День не задался: сначала узнал, что сын забрал документы из ВУЗа, затем девица-юзер долго и упорно доказывала мне, что у неё не работает установленная программа, хотя у меня, в моём интерфейсе, всё работало. Пришлось настраивать её собственный интерфейс, убирая, наставленные ей самой, настройки браузера. Потом раздался звонок на мобилку и пришлось ехать, через весь город, для того, чтобы сгенерировать новые ключи к 'Банк-клиенту', но по приезду выяснилось, что банк этого не требует, просто генеральный директор неправильно понял менеджера банка. Вернулся домой под вечер, перехватил что-то на кухне. Дома никого, жена у 'вечерников', будет поздно. Настроение - пулемёта не хватает... Включил компьютер жены и запустил 'Забытые сражения'. Продолжать старую компанию не стал, решил начать новую: Ленинград, 5 иап КБФ, с самого низа. Младший лейтенант, И-16 24 серии. Чёрт меня дернул записаться под чужой фамилией. Несколькими днями раньше прочёл в инете материал о найденом 'Ишаке' под Лугой. Три боя провёл, всё в порядке. Получаю новое задание: сопровождение 'СБ' на бомбёжку моста через Лугу. Вылетаем двумя тройками, я - правый ведомый во втором звене. Ускорил время, лететь далековато. По привычке не очень придерживаюсь строя, а устроил 'маятник'. Привычный голос спикера: 'Ты где? Займи своё место в строю!' 'Да пошёл ты!' Немцы. 8 мессеров, асы. Четверо идут на первое звено, четверо идут к девятке 'СБ'. Я выше, начал разгон со снижением с целью подловить первую пару на дистанции открытия огня. Бой получился какой-то сумбурный и необычный. Наши действовали совсем не так, как обычно действует компьютер: звенья распались, истребители действуют поодиночке, бомбёры совершенно не прикрыты, я ношусь рядом с ними, один мессер запарил и отвалил, тут на меня наваливается всё их оставшееся звено. Скорость ещё была, но один из них успел дать по мне очередь перед входом в облако. Облако ворвалось в комнату! В нос ударило запахом авиационного лака, сгоревшего пороха, и по лицу заструилась вода. Вместо джойстика в руке двулапая ручка 'ишака', дикая боль у основания черепа и рёв двигателя. 'Не понял!' Авиагоризонт показывает небольшое кабрирование и правый крен. Курс 285, 420 км/ч. Смотрю на правый борт: пробоины! Козырёк тоже пробит в двух местах.
- У меня нет разведчиков. Дважды пытались сорвать налёты, штурмуя Красногвардейск, с нулевым результатом.
- Давайте попробуем, товарищ полковник. С утречка. И в условиях низкой облачности.
- Лейтенант! Ты чего не в своё дело лезешь?
- Надоело по-пустому, товарищ полковник. Я этот аэродром, как мамину бахчу, знаю! Рощица там посередине. Там 'лапотники' и стоят.
- Ладно, хрен с тобой. Пойдут Илы, 9 штук, и шестёрка 'ишачков'. Ты - ведущий. Смотри!!!
Взлетели утром 16 сентября, за полчаса до рассвета. Собрались у Ораниенбаума, пробили облака и пошли к Череменецкому озеру. Пробиваем облака сверху. Внизу сплошной дождь, на 400-ах метрах вывалились из тучи. Ливневый дождь и два штаффеля на старте. На рулёжке не меньше полка. Наносим удар. Внизу каша из пламени и взрывов. На отходе нас пытаются 'пощипать' мессера из Красноармейска. Потеряли Ил-2. Бомбёжек Кронштадта сегодня не было.
- Смотри-ка, нащупали!
- Надо бы их несколько раньше брать, до Рамбова, товарищ полковник.
- Сколько у вас самолётов в эскадрилье?
- 7. И три в ремонте. Командир ранен, сейчас находится в 1-м ВМГе.
- Давай, лейтенант. Двигай эскадрилью в Копорье. Займись перехватом 'Юнкерсов'. Исполняй обязанности. Внимательно отнесись к маскировке и связи.
- Товарищ полковник, у нас 6 самолётов, из 10, имеют радиостанции на борту, но нет ни одного шлемофона. И вся электропроводка на самолётах не экранирована. Прикажите выдать шлемофоны и дайте команду инженеру полка заменить высоковольтную проводку финской 'харрикейновской'. Вон сколько этого хлама валяется.
- Слушай, лейтенант! Не доставай меня! Иди сам, и скажи, что я приказал. Всё понял? Дождь кончится и вылетайте. Горючее и техники будут завтра.
Копорье почти на линии фронта. Дальше немцам не пройти, так как нашу морскую пехоту здесь весь БалтФлот, форты Серая Лошадь и Красная Горка поддерживают. Но, если засекут, то мало не покажется. Зениток у нас только три. Взлетно-посадочная полоса - просека в лесу. Сверху по верхушкам деревьев натянута маскировочная сеть при помощи лебёдок. В трёх километрах юго-западнее - линия фронта. На нескольких соснах набили трапики, протянули туда телефонные кабеля, подняли стереотрубы. Основное наблюдение в южном - юго-восточном секторах. Краснофлотцы-наблюдатели должны были заметить взлетающих 'Лапотников', а мы - взлететь и уничтожить 'Юнкерсов' во время набора высоты и до подхода истребителей прикрытия из Гатчины. Весь день приходится сидеть в кабине. Сигнал к взлёту - зелёная ракета вдоль полосы. Набор высоты производить в стороне от аэродрома. Спасибо Жене, нашей кормилице, разносит воду, молоко, бутерброды, забирает промокший брезент, если накрапывает, и приносит новый, просушенный у печки на камбузе. Третьи сутки барабанит дождь, у нас затишье, но наблюдение мы не снимаем, боевое дежурство тоже. С наступлением темноты лётчики передают машины техникам, а сами идут в небольшой деревянный домик егеря: одна общая комната - кают-кампания и пять маленьких спален на две койки. Подъём - задолго до рассвета, завтрак, одеваем регланы, просохшие за ночь, и за полчаса до рассвета мы уже в кабинах. Я втиснулся в кабину, Анатолий, мой техник, помог пристегнуться, спрыгнул с крыла и выдернул колодки из-под колес, и полез под крыло. Там не капает и можно вздремнуть. Штаб эскадрильи в одной из комнат домика, там стоит командная радиостанция, полевые телефоны, связывающие нас со штабом полка в Кронштадте и с соседней дивизией морской пехоты. Сегодня 27 сентября, в той истории, которую я покинул, линкор 'Марат' должен получить 1000 килограммовую бомбу в первую башню, правда, есть уже отклонение. Насколько я помню, перед этим, за неделю, в него попали две пятисотки. Сейчас этого не произошло. День проходит тихо. Налётов на Кронштадт сегодня опять нет. Видимо, мы хорошо ударили по Тырково. Около часа дня подошёл Макеев и передал мне телефонограмму. Нам дали отбой, эскадрилье приготовиться к перелёту за Волхов для переучивания и получения новой техники. Вылезаю из кабины, иду в штаб. Созвонившись с полком, уточняю задачу и маршрут полёта. Собрал ребят в кают-кампании, поставил задачу. Женя плачет, не хочет оставаться, но БАО нам не принадлежит, у них другое командование. Подвешиваем дополнительные топливные баки. Лично проверил удаление контрольных пробок на воздухоподводах. 'Все по местам! К запуску!' Опять начался мелкий дождь. Взлетаем. Прошли на бреющем 10 километров, начали набор высоты. Поджались к нижней кромке, дал команду разойтись и пробивать облачность. На 3500 метрах вышли из облачности. Я сделал круг, все в сборе. Идём с превышением 200-300 метров над облачностью, чтобы, если что, нырнуть в неё. Самолётов противника не видно и не слышно. Мы не стали облетать занятые противником районы, прошли над ними и сели у Царицына озера северо-восточнее Тихвина.
