Прежде всего, по сравнению с прошлым годом выросло не только число романов, поданных на конкурс. Выросло разнообразие, и, я бы даже сказал, в какой-то мере общий уровень. Что не может не радовать. :)
Данный обзорец является предварительным, и, как в прошлом году, предназначен в основном для ориентировки читателей. Разумеется, финалистов ждёт второй, более подробный обзор.
Итак, из тех вещей, кои я прочёл:
--
Пак Анастасия Владимировна "Чужие миры"
http://zhurnal.lib.ru/p/pak_a_w/putteni.shtml
Святая правда. Миры действительно чужие, хотя и отчётливо узнаваемые - это миры Ника Перумова, серия "Странствия мага".
Фэнтези, фанфик. Написано довольно ровным литературным языком, хотя плюшки имеются. Для поклонников Перумова, желающих "проды" любой ценой и в любом количестве, книга определённо представляет интерес.
И всё же позвольте добрый совет, Анастасия Владимировна. Фанфики вообще дело неблагодарное, если же увлечься точным копированием чужих миров, легко напороться на банальное обвинение в плагиате. Не обижайтесь и поймите меня правильно - у автора должен быть СВОЙ мир.
--
Тихонова Татьяна Викторовна "Граница"
http://zhurnal.lib.ru/t/tihonowa_t_w/24.shtml
Тоже фэнтези, только славянское. И, в отличие от предыдущего романа, тут ни у кого не поднимется рука швырнуть обвинение в плагиате. Да, есть некоторое сходство с мирами "Волкодава" М. Семёновой, однако это именно внешнее сходство, а так - выстраданный и взлелеянный автором собственный мир. :) Не фанфик однозначно.
Книга написана вполне увлекательным, живым языком, создающим ощущение сказочности. Обилие приключений, но автор, похоже, знает, где остановиться. :)
Прочёл до конца и рекомендую всем любителям славянской фэнтези. Да не оскудеет земля русская такими авторами! :)
--
Корешкова Евгения Витальевна "Контакт с нарушением"
Верите, словно повеяло теплом из далёкого-далёкого детства. "Дрион покидает Землю", отважная и хрупкая Миэль... не читали? :) Лет тридцать назад печаталась вещь с продолжением в "Пионерской правде"
Нет-нет, ни в коем случае никаких намёков на плагиат или даже фанфик. Абсолютно самостоятельная работа, но "братство по духу" не скроешь.
И столь же наивно изложенная, уж простите за прямоту.
Тем не менее книга вполне может представлять определённый интерес для не слишком строгих почитателей космооперы, не требующих от всех авторов шедевров. Нет в ней нарочитой жестокости, портящей многие вполне грамотно сработанные вещи...
Это целый авторский цикл, "Отдел странных явлений" (ОСЯ), и данная книга одна из... Первую редакцию начал читать ещё в 2007-м (!) году, но поскольку вещь подвергалась многочисленным правкам, решил подождать до завершения процесса.
Книга написана своеобразно, и уж точно речь не идёт о фанфике. Абсолютно свой, непохожий авторский мир и авторский взгляд. Этакий своеобразный сплав манги, древнеегипетской мистики и альтер-хистори. На мой взгляд, стиль изложения суховат и недостаточно красочен, но кто не боится - вперёд, читатели! :)
И удачи на конкурсе. :)
--
Свидерская Маргарита Игоревна "Радуга над теокалли"
О, эта вещь точно для "Армады"! Их формат. Но могут взять и в "Крылове" - там любят обилие кровавых сцен, жертвоприношений в стиле майя-ацтеков.
Тем не менее книга написана ровным литературным слогом, сюжет построен грамотно. "Бумажная" вещь, для печати, не просто для развлечения в СИ. Читателям, любящим хистори-фэнтези с приключениями, книга явно придётся по вкусу.
--
Крестьянова Елена Геннадиевна "Шарада для ангела"
Каюсь, начал читать с живым интересам - ибо неравнодушен к ангелам. :)))
Однако название обмануло 100%. Нет там никаких ангелов. А есть сценки из жизни обитателей городского дна, изложенные к тому же довольно идеализированно.
Не обижайтесь, Елена, но этот ваш роман много слабее прошлогодней "Тиары". Там сыграла в вашу пользу историческая эпоха, антураж, и вышло вполне достойное и даже где-то захватывающее произведение. Здесь - увы...
