Комарницкий Павел Сергеевич : другие произведения.

Триммера. Обзор финала

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это уже не краткий предварительный обзорец в помощь читателям. Это официальное мнение должностного лица. :)


Обзор финала

Конкурса "Триммера"

  
   Я в душе очень добрый, просто работа такая - оператор гильотины
  
  
   Ну вот, уважаемые коллеги-писатели-авторы, и дожили мы да финала. В предыдущем "обзорце Триммеры" содержались в основном сведения для читателей - некое слабое подобие стремительно распространяющихся ныне по СИ "лент".
   Этот обзор уже не полном серьёзе.
  
   Петров-Одинец Владимир Андреевич
   "Алтарь небесного марала"
   http://zhurnal.lib.ru/p/petrowodinec_wladimir_andreewich/sibirskijmag.shtml
  
   Безусловно, это НФ, и даже применение магии не меняет дела. Если позволите, я бы охарактеризовал этот роман "НФ-квест-детектив" - так будет точнее всего. :)
   Очень хорошая работа. Увлекательный сюжет, с первых строк захватывает дразнящий аромат тайны. Переплетение сюжетных линий разных героев - весьма непохожих друг на друга, кстати - делает повествование развёрнуто-динамичным, и в то же время без сплошного экшна, коим славятся некоторые боевики. Такие вещи следует читать под кофе с коньяком дождливым осенним вечером, для достижения максимального терапевтического эффекта. :)
   К сожалению, недостатки тоже имеют место быть. Сразу бросается в глаза, не вычитана вещь. Грамматических ошибок изрядно, и потом - ну зачем непременно делить чуть не каждое предложение надвое мощным тире? Во многих местах его вполне заменит скромная запятая. Чтобы далеко не ходить: Ранение в печень - Ахат нетранспортабелен. Забрать с собой - значит, убить. Оставить здесь - не лучше. Три тире подряд. Вот же... Ранение в печень, Ахат нетранспортабелен. Забрать с собой - значит, убить. Оставить здесь не лучше.
   И всё же я с лёгким сердцем поставил бы 9, ибо грамматика вещь легко поправимая. Будь роман достроен. Но... Отсутствие третьей части, роман в процессе постройки. Поэтому 7, не обижайтесь. Более высокая оценка была бы несправедливой по отношению к авторам, чей труд завершён и выложен целиком.
  
   Оценка 7.
  
  
   Крестьянова Елена Геннадьевна
   "Тиара флибустьера"
   http://zhurnal.lib.ru/k/krestxjanowa_e_g/diablo1-2.shtml
  
   Ну, эту вещь я имел удовольствие читать задолго до Триммеры. Именно удовольствие, поскольку роман понравился.
   Исторический авантюрный роман с долей мистики. Впрочем, доля эта столь невелика, что "Тиару" с полным правом можно отнести к именно историческому роману. Не псевдоистория, и не альтернативная, а самая что ни на есть натуральная история. Детали проработаны очень тщательно - события, хронология, исторический антураж.
   По себе знаю, насколько трудно бывает прописывать такие детали - пока найдёшь, да пока разгребёшь завалы взаимоисключающих бредней "профессионалов"... Уважаю!
   Хотел кинуть тапок - сцена, где Ви выбирает себе служанок на рынке рабов, похрустывает картоном. Точно не девушка 15 лет, а опытный работорговец. Как-то бы сгладить это дело, а то читатели не поверят в возможность у героини нежных чувств. Но в целом психология героев вполне соответствует тогдашнему "уровню общественного сознания".
   И поскольку нет вины автора в том, что роман не мог быть выложен целиком, ввиду ограничения по объёму, то я рискну поставить высший балл - 10. Построить четырёхтомную историческую сагу - титанический труд.
  
   Оценка 10.
  
  
  
   Ваничкина Ольга Игоревна
   "Предания вольного края"
   http://zhurnal.lib.ru/w/wanichkina_o_i/predaniyaovolnomkraepredaniepervoemiloslav.shtml
  
   Славянская фэнтези 100%.
  