- Ваня! Возьми его! - я завершил вираж и снова атаковал ведущего. Он, видимо, ранен, потому что отклоняется вяло. Атакую снизу вверх. БСки распарывают ему брюхо, появился огонь. Иван бьёт по ведомому слишком длинными очередями. Делаю ему замечание, но, победителей не судят! Мессер взрывается! Три немца, всё-таки, ушли! На пикировании нам их не догнать. Собираю группу, и начинаем качать маятник. Время патрулирования подходит к концу. От Кронштадта появляется наша смена. Обменялись позывными, идем домой! Веду все 12 машин домой. Давно ли из таких вылетов возвращались единицы! Сели в Кронштадте.
После приземления нас вызвали в Ленинград, в штаб флота. Катер шёл до порта к 10 причалу Ленпорта. По дороге зашли в Рамбов. Там в кают-кампанию зашёл высокий, весь закутанный в камуфляж военный, с замотанной в чехол длинной винтовкой. Засунул винтовку между ног, и, откинувшись в кресле салона, склонил голову на грудь. Левая рука держала винтовку. Я обратил внимание на пальцы. Они были длинные, как у пианиста, и тонкие, как у девушки. Мы не ели с утра и получили всё сухим пайком. Разложили всё на столике в кают-компании. Каждый достал, что имел. Я подошёл к военному в камуфляжном костюме и попытался тронуть его за плечо. Рука ещё не коснулась его, когда я услышал глухой простуженный голос:
- Матросик, отвянь! В глаз дам!
- Иди поешь, пехота!
- Не хочу, дай поспать! - Он повернул голову, и на меня уставились два пронзительно голубых, с огромными ресницами, чуть влажных, глаза, в которых плескалось море, безмерная усталость и полное равнодушие. Я понял, что с нами в салоне сидит девушка-снайпер.
- Я понимаю, что Вы устали, но кусок в глотку не полезет, если рядом кто-то голодный.
- Через полтора часа ты будешь иметь совсем другое мнение, лейтенант. Я еду хоронить своих родителей. Они умерли от голода. - резко прозвучал голос неизвестной девушки. - А я ничем не могла им помочь.
Я впервые услышал о том, что в городе люди уже умирают от голода. Глядя на её грязные локти и колени, я понимал, что она только что с позиции на Ораниенбаумском пятачке. У войны оказалось и женское лицо. Я ещё раз пригласил её к столу.
- Мы взлетели четыре часа назад, и приглашаем тебя к нашему столу. Бой над Новым Петергофом видела?
- Видела! Сколько наших погибло?
- Все вернулись на базу. - Её глаза вспыхнули и широко раскрылись.
- Не ври! Такого быть не может! Каждый день видим: улетают трое, возвращается один.
- Взлетело двенадцать, и ты видишь здесь двенадцать. Пять сбитых немцев. Мужики! Нам не верят! Бой видели, но считают, что нас немцы пощипали!
- Мы - 13 авиаполк! Немцам просто не повезло с нами столкнуться, матрос. Иди к столу!
Девушка встала, перехватила свою винтовку.
- Главстаршина Бахметьева, 6 бригада морской пехоты, командир группы снайперов КБФ.
Ребята притихли и удивлённо посмотрели на бойца. Она была, чуть ли не на голову, выше меня. Кроме снайперской винтовки в чехле, у неё не было никаких вещей. Лицо грязное, и только в районе правого глаза грязь была вытерта чем-то. Глаза вспыхнули и потухли. Ребята уступили ей место у стола.
- Присаживайтесь, угощайтесь.
Михаил достал ещё маленькую кружку, продул её, поставил на стол и плеснул 'наркомовской' водки.
- За пять сбитых получили!
Девушка взяла кружку, посмотрела на всех:
- Бейте их, ребята. Бейте! - хлебнула налитое, и, вдруг, заплакала.
- Она едет хоронить родителей.
- Капитан 1 ранга Бахметьев, писатель, Вам не родственник?
Девушка мотнула головой, но сказать ничего не смогла. Ещё пуще заплакала.
- Это мой отец. Был. - послышалось сквозь слёзы.
На новый год Людмила сказала, что у нас есть маленькие проблемы: у неё не пришли месячные. А я не знал, где живут мои родители! Я пошёл к майору Охтеню с рапортом о переводе Люды в наш полк. Командир был пьян, и нёс околесицу, но рапорт подписал. Люда надулась на меня, хотя я сделал всё то, что было нужно. Но ночью я был вознаграждён полностью:
- Господи, как я соскучилась! - прошептала Людмила мне на ухо!