--
Рихтер "Рихтер"
http://zhurnal.lib.ru/g/gala_r/rihter.shtml
Детектив, причём типично американский - во всяком случае, как мы его себе тут, в России, привыкли представлять. Полицейские инспектора, террористы, спасение мира...
К сожалению, сильнейшая мерисьюшность ГГ полностью портит впечатление. Так, как Рихтер, вести себя может саудовский принц, но не безродный бродяжка. Весь мир прогнулся под него, щас... Нежизненно абсолютно, уж извините.
Эх, автор, автор... Зачем своими руками портить вещь, которая при прочих равных была бы весьма неплоха?
--
Матюхин Александр Александрович "Северное сияние её глаз"
Редкая по нынешним временам "психоделическая" проза. И хотя я не отношусь к поклонникам данного жанра, скажу прямо - спасибо автору за звенящую душу этой вещи. И зачем тут говорить долго и много, если есть короткий и ёмкий термин "волшебство"? :)
Спасибо!
--
Сташи "Танцующие в огне"
http://zhurnal.lib.ru/m/maksi_a/pustocvet.shtml
;)
"Тысячи лет они таятся в ночи, скользя меж живущих неуловимыми грозными тенями, собирая с рода человеческого свою кровавую дань. Их путь заранее выбран и финал предопределён. Но как быть той, в чьих жилах течёт смешанная кровь? Легко ли весь срок, отпущенный судьбой в этом мире, держаться на грани Света и Тьмы? Весь путь её - танец в огне...
Короче, уважаемые любители вампиров - читайте и обрящете!
Удачи на конкурсе, Сташи. :)
--
Петров-Одинец Владимир Андреевич "Всё получает тот, кто умеет ждать"
Типичная проза времён соцреализма, в наше время тотального господства фэнтези довольно редкая. Написано профессионально. Для тех, кому уже повсюду мерещатся острые эльфийские уши и наглые рыжие ведьмы - весьма рекомендую. Не пожалеете и отдохнёте душой. :)
--
Пекур Екатерина Александровна "Песня бриза"
http://zhurnal.lib.ru/p/pekur_e_a/01.shtml
Нет-нет, не того бриза, что дует с моря, стуча в окна. Бризы - это люди, умеющие летать...
Эту вещь можно охарактеризовать как детектив с элементами фантастики. Именно элементами, а не фант-детективом. Впрочем, тут я нетвёрд в убеждении, и предлагаю читателям самостоятельно вынести вердикт.
Скорее НФ с элементами фэнтези, чем наоборот. :) И я бы взял на себя смелость сказать - с привкусом сказки. Что, на мой взгляд, только плюс в данном случае. Именно вот это ощущение сказки завораживало в старой доброй советской фантастике... Имеется достаточно закрученный сюжет с приключениями, и в то же время вещь не перегружена экшеном.
Произведение написано ровным, сочным литературным языком, читается легко. Оно было бы ещё лучше, если бы не ряд плюшек. Например, маскировка посадки инопланетного корабля при помощи обломков большого астероида - типичнейший рояль, большой и блестящий. Астероидная угроза вообще является скорее фикцией, поскольку падение таких крупных камешков на Землю происходит раз в десятки миллионов лет, а уж чтобы астероид как по заказу, в нужное время в нужном месте... Да и трудности незаметной посадки на Землю явно искусственны. Даже лишённый всякой маскировки самолёт аборигенов может легко затеряться в просторах нашей необъятной Родины, что уж говорить о высокоразвитых пришельцах. Есть и другие моменты, вызывающие улыбку.
Но в целом, желающие отдохнуть от свирепых межпланетных монстров, пиратов и прочая - читайте и улыбайтесь. :)
Фэнтези "наши там", или, как теперь принято говорить, о "попаданце". Вступление - разорившийся бизнесмен, а ныне полубомж, пытающийся стать писателем, избран волшебным артефактом-Короной во владыки иного мира - в основе своей достаточно распространено и позволяло надеяться на дальнейшие крутые приключения избранника судьбы, причём весьма скорые...
Увы. По ходу прочтения постоянно всплывала мысль - как хорошо, что бабка выставила ГГ только одну трёхлитровку самогона. :) Не то так и квасил бы избранник судььбы вместе с магом и гномом до конца романа. :) И корону волшебную пропили бы. :)))
Затянутое на четверть романа вступление-застолье, когда ГГ всё никак не может принять королевский титул, вынуждает усомниться в технической исправности самого артефакта. Да верен ли выбор?