   Этот роман я тоже читал задолго до Триммеры. И уже тогда он был весьма неплох. Люблю вещи, где ощущается дыхание вольного ветра, где нет наркомафии и злобных пришельцев. :) Теперь вот по долгу службы перечёл, и вижу - автор правит и правит в поте лица. :) К сожалению, не имею такой возможности, сличать текст по абзацам, чисто из-за нехватки времени. Однако на память вижу, это почти другая книга. Во всяком случае, не было сцены с кувшинами и Дружинником, не было систематической телепатии. Да и отношения Милослава и Славеля претерпели заметные изменения. Короче, перестройке подвергся сам сюжет. К добру ли, к худу ли? Автору виднее. :) Поскольку имею привычку прежде всего уважать авторский замысел.
  
   Хотел покидать тапкофф - а некуда... Даже северолесогорская гильдия исчезла, надо же. :) Есть мелочи, про которые забываешь уже в ходе прочтения. И ставлю 9 потому, что есть романы лучше - как те оценивать? Конкурс есть конкурс.
  
   Оценка 9.
  
   Чернышева Ната
   "Момент бури"
   http://zhurnal.lib.ru/c/chernyshewa_n_s/m1-k.shtml
  
   Боевое фэнтези, разумеется. Хотя, возможно, изначально задумывалось как НФ?
   С творчеством Чернышевой я уже знаком, то есть знаю, что её вещи своеобразны и порой весьма интересны. Поэтому приступил к роману настороженно-благожелательно, даже кофе заварил, для полноты ощущений. :) Однако...
   Вы хотели тапков, Ната? Их есть у меня. Больше, чем у китайского "челнока"-контрабандиста.
   Непонятки:
  
   1. Обитаемая Венера?! Совершенно непонятно, как за 200 лет планета стала обитаемой. Сейчас на Венере 100 атм и 500 с гаком градусов С - как в котле высокого давления паротурбинной установки. Плюс нет воды. Плюс атмосфера на 95% углекислый газ. Плюс сернокислые тучи. Список можно продолжать...
  
   2. С Ганимедом чуть проще, но всё равно:
   "У нашего глиссера не было дверей. Приходилось сдвигать весь купол, чтобы выбраться наружу. Легкая модель, предназначенная для прогулок по просторам Ганимеда в летний сезон, оказалась непрактичной в суровом климате моей родной планеты".
   То есть климат Ганимеда подразумевается тёплым. Каким образом? Нет, в принципе прогреть планету можно - какие-нибудь сверхмощные аннигиляционные энергоустановки, кварк-реакторы, способные обеспечить недостающие от солнышка 300 Вт/кв.м... Но всё это нужно обосновывать как-то, разве нет?
   Зеленые лужайки Ганимеда, залитые ослепительными лучами летнего светила, прогретый, искрящийся солнечным светом воздух, запах цветущих садов, ленивый теплый вечерний дождик
   Насчёт ослепительности лучей светила позвольте выразить сомнение - Солнце на Ганимеде выглядит крохотным, освещение в 25 раз слабее земного. Кстати, после таяния льдов на Ганимеде будет сплошной океан этак 200-250 км глубиной - не до лужаек. И атмосферы у Ганимеда нет - откуда взялась пригодная для дыхания атмосфера?
   Да, чуть не забыл - лета на Ганимеде тоже не бывает. Он вращается вокруг Юпитера всегда одной стороной. Кстати, сутки там 172 часа без минуток - это земная неделя, даже чуть больше.
  
   3. Насчёт Земли. Обидели, здорово обидели вы родную планету. :)))
   - Мороз, - напомнил я. - Холод. Снег и ветер. Десять метров до входа. И придется еще возвращаться.
   Брррр! Это какой такой морозище должен стоять, чтобы пройти десять метров (да под защитой "стринг-поля") было подвигом? Градусов сто в минусе, никак не меньше.
   Объяснения насчёт "экранирующих радиоактивных облаков" сразу порождают массу вопросов. Образ явно навеян сценарием ядерной зимы. Но, во-первых, такая зима не может длиться вечно. Год-полтора максимум, после чего вся пыль осядет и небо очистится. Во-вторых, радиация тоже за сотню лет обратится в нуль. В-третьих, никакого снегопада в таких условиях быть не может - откуда ему взяться, если все океаны покрыты льдом? А у вас за несколько минут сугроб навалило. И т. д.
  