Рано утром меня выдернул из койки сигнал тревоги. Форсируя не полностью прогретые двигатели, полк уходил в бой. Моя пара пристроилась последней. Затем был долгий и муторный бой с 54 эскадрой. Немцы подтягивали резервы, мы - тоже, но мы знали, что это всё - отвлекающий манёвр. Требовался решительный удар. Но сил на него ни у кого не было.
Потом начались неприятности. У меня было больше всех сбитых на всем Ленинградском фронте: 14, из них 9 истребителей. Пришлось выступать на фронтовой конференции. Я 'не узнал' комиссара 5-го ИАП (откуда я мог его знать? Я его в глаза не видел!!!) Плюс, автором письма какой-то девицы, которое я нашёл у себя в кармане после первого боя, оказалась его дочь. Два раза какие-то письма приходили, я их рвал, не читая. Изобразить почерк Титова я не мог. Отношения совершенно не известны. На фига мне это нужно? Я 'пошёл в отказ': ничего не помню, контузия: взрыв пушечного снаряда за бронеспинкой, в двух сантиметрах от головы. Никому ничего не говорил, так как боялся, что спишут по здоровью. Но выкрутиться не удалось. Видимо у комиссара было прикрытие. Нас арестовали, и меня, и Людмилу. Посадили в ПС-84 и повезли на Большую землю. У Жихарёво мы были атакованы 'мессерами'. Несколько очередей пробило корпус. Были убиты два сержанта НКВД, техник самолёта, мы вошли в пикирование. Я вполз в кабину. Оба пилота убиты, самолёт падает. Удалось освободить место командира и сесть за штурвал. Тяну штурвал на себя, самолёт слушается. Выровнялся у самой земли. Мессера не отстают. Людмила села на место стрелка и двумя короткими очередями отправила обоих мессеров на землю. Снайпер, всё-таки. Но, бензобаки пробиты, левый двигатель заклинило, стабилизатор, практически, представляет из себя мочалку. До линии Волховского фронта 15 километров. А высота 400 метров. Ползу, чуть ли не деревья цепляю. Перевалил за Лаврово, тут уже наши, и сел на брюхо сразу за линией фронта. Попался на глаза командующему 4 армией генералу Мерецкову. Кто-то из убитых вёз ему пакет. Доложил, что арестованный лейтенант Титов посадил подбитый транспортник, и готов следовать к месту ареста.
- У тебя с головой, лейтенант, как, всё в порядке?
- Как бы 'Да!'
- Ты из какого полка?
- 13 ИАП КБФ.
- Если бы эти бумаги попали немцам, была бы полная задница! Возвращаешься домой. Следствие по тебе будет закрыто. Я распоряжусь, чтобы тебе дали У-2. Гаврилов! Что там у тебя по лейтенанту?
- Измена Родине. Не помнит никого из своего старого полка. Похоже на амнезию. Вроде бы контузия, но записей в медицинской книжке об этом нет.
- Лейтенант! Контузия была?
- Да, товарищ генерал, но я её скрыл. Списать могли.
Мерецков подошёл ко мне, посмотрел в глаза:
- Воюй, лейтенант! А это кто?
- Моя жена.
- Её за что?
- Не знаю, товарищ генерал. Она была снайпером 6 БрМП в Рамбове. Сейчас - оружейница 13 ИАП.
- Это теперь не 13 ИАП, а 4 гвардейский ИАП, товарищ гвардии лейтенант и гвардии главный старшина. Ещё раз спасибо, гвардейцы, что посадили самолёт.
Возвращение не было триумфальным. Мое место уже занято, моя землянка тоже. Охтеня сняли с должности, он последнее время много пил и перестал летать. Новый командир - из моего старого 5-го полка. Он меня помнит, я его не знаю. Возвращать меня на должность командира 4 эскадрильи он отказался. Самолёт мне не вернули. Я стал 'безлошадным'. Это совсем плохо. Самолётов нет, а болтающихся без дела лётчиков много. Жить нам стало негде. Люда поселилась в землянке оружейниц и крутила ручку машинки, набивая пулемётные ленты. Я бросил вещмешок в землянку 2 эскадрильи, меня направили туда рядовым лётчиком, и пошёл в штаб бригады. Романенко и комиссар Иванов выслушали меня, я показал сопроводительное письмо Особого Отдела 4 армии, рассказал о том, что случилось после прилёта обратно, и что у меня отобрали самолёт. Романенко снял трубку и приказал Михайлову прибыть в штаб бригады. Разговор у них шёл на повышенных тонах.
- Я этого разгильдяя знаю с 40-го года! У него вечно что-нибудь не так, как у людей! То заблудится, то напьётся, то драку устроит, то самолёт поломает!
- Он у меня в полку с августа 41-го. Я его командиром 13-й эскадрильи поставил, и не за красивые глаза. У него больше всех сбитых на всем Ленинградском фронте, и самые маленькие потери: с сентября эскадрилья потеряла только одного человека и два самолёта. Ты что ж творишь? Не успел полк принять, а уже раздербанил лучшую эскадрилью полка?
- Но он же под следствием был! Как я могу ему доверять?
- Ты вот это читал? - Романенко сунул ему в лицо постановление Особого Отдела об остановке следствия. - Мало ли что на фронте может произойти. Не помнит он ничего, что было до 21 июля 41 года. Отца с матерью не помнит, но летает и бьёт фашистов. Не знаю как тебе, а мне этого достаточно.
Тут в штаб вошла в полном составе моя бывшая эскадрилья. Стоят, прислушиваются к разговору. Романенко повернулся к ним:
- А вы чего сюда припёрлись?
- Из-за командира! - сказал Макеев. - Командир вернулся, а его во вторую перевели. Просим вернуть нам командира. Несправедливо это!
- Слышишь, Борис Иванович, что люди говорят?
Крупное лицо Михайлова было красным, глаза упрямо смотрели куда-то в сторону, кулаки сжимались и разжимались. Он вступил в должность три дня назад, ещё не был гвардейцем. Все знали, что у него один сбитый с потерей собственного самолёта.
- Что молчишь, подполковник? - продолжил Романенко, - Сказать нечего? Не с того ты начал! Радоваться должен, что такой человек в полк вернулся! Верни ему и должность, и самолёт. Это мой приказ. А ты, Павел Петрович, зла на командира не держи, и оденься по форме. Звание старший лейтенант тебе присвоили перед самым арестом, но не объявляли из-за этого. Всё, товарищи командиры, концерт окончен! Все в полк!
