В данном обзоре рассматриваются романы, прошедшие в финал конкурса Триммера-2009. Вещи очевидно различные, и по стилю, и по содержанию.
Обычно, будучи вольным читателем, автор обзора оставляет лишь хвалебные отзывы на те вещи, которые ему понравились, все прочие обходит молча, не желая огорчать автора. Однако правила конкурса требуют обозревать всех поголовно, и потому, как говорил В. В. Путин в Грозном - "кто не спрятался, я не виноват". :)
Итак, поехали:
Golde "Шут"
Романтическая драма. То, что действие происходит в выдуманном мире, не делает роман фэнтези (упаси Бог, это не упрёк :) ). И даже магия тут "сбоку припёку" - не играет она ключевой роли. А что играет?
Да то, что и должно быть главным в романе, если это, конечно, роман, а не "техописание фантастических событий" - человеческие отношения и внутренний мир героев. Герои вышли совершенно живые, хотя, на мой взгляд, несколько спорные. Скажем, королева Элея не выглядит королевой, урождённой принцессой. Чересчур проста и человечна, уж как хотите. "Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно". Королева может быть доброй, но отпечаток огромной и абсолютной власти неизбежен - она же росла во дворце... В общем, непохожа она на коронованную особу, как и король Руальд.
И потому они симпатичны. :)
Несколько мелких плюшек, если позволите.
1. Первое появление Элеи не клеится с последующими, выпадает из образа. Вот в самом первом появлении она как раз похожа на королеву.
2. Сценка прощания в камере, перед тем, как Руальду намерены отсечь руку. Шут развлекает короля и королеву фокусами с платочком. Как хотите, но это сильнейший перебор. Я бы переделал.
3. Операция по захвату Руальда в столице - тут и Станиславский воскликнет "не верю!" :) Я бы понял, тайно похитили - но ведь они взяли город внезапным штурмом! Да хрен бы они оттуда ушли. Если использовать аналогию - советские войска взяли Берлин, захватили Гитлера и быстренько домой. :))) Король и королевство вещи несравнимые. Собственно, ради одного лишь пленения "неверного супруга" войну не затевают... Короче, я не верю, как Станиславский. И читатели не поверят, если срочно не переделаете эпизод в духе сугубого реализма. :) Тем более сделать это нетрудно - скажем, выбили захватчиков, не дав закрепиться.
Виноградов"Хозяин древа сего"
Боевая фэнтези в стиле позднего Головачёва.
Действующие лица и сам ГГ - боги. Вот так вот прямо и просто - боги. Я сознательно употребил это слово с маленькой буквы, чтобы не применять термин "демоны". Неслыханная власть - способность творить Вселенные! - при полном отсутствии каких-либо тормозов. Закон 1 - "я так хочу!". Закон 2 - "прав тот, кто сильнее". Точка.
ГГ - отче Варнава - по идее должен олицетворять Добро, как и его соратники. Но получилось неубедительно, примерно как в американских фильмах - ГГ просто назначен на должность "хорошего парня", а его противники, аще тот Дый - на должность "плохих парней". :) В результате вместо титанической битвы Добра и Зла вышла "разборка в Бронксе" весьма крутых парней. :)
Книга, очевидно, заточена под серию "батальон богов" или похожую армадовскую, и может быть рекомендована поклонникам данных серий.
О некоторых плюшках, если позволите. На мой взгляд, сценки восточных единоборств не вписываются в картинку абсолютно. Существа, обладающие такими способностями, не станут выяснять отношения как в китайских каратульниках. Как говорил Воланд: "помилуйте, мне это даже как-то и не к лицу" :))) Если вы сознательно ваяли данную вещь "под серию", тогда и разговора нет, но если такой задачи не ставилось, то подумайте хорошо - зачем вам "окартонивать" ваших героев? Каратульное махалово можно легко заменить на какие-нибудь крутейшие магические приёмы, сюжет от этого нимало не пострадает. А то герой небрежно так изготовляет новую Мировую Ветвь, чтобы было где побеседовать, и тут же банальная уличная драка... сюрикены...
Ядвига Войцеховская "Крестики-нолики"
Первая мысль была - это же очередной "Мародёр-2м"+"хавка и маслята" Мичурина в одном флаконе. Но оказалось, не всё так просто.
Мир в книге - подлинное инферно, без малейшей возможности выхода. ГГ - настоящая адская тварь, единственным смыслом существования которой является убийство. Именно существования, потому как применять термин "жизнь" тут неправомерно.
Признаюсь, я испытал острое разочарование уже когда она выжила в первой сцене ранения - эх, не подохла мразь, как всё плохо-то... И все её "соратники" такие же ходячие мертвяки, как тонко подметила сама автор: "Мы были классной компанией: два с половиной трупа..."
И вдруг выясняется, что кроме адских тварей в замученном мире есть ещё и люди. Странные, непонятные для ГГ существа... но как притягательно... и что-то такое ведь было в детстве... И что теперь делать?
Глава 00 - просто-таки штрих мастера, не побоюсь этого слова. Конь Апокалипсиса, такой тихий-мирный лошарик, любящий сахарок и ищущий себе хозяина... Всадника. ГГ ему подходит по всем анкетным данным. Ваш выбор, девушка? Такое предложение не делают дважды, подумайте хорошенько...
Нет, она не стала человеком, ГГ. Как была мразью, так и осталась. Но она сделала шаг. Крохотный такой шажок... в сторону человека.
Я не знаю, что с вами делать, Ядвига. Скажу прямо - "Мародёра" я оставил задолго до середины, "шмаль" где-то в самом начале... Вашу книгу мне пришлось прочесть целиком. Кто за это ответит? *взвожу курок маузера* :)
Только поймите меня правильно. Всевозможных "миров-дерьмо" наваяно уже очень много. Вон, в "Крылове" целая серия. Ладно, если это просто тошнотная поделка графомана - читателей-лохов всякой хрени и следует обувать нещадно, пусть платят, нах! А вот если вещь написана с талантом?
Талант не всегда благо. Иной раз это отягчающее вину обстоятельство. Это только кажется, что мысль нематериальна. Разруха, начавшись в головах, очень быстро доходит до сортиров. Задайте себе вопрос - хотите ли вы жить в описанном вами мире?
Тогда зачем вам стоять по ту сторону баррикады? :)