Социальная психология и социализация подрастающего поколения
Севастополь.
2003 год
Содержание.
Введение
. 4
Глава I. Молодежь в обществе 5
Часть 1. Молодежь как общественная группа. 5
Часть 2. Ценностные ориентации, как показатели общественного положения молодежи. 7
Часть 3. Молодежь в кризисном обществе. 13
Глава II. Обобществление и общественная психология. 14
Часть 1. Обобществление, общественная психология и их взаимодействие. 14
Часть 2. Личность и общество: психология взаимоотношений. 18
Часть 3. Внутренний мир личности и процесс обобществления. 20
Глава III. Основные средства обобществления личности. 23
Глава IV. Отклоняющееся поведение личности в процессе ее обобществления и пути ее преодоления. 27
Часть 1. Общественные причины отклоняющегося поведения. 27
Часть 2. Общественно-психологические основы отклоняющегося поведения. 28
Часть 3. Отклоняющееся поведение и его преодоление. 31
Заключение. 35
Приложение 1. 37
Отчет о проведенном исследовании по теме 'Изучение удовлетворенности жителей Гагаринского района работой Дворца Культуры Рыбаков'. 37
Приложение 2.
Неформальное движение 38
Приложение 3. 'Сверхразум и сверхсознание' 40
ББК 60.524.5
60.53 С.53 60.54 С.54
(60.028.13+60.028.131+ 60.53+60.54+
60.523+ 60.524+ 60.524.258)
К 999
Колонтаев Константин Владимирович Социальная психология и социализация подрастающего поколения
Сведения об авторе.
Колонтаев Константин Владимирович, родился 6 февраля 1964 года, в городе Тула. С августа 1968, проживает в Севастополе. В 1971 - 1978 годах учился в средних школах ? 45 и ? 2 города Севастополя. В 1981 - 1983 - старший пионервожатый в средней школе ? 29 города Севастополя. В 1983 - 1988 - студент исторического факультета Симферопольского госуниверситета. В 1988 - 1989 - учитель истории в школе ? 18 города Севастополя. В 1989 - 1991 годах - инструктор сектора оборонно - массовой работы идеологического отдела Севастопольского горкома комсомола. Работая в горкоме комсомола, в декабре 1989, организовал поисковый отряд 'Долг', который в сентябре 1991 года, был преобразован в поисковое объединение 'Долг', существующее до настоящего времени.
В 1991 году участвовал в создании Севастопольского военно - исторического клуба и в 1994 - 1996 годах был его председателем. В 1986 - 1991 - член Симферопольской, а затем Севастопольской городской организаций Советской Социологической Ассоциации Украины, делегат I съезда Социологической ассоциации Украины (город Киев март 1990). В 1991 - 1993 годах работал в турфирме, преподавал в лицее, работал младшим научным сотрудником - социологом в Южном научно-исследовательском институте экономики. Весной 1993, совместно с бывшим командующим Черноморского флота адмиралом Калининым А. М. создал в Севастополе общественно-политическую организацию 'Союз городов-героев СССР', который в своем первоначальном виде просуществовал до лета 1995, когда адмирал Калинин покинул Севастополь и после этого 'Союз городов-героев СССР' быстро превратился в аполитичную ветеранскую организацию и вскоре стал называться просто 'Союз городов-героев'.
В ноябре 1990 - феврале 1991 - редактор 'Информационного бюллетеня' Севастопольского горкома комсомола. В декабре 1993 - феврале 1994 - первый редактор газеты 'Севастопольская Правда'.
В 1993 - 1996 годах занимался журналистикой, работал в частном информационном агентстве 'Леус - информ', газете 'Вечерний Севастополь'. В 1996 - 2005 - экскурсовод, научный, затем старший научный сотрудник отдела Истории Великой Отечественной войны Музея героической обороны и освобождения Севастополя. В 2005 - 2007 годах - журналист газеты 'Флаг Родины' (печатный орган командования Черноморского флота Российской Федерации'.