Вышли из штаба бригады, Михайлов сел в эмку и уехал, не сказав ни слова. И никого с собой не взял. Не вежливо. Меня обступили мои друзья.
- Всё в порядке, командир! Главное, мы снова вместе.
Примораживало, я был в тонкой шинелишке, с чужого плеча, как назло ни одной машины в сторону Толбухина. Пока шли, слегка подморозил пальцы на ногах. По приходу ребята пошли выселять нового начальника связи из моёй землянки, а я пошёл получать лётное обмундирование. Начальник вещевой службы расщедрился и выдал мне английский комбинезон с подогревом, новые отличные собачьи унты, новый шлемофон, отличной выделки куртку и, хитро подмигнув, новенький полушубок.
- Людочке отдайте! Как раз по ней, длинный. Специально для неё доставал. Пусть ко мне сегодня заскочит, распишется, мы тут ей ещё кое-что приготовили. Но, это - лично вручим.
Все в полку знали причину перевода Людмилы в полк, что она в интересном положении, поэтому очень берегли её. Семьи почти у всех находились в эвакуации, поэтому она стала всеобщей любимицей.
Краснофлотец помог донести всё до землянки. Я сходил во вторую, забрал вещмешок, когда вернулся, в землянке сидел командир полка. На столе стояла бутылка водки и два стакана. Я достал из вещмешка банку тушёнки и хлеб.
- Я извиниться пришёл, Титов. Ты у меня в эскадрилье был, в пятом полку. Я не знал, что ты так изменился. Правда ничего не помнишь?
- Правда, даже как маму зовут, где родился, что было до контузии.
- Круто! - Он разлил водку в два стакана. Чокнулись, выпили, закусили. - А это даже хорошо, что так случилось, Павел! Жизнь с чистого листа, и ты её хорошо начал. В пятом полку ты был не на очень хорошем счету. Ладно, кто старое помянет... Завтра перелетаете на Сескар. Там немцы и финны зачастили посылать разведку. Что-то готовят.
- Там же на складах нет ничего для ЛаГГов, там же всё время 'Ишаки' стояли.
- Хорошо, что напомнил! Перебросим на Дугласе. Впрочем, отправлю 3-ю, Голубева. А ты здесь посидишь.
- Здесь делать нечего, товарищ командир. А вот в Борисовой Гриве много работы. Вот туда я бы с удовольствием перелетел. Мы там базировались осенью.
- Там со снегоукладчиком проблема. Но надо подумать. Здесь, действительно, тихо очень. Поговорю с Романенко. - На том и расстались, крепко пожав друг другу руки.
Немцы из-за сильных морозов резко снизили свою активность, но довольно регулярно бомбили и обстреливали 'Дорогу Жизни'. Но действовали малыми группами, видимо, трудно было запускать двигатели. Бригада и полк потеряли много самолётов и много лётчиков, особенно в июле 41-го. Единственное пополнение в 9 человек нашей эскадрильи и 13 самолётов. Старенькие 'ишачки', составляющие основную часть бригады выработали полностью свой ресурс. 'Мотыли' постоянно что-то ремонтировали, денно и нощно, но техника всё равно выходила из строя. В феврале погиб Тихоня, Тихон Забойкин. Срезало мотор на малой высоте. Поэтому Романенко принял решение перевести мою эскадрилью на Выстав. Наконец появилась настоящая работа. За это время я успел выбить 'РУС', и посадил за него Людмилу. Мы стали контролировать всю 'Дорогу Жизни'. Начали встречать немцев и финнов задолго до того, как они могли приблизиться к 'Дороге'. Эффективность работы эскадрильи резко возросла. Я, до переноса, почитывал про 'попаданцев', все они обязательно попадали к Сталину или Берия, и страшно развивали страну, налево и направо раздавая указания вождю народов. Мне выпала другая судьба, я просто делал то, что хорошо умел делать: в прошлой жизни, я - генерал-лейтенант ВВС СССР, четыре войны за плечами, больше 40 000 часов налёта, лётчик-снайпер, то, что последнее время занимался компьютерами, так это потому, что присягать козлу Борьке отказался. За три месяца боёв над Ладогой эскадрилья сбила 50 самолётов противника, потеряв три машины и двух человек. В апреле меня вызвали в Ленинград, и я стал ГСС. Но и наши ЛаГГи выработали свой ресурс и нуждались в ремонте. Мы перелетели в Кронштадт и начали менять двигатели, нам повезло и, вместо М-105, нам устанавливали М-105ФП, с небольшой переделкой моторамы. А вместо ШВАК, ставили новую ВЯ. Собирались снять БС, но я настоял, чтобы оставили. С такими самолётами уже можно воевать! Но и немцы не дремали. За зиму мы основательно подвыбили 109Е, и они пересели на 'фридрихов'. Они по-прежнему диктовали нам оборонительную тактику, но мы, применяя эшелонирование по высоте, и пользуясь локатором, успевали создавать численное превосходство. По весне интенсивность боёв ещё упала, так как немцы забрали всю авиацию на юг, оставив под Ленинградом совсем незначительные силы. Нас опять перебросили на правый берег к 'Невскому пятачку'. Основной задачей стала штурмовка. Немцы закопались и создали мощную укреплённую оборону на левом берегу. Эффективность такого применения истребителей была равна нулю или что-то вроде этого. Но, приказ есть приказ, я запросил в ВВС флота РС-132, и мы стали летать увешанные ими, как ёлки. Как только подсохло, Волховский фронт начал попытки прорыва блокады. Я запросил на флоте пальмовое масло. Удивительно, но нашлось 20 тонн прокисшего прогорклого масла, с запрещением использования в качестве пищевого продукта. И довольно большое количество подвесных баков от старых Р-5: здоровенных на 250 литров. Смешав бензин с этим маслом, я подвесил эти баки под крылья. В носовую часть вогнал ампулу КС. Получилась напалмовая бомба. Выливной прибор, конечно, лучше, но делать его долго и муторно. Взлетели вдвоём, с Иваном. Заходим над Синявино. Полого пикирую и с высоты 300 метров по очереди сбрасываю баки. Иван сзади визуально контролирует полёт баков и результат. Я разворачиваюсь и вижу два довольно больших очага пламени в первой линии траншей. В наушниках раздался удивлённый голос корректировщика 4 армии:
- Чем это вы их? А повторить?
