Кошка : другие произведения.

Примятая правая грудь или грустно, девушки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    обзор финала ВК-3


   Финальный список "ВК-3" я решила прочесть из чистого любопытства - намного ли отличается от двух предыдущих.
   Прочитанное произвело на меня настолько удручающее впечатление, что как-то сам собой появился этот обзор.
   Имен авторов я не знаю - скачала "с анонимностью", даже без конкурсных ников. Так что - ничего личного, только тексты.
   Первая тройка - лучшие.
  

"Яблочный мармелад"

   Хороший рассказ.
   Нет, не так.
   Дивный рассказ! Мокрая сирень, пирожки-фигушки, веранда, деревянное крыльцо... И никаких соплей в сахаре, картинных заламываний рук и прочих пошлостей. Ничего лишнего. Тихое, светлое, свежее счастье. Яблочный мармелад.
   Прекрасный рассказ. Без всяких сомнений, лучший из прочитанных.
  

"Ани. К"

   Замечательный рассказ! Я не люблю цирк, и не скажу, что текст заставил меня "посмотреть на него другими глазами" - нет. Но в рассказе так точно и тонко передана любовь девочки к своему делу, что не сопереживать ей просто нельзя. И появление отца после первого же выступления не выглядит притянутым за уши элементом классической мелодрамы: заслуженная награда за труд и верность.
   Отдельно хочу сказать о слонах: маленькая индийская шкатулка и большие живые в номере, задуманном отцом, - каждый из которых оказывается со своим "секретом". Казалось бы, мелочь, нюанс - тем не менее, нюанс изысканный и говорящий о настоящем мастерстве автора.
  

"Жил-был художник один"

   Прелестный текст! Мистически-волшебный, немного болезненный, но очень верный. Знаю, что говорю - я дружу с художниками, и всё их сумасшествие мне очень понятно, близко, и очень правильно описано в этом рассказе.
   Я бы немного поправила диалоги - в некоторых местах прямая речь выглядит составленной машиной и прочтенной героем/героиней с листа А4 (например: "Но почему ты решил, что вы не можете видеть в этой мазне одно и то же? - казалось, она искренне удивлена. - Вам просто хочется это видеть. Признайся, ты завидовал моим успехам и хотел, чтобы у меня хоть что-то не удалось! Твой друг слишком озабочен своими проблемами, чтобы суметь рассмотреть картину. А заказчик и вовсе плохо разбирается в живописи. Вы все не видите здесь врага, потому что не хотите").
   Но в целом, повторюсь, рассказ очень хорош и достоин финала любого конкурса.
  
  
   Тексты ниже расположены в произвольном порядке. Ни один из них мне не понравился. Причины тому очень разные, но все - очень весомые.
   Особенно впечатлительным авторам далее читать не рекомендуется.
  

"Заколдуй меня на счастье..."

   Досадно - так хорошо всё начиналось, и так плоско растеклось. Ну зачем эти картонные персонажи - злая хозяйка и её вздорная дочь? Зачем вообще этот эпизод? Бесприютных мотаний героини и без него вполне достаточно. С чего вдруг "Зачем вы преследуете нас?" - и едва не в следующем абзаце "...мы искали вас. Долго...". Слишком непоследовательно для мужчины.
   А рука у автора хорошая - чуткая, уверенная. Славная рука.
  

"Дядя Ося"

   Я отказываюсь понимать, каким образом этот текст оказался в номинации "мелодрама", да еще и возглавил список финалистов. Потому как к мелодраме он не имеет абсолютно никакого отношения. При определенных условиях (об этом чуть ниже), он вполне мог бы стать неплохим образцом мемуаристики, но никак не мелодрамы. Победа "Дяди Оси" в этой номинации станет чудовищной несправедливостью, и это мой большой упрек оргбригаде. Правила игры должны быть едиными - как бы ни был хорош текст.
   Теперь о том, почему даже образцом мемуаристики этот текст стать не может. Потому что последняя его часть - образец самой низкопробной сетевой прозы, последнее "прости" литературе, как искусству. Позволю себе чисто женскую аналогию: это как если к роскошному вечернему туалету надеть дешевую пластмассовую бижутерию. И сразу всё кончится: не будет видно ни красивого платья, ни тщательного макияжа, ни прически "волосок к волоску" - ничего. Не спасут даже самые прекрасные туфли - останется только глупая грубая бижутерия из нелепого ларька в подземном переходе. Так и в "Дяде Осе" - последний эпизод свел на нет все усилия автора. Впрочем, если целью автора была слезодавилка обыкновенная, то она таки достигнута.
  

"Побег"

   Алёнушка, Алёшенька, сердечко - вот пока дамские тексты пестрят подобным, не стоит задаваться вопросом, отчего это женскую литературу снисходительно-стыдливо называют "ЖП". На таком языке если и разговаривать, то с очень-очень малыми детьми, и то - нежелательно, а уж прозу писать...
   Содержание - и вовсе набор штампов из радела "все бабы - дуры, все мужики - козлы". Тем не менее, многие женщины любят такое писать, некоторые - читать, небрезгливые издатели - издавать. Какое отношение это имеет к литературе? А никакого. К финалу конкурса женской прозы на СамИздате - увы, самое непосредственное. И это отнюдь не радует - страшно даже представить, что не дошло до финала.
  

"Русалка"

   Текст, видимо, дошел до финала на полном безрыбье. Ну, то есть, не рыба - так русалка, всё с хвостом. К тому же, как мы говаривали в детстве, "если это иронический детектив, то я - цветной телевизор" (цветные телевизоры в моем детстве были страшной редкостью). К тому же - чудовищный синтаксис: запятые, в столь "обожаемым" мной произвольном порядке, нет половины обязательных пробелов. К тому же - курсивные "русалочьи" вставки, чисто, как я понимаю, "для красоты". Над предложением "Теплые волны плескались пушистыми котятами, ласкаясь к серому граниту береговых скал" рыдала навзрыд - давненько не встречала пошлости такого уровня.
   Беда, а не текст.
  

"Рыбка"

   Снова-здорово: мамочка, комочек, дитёнок, сердечко... Ну как же любят женщины уменьшительно-ласкательные суффиксы! Запретить бы их навовсе. Равно как цифры в художественном тексте. Эх, мечты-мечты...
   Назвать "Рыбку" ироническим детективом - издевательство над русской (и не только) словесностью. Ни детектива, ни уж тем более иронии. Тексту явно очень хотелось выйти из-под пера Хмелевской, но - не срослось. Увы.
  

"А говорят, что дружбы женской не бывает..."

   Се-те-ра-ту-ра. Этот текст - сетература. Бессмысленная, многословная и уродливая, как заспиртованные экспонаты Кунсткамеры. Сетература - это диагноз. Ужасный и беспощадный. Только в сетературе можно прочесть нечто вроде: "Небо услышало мою мольбу: парень поскользнулся и растянулся на дороге".
   К оргбригаде обращаться, как я теперь понимаю, бесполезно.
   Небо, услышь мою мольбу!..
  

"Апельсиновая история "

   Ну вот и "огромные голубые глаза" в окружении белокурых локонов - куда ж без них в женской прозе? Лицо сердечком еще, да. Так и хочется добавить... ладно, опустим. На "ювелирных детях Фаберже" хохотала, простите, в голос - живое, знаете ли, воображение, да.
   А дальше и вовсе прекрасное началось: плачущие дожди, грозные тучи, глоток свежего воздуха (набор штампов стандартных, том первый), мешок неуклюжих красивостей "под акварель". И история с до тошноты предсказуемыми и сюжетом, и концом.
   Однако, справедливости ради - есть в этом тексте одно прелестное словцо: неписун. Подобрать полдюжины подобных словечек взамен имеющейся погремушечной "красоты" и затасканных штампов, и вполне себе текст может получиться. А может и не получиться. Одно точное слово на две тысячи пятьдесят четыре (для наглядности - 2054) - это слишком мало, увы.
  

"Белка"

   Текст, написанный женщиной от лица мужчины - большая беда. За редчайшим исключением, которым "Белка" не является. Никогда ни один мужчина не станет описывать до мельчайших подробностей внешность, поведение, окружение и т.д. своей пассии. Мужчина видит образ, а не детали - он воспринимает объект в целом, а не по частям.
   Отдельные фразы доставляют. Вот например: "...примятая правая грудь ложится на фанерный корпус" - это, простите, как? Примяли и положили? Чем? Зачем? На "темной бездне моей души" я разрыдалась - от жалости к себе.
   Но самое вкусное ожидало ближе к концу: девушка ни с хрена отказывается от предлагаемой ей помощи (которая жизненно необходима маленькому умирающему мальчику) - и с пугающей готовностью "поднимает удивленные глаза", когда некий абсолютно посторонний гражданин вдруг заявляет, что "совсем без тебя не могу". Либо у девушки нехорошо с головой, и она готова "поднимать удивленные глаза" на первого встречного психа, либо ее "благотворительность" - чистой воды показуха. Вот он - еще один признак ЖП: полное отсутствие хоть какой-нибудь логики.
   Ну и беременность, конечно, под занавес, и божественное провидение (в оригинале аж с прописной) - куда ж без него. Головы-то нету.
   И еще. Белкой звали героиню пронзительной пьесы Виктора Розова "Вечно живые", по мотивам которой Михаилом Калатозовым снят гениальный фильм "Летят журавли". К счастью, тогда еще не было интернета. К несчастью, теперь не читают и не смотрят классики. А зря - может, и не писали б подобной чуши.
  

"Чувство прекрасного"

   Размазанный текст. Неряшливый ("...почувствовала запах зубной пастой", два "впечатления" в соседних абзацах). Но главное - размазанный, вязкий. И сумбурный. И неоправданно раздутый - ну зачем было в одну историю впихивать еще каких-то Сеню с Саней, да так плотно, что персонажи путаются и перемешиваются.
   В такой истории важны полутона и то, что между строк, а не спутанное, взахлеб изложение чужих жизней и собственных (героини) страхов. В такой истории едва не все слова - лишние, и потому отбирать их нужно особенно тщательно.
   Нет, не верю я ни вдруг возникшей любви, ни изначальной симпатии. Верю, что автор искренне хотел донести до читателя нечто прекрасное. Не случилось.
  

"Хороший плохой парень"

   Ярчайший пример невысокого качества "мужской прозы". Все мужики - ну прям отлиты в граните, женщины - сплошь боевые подруги. Девушку насилуют во сне (в наркотическом?) а она даже не замечает (до такой степени грязнуля?). Беглый зэк вдруг озабочен репутацией той, которую он изнасиловал - das ist натурально fantastisch. Генерал (генерал!) и вовсе не в себе: разыскивает беглого убийцу через восемнадцать лет - не в курсе о сроках давности или собрался устроить самосуд?
   Мда, ЖП - она и в "мужской прозе" ЖП...
  

"Птица"

   Ну здравствуй, соцреализм. Давно не виделись. Наконец-то мне представился случай сказать тебе правду и не быть изгнанной за это из класса.
   Ну здравствуй, "женщина с отбойным молотком - милая, хорошая, родная". Тысячу лет бы еще тебя не встречать.
   Рассказ о мега-эгоизме. О том, что девочка-подросток так и не выросла, так и не стала взрослой ответственной женщиной. Не сумела стать ни женой, ни матерью, хотя формально считается и той, и другой. Она любит только полет, только себя в этом полете, и ей неинтересно, как учится ходить ее ребенок, и плевать, где обедает ее муж. Никогда не пойму и не приму таких "женщин" и особенно - текстов, их воспевающих. Даже если меня за это выгонят вообще отовсюду. Никогда.
   И конечно рассказ фантастический - не вернется мужчина туда, где любят и уважают не его, а некую абстракцию - небо. Ни за что не вернется. Никогда.
  

23 февраля 2012 г.

  
  
   Ну, что тут еще скажешь? Грустно, девушки ©.
  
   NB! Ежели желание оставить здесь комментарий станет непреодолимым, помните: 1) право слова в моих гостевых имеют только залогиненные авторы СИ и 2) истерик я не понимаю и не принимаю.
   Это всё.


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"