И, если откровенно, подобный супер-пролог способен обломать даже весьма стойкого читателя.
И пусть кто-то говорит "фэнтези", но я скажу прямо - сказка. Красивая, волшебная, добрая и слегка наивная - именно такая, какую следует читать детям, чтобы воспринять те самые истинные ценности, о которых так много спорят. И которые являются темой нашего конкурса, кстати.
И хотя многочисленные мелкие плюшки и царапки (стилистические в первую очередь) не позволяют говорить об новых сказках Андерсена - от души пожелаю вам, Светлана, удачи на конкурсе.
Уважаемые читатели! Не поленитесь и дайте эту вещицу вашим детям, если им ещё нет 13 лет, особенно девочкам. Как альтернативу человекопаукам, годзиллам и прочая, что ли... А то ведь ничего кроме.
Кулагин Анатолий Анатольевич "Жизнь замечательных людей"
http://zhurnal.lib.ru/k/kulagin_a_a/zhzl.shtml
Не знаю, что и сказать... Вот разве:
Рояль - это арфа в гробу!
Можно даже поставить эпиграфом.
Не обижайтесь, Анатолий Анатольевич, но тут "текст не соответствует требованиям, предъявляемым к литературным произведениям" уж очень явно.
Артур Нева "Дневник дурака
http://zhurnal.lib.ru/a/artur_n/1-1.shtml
Положим, не дурака - а местами так далеко не дурака. Однако, вне всякого сомнения, это именно дневник. А не роман.
Я даже не знаю, сохранились ли в наше время читатели, которых интересуют такие дневники-мемуары?
Признаюсь честно, оставил попытки одолеть задолго до середины. Думаю, подавляющее большинство читателей оставят их в самом начале. Увы...
Скворцов Валерий Юрьевич "Почти"
http://zhurnal.lib.ru/s/skworcow_w_j/roman.shtml
Разум отказывается понимать, почему иной цвет неба так странно влияет на меня, но я, наконец, перестаю суетиться и с облегчением откидываюсь на жёсткую спинку скамьи. Теперь я уверен, что вокруг меня - не иллюзия, как в давних полярных снах, и не тюрьма, в которую меня сослали за многочисленные прегрешения. Это просто очередная моя жизнь. Я умудрился перепрыгнуть через множество клеток в странной игре
Ну и чего ж вы хотите от читателей, Валерий Юрьевич? Коль даже разум отказывается понимать...
Мемуарный стиль изложения вообще резко сужает круг возможных читателей, если же его дополнить лекционным циклом... боюсь, число лиц, одолевших книгу до конца, окажется весьма незначительным.
Как бы там ни было, роман должен увлекать. И апелляция к "вдумчивому читателю" тоже бесполезна. У того самого умного читателя, на коего вы, по идее, нацелили данную вещь, имеются свои умные мысли. Чтобы он воспринял ваши, вещь должна быть написана не менее живо и увлекательно, чем для читателя... гм... не слишком умного.
Кстати, крутое вступление с гипнотизёром-мессией, коего ученики лобызают и тут же намерены распять (крест из досок сбивают на скорую руку!) - сильнейшая натяжка, если позволите. Зачем? Для развития сюжета ни к чему, впечатление же с самого начала такие натяжки могут испортить сильно.
Можно было бы сказать - "женский роман", но это повести, собранные вместе. Вероятно, будет интересно для целевой аудитории, и обилие подробностей "из жизни гинеколога" тут только плюс - аудитория одобрит.
Я бы охарактеризовал стиль как "романтический соцреализм", но с отдельными элементами (не более того) фантастики и немного "женского" романа.
Очень крепкая вещь, и вне всякого сомнения, может быть предложена читателям старшего поколения, не приемлющих острые эльфийские уши. Стилистические огрехи практически отсутствуют, ровный литературный язык. Читайте и получайте удовольствие. :)
Шушаков Олег Александрович "Горошина для принцессы"
Проза соцреализма. Отличная основа-задумка сюжета - судьба "поколения 1930-х" - позволяла надеяться на столь же великолепный роман. К сожалению, рваный стиль повествования значительно снижает общее впечатление. Недостаток "писательского мастерства" или намеренный литературный приём? Если приём, то зря, ей-Богу.