- Пока нечем, завтра прилетим.
Когда сели, на аэродроме было полно начальства.
- Чем бомбили? - показывают они на дымы.
- Сгущённым бензином. - и показываю им напалм. Самохин тронул пальцем напалм, я не успел его остановить. Бензин прилип к пальцу, его попытка снять или стряхнуть не удалась.
- Только бензином оттирается, товарищ генерал-майор. А у немцев все укрепления деревянные. И торфяник, он столько дыму даёт, что мама не горюй. И ещё, товарищ генерал, у химиков должны быть выливные приборы. С высоты 50-100 метров его можно лить горящим.
Флот готовился к десанту в Ивановском, и такая вещь была крайне необходима. Сразу подключились флотские и армейские химики, работа завертелась. Выливные приборы ставили на По-2, 'ночники' устраивали прожарки немцам каждую ночь. В итоге, на фронте По-2 начали называть 'вошебойками'. Начавшиеся массовые торфяные пожары подняли такой дым, что немцы были вынуждены уйти из Мги и Синявино, от угарного газа не спасают никакие противогазы. В июле 4 и 54 армии перешли в наступление, деблокировали 2-ю ударную армию и сняли полную блокаду Ленинграда. Немцы закрепились левом берегу реки Тосно, а у Ленинграда появилась полноценная связь с Большой Землёй. Удивительно, но меня не забыли в суматохе событий. Эскадрилью преобразовали в обратно 13 гвардейскую отдельную истребительную эскадрилью ВВС КБФ. Мы охраняли от налётов железнодорожный мост через Неву. В июле мы получили новенькие Р-39. Мне, через звание, бросили майора и наградили второй звездой Героя. Я стал вторым дважды Героем в Союзе за время войны, месяц назад такое звание, посмертно, получил тоже морской лётчик подполковник Сафонов.
'Аэрокобра' всем понравилась. В первую очередь, мощностью вооружения, отличной радиостанцией, довольно большой высотностью, отличным обзором. В августе на земле начались тяжёлые бои, немцы стремились вернуть утерянные позиции, притащили большое количество авиации, и попытались сбросить нас с неба. Но это не 41 год! Ни 'Фридрих', ни 'Фоккер' с Аэрокоброй рядом не стояли. Можно драться, в массовой свалке мы сильнее. А 37-мм пушка разваливает любой бомбер! РУС-2 и хороший оператор всегда даст более выгодную позицию для атаки.
В августе у меня появился сын. Людмила жила в Ленинграде, на площади Репина. Ещё в марте она получила звание младшего лейтенанта, вместе с удостоверением оператора-радиометриста. Поэтому за неё можно не волноваться. Она в декретном отпуске и вернётся в нашу эскадрилью. Во всяком случае, мне так обещали.
Кроме аэрокобр, пришли устаревшие харрикейны, их прозвали 'зажигалками', довольно удачные Р-40 'Киттихаук', они могли нести торпеды и применялись как торпедоносцы. Но разгром каравана PQ-17 ставил жирный крест на надеждах пополнять авиацию за счёт союзников. Поэтому 4 ГИАП по-прежнему на 75% вооружён И-16. Но, начали приходить двигатели со складского хранения, машины ожили. Немцы завязли в боях у реки Тосно. Их позиции были досягаемы для флотской артиллерии. Поставки стали с Большой Земли позволили увеличить выпуск тяжелых и средних танков, заработали на полную мощь Обуховский и Ижорский заводы. В конце августа немцы выдохлись и прекратили атаки, но заработала их тяжёлая артиллерия, привезённая из-под Севастополя. А на юге гремела Сталинградская битва.
Я собрал эскадрилью и пригласил бывшего военкома Лукьянова, недавно переведённого от нас в 3-й ГИАП комиссаром полка. Я поднял вопрос о том, что судьба войны решается сейчас под Сталинградом, и что я хочу просить командование откомандировать нас на Сталинградский фронт. Но перед этим хочу узнать мнение личного состава.
- Командир, нашел, о чём спрашивать! Куда ты, туда и мы.
Лукьянов оформил обращение лётчиков, с ним мы поехали к Самохину. Он прочёл обращение.
- Вас же заберут, совсем!
- Если оформить это как командировку, то нет.
Самохин позвонил Трибуцу, тот связался со Ставкой, в 8 армии Хрюкина был огромный некомплект, в его адрес направили даже 434 полк РГК на новейших Як-7б. У меня переспросили: есть ли у нас подвесные баки и дали добро на перелёт в поселок Сталино.
- Двадцатый! Бомбёры - наши, твои - истребители!
- Вас понял, четвёртый! У меня двадцать минут по топливу!
- Понял! Коса, коса, я четвертый!
- Слушаю, четвёртый.
- Есть возможность нарастить силы через 15 минут? Вопрос!
- Сделаем!
- Двадцатый! Спокойно работай и отходи! Первый, вали ведущего первой! Второй, третий! Правого и левого, соответственно. Я работаю по четвёртой.
- Первый понял!
- Второй понял!
- Третий понял!
- Всей тринадцатой! Пропустить вперёд двадцадку!
Уменьшаем обороты, Яки проскакивают вперёд. Их много, больше двадцати. И мы выше немцев. Немцы, форсируя моторы, начинают тянуться к Якам.
- Двадцатый! Атакуй!
- Выполняю!
В эфире сплошной гвалт, крики, команды, ругань. Проходим над бомбёрами. В первой волне - Юнкерсы-88.
- Тринадцатая! Атака! - и сваливаюсь налево вниз. Переключаю оружие на одну гашетку. Юнкерс в прицеле, залп, иммельман. Повторяю атаку, но ведущего уже нет. Залп, и снова ухожу на боевой разворот.
- Первый, второй, третий, Сбор!
- Сбор, командир!
- Берём следующие девятки! Я добиваю оставшихся! Внимательнее за хвостами!
- Поняли. Работаем!