   Не сердитесь на меня, Ната. Либо у вас полное и безоговорочное фэнтези, где, как известно, никакие законы физики-астрономии не действуют, где слово аффтара единственный закон. Либо все эти детали нужно как-то обосновывать. А то здорово портит впечатление. Амеровская фанта зачастую этим грешит - рассчитана на абсолютную безграмотность публики, коей что Ганимед, что звезда Барнарда, всё одна Гваделупа.
  
   Остальные тапки помельче. Например, телепатия - если это телепатия - отнюдь не служит заменой сотовым смартфонам. Телепатия подразумевает свободное чтение мыслей, во всяком случае явных. То есть утаить некоторые мысли и сведения в принципе можно (психоблокада, более-менее локальная), но у вас, как я понял, совсем иное. Осмелюсь робко возразить - в описанном вами жестоком и глубоко враждебном мире телепатам вообще делать нечего.
   К мелочам вязаться не буду. К таким, например: Кристина с восторженным видом застывала то перед застывшей в стремительном беге лошадью, то перед окаменевшими в смертельной схватке хищниками, то перед изящной фигуркой древней богини. Айр с чувством, толком и расстановкой объяснял ей, что означает данная композиция, с работы какого мастера была сделана копия и в какие времена этот мастер жил?! То есть стилистические и грамошибки уберутся при вычитке, я уверен.
  
   Покончив с научной стороной, перейдём к художественной. Что обычно удаётся автору - персонажи выглядят живыми, а ГГ и его окружение даже очень симпатичными. И всё бы замечательно, но... Но. Но! Зачем же наделять ГГ этаким сверхмогуществом? Прямо демиург какой-то, чесслово. Взглядом завязывает в узел оружие, с ног сшибает... Зря, право. Не делайте вы из него Марти Сью, из вашего Манфреда. Он вполне симпатичный мужик. :) Герой, который выкручивается из сложных ситуаций исключительно за счёт ума и сообразительности, всегда выглядит человечнее и реалистичнее всемогущего супермена. Наелись все уже суперменами.
   А в целом, можно. После доработки этот роман даже может попасть в серию вроде "абсолютного оружия". Динамичный фэнтези-боевик, пуркуа бы и не па?
   Оценка 4 - и только принимая во внимание, что это фэнтези без претензий на "научность". Не было бы столь явного всемогущества ГГ, было бы, пожалуй, 7 или даже 8 - чисто за живость и закрученность сюжета. Скажете, что фантастика - будет 2. :) С конфискацией, за незаконный провоз огромного количества тапкофф.
  
  
   Дроздов Анатолий Фёдорович
   Денарий кесаря
   http://zhurnal.lib.ru/d/drozdow_anatolij_fedorowich/denarij.shtml
  
  
   Исторический роман, весьма и весьма крепкий, если не сказать более. Остаётся только сказать 'спасибо' автору. Особенно понравилась концовка. Глубина идеи романа разворачивается не сразу - собственно, уже ближе к концу.
   Позвольте всё же кинуть маленький тапочек, Анатолий Фёдорович. Разумеется, я понимаю, что 'мемуарный' стиль и затянутое вступление обусловлено самим сюжетом. Однако нынешний читатель, избалованный немедленным, с первой страницы экшеном, боюсь, может разочароваться, не дойдя до идеи романа. Как-то бы что-то с этим поделать... и был бы шик-блеск. Буду рад, если мои скромные замечания помогут вам довести до совершенства эту книгу. Право, вещь.
   После изрядных колебаний ставлю всё-таки 9. Потому как конкурс, и всякое сомнение здесь трактуется в пользу НКВД, а не подсудимого. :)
   Удачи вам в издательствах.
  
   Оценка 9.
  