Журналистикой начал заниматься с марта 1985, когда в газете 'Университетская жизнь' (печатный орган Симферопольского государственного университета) в номере от 6 марта 1985 года, появилась его статья 'Имя Фрунзе на знамени нашем' об университетской научной конференции, посвященной 100 - летию М. В. Фрунзе, имя которого тогда носил Симферопольский университет. Публиковался в газетах: 'Университетская жизнь' (печатный орган Симферопольского государственного университета), 'Советский Крым' (ныне 'Крымская газета'), 'Крымский Комсомолец', 'Слава Севастополя', 'Флаг Родины' (газета Черноморского флота, Севастополь), 'Вымпел' (газета учебного отряда Черноморского флота, Севастополь), 'Севастопольские Ведомости', 'Труженик Моря' (Севастополь), 'Русский Севастополь', 'Молодой Лес' (Севастополь), 'Севастопольская Правда', 'Буревестник' (Севастополь), 'Российская община Севастополя', 'Севастопольская Новая Газета', 'Севастопольская газета', 'Севастопольский меридиан', 'Панорама Севастополя', 'Почти Секретно' (орган Управления внутренних дел Крымской АССР в 1990 - 1993 годах, Симферополь), 'Крымская правда', 'Крымское время', 'Крымские Известия', 'Наш Голос' (Симферополь), 'Красная Звезда' (Москва), 'Литературная Россия' (Москва), 'Дуэль' (Москва),), 'Контраргументы и факты' (Новгород), 'Вечерний Севастополь', 'Всеукраинские Ведомости' (Киев), 'Фортуна' (Киев.), 'Зеркало Недели' (Киев), 'Народная Армия' (орган Министерства обороны Украины, Киев), 'Киевские Ведомости', 'Лимонка' (Москва), 'Завтра' (Москва), 'Большевик' (Одесса), 'Единство' (город Малоярославец Калужская область).
Публикации в журналах, бюллетенях и сборниках: Информационный бюллетень Севастопольского горкома ЛКСМ Украины, Информационный сборник Севастопольского республиканского центра военно-патриотического воспитания молодежи ЛКСМ Украины, журнал 'Молодая Гвардия', канадский журнал 'Нортстар компасс' ('Компас полярной звезды'), 'Московский журнал', журнал 'Свет' ('Природа и человек', Москва), журнал 'Страницы морской истории' ( Севастополь), бюллетень 'Pro et contra' ('За и против', Москва), статьи в энциклопедическом словаре 'Севастополь' (издание Музея героической обороны и освобождения Севастополя).
В июле 2003,. в Севастополе была издана его брошюра 'История уголовной полиции дореволюционной России'. В 2009 году в Севастополе были изданы три его книги 'История Русской полиции', 'Россия и Европейский финансовый капитал в контексте Крымской войны 1853 - 1856 годов' и 'Крым и Севастополь в мистической паутине спецслужб нацисткой Германии и СССР'
В апреле 2014 года в Симферополе был издан сборник статей и материалов по истории Севастопольского уголовного розыска 'Старо как мир сыскное ремесло', в котором Константином Колонтаевым было написано около трети всех помещённых в нём статей.
В июле 2015 года, в Москве, издательством 'Алгоритм' была издана его книга 'Крым: битва спецназов'.
С момента начала журналистской деятельности в марте 1995 и до настоящего времени (2015 год). Константином Колонтаевым написано около 1500 статей, из которых 900 опубликованы, большинство статей публиковались два и более раз на страницах различных изданий.
Сфера научных интересов и публикаций: политическая история, военная история, история специальных служб, геополитика, этническая история, социология, философия, история философии, религиоведение, политология, педагогика, социальная психология.
С.53, С.54 Колонтаев К.В.
Введение.
Начиная разговор по теме обобществления личности, прежде всего, необходимо выяснить, что же такое обобществление?
Отвечая на этот вопрос можно отметить, что обобществление или как чаще говорят социологи - социализация - это процесс усвоения Личностью определенных систем норм, ценностей, знаний того общества, в котором он находится, с тем, чтобы стать его полноправным членом.
Это усвоение необходимо, потому что Личность представляет собой интеграцию в индивидууме социально значимых черт данного общества, вырабатываемых в процессе практической деятельности человека, в конкретно - исторических обстоятельствах и условиях его жизни, являясь отражением в индивидууме типичных черт и своеобразия той эпохи, в которой он находится, поскольку человек, как личность выражает своё мироощущение, свои интересы, свои потребности через те или иные идеологические представления.
Обобществление состоит из процесса целенаправленного воздействия на личность со стороны общества в лице различных его институтов и представителей, то есть его воспитания, так и стихийных процессов возникающих в ходе деятельности общества, как сложной системы. Таким образом, процесс обобществления включает в себя, как воспитание в узком смысле этого слова, так и общее формирование личности того или иного человека в процессе его взаимодействия с общественными структурами и другими людьми, являющимися членами данного общества.