С восточной стороны появились точки, видимо - смена. Ниже нас дикая свалка 40 истребителей. Я разделил 4-е звено, и мы выбиваем оставшихся бомбёров в первых девятках. 4-ая девятка сбросила бомбы и с пикированием развернулась назад, иду к третьей, Витя Парамонов атакует второе.
- Четвёртый, Мессер сзади!
- Вижу! Иван, оттянись!
Внимательно слежу за мессером, но успеваю дать очередь по Юнкерсу. Он взрывается. Падают ещё два соседних, девятка сбрасывает бомбы. Опускаю нос и даю форсаж. Мессер не отстаёт, но скорость сближения резко упала. Косая петля на форсаже, в верхней точке выключаю форсаж, смотрю назад. Мессер потянул за мной, Иван у него сзади. Он чуть подстроился и дал короткую из всех стволов. У 'Месса' отвалились крылья.
- Ваня! С походом!
- Спасибо, командир!
- Идём к первой!
- Понял, прикрываю.
Заставив первую девятку отбомбиться по собственным войскам, даю команду 'сбор'. Не очень довольные ребята трёх первых звеньев вяло откликнулись.
- Тринадцатая! У нас 4 минуты по топливу. Поторапливайтесь! Отходим!
- Отходим, командир!
Бой с истребителями внизу продолжается. Есть ещё немного патронов, но топлива маловато. Докладываю 'Косе', прошу подкрепления.
- Через 15 минут будет в районе. Четвёртый, Вам отход!
- Выполняю!
- Постой! С тобой познакомиться хотят.
Идут Сталин, Молотов и Хрущёв. Маленький Хрущёв, он мне едва до подбородка достает, что-то рассказывает, перемежая рассказ матом. Остановились напротив меня.
- Майор Титов, командир 14-го гвардейского истребительного полка ВВС КБФ.
Сталин с интересом рассматривал награды у меня на груди.
- За что? - показал он на первую звезду.
- За прикрытие 'дороги жизни' зимой 41-42 года, 4 гвардейский полк, вторая - за деблокаду Ленинграда летом 42 года, 13 отдельная авиаэскадрилья.
- А за Сталинград?
- Орден 'Александра Невского', только что вручили.
Сталин удивлённо посмотрел на Хрюкина и Хрущёва.
- Насколько я помню, по докладам Василия и Клещёва... - начал Сталин.
- Их эскадрилья была прикомандирована к нашему фронту, товарищ Сталин. - залепетал Хрущёв, - Мы посылали представления, но где они, и что с ними произошло, мы не в курсе.
- За действия на Сталинградском фронте ни один человек, ни в 13 отдельной эскадрилье, ни в 14 гвардейском полку, ни одной награды не получил. Кроме, этого ордена.
Сталин изменился в лице, повернулся к Хрущёву и Хрюкину:
- Вы почему государство и партию нашу позорите? Как теперь этим людям в глаза смотреть?
На банкете ко мне подошёл адмирал Кузнецов.
- Здравия желаю, товарищ Нарком!
- Сидите-сидите, майор. - и попросил подвинуться моих соседей справа. - Как успехи?
- Двоих потеряли. Не успели подготовиться в Ленинграде, и погода была совсем паршивая. Всё срочно, всё бегом. Как обычно.
- Нас с Вами на завтра товарищ Сталин вызывает. В чём дело знаете, Павел Петрович?
Я пересказал, что случилось на выходе из Георгиевского зала. Николай Герасимович заулыбался.
- Ну, ради такого и заходить не стыдно. Завтра в 16.00 за Вами заедут в гостиницу, майор. Просьбы или пожелания какие-нибудь есть?
- Направьте полк в Туапсе. - адмирал внимательно посмотрел на меня.
- Думаешь, там будет жарко? - Я чуть прикрыл глаза и утверждающе мотнул головой. - Хорошо, майор, бросим Вас на усиление. Ну, не буду больше мешать Вашим соседям. - Он встал, извинился перед ближайшими моими соседями и пошёл вдоль столов. Через полчаса наступал новый 43 год. На столах появилось шампанское и высокие фужеры.
За мной заехали в четыре и повезли в штаб ВМФ. Там к нам подсел адмирал Кузнецов и мы поехали в Кремль. Кузнецов был сама любезность, но командующего авиацией флота с собой не взял. Закономерность. Авиаторы в ВМФ не в почёте. Всесильный Нарком их забивает одной левой. Хотя на долю авиации приходится большая часть побед. Да и бог с ним. Он решил воспользоваться моментом. В приёмной довольно долго ждали. Потом нас пригласили. Сталин был не один, с ним был его сын Василий. Мы с ним коротко встречались под Сталинградом в первой командировке. Тогда он был капитаном, сейчас полковник. Изображает радостную встречу однополчан. Потом, повернувшись к отцу, радостно говорит:
- Да, это он, я тебе о нём рассказывал! Они сменили наш полк и действовали эскадрильей за весь наш полк. И не теряли людей. Майор - зверь, а не лётчик! И ребята у него в эскадрилье, как один! Летающая смерть фашистам. Благодаря им удержали мост, Мамаев курган и завод, разбили танковую группу Гота.
- А вот с начальством у майора не получается, Василий. Я вчера узнал, что кроме майора, за Сталинград никто из лётчиков ничего не получил. Почему, майор?
- Товарищ Верховный Главнокомандующий! Я был командиром эскадрильи, а во второй раз - командиром полка. Вот отчёт, представленный командующему армией Хрюкину, вот все представления.
- Так, посмотрим! - Василий тоже из-за плеча рассматривает бумаги.
- Отец, смотри: более 80 танков, больше 300 автомашин, 110 орудий. Сбито 57 самолётов противника. А во второй раз - 41 и все ночью.
- Может быть, дело в Вас лично, майор? Расскажите о себе!
- Здесь есть загвоздка, товарищ Верховный. Ругался я с Хрюкиным из-за того, что людей не бережёт и тактику использует устаревшую. Один раз он меня в трусости обвинил. А меня ещё год назад арестовывали, потому, что не помню я ничего, что было до 21 июля 41 года.
- В чём особенность Вашей тактики? - спросил Сталин.
- В построении эшелонами по высоте, использовании радиосвязи и радиолокации на уровне отдельной эскадрильи или полка. Мессершмитт превосходит в скорости на пикировании практически все наши самолёты, поэтому их надо встречать на подготовленных позициях, заставлять терять скорость и уходить на горизонталь. В этом случае наши самолёты имеют больший вес огневого залпа и большую горизонтальную манёвренность. У Месса шансов не остаётся, только выйти из боя на пикировании. Но на 'кобрах' мы их и тут догоняем.