  
  
  Листай Яна
  Бяка Ада и тридесятое царство
   http://zhurnal.lib.ru/l/listaj_j/skazka.shtml
  
   Ой-ой-ой-ой... :)))))))))))))))))))
  
   Очевидно, задумывалась как сказка. Есть стойкое ощущение, что автор нарочно мечтает парализовать читательские массы с первых строк. Бяки, буки с бякобуком, салаты из гусениц, ухари и фефелы сливаются в сплошной гигантский фуфел. :) Цепь великих событий, говорите? Мдяяяяя...
   Вероятно, для целевой аудитории - детей дошкольного возраста - сказка и пошла бы, и даже многим очень понравилась. Однако сказки детям такого возраста выбирают родители. Как полагаете, купят они такую книжку, если даже нашёлся бы гипотетический издатель, согласившийся это напечатать? У меня есть сильные сомнения на этот счёт. :(
   И тем не менее вещь в финале. Поэтому я сделал над собой титаническое усилие и дочёл до конца. И погожу ставить оценку до выяснения всех обстоятельств дела, поскольку сквозь дурь проглядывают живые персонажи - глупенькие, порой игривые, как котята, но живые. Плюс вещь безусловно добрая - да что там, она просто лучится внутренним теплом... вот только, боюсь, очень многие читатели не увидят его сквозь нарочитый стёб.
  
   У меня вопрос к вам, Яна - зачем? Для чего вы столь демонстративно собрали все бякобуки воедино? Смысл? Может, тут зарыта некая сверхидея, которую я в простоте своей упустил?
  
   С удовольствием услышал бы ваше мнение - поскольку вы автор. Извините, Яна, но у меня никак не проходит впечатление, что вы баловались, шутили. Играли. Ещё возможно, что вы писали эту вещь для кого-то одного, родного, кто вас понимает с полуслова и будет восхищён в любом случае. Но ведь это конкурс.
  
   *задумчиво* А может, я неправ, и просто не вижу новую Астрид Линдгрен... Такое тоже вполне может быть.
  
  
  
   Талова Татьяна
  
  Зов
   http://zhurnal.lib.ru/t/talowa_t/zov.shtml
  
   Боевое фэнтези-квест, притом в построении сюжета чувствуется сильнейшее влияние Ника Перумова. Множество рас - орки, гномы, эльфы (дроу тоже), дварфы, половинчики... список прилагается. Да, и людей немножко. :) Впрочем, обычных людей практически не видно - всё больше маги, некроманты, священники (очень странные, скорее разновидность колдунов), и т. д. Сама главная героиня тоже того... несколько оборотень. Ну, и колдунья вообще неслабая. Здесь уже чувствуется влияние Лейны. Вот почему непременно ГГ должна быть наглой, ругающейся семиэтажным матом, могущественной донельзя и в то же время драчливой?
  
   Ладно, как автор имеете полное право. Однако позвольте возразить со всей эльфийской прямотой. Вот:
  
   Сцену в оружейной можно разыгрывать в лицах и ставить психологическую пьесу с научным уклоном на тему "Причины межрасовых конфликтов, особенности дворфо-людских отношений и боевые аспекты обеих сторон".
   Нураг (протягивая мне двойную кольчугу с капюшоном): "Вот, облегченная модель".
   Я (отскакивая в ужасе): "Уберите это железо! У меня свои и они мне нравятся!"
   Оружейник (скептически оглядывая меня): "Это даже не сталь, так, кожа... причем не лучшего качества!"
   Я (покорно кивая): "Да, старая, потертая и с разных животных..."
   Нураг (приглядываясь): "И с разных мест..."
   Я: "Но мне в ней удобно! Я привыкла, а в вашем металлоломе натру шею, плечи и запястья. Вдобавок буду греметь, как стадо пьяных гномов..."
   Оружейник и Нураг (одновременно, одинаково упирая руки в бока): "Что-о-о-о?!!"
   Я (неприязненно, отпихивая доспех): "А то... Теперь ясно, почему вы эльфам продули в прошлом году и степнякам в 1008... Да и при Великом Разделе провалились с треском! Опытный эльф-разведчик услышит за пять верст да еще и пересчитает по звуку, а люди просто притаятся с арбалетами..."
   Оружейник (сердито): "Это лучшая сталь, если двигаться умеючи, то совсем не слышно... почти..." Я: "Умеючи - это стоять столбом на месте?"
   Нураг (задумчиво): "По звуку, говоришь... Ну, тогда вот тебе кираса, налокотники, наплечники... Они не гремят!"
   Оружейник (радостно): "Я еще шлем принесу!" (крича куда-то вглубь оружейной): "Рово, давай шлемы!!"
   Я (с угрозой): "А шлемами тебе не дать?! И наручи я тоже не надену! Мне для колдовства нужен чистый голос и свободные руки, а тут... вещаешь из глубины ведра... И вообще - тяжело!"
   Нураг (поучительно; пока оружейник держит мне руки, а Рово закрепляет доспехи): "А ты вот зверем обернешься - и не тяжело!.. Целят чаще всего в голову, а раз ведьма - тем более, да еще в руки, естественно... А такой доспех мало где увидишь, очень крепкий..."
   Я (все-таки изловчившись и ударив ногой Рово): "И утопиться можно, и об стену головой... а вот повеситься не выйдет, веревка не выдержит..."
   Рово (загинаясь и неожиданно срываясь с баса на фальцет): "А-а-у-у-у!.."
   Оружейник (озадаченно): "На нем же кольчуга..."
   Я (ухмыляясь): "Места надо знать!"
  
   И т. д.
  
   Места действительно знать надо. Вставка выглядит совершенно чужеродной по стилю. Шло, шло нормальное повествование, и вдруг бац! Кусок сценария... Зачем? Не говоря уже о том, что за подобную выходку ни с того ни с сего девушке могут выбить несколько клыков и не взять замуж. :)
  
   Имеются и другие крупные тапки, к сожалению. Например, сценка найма на базаре выглядит натянутой, затем сразу, без перехода идёт основной сюжет - сборная команда пробирается по подземелью. И тут же нападение дворфов. Кто, что, зачем, откуда... Цель боевой экспедиции вначале тоже упомянута мельком - то есть я понял, что идут освобождать некоего украденного лекаря, но откуда и как его украли, зачем он дварфам...
  
   Короче, вступление практически отсутствует. Это при том, что вступление - 'витрина' любой книги.
  
   Позвольте добрый совет - не пренебрегайте 'описаловом'. Некоторые авторы полагают, что экшеном можно закрыть всё - уверяю вас, это не так. Без развёрнутого вступления вещь выглядит книгой с оторванным началом. Читатель вынужден догадываться... а будет ли он догадываться? Читатель тоже человек, а в наше время к тому же довольно избалован. :) Закроет книжку и все дела - свет клином не сошёлся, в мире полно других книг.
  
   Мелкие тапочки вроде На руках выросли когти, сами руки будто бы удлинились, фигура стала более нескладной, глаза пожелтели, зрачки сузились, во рту появилось несколько клыков , остальные зубы просто слегка заострились... тоже имеют место быть. Их довольно много, однако они уберутся при вычитке, я полагаю. Или нет? :)
  
   В целом вещь, возможно, понравится некоторым любителям боевой фэнтези, но признаюсь откровенно - мне пошла тяжело. При том, что я с удовольствием читаю Перумова. Избыток экшена, перегруженность 'нелюдью' и магией, да плюс скомканность диалогов... где вообще внутренний мир героев? Картонные персонажи. За всем этим как-то теряется имеющаяся всё же в книге идея - не такие уж они плохие, эти ужасные дроу, как про них наплели. :)
  
   Оценка 4.
  
   Яценко Владимир
  
   Пленники Зимы.
  
   http://zhurnal.lib.ru/j/jacenko_w_w/plenniki-1.shtml
  
   Мда... Похоже, первое впечатление от романа, отражённое в 'обзорце', оказалось обманчивым. Нет, насчёт ровного и образного литературного языка никаких сомнений, но... Но. Но! Начало романа вполне внятное и даже интригующие. Ничто так не манит читателя, как отблеск тайны, а уж после того, как становится ясным, что речь идёт о поисках Новой Плутонии - именно так я про себя сразу окрестил подлёдный мир Антарктиды, обрисованный автором - интерес становится почти жгучим...
   И - облом. С момента проникновения под ледовый панцирь повествование враз теряет внятность, и чем дальше, тем больше. Совершенно дикая картина 'утонутия' подлодки - ладно, теоретически, если сильно постараться, устроить такое возможно. Странные смерти, которые ни ГГ, ни сам автор и не думают объяснять. Ещё более странный Скитник - фигура, равноценная поручику Киже, коего все знают, но никто не видел. Нафига? Ружьё, будучи достато, обязано стрелять, как завещал всем аффтарам дедушка Чехов. Рентгеновское 'чистилище', как его обозвал автор, тоже непонятно. Можно сообразить, что устройство реагирует на металл, но почему, что и как - читател, догадайся сам. Аффтар не обязан объяснять, его дело - поставить задачу. Так?
   А дальше повествование плавно переходит в беспорядочный поток сознания - сложный и многослойный, однако неуправляемый. Был такой роман у Михайлова - 'Заблудившиеся во сне'. Ну там-то сюжет прослеживается чётко - печатный автор, маститый, бабла по-лёгкому срубить хотел, а Муза в декрете... а, на тебе пока вот, дорогой читатель!
   А здесь в чём сверхзадача?
   Про пренебрежение 'научно-техническим обоснованием' я уже молчу. Мир, описанный в романе, совершенно ирреален и с полным правом относится к фэнтезийным. Питает его, разумеется, не 'поток энергии из недр', а исключительно фантазия автора. Простейший вопрос - на чём держится циклопическая подлёдная пещера (да ещё и не пещера, а сложное многослойное образование), кроме честного благородного аффтарского слова, также остался без ответа. Полость даже метрового размера немедленно схлопнется под гигантским весом ледового панциря, а по Новой Плутонии можно летать на воздушных шарах (!!!), что ГГ ничтоже сумняшеся и проделал.
   Но совершенно меня добила сценка виртуального переустройства затонувшей подлодки. ГГ-то у нас Демиург - да больше, больше! Вот так вот раз, и стал - легко. Это не просто рояль в кустах, а огромный золотой рояль, на котором в четыре руки играют Швейцер и Чайковский. И это под занавес.
  
   А вот возьму и скажу - 'не верю!' И автору абсолютно нечем будет возразить.
  
   Оценка 5 - к моему глубокому сожалению. И только за счёт первой части. Ибо по сравнению с Новой Плутонией мир Наты Чернышевой - прямо-таки учебник по современной планетологии и астрофизике.
  
  
  
   Минасян Т. С.
  
   Многоцветная магия
  
   http://zhurnal.lib.ru/m/minasjan_t_s/obschiyfile.shtml
  
   Роман-фэнтези, как теперь окрестили эту разновидность - 'городское фэнтези'. Сюжет носит отпечаток 'дозоров' Лукьяненко - ордена магов, поделивших город Санкт-Петербург на зоны влияния. Живут себе по устоявшимся понятиям, не нарушая окружающую среду, простых граждан без нужды не забижают, на чужой каравай рот особо не разевают - короче, 'войны никто не хочет, генацвале'. И вдруг - бац! Явился типчик...
   На мой взгляд, введены совершенно искусственные ограничения на магические проявления, но - автор имеет право. Тем более что на сюжете это не слишком отражается. Действие так и так происходит в Питере, одной из четырёх упомянутых в тексте 'магических зон' планеты.
   Любопытно, что ГГ в отличие от многомудрых и опытных магов 'маг-полукровка', с весьма скромными сверхъестественными способностями, что не мешает ему успешно решать поставленные задачи. Имеет место довольно крутая интрига - тут и сложная борьба между группировками 'стихийных' магов, и 'глобальная угроза' самому Питеру... Стрельба тоже имеет место, из самого обычного пистолета. Но всё к месту и сюжета не портит.
   А вот что портит, так это начальная сцена - повествование начинается с магической драки, иными словами не назовёшь. Не бой, а именно драка первоклашек на переменке. Как-то несолидно для магов и сразу задаёт соответственное отношение читателя ко всему 'магическому сообществу'. В дальнейшем это отношение поддерживается автором - главный антигерой местами вызывает в памяти образ Дока из 'Назад в будущее', с развевающимися волосами и безумным горящим взглядом. Избыток пафоса в речах тоже не есть плюс.
   А так - вполне литературный слог, сложный и многоплановый сюжет - но в меру, без перегруженности и излишней запутанности. Имеющийся местами перегруз 'монологами от автора' я бы даже не назвал недостатком, поскольку иначе пояснялово-описалово пришлось бы заменить искусственными врезками-диалогами... или оставить читателя наедине с догадками, что ещё хуже. Если бы не заданный с самого начала наив в отношениях и речах персонажей, можно было бы с лёгкой душой ставить 9.
  
   Оценка 7.
  
  
  
   Конец
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"