванные от реальной обстановки классовой борьбы. Вместо революционной политической деятельности тогдашняя европейская социал - демократия занималась мелким политиканством и парламентской дипломатией. Выдвигавшиеся революционные лозунги и программные документ служили обману той части членов партии и рабочего класса, которые ещё сохраняли веру в возможность пролетарской революции. (И. В. Сталин 'Основы ленинизма' в книге 'Вопросы ленинизма' - М.: 'Политиздат', 1953. - с. 8 - 9.)
В противовес, политическому и организационному оппортунизму европейской социал - демократии и российских меньшевиков, с её опорой на стихийность целью Ленин, противопоставил сознательность и дисциплину революционного меньшинства рабочего класса, проникнутого идеей диктатуры пролетариата. Свою задачу Ленин видел в создании сильной революционной рабочей партии, состоящей из небольшого числа хорошо организованных, дисциплинированных идейно мотивированных членов, представляющих из себя по большей части профессиональных революционеров. Такую партию Ленин считал высшей формой политической организации рабочего класса, его передовым отрядом в политической борьбе. Задачу пролетарской партии нового типа Ленин видел, в её способности направить все формы борьбы рабочего класса к одной цели - завоеванию политической власти.
Главным организационным принципом партии нового типа Ленин считал 'демократический централизм'. Этому и многим другим вопросам партийного строительства были посвящены, такие работы Ленина, как: 'С чего начать?', 'Что делать?', 'Шаг вперёд, два шага назад'. Проанализировав в этих работах различные формы классовой борьбы пролетариата и политической борьбы его партии в различных условиях и прежде всего в нелегальных, Ленин подчеркнул необходимость постоянной связи партии с трудящимися массами, постоянного учёта партией политического опыта трудящихся масс, постоянного обучения масс на опыте политической борьбы. По мнению Ленина главным для пролетарской партии в политической борьбе должно стать: твёрдость принципов и гибкость тактики, учитывающей все конкретные условия.
Важнейшим вкладом Ленина в идеологию научного коммунизма стала разработка теории социалистической революции в эпоху империализма, а так же способов её проведения. Этому вопросу были посвящены многие ленинские работы в период от Первой русской революции 1905 года и до событий Первой Мировой войны.
Первым произведением Ленина, посвящённой теории социалистической революции и способов её осуществления стала работа 'Две тактики социал - демократии в демократической революции'. В этой и затем в целом ряде других работ на данную тему Ленин, отметил возрастающую в эпоху империализма роль субъективных факторов и особенно роль народных масс, в исторических и политических процессах, в том числе и в проведении социалистической революции, важность для революционной партии правильного выбора тактики. (В. И. Ленин Полн. Собр. Соч. - т. 12. - с. 335.)
Анализируя особенности революционных процессов в эпоху империализма, Ленин показал, неизбежность в их ходе многообразия форм и методов борьбы пролетариата и его революционной партии за политическую власть. (В. И. Ленин Полн. Собр. Соч. - т. 14. - с. 2.)
Оценивая позицию меньшевиков, считавших себя истинными марксистами в период Первой Русской Революции, Ленин, показал как их абстрактно - логический метод мышления превратился в теорию социального фатализма и на этой основе полного нежелания учитывать особенности российских условий, что привело их к оппортунизму в сфере конкретной политики. Меньшевики, по словам Ленина: 'Принижают материалистическое понимание истории своим игнорированием руководящей и направляющей роли, которую могут и должны играть в истории партии, осознавшие материальные условия переворота и ставшие во главе передовых классов'. (В. И. Ленин Полн. Собр. Соч. - т. 11 - с. 31.)
В феврале 1907, Ленин, в предисловии к русскому переводу писем Маркса к Кугельману, указал на необходимость рассматривать историю 'с точки зрения тех, кто её творит' и всемерно приветствовать 'историческую инициативу масс'. (В. И. Ленин Полн. Собр. Соч. - т. 14. - с. 375 - 379.)
Кроме теории социалистической революции и разработке, Ленин, серьёзное внимание уделял практики и методики её проведения. В своих работах 'Резолюция III съезда РСДРП о вооружённом восстании', 'Революционная армия и революционное правительство', 'Теория произвольного зарождения, 'От обороны к нападению', 'Кровавые дни в Москве', 'В Боевой комитет Санкт Петербургского комитета РСДРП', 'Политическая стачка и уличная борьба в Москве', 'Задача революционной армии', 'Уроки Московского восстания', 'Партизанская война', Ленин разработал конкретные пути перевода массовых политических протестов и в частности политических забастовок в вооружённые восстания, проведение работы в правительственных войсках с целью обеспечения их перехода на сторону восставших, создания в местных партийных комитетах 'Боевых организаций' для организации и проведения вооруженных акций и повстанческих действий и 'Военных организаций для ведения пропагандисткой работы в армейских и флотских частях с целью обеспечения их перехода на сторону восставших трудящихся масс, так же впервые в истории революционного рабочего движения он заложил основы теории и практики революционной партизанской войны.
Во время Первой Мировой войны, Лениным, был разработан вопрос проблемы войн между капиталистическими государствами в эпоху империализма, а так же разработана и активно пропагандировалась идей посредством социалистической революции превращения империалистической войны в войну гражданскую и с этой целью обоснована практика использования буржуазного милитаризма для военной подготовки будущей социалистической революции путём использования системы массовой военной подготовки со стороны буржуазных государств. Так же Ленин, пропагандировал идею изучения различных аспектов военного дела членами революционных рабочих партий, как самостоятельно, так и проходя службу в вооруженных силах буржуазных государств, необходимость защиты социалистического отечества после совершения социалистической революции. Всему этому были посвящены такие ленинские работы, как: 'Война и российская социал - демократия', 'Крах II Интернационала', 'Социализм и война', 'Военная программа пролетарской революции', 'О лозунге разоружения' и ряд других.
В своих работах 'Империализм как высшая стадия капитализма' и 'О лозунге Соединённых штатов Европы', Ленин, тщательно проанализировал основные закономерности развития капитализма в период достижения им своей высшей стадии - империализма. В этих ленинских работах прежняя марксисткая теория мировой социалистической революции на основе открытой Лениным закономерности неравномерного развития капитализма при империализме была преобразована в в теорию возможности победы социалистической революции в нескольких либо даже одной отдельно взятой стране.
В этих же работах Ленина, им была разоблачена грандиозная ложь тогдашней европейской социал - демократии о то, что пролетариат не может взять политическую власть пока он не станет большинством населения той или иной страны. В противовес этим утверждениям, Ленин доказал. Что в силу неравномерности развития капитализма при империализме, социалистическая революция произойдёт в той стране или странах. Которые окажутся слабым звеном в мировой цепи империализма, причём страна, оказавшаяся таким слабым звеном, может быть и не очень развитой в экономическом отношении. (И. В. Сталин 'Об основах ленинизма' в книге 'Вопросы ленинизма' - М.: 'Политиздат', 1953. - с. 10.)
Важной особенностью теоретической и практической деятельности Ленина, была постоянная борьба за целостное революционное мировоззрение большевисткой партии. По этому поводу известный современник Ленина, бывший социал - демократ, известный русский философ и политический публицист Н. А. Бердяев, отметил следующее: 'Революционная воля преобладает над книжным марксизмом. Революционность есть целостность по отношению к политике и жизни. У революционера мысли, действия, теория и практика жизни, органически слиты. Целостность во всём, вот основной признак революционного отношения к жизни. Большевики были революционерами, поскольку не допускали дробления коммунистической теории и принятия только каких - либо одних её частей. Ленин, всю жизнь боролся за целостное коммунистическое мировоззрение. Из этого мировоззрении, он не позволял вынуть ни одного кирпича. И он был прав. Он был прав полагая, что увлечение нематериалистической философией нарушает большевисткое мировоззрение и ослабляет в борьбе, которая просто невозможна без целостного мировоззрения'. (Н. А, Бердяев 'Истоки и смысл русского коммунизма' - М.: 'Наука', 1990. - с. 87, 97.)
Образцом ленинской борьбы за целостность коммунистического мировоззрения стала его книга 'Материализм и эмпириокритицизм', написанная в 1909 году. Эта книга стала ответом на политическую реакцию и идейно философский декаданс наступившие после поражения Первой Русской Революции, что привело к усилению пропаганды и распространению различных направлений буржуазной философии и их проникновению в сознание некоторых членов партии большевиков. В результате в партии появились целые организованные группы её членов, которые стали либо преуменьшать, либо даже вовсе отрицать решающее значение материалистической философии.
Поэтому в своей работе 'Материализм и эмпириокритицизм', ставшей основным философским трудом Ленина, он рассмотрел и подверг научной критике все основные направления тогдашней европейской буржуазной философии, которые, впрочем, существуют и в настоящее время. В этой своей критике Ленин основное внимание уделил различным субъективно - идеалистическим направлениям тогдашней европейской буржуазной философии, показав их коренную антинаучность и реакционность. В связи с этим Лениным было подробно раскрыто философское значение происходившей в конце 19 - начале 20 века революции в области естественных наук.
Обобщив с позиций диалектического материализма результаты происходившей на его глазах научно - технической революции, Ленин использовал их для дальнейшего развития основных понятий диалектического материализма: материя, опыт, практика, причинность, истина, свобода и необходимость. Так же в этом труде Ленин, в очередной раз доказал принцип вечного существования, неисчерпаемости и бесконечной делимости материи, по его словам 'электрон так же неисчерпаем как и атом', что спустя пятьдесят лет после написания им 'Материализма и эмпириокритицизма', было доказано новыми открытиями в физике элементарных частиц.
Кроме попыток после поражения Первой Русской Революции, ввести в материалистическую философию и теорию научного коммунизма различные элементы, а то и целые пласты субъективного идеализма, неокантианства и позитивизма, проникновение буржуазной идеологии в ряды партии большевиков проходило и через оживления интереса к религии, различных попыток 'соединить социализм с религией', в виде так называемого 'богостроительства' и 'богоискательства'.Для разоблачения таких попыток и разработки теории коммунистического научного атеизма большое значение имели такие работы Ленина, как: 'Марксизм и ревизионизм' (1908 год), 'Об отношении рабочей партии к религии' (1909 год), 'Классы и партии в их отношении к религии и церкви' (1909 год). Завершением этой работы Ленина стала его статья 'О значении воинствующего материализма' (1922 год), в которой он настаивал на тесном союзе коммунистов - философов с учёными в области естественных наук.
Борьба между коммунистической и буржуазной идеологией и философией в России, особенно обострившаяся в период реакции 1908 - 1910 годов, резко поставила вопрос о роли культуры в этой борьбе. Поэтому, Ленин данному важному вопросу, так же посвятил несколько своих работ. Важнейшими из них стали 'Партийная организация и партийная литература', статьи посвященные личности и творчеству Льва Толстого периода 1908 1910 годов, работа 'О национальной гордости великороссов' (1912 год). В них, Ленин, дал классовое определение культуры, её значение в классовой борьбе, наличия двух культур в буржуазном обществе: господствующей буржуазной культуры и противостоящей ей культуры пролетарской, обосновал неизбежность окончательного выбора политической позиции любого деятеля культуры в условиях борьбы коммунистической и буржуазной идеологии. Тему культуры в политике, Ленин завершил своим выступлением 'Задачи союза молодёжи' на III съезде комсомола в октябре 1920 года, котором обосновал необходимость при строительстве социализма овладеть богатствами предыдущей культуры накопленной человечеством и на этой основе создать новую социалистическую культуру.
Осенью 1917 года, накануне Великой Октябрьской Социалистической Революции, Ленин разработке вопросов о власти и государстве после победы пролетарской революции. Основной работой по данному вопросу стала его книга 'Государство и революция', ставшая фундаментальным трудом в данной сфере человеческого знания. В этой книге Ленин обосновал теорию о том, что диктатура пролетариата является единственно возможной формой государственного устройства после победы социалистической революции. Экономическая основа диктатуры пролетариата была обоснована Лениным в работе 'Грозящая катастрофа и как с ней бороться'. Завершила ленинскую разработку теории и практики диктатуры пролетариата, написанная Лениным в 1918 году работа 'Пролетарская революция и ренегат Каутский'. В ней Ленин впервые о решающем значении советского опыта государственного строительства для мирового коммунистического движения.
В написанных в 1919 году работах 'Великий почин', 'Об экономике в эпоху диктатуры пролетариата', 'О диктатуре пролетариата', Ленин разработал теорию переходного периода от капитализма к социализму после победы социалистической революции. Характеризуя взгляды Ленина, по диктатуре пролетариата и переходного периода, Н. А. Бердяев, писал: 'Большевизм всегда за сильное централизованное государство. В лице большевизма произошло соединения воли к социальной справедливости с волей к государственному могуществу' (Н. А. Бердяев 'Истоки и смысл русского коммунизма'... - с. 60, 99.)
Завершить данную работу, можно ещё цитатами из Бердяева: 'Никогда в стихии революции не могут торжествовать люди умеренных либеральных принципов. В революционную эпоху побеждают только люди крайних принципов, склонные и способные к диктатуре. Только диктатура может остановить хаос и анархию, которые являются неизбежными спутниками любой революции, когда старое разрушено, а новое ещё не создано. Только диктатура, способна организовать и дисциплинировать восставшие массы'. Говоря о роли Ленина в революции, Бердяев отметил следующее: 'Ленин сделан из одного куска, он монолитен. В нём черты русского интеллигента, сочетаются с чертами русских государственных деятелей. Ленин был одновременно революционер - максималист и государственный человек. Он соедини в себе максимализм революционной идеи, революционного мировоззрения с гибкостью в средствах борьбы в практической политике. Только такие люди и побеждают. В Ленине не было ничего от революционной богемы, которую он терпеть не мог. В этом он противоположен таким людям, как Троцкий и Мартов. Ленин терпеть не мог революционной романтики и революционного фразёрства. Он призывал к труду, дисциплине, ответственности, к знанию и учебе, а не к одному только разрушению, обличал анархические наклонности. Он требовал сознательности и организованности. Ленин проповедовал жестокую политику, но он не был лично жестоким человеком. Он допускал все средства борьбы для достижения целей революции. Добро - всё, чт служит революции, зло - всё, что ей мешает' (Н. А. Бердяев 'Истоки и смысл русского коммунизма'... - с. 94 - 95.)