- Вы скрываете эту тактику от остальных?
- Нет. Мы учим всех этим действиям.
- У Вас лично, майор, сколько сбитых?
- 32 лично, и 18 в группе. Есть ещё незасчитанные.
- Ого! - присвистнул Василий.
- Просьбы? Пожелания? Замечания есть?
- Недостаточно быстро передаём опыт в войска, товарищ Верховный. И очень мало радиолокаторов в войсках. Замечаний много, товарищ Верховный. Воевать можно гораздо лучше. А пожелание я уже высказывал Наркому Кузнецову: до конца февраля перебазировать полк на Кубань. - Сталин вопросительно посмотрел на меня.
- Ростов мы не взяли, товарищ Верховный, война затягивается. Немцу нужна нефть. Плацдарм у него на Кубани. Основная мясорубка будет там. На юге. И, нужен ударный самолёт, способный догнать мессера на пикировании: И-185 с пушками ВЯ-23. Хотя бы эскадрилью в мой полк.
- А почему не Яки? - удивлённо спросил Василий Сталин.
- Горят они! У Клещёва летчики не хуже моих были, товарищ полковник. И против бомбардировщиков у Яков вооружение слабовато. А бомбёров будет много. Так что: "кобры" и И-185.
- Мне кажется, Николай Герасимович, что майор засиделся на должности командира полка.
- Меньше полугода командует!
- Три месяца, товарищ адмирал.
- Пожелания мы Ваши удовлетворим, майор Титов. Я оставлю у себя Ваши бумаги. Мы рассмотрим их на заседании ставки. Можете идти!
Я вытянулся, развернулся и вышел в приёмную. Кузнецов остался. Ждал его ещё минут тридцать. Он вышел из приёмной, неторопливо надел фуражку и шинель, махнул мне головой. Мы вышли.
- Рисковый ты мужик, гвардии полковник Титов! Так с 'хозяином' не разговаривают! Но ты ему понравился! Он подписал представление к званиям Героев Советского Союза всего лётного состава 13 гвардейской отдельной авиаэскадрильи. Это у тебя третья Звезда Героя! И представления по 14 полку все подписаны.
- Схлопотать пулю на боевом вылете несколько проще, товарищ адмирал, чем в кабинете Верховного.
Полк получил приказ передислоцироваться под Туапсе в посёлок Агой. Нас доукомплектовали до 4-хэскадрильного состава за счёт лётчиков Черноморского флота: придали нам 10 отдельную авиаэскадрилью. Из Новосибирска пришли первые шестнадцать И-185-71, вторая партия ещё в пути, но, как сказал приехавший с первой партией машин инженер Янгель, в ней самолёты другой модификации И-185-82фн. Получается полная неразбериха со снабжением. Каждая эскадрилья имеет разные самолёты. В первой Р-39К, во второй - Р-39N, в третьей - И-185-71, а в четвертой - 82фн. Аэродром маленький, в расщелине между гор, но хорошо оборудованный: много зениток, стационарный радиопривод с моря, подземные капониры на сто самолётов. Но заход на посадку сложный: две горы - две дыры. В 'десятке' пока ЛаГГи, но все лётчики довоенные, летавшие на И-16. Янгель говорит, что 'Ишак' и '185-й' очень похожи по управлению. Вечером он поделился и известиями о том, что они уже и перестали надеяться на то, что самолёт пойдёт в серию. На все запросы им отвечали, что лётчики предпочитают 'Яки'. Так что, машины у нас практически 'бригадирской сборки', что он захватил с собой хороших механиков, которые быстро подгонят самолёты под лётчиков, и обучат механиков. Для их завода и КБ это очень важный и очень своевременный заказ. 'Нас бы расформировали. Шли активные разговоры о том, что завод переведут на выпуск Ла-5 или Як-7б'. Неделя ушла на подготовку машин и лётчиков. В это время Макеев и я вели разведку крымских аэродромов противника на Р-39к с подвесными баками. Ведомыми брали с собой командиров звеньев первой эскадрильи. Вторая эскадрилья дежурила на аэродроме и несла патрулирование района. Третья и четвёртая учили матчасть. На третий день по прилёту к нам прилетел генерал Ермаченков, командующий ВВС ЧФ. Хотя мы ему и не подчинялись, но находились на его снабжении, да и забрали у него целую эскадрилью. Понятно, что он не был слишком доволен нашим присутствием, но, всё равно надо налаживать взаимодействие. Затем прибыл вице-адмирал Октябрьский, командующий ЧФ, и ознакомил нас с планами командования: 4 февраля предстояло прикрывать морской и воздушный десант в Новороссийск совместно с силами флота и ВВС Закавказского фронта. Операция 'Горы' должна была начаться через 4 дня. Операция 'Море' была привязана к успеху первой операции. К первой операции нас обещали не привлекать, в связи с не укомплектованностью полка, но, козе понятно, что всем этим обещаниям начальства грош цена: мы - ударная сила ВВС ЧФ. Самая новая техника у нас. Кто ж нам даст возможность спокойно изучить район БД и освоить технику. Как 'верный сын партии', я, несомненно, 'изучал' великое произведение величайшего писателя современности Генерального секретаря ЦК КПСС дорогого Леонида Ильича. И прекрасно помню, насколько неудачным было планирование и осуществление этих двух операций. С тех пор ничегошеньки не изменилось: нас и сейчас расположили в 'самом удачном месте'! Мы 'всего' в 100 км от места будущих боёв! Следовательно, мы будем вынуждены выходить из боя раньше немцев. А аэродром в Геленджике занят, как вы думаете кем? Конечно, самой боевой частью! Транспортниками и противолодочниками! Двумя эскадрильями много не навоюешь! Поэтому я с ходу атаковал Октябрьского и Ермаченкова на тему великолепно выбранного места дислокации.
- Что Вы, что Вы, полковник! Мы имеем прямые указания Командующего не задействовать Вас в операции 'Горы', дать Вашему полку время и возможность освоить район, установить локаторы, разместить охрану, и ПВО возле них.