Говоря о процессе обобществления человека, необходимо отметить, что этот процесс, начинаясь с момента рождения человека, продолжается практически всю его сознательную жизнь, вплоть до смерти. Но интенсивность процесса обобществления различна в зависимости от возраста человека. Хотя процесс становления и изменения личности может происходить и часто происходит в весьма зрелом возрасте, но вполне естественно, что основным объектом процесса обобществления являются дети и молодежь, у которых посредством обобществления производится переход от биологического к человеческому, поскольку организм человека не содержит в своем генотипе наследственной программы личностного саморазвития. Поэтому процесс превращения человеческого существа в человека может происходить только посредством внешнего воздействия со стороны других людей, человеческих групп и, наконец, общества в целом.
И, так основной объект процесса обобществления в человеческом обществе - это дети и молодежь, поэтому изучение проблемы обобществления личности необходимо начинать с изучения процессов обобществления в среде подрастающего поколения. Под подрастающим поколением, находящимся в процессе обобществления следует понимать возрастную группу, начиная с возраста 7 лет и заканчивая 25 - 27 годами. Именно в этом возрастном промежутке личность подвергается наиболее сильному обобществленному воздействию со стороны общественных структур: средних и высших учебных заведений, служба в вооруженных силах, профессиональному обучению и вхождению в трудовые коллективы.
До возраста 7 лет, то есть до поступления в среднее учебное заведение процесс становления личности происходит в условиях семьи и прямое воздействие общества на личность не имеет действия и поэтому затруднительно в этом случае говорить о процессе обобществления личности в полном смысле этого слова. Изучение процессов обобществления среди молодежи важно еще и потому, что положение молодежи в том или ином обществе всегда отражает те или иные процессы, проходящие в обществе, особенно если общество находится на переломном этапе своего развития.
Основными целями процесса обобществления молодежи, помимо уже упомянутых, являются утверждения в ее среде общественных ориентиров и жизненных идеалов, построение на их основе моделей и стереотипов поведения, то есть всего того, что называется жизненными ценностями. В состав жизненных ценностей входят следующие основные элементы: общественная, моральная и политическая ориентация, отношение к государственным и общественным структурам, критерии выбора профессии и сферы деятельности, структура предпочтения в сфере досуга и развлечений, отношение к проявлению антиобщественного поведения.
Исследователь, поднимающий какую либо проблему, неизбежно должен выяснить на какое предшествующее наследие в её исследовании он может опереться.
По данной теме, с внешней стороны это наследие выглядит очень солидно, поскольку только за период с 1953 по 1970 год, в СССР было опубликовано более двух тысяч работ по проблемам молодежи в обществе.
Однако их качественное состояние, практически ничего не дало для выяснения особенностей процесса обобществления. Причина заключается в том, что состояние социологии в мире вообще и в СССР в частности, во второй половине 20 - го века определялось односторонней отраслевой ориентацией социологии на решение частных вопросов и проблем, с помощью заранее подготовленных схем. Разработка кардинальных проблем отсутствовала.
В исследовании положения и роли молодежи в обществе, такой подход нашел свое отражение в схоластических, ничего не дававших для решения проблемы споров о понятиях, как, например, о том, что составляет понятие 'молодежь'.
Эти споры, довольно быстро потеряв всякий научный смысл, стали средством самовыражения для тех или иных исследователей, а не средством для более точного выяснения происходящих общественных процессов. В результате этого, к примеру, все негативные явления в молодежной среде сводились к нетипичным, свойственным отдельным представителям или небольшим группам молодежи, проявлений отклоняющегося поведения, обусловленных якобы только пережитками прошлого в сознании и поведении молодежи.
Как следствие всего этого стал неизбежным отрыв декларируемых положений от реальности, когда вопрос 'Каково положение в обществе?', подменялся вопросом: 'Какой должна быть молодежь?', а ответ на него выдавался за характеристику молодежи, отчего научные труды по молодежной проблематике, в основном сводились очень далеким от научного подхода моральным рассуждениям.
Этот ненаучный подход в раскрытии данной проблемы еще больше усугублен в период 1986 - 1991 годов, когда на волне 'перестройки' в СССР, проблемы молодежи пытались раскрыть и даже решить посредством публицистики, задавая бесконечное число раз традиционные вопросы 'Кто виноват?' и 'Что делать?'. Но, на эти вопросы не следовал ответ, как делать, а если и следовал, то в настолько общей, расплывчатой, неопределенной форме, что ответом его назвать было невозможно.
Начавшийся в 1992 году и продолжающийся до настоящего времени, то есть к моменту написанию данной работы - 1997 году, экономический и общественно - политический кризис в странах СНГ, практически полностью похоронил и социологию, как науку, сведя ее практически к опросам общественного мнения, и тем более похоронил процесс изучения проблемы молодежи.
Но, как говорится - нет худа без добра, гибель старого наследия в лице глубокомысленной псевдонаучной схоластики и дилетантской публицистики дает возможность проявиться подлинно научному, аналитическому выяснению проблемы становления и формирования личности в молодежной среде, в процессе ее обобществления. Тем более, что со второй половины 19 - го века и до наших дней, идет процесс нарастания социальной ответственности общественных наук, в качестве средства жизненной ориентации людей, поскольку жизненные ценности и ожидания личности складываются под влиянием её мировоззрения.
Исходя из данного подхода социологические методы должны быть использованы не только и даже не столько для выяснения социально - статусных характеристик молодежи (место молодежи в системе общества, внутренняя дифференциация молодежи и т. д.), а в первую очередь для изучение форм ее жизнедеятельности, образа жизни и, самое главное, выявление и разработка регулирующих жизнедеятельность молодежи системы управленческих и воспитательных институтов и соответствующих форм массового сознания. Такой первой попыткой этого рода, является данная работа.
Глава I. Молодёжь в обществе
Часть 1. Молодежь как общественная группа.
Вопросы взаимоотношения формирующейся молодой личности, а так же молодежи и общества обсуждались до сих пор преимущественно в общеметодологическом, общефилософском плане, но конкретные связи, переходы, опосредование между обществом, остаются, не раскрыты. Причиной этого было то, что не рассматривалась молодежь в системе ее отношений с обществом, общественной действительности, не изучалась жизнедеятельность молодежи, как общественной группы.
Положение молодежи в обществе отражает общие процессы, протекающие в нем, как положительные, так и отрицательные. Основным индикатором положения молодежи в обществе и отношения ее к нему являются жизненные ценности, которые определяют формирование целей и моделей поведения. Структура жизненных ценностей имеет следующую структуру: 1) Общественная и политическая ориентация 2) Отношение к общественным и государственным структурам 3) Критерии выбора профессии и сферы деятельности 4) Отношение к проявлениям антиобщественного поведения.
Важность содержания жизненных ценностей молодежи для общества в целом, заключается в том, что несоответствие по тем или иным причинам жизненных ценностей значительной части молодежи, общественно - одобряемым нормам приводит к общей деидеологизации и последующей деморализации молодежи, делая ее опасной для стабильности общества в целом. Это, конечно, не касается тех случаев, когда деморализация молодежи как общественной группы вызывается кризисным состоянием общества в целом, так как разложение целого неизбежно затрагивает и его составляющие.
Говоря о положении молодежи в обществе и взаимоотношении с ним, необходимо, прежде всего, выяснить особенности молодежи как общественной группы и ее формальные внешние признаки. По мнению некоторых исследователей, молодежь как общественную группу: 'Можно определить, как совокупность новых людей, которые воспроизводят в себе достижения общества и на этой основе приобретают способность к дальнейшему развитию. Поэтому проблема молодежи это проблема наследования социального опыта. Таким образом, молодежь - это социальная группа со своей специфической ролью наследования социального опыта, как основы дальнейшего общественного прогресса'.
Уточняя это определение в целом, можно отметить, что роль молодежи в обществе - это наследование опыта того общества, в котором она находится посредством его воспроизводства, затем расширение и обогащение данного общественного опыта, как необходимого условия для дальнейшего поступательного развития этого общества.
Для рассмотрения молодежи как общественной группы необходимо определить ее формальные основополагающие признаки, главным из которых, разумеется, в первую очередь является возраст. Решение этой проблемы имеет более чем двухтысячелетнюю традицию. Древнегреческий мыслитель Пифагор считал молодежью возрастную группу от 20 до 40 лет, французский физиолог в XX в. Флуранс - от 20 до 39 лет, немецкий физиолог конца 19 - начала 20 в.в. Макс Рубнер - от 15 до 24 лет, американский демограф Д. Бодг - от 9 до 17 лет. Известный русский статистик и демограф 19 в. А. Рославский считал, что детство лежит в области в возрастной группе от 5 до 15 лет, молодость от 15 до 30 лет. В советской социологии эти цифры составляют промежутки от 14 до 26 и от 16 до 30 лет.
Если попытаться привести этот разброс цифр к одному знаменателю, то необходимо отметить, что понятие молодежь исходя из предыдущих определений, прежде всего понятие социальное, а лишь затем возрастное. Таким образом, молодостью является тот временной промежуток, за который происходит: 1) формирование личности 2) усвоение общественного опыта 3) достижение экономической самостоятельности или, проще говоря, способность самостоятельно обеспечивать как минимум свою жизнедеятельность, не говоря уже о жизнедеятельности семьи.
Исходя, из этих признаков в настоящее время молодостью следует считать временной промежуток от 13-14 до 26-28 лет. В него, наряду с общим усвоением жизненных ценностей общества, входят и другие, необходимые для окончательного формирования личности элементы: получение различных ступеней образования от начального до высшего, служба в вооруженных силах, освоение тех или иных профессий. Все это, в основном начинается и в основном заканчивается, в выше указанном мной возрастном промежутке.
В связи с этим, можно упомянуть еще об одном определении молодежи, утверждающем, что: 'молодежь особая социально - демографическая группа, еще не завершившая процесс социализации, и характеризуемая присущим своему положению повседневным поведением'.
Таким образом 'молодость' той или иной личности заканчивается с момента обретения устойчивого социального статуса в сфере профессионально - трудовой, семейно - бытовой и общественно-политической. Верхние границы обретения устойчивого социального статуса в вышеназванных сферах составляют в среднем уже названный выше 26-28 лет. В целом из 26 - 28 летних 80% уже заняты в различных сферах профессиональной деятельности.
К 28 годам у людей значительно сокращаются все виды общественной подвижности, в том числе и изменение места жительства.
По данным на 1985 год - 70% мужчин вступали в первый брак в возрасте до 25 лет, женщин, вступающих в брак до 25 лет - 81%.
Данная тенденция, не касается обществ, находящихся в состоянии экономического или общественно - политического кризиса, в ходе которых на время происходит слом устоявшихся общественных норм, традиций.
Рассматривая положение молодежи в обществе необходимо всегда учитывать то, что молодежь не является чем - то целым. Нет молодежи вообще, есть молодые люди, принадлежащие к той или другой общественной группе. Практически каждая общественная группа имеет свой молодежный элемент.
Молодежная составляющая любой общественной группы в силу объективных закономерностей состоит, из тех, кто недавно вошел в эту группу и поэтому еще в недостаточной степени усвоил и, принял основные групповые нормы и ценности. Поэтому в своей общественной группе молодежь является прослойкой с ограниченным доступом к ресурсам материального и общественного развития, к принятию решений. Это неизбежно приводит к определенным противоречиям между общественной группой и ее молодежной частью, причиной которых становятся недавно сформировавшиеся, а поэтому не вполне разумные завышенные потребности молодежи с одной стороны и неизбежно ограниченные ресурсы их удовлетворения - с другой стороны. В обычных условиях стабильного положения общества эти противоречия не приводят к разрушительным последствиям. Однако в тех случаях, когда общество оказывается в той или иной экстремальной ситуации, эти противоречия могут принимать разрушительный характер, порождая у одной части либо активное неприятие окружающей действительности, либо равнодушие к делам общества и уход в себя.
Таким образом, противоречие положения молодежи в обществе может стать общественной проблемой. Вопрос в том, всякое ли общественное противоречие является общественной проблемой? При каких условиях определенные общественные противоречия могут превратиться в общественные проблемы? В чем особенность общественных проблем, связанных с молодежью?
Не всякое общественное противоречие и не при всяких условиях становится общественной проблемой. Общественная проблема - это определенное противоречие в развитии конкретного социального объекта, требующие организации целенаправленных действий для его устранения или решения.
Для превращения общественных противоречий в общественную проблему необходимо наличие следующих условий: 1) наличие противоречий между новыми общественными требованиями и условиями их осуществления 2) недостаточность имеющихся средств их осуществления 3) нарастание дезорганизующих процессов, в системе которых испытывает те или иные противоречия.
Отсюда видно, что общественная проблема молодежи порождает не всякие противоречия ее жизнедеятельности, а лишь те, которые усугубляются и свидетельствуют о недостаточности существующих способов и средств их разрешения, приводя к дезорганизации процессов в системе 'общество - молодежь'.
Проблемы эти подразделяются на два типа, в зависимости, от того, какая сторона в системе 'общество - молодежь', является ведущей в появлении этих противоречий. К первому типу социальных проблем относятся проблемы, связанные с противоречиями между требованиями общества или отдельных его структур к уровню развития определенных черт сознания и поведения молодежи. Проблемы такого рода особенно усугубляются в условиях коренных перемен в общественно-экономической и общественно-политической ситуации, когда требования общества к своим членам претерпевает значительные изменения. Эта проблема общественного формирования молодежи.
Другой вид проблемы связан с углублением противоречий между потребностями молодежи и невозможностью их удовлетворения. Эти проблемы в большей части носят субъективный характер, появляясь вследствие ошибок в проведении социальной политики, недостаточного воспитания разумных потребностей, поскольку неразумные потребности в принципе не поддаются удовлетворению, а так же по причине неравномерного развития различных общественных структур.
Таким образом, молодежь, как общественная группа, представляет собой специфическую общность людей, которая занимает определенное место в структуре общества, связанного с процессом приобретения ее устойчивого положения в различных общественных структурах: классовой, политической, профессионально - трудовой, семейно - бытовой и ряда других. Имея тем самым отсюда общность решаемых проблем и вытекающих из них общность общественных интересов и особых форм своей общественной жизнедеятельности.
Часть 2. Ценностные ориентации, как показатели общественного положения молодежи.
Для того чтобы ознакомиться с вопросом ценностных ориентаций, необходимо кратко рассмотреть вопрос о ценностях как социальном явлении.
Любая вещь (предмет) или явление (факт) если они вовлечены в сферу общественной жизни приобретают определённую значимость, то есть наделяются ценностью.
Таким образом, Ценность - это некая признаваемая полезность, как материального предмета, так и представлений, знаний, мыслей, чувств.
Ценностные представления существуют в виде понятий, норм, идеалов, с помощью которых осуществляется оценка того или иного материального или идеального явления.
Ценности, которые для той или иной личности представляют несомненную значимость, определяют характер её жизнедеятельности, мотивируют её поведение и характер её взаимоотношений с другими людьми, соотнося своё поведение с теми ценностными нормами и представлениями, которые установлены в обществе.
Таким образом, моральные ценности определяют социальную значимость как отдельных поступков, так и общее поведение той или иной личности.
Традиционные для общественной психологии и социологии проблема ценностных ориентаций, стоящая, как проблема общественного сознания, типичных для тех или иных общественных слоев, возрастных групп, различных образовательных уровней, одновременно выступает и как проблема личностных выборов и предпочтений, как проблема общественного положения личности, определяя жизненный путь ее в обществе.
Ценностные ориентации определяют формы связи между личностью и обществом, их структуру и динамику, но в свою очередь ценностные ориентации определяются структурой общества и положением личности и общественных групп в нем.
Таким образом, ценностные ориентации, это проблема взаимодействия индивидуального и социального, проблема соотношения личностных решений, выборов жизненного пути с общественными структурами и условиями, в которых находится та или иная личность или общественная группа.
Одной из основных в структуре жизненных ценностей является общественно - политическая ориентация. Этот элемент структуры жизненных ценностей, объективно присущ любой личности и общественной группе не зависимо от того отличают они наличие данного элемента у себя или нет. Наличие данного элемента определяется социальным интересом личности, который является врожденным потенциалом, направленным на взаимодействие индивидуума с другими людьми в процессе достижения им личностных или общественных целей. В свою очередь одной из основ формирования ценностных ориентаций является познавательный фактор поведения, который, прежде всего обусловлен социальными интересами.
Основой общественно-политической ориентации является политическая культура, которая наряду со знаниями в области политики, экономики, различных систем мировоззрения, включая в себя так же и другие формы общественного сознания: право, мораль, искусство, науку и ряд других. С их помощью достигается научное обоснование политических целей различных классов и общественных групп, их взаимоотношение между собой, закономерности политической борьбы. Главным показателем политической культуры является способность давать политическую оценку тем или иным явлениям общественной жизни.
Однако, по давно уже закрепившемуся стереотипу большинство населения, понимает под политической культурой и знанием политики только простую осведомленность о текущих политических событиях.
Причины этого носят как объективный, так и субъективный характер. С объективной стороны умение разбираться в политических проблемах и давать оценку, предполагает наличие определенного уровня аналитических способностей, которые заведомо присущи очень небольшому проценту не только молодежи, но и населения вообще.
Этот малый процент аналитических способностей среди членов современного общества, несмотря на весь их высокий уровень образования по сравнению с предыдущими эпохами, объясняется тем, что для большинства жителей современных цивилизаций их наличие просто не требуется для более - менее нормальной повседневной жизнедеятельности.
Эта закономерность вполне подтверждается и социологическими исследованиями. Одно из них было проведено в Киеве в 1987 году сотрудниками Отделения социологии Института философии УССР. В его ходе было опрошено 1250 молодых людей. Все опрошенные были разбиты на четыре группы: 1) выходцы из семей малоквалифицированного физического труда 2) выходцы из семей квалифицированного физического труда 3) из семей малоквалифицированного умственного труда (канцелярские служащие: машинистки, стенографистки, курьеры, делопроизводители, а также почтальоны, почтовые сортировщики и ряд других профессий) 4) из семей квалифицированного умственного труда.
Анализ полученных данных позволил сделать вывод о решающем влиянии социальных различий, в частности профессионально-квалификационного типа семьи на структуру и содержание общественно-политических ориентаций молодежи. Активный интерес к политическим и общественным проблемам у 50% молодежи из семей квалифицированного умственного труда, у 25% молодежи из семей квалифицированного физического труда, у 5% молодежи из семей малоквалифицированного умственного труда.
Эти цифры весьма характерны, хотя в действительности они, наверное, были несколько завышены, так как в советском обществе интерес к общественно-политическим проблемам был, весьма, поощряем и одобряем, поэтому вероятно значительная часть опрашиваемых в данном исследовании не интересуясь политическими проблемами на самом деле, тем не менее, заявляло о своем к ним интересе. Но как средние цифры по крупному городу этого периода времени они вполне достоверны и подтверждают данными 1985 - 1986 годов по Ленинграду: в 42,8 % семей с подростками обсуждали политические темы, в 61% семей о моде и предметах потребления, в 66,5% семей о спорте.
Таким образом, видна весьма характерная градация общественных предпочтений, причем, когда даже в период растущей политизации, интерес к политике у среднего жителя находился в лучшем случае на третьем месте.
Говоря о субъективных причинах, прежде всего надо указать на такой источник формирования общественно - политической ориентации и политической культуры, как преподавание в учебных заведениях исторических и общественных дисциплин. Об их влиянии, можно судить по данным, правда, чересчур уж оптимистичными, полученных при опросе учащихся школ, сотрудниками Научно-исследовательского института содержания и методики обучения Академии педагогических наук СССР. В ходе данного опроса были получены следующие результаты: 38,8% опрошенных школьников считают, что обществоведение развивает способность самостоятельно мыслить, 47,2% указали, что изучение обществоведение расширяет кругозор, дает новые знания о мире и законах его развития, месте человека в мире; 8,3% отметили, что для них представляют интерес лишь отдельные вопросы общественных дисциплин, 5,7% учащихся обществоведение и история не понятны и их изучение ничего не дает.
Но поскольку результаты реального интереса к политике не совпадают с результатами интереса к обществено-политическим дисциплинам в процессе обучения, то субъективными причинами отсутствия политической культуры является порочная давняя практика преподавания, построенного на принципах запоминания, но без усвоения и анализа. Результаты сказывались довольно быстро, так как по тем же данным, активные способы получения информации имели место в 1981 году у 13,8% молодежи и у 5,2% в 1987 году.
Подводя итоги вышесказанному можно сделать вывод, что политическая ориентация и уровень политической культуры населения вообще и молодежи в частности зависит не от субъективных усилий государства по его поднятию или опусканию, а от степени их необходимости для решения задач повседневной жизни. Но, даже при наивысших уровнях политизации общества, как показывают совсем недавние исторические события, количество людей, разбирающихся в политике и сознательно принимающих политическое решение на всех уровнях от высшего до самого низшего, составляет около 5% от их общего числа.
Досуг молодежи - одна из жизненных важнейших ценностей молодежи, так как она создает условия для формирования мировоззрения политической и нравственной ориентации, эстетических взглядов и вкусов личности. Гармоничному развитию личности во многом способствует разумное использование своего свободного времени, как одного из главных условий развития индивида. И, задача здесь в том, что бы превратить свободное время личности в инструмент развития её способностей или талантов. Кроме этого именно в сфере досуга более всего вырабатывались навыки поддержания биологически здорового образа жизни. Именно поэтому вопреки обывательским представлениям досуг это не отдых, а вид деятельности, во время и посредством которого происходит удовлетворение духовных и физических потребностей личности, а так же приобретение ею дополнительных навыков и умений, жизненного опыта. Все эти функции досуговой деятельности происходят в свободное время и определяются интересами и идеями той или иной личности.
Если говорить о свободном времени как главном условии досуга, то для взрослого работающего человека оно составляет около 60 часов в неделю. У молодежи в возрасте 16 - 19 лет этот показатель больше на 40% и у 25 - 29 летних на 20% больше. Но эти показатели различны для города и сельской местности. Так, например свободное время сельской молодежи было более чем в два раза меньше, чем у городской. Так, в 1985 году, у сельской молодежи в возрасте 16 - 19 лет свободное время составило 34,5 часа в неделю, в возрасте 20-24 лет - 33 часа.
Структура проведения свободного времени у рабочей молодежи СССР в середине - конце 80-х годов XX века выглядело следующим образом - посещение более одного раза в неделю: кинотеатра - 30%, дискотеки - 15%, театры, выставки и концерты - 17%, участие в качестве зрителей в спортивных мероприятиях - 22,4%, участие в художественной самодеятельности - 10%. У сельской молодежи эти показатели составили соответственно: 33%, 17,5%, 12%, 27,6% и 13%.
Общие данные по некоторым активным формам досуговой деятельности молодежи (16 - 29 лет): пользуются услугами библиотек - 40%, регулярно посещают различные культурно-просветительские учреждения - 62,4%, театры - 43%, занимаются спортом - 42,1%.
Значительные изменения в структуру свободного времени вносит технический прогресс, а так же повышение материального благосостояния:
Продолжая разговор о структуре свободного времени можно дополнить имеющуюся базу данных показателями структуры свободного времени и молодежи таких разных городов как Львов и Севастополь.
Сначала данные по рабочей молодежи города Львова:
Общение в кругу семьи - 76%
Общение с друзьями - 66%
Чтение газет и журналов - 62%
Художественной литературы - 58%
Просмотр телевидения и прослушивание радио- 57%
Спорт и туризм - 53%
Посещение зрелищ - 46%
Посещение театров, концертов, выставок - 33%
Вечера отдыха, дискотеки - 22%
Техническое творчество - 23%
Хобби - 4%
Творчество - 3%
Посещение церкви - 16%
Бессодержательное проведение свободного времени - 4%
Выпивки с друзьями - 61%
Учеба, самообразование - 47%
Общественная работа - 36%
Данные по рабочей молодежи Севастополя на конец 1989 года
Эти данные кое-что уже говорят не только о структуре, но и о культуре досуга. Если обратиться к показателям культуры досуга в чистом виде, то по данным второй половины 70-х г.г., среди опрошенной рабочей молодежи Челябинска 10% опрошенных были готовы ради приобретения вещей ограничивать затраты на культурные запросы, а 30% считали обладание дорогими вещами одним из основным признаков успеха в жизни.
По данным опроса трех тысяч учащихся 5-8 классов, проведенного сотрудниками Научно- исследовательского института трудового обучения и профориентации Академии педагогических наук СССР в различных школах страны, в 1985 году, на вопрос 'Тебе не надо учиться и у тебя много свободного времени. Чем бы ты занялся?' 60% выбрали развлечения, 30% продолжили заниматься учебой, 7% пошли бы работать, 3% занимались бы общественной работой".
Таким образом, судя по всем вышеприведенным данным у молодежи, в первую очередь у юношей, в сфере досуга преобладает пассивно - потребительский способ проведения свободного времени. Впрочем, это общая черта молодежи стран, находящихся в стадии постиндустриального общества.
При этом, за период 1987 - 1991 годов в СССР и в первой половине 90 - х годов 20 - го века, в некоторых странах СНГ был накоплен определенный опыт в создании новых общественно -полезных форм досуговой деятельности молодежи. Это, прежде всего система военно - спортивных и военно - исторических клубов, а также поисковых отрядов, которые используют приемлемую молодежи тягу к сплочению, романтике и ряд других качеств, направляли их деятельность в свободное время в русло служения обществу.
К сожалению экономическо-социальный кризис, переживаемый обществом в настоящее время, если не прекратил существование этих новых форм, то в значительной степени сковал их деятельность. Поэтому можно надеяться, что после стабилизации обстановки и поддержки государственных органов прежде всего материальной и финансовой эти новые формы продолжат свою деятельность, охватывая намного более значительные слои молодежи чем прежде. Ведь, чем меньше у молодежи свободного времени, тем лучше для нее, поскольку она все равно объективно не может разумно им воспользоваться.