Колосов Александр Геральдович : другие произведения.

Дожили до понедельника

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.25*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Любимый всеми фильм на деле оказался кражей со взломом для нашей страны

Александр Колосов

Дожили до понедельника

Временами, прозрение приходит внезапно, валится на голову, словно неспровоцированный метеорит. Так рухнуло на меня и прозрение о пагубности любимого мной фильма "Доживём до понедельника".

Никаких причин, кроме подспудных сомнений в целесообразности существующего сегодня положения вещей, для разбора этого киношедевра у меня не было. Лежал себе в тёплой постели, вспоминал молодость, школьных друзей, забавные сочинения и контрольные работы, написанные мной в ту пору (одноклассники до сих пор хранят их, как раритеты). Эти воспоминания натолкнули меня на мысль о том, что именно школьные сочинения научили меня грамотно и ясно излагать свои мысли.

И вдруг на память пришла основная конфликтная завязка любимого мной фильма. Напомню тем, кто давно не видел этого шедевра, что речь идёт об учителе истории, недовольном преподаванием в советской школе его предмета и низким культурным уровнем своих коллег, а ещё его яростно беспокоит возврат к идеологии дохрущёвского периода. Сам герой, которого играет Вячеслав Тихонов, ярко выраженный интеллигент, которого обожают коллеги и ученики.

Именно они - ученики класса, руководителем которого является Илья Семёнович Мельников, - второй главный (коллективный) герой фильма. Их идейным лидером по ходу сюжета становится поэт и скрытный интеллектуал Генка Шестопал. Они - класс и его руководитель борются с косностью и скрытым сталинизмом в школе, которые персонифицируются в образе учительницы русского языка и литературы Светланы Михайловны. К ним на помощь приходит и юная учительница английского Наталья Сергеевна (в исполнении очаровательнейшей Ирины Печерниковой), некогда окончившая ту же школу и беззаветно влюблённая в героя Тихонова.

Конфликт разгорается по очень "серьёзному" поводу - "бездарная и отсталая" Светлана Михайловна среди прочих тем очередного сочинения даёт и такую: "Что такое счастье?". Часть учеников пишет о счастье, надёргав цитат из классиков, гениальный Шестопал обрисовывает тему афоризмом "Счастье - это когда тебя понимают". Но есть какая-то мизерная часть класса, которая начинает излагать тему искренне и всерьёз, а одна скороспелая девица признаётся в том, что мечтает родить четырёх детей.

Офигевшая от подобных откровений "ретроградша" требует, чтобы девица написала о чём-нибудь более благопристойном, но класс становится на дыбы. Назначено разбирательство инцидента. И тут Шестопал оглоушивает одноклассников неразрешимой дилеммой: "Те, кто писал искренне, выглядят дураками, а те, кто "подлаживался" - подонками". И выход из безвыходного положения был найден им же - он попросту сжёг все сочинения и отметил этот геройский подвиг ироничным стихотворением, оставленным на груде пепла.

Директор школы выявляет охламона и собирается выгнать его из подведомственного ему учебного заведения. Но на защиту становится его классный руководитель. Он жёстко заявляет, что учитель обязан добиваться уважения у своих учеников. А иначе ученики вправе высказать ему своё отвратное "Фе!".

Когда-то (особенно в школе) мне казалось, что и Шестопал, и (тем более) Илья Семёнович безусловно правы. А вот намедни сомнения в их правоте (в правоте режиссёра фильма Станислава Ростоцкого) вспыхнули с неожиданной силой.

Напоминаю, к фильму я пришёл, поняв, что именно сочинения научили меня связно и ясно излагать мои мысли, мои знания. От меня никто не требовал вываливать на страницы тетради потаённые мечтания, школьные сочинения такой задачи не предусматривают.

Иначе говоря, дилемма, предложенная Шестопалом и Ростоцким, ложна по своей сути. Это шулерские "четыре туза снизу". А в таком случае уничтожение сочинений ничем, кроме вызова школьным преподавателям, быть не может. Иначе говоря, интеллектуал и эстет Шестопал попросту пустил на ветер труды своих одноклассников и этим поступком дал понять нелюбимой им Светлане Михайловне, что решать, кто хорош, а кто плох будет он.

И тут я пришёл к следующему силлогизму. Защищая Шестопала, его классный руководитель настаивает на том, что он (Шестопал) прав. Что решать, хорош ли преподаватель или плох будет не директор школы, не педсовет, а Шестопал. И он имеет право высказывать своё суждение. То есть ученик будет оценивать учителя, а не наоборот!

Но УЧЕНИК оценивать Учителя не имеет права априори. Он ещё УЧИТСЯ. В фильме понятия поменялись местами. Ненавязчиво, под прикрытием красавицы Печёркиной и импозантного Тихонова был совершён переворот в понимании обучения детей вообще. Право оценивать получили НЕДОУЧКИ. Нравится мне учитель, тогда буду хорошо учиться, а не нравится, значит, он ПЛОХОЙ УЧИТЕЛЬ и ПОДЧИНЯТЬСЯ ему Я НЕ БУДУ. Тебе-то откуда знать, недоучка, хорош он или плох?

Фильм получился талантливый, интересный, и детям, и взрослым были представлены любовные треугольники разных сторон - учителей и учеников. Пронзительный взор влюблённой "англичанки" Натальи Сергеевны - один из самых лиричных эпизодов мирового кинематографа, это понимали даже мы - старшеклассники начала 70-х годов. На этом нас и купили.

Старшеклассники 60-х и более взрослое поколение взяли на вооружение выводы фильма. Неучи стали учить учёных. Ученики - учителей. В политическом раскладе СССР комсомол стал оценивать КПСС, а не наоборот. Раньше мнение партии для молодёжи было незыблемой аксиомой, а стало сомнительным. "Мы отыщем, мы отыщем на вопросы свой ответ!" - стонали с эстрады Сопота польские "Червоны гитары".

И нашли. Сначала поляки, а потом и СССР. Других ответов, кроме неправильных, УЧЕНИКИ найти и не могут. Отношение к правам учеников и учителей в школе должно быть возвращено в НОРМАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Прав тот, кто учит. А ученик либо подчиняется учителю, либо идёт искать себе другого, либо проваливает к чертям собачьим. Учитель ученику НРАВИТЬСЯ НЕ ОБЯЗАН. И НЕ ДОЛЖЕН.

А те, кто пытался учить советское руководство, когда сами встали на его место, дело ПРОВАЛИЛИ, ПОХЕРИЛИ. И до сих пор пытаются объяснить, кто в этом виноват. Шестой палец у Шестопала, похоже был СРЕДНИМ.


Оценка: 4.25*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"