- 'Вашими бы устами, да мёд пить!'. Ладно, посмотрим. - но, сразу после отлёта начальства, я начал гонять всех на облёт района. Кроме 10-ки. На их ЛаГГах это - небезопасно. Однако поезд со второй партией самолётов где-то застрял. Они ещё не прибыли в Тбилиси. Оттуда их должны были перегнать заводские лётчики.
Первой в бой вступила вторая эскадрилья 12 января. Две восьмёрки отражали атаку на наш аэродром двух девяток 'Ю-87' под прикрытием. Поднятая восьмерка первой эскадрильи успела к 'шапочному разбору', когда 'Юнкерсы', побросав бомбы куда попало, начали отход. Мессерам досталось хорошо, но бомбёры потеряли только четыре самолёта. РЛС на Индюке не работала, его только-только освободили от немцев. Немцы шли от Краснодара, куда начали наступать наши войска. У немцев в Карасуйке большой аэродром. Больше двухсот самолётов. Пока не выжжем это 'гнездо' птенцов Геринга, спокойно нам не жить. Связался с Науменко. Его аэродромы ближе всего в Краснодару. Пообещал ему, что прижму хвост немцам ещё до рассвета, а на его аэродромах, восточнее, рассвет наступает на 10-15 минут раньше. Гарантирую, что ни одна падла не взлетит. Подвешиваем осветительные бомбы, бетонобойные и осколочные кассетники: в Карасуйке полоса бетонная. У третьей сегодня первый вылет. Я вылетаю ведущим третьей эскадрильи. С вечера проводим тренировку, всё в порядке, порядок никто не нарушил. Ещё раз уточнили вопросы с Науменко. Лёг спать, спал тревожно, налёт на новой технике у третьей - минимальный. В пять утра подъём, завтрак, постановка задачи. Первыми в сторону моря уходят 'кобры', затем взлетаем мы. В воздухе 48 машин. Выясняется, что путевая скорость '185-ых' выше, чем у 'кобр'. Сделали небольшой вираж. Подходим в Краснодару, первая пара сбрасывает осветительные бомбы на парашютах на высоте 1.5 км. Все остальные выше, нам свет бомб не мешает, колонна второй эскадрильи обрабатывает ВПП. Полк, разбившись на звенья, работает по позициям МЗА в Карасуйке. Кто-то успел подавить КЗА в Краснодаре. Томительно тянутся секунды. На востоке вылез красный кончик восходящего светила. В этот момент видим плотный строй 'пешек' и орду Ил-2! : ВА Науменко прибыла всего с двухминутной задержкой! Обмениваемся позывными с 'Горой'. Он где-то тут. Бросаем ещё осветительные. Начинают работать 'Пешки' генерала Полбина! Наши 'И-185' подчищают их работу. Аэродром весь в огне и в дыму. Мы начинаем отход по топливу.
- Четвёртый! Я - Гора. Отличная работа! Благодарю за блокировку! Отходите! Мои истребители на подходе!
По воспоминаниям помню, что погода резко испортилась именно 4 февраля. До этого было всё в полном порядке: мороз, глубокий антициклон и полное безветрие. Одна из самых холодных зим в истории. Так как даты взаимосвязаны, значит если ускорить операцию 'Гора', то переместится дата 'Моря'. Всё просто, но что для этого требуется? Надо давить узлы сопротивления. И ещё! Сразу после начала 'Моря', авиация встала из-за распутицы. С расквашенных аэродромов было просто не взлететь. Весна здесь ранняя. В первую очередь удалось решить эту задачу. На фронт прибыл лайт-маршал Митчелл с целью познакомиться с ходом боевых действий. В разговоре удалось попросить доставить перфорированные полосы. Благодушно настроенный маршал, после обильного возлияния в Агойе и очень плотного обеда, сказал адъютанту, чтобы тот записал эту пустяковину в план. Перфорацию мы получили ещё в январе. Вторая задача решалась сложнее. 'Коммунизм - не за горами!' Но мы-то за горами! А бои идут по ту сторону хребта на равнине. Пришлось адъютанта полка отправить в штаб 18 армии, для получения точных и своевременных данных о противнике. Записывать вылеты как тренировочные в составе эскадрилий и полка, и наносить штурмовые удары по узлам сопротивления. Флотская авиация, действительно, не была задействована в операции 'Горы'. Основная задача сводилась к ведению воздушной разведки над Крымом и Таманью. Эскадрилья Макеева успешно работала в этом направлении. Двадцатого, наконец, поступила техника в 4 эскадрилью. Янгель, уезжая, обещал подкинуть 'россыпью' технику на восполнение потерь. Сплюнули через левое плечо. Хороший мужик! И дело своё туго знает. Оставляет перегонщиков в Тбилиси. Связываюсь с Ермаченковым, задаю вопрос о передислокации в Геленджик. Требуется ведь и позицию РЛС поменять!
- Вопрос о сроках начала ещё не решён, товарищ полковник. Ждите!
- Мне требуется за два дня до начала переместить 'РУС-2'! 18-я уже в Славянской! Что, так сложно поднять противолодочников? Нет чужих лодок в Чёрном море, товарищ генерал. А меня беспокоит погода! Антициклон вот-вот разрушится и будет нам на орехи!
- Что Вы сказали про антициклон?
- Устойчивость антициклонов кратна 2-м неделям, товарищ генерал. Сами посчитайте, разрушение этого циклона начнётся Д-1.
- Чёрт возьми! А вы правы, Павел Петрович. Будьте на связи!
О, зашевелился! Я вызвал инженера и командира БАО, надо проверить готовность к перебазированию. А БАОшников сгонять в Дивногорскую и в Пядь, я там площадки видел. Чтобы хоть чуть-чуть полк рассредоточить.
Через сутки получили приказ выдвигать РЛС к Геленджику. Сам съездил, осмотрел вырытый блиндаж и как замаскировали антенны. 26 января перелетели в Геленджик. Шли над морем на малой высоте небольшими группами. Сразу рассредотачиваем и маскируем самолёты. Полк базируется на трех площадках. К вечеру приехала инспекционная группа из штаба флота. Дату начала 'Моря' официально перенесли на 30 января! Сработало! И новолуние! Макеев с подвесным баком пошёл в последнюю разведку: в круговую, через Туапсе и Краснодар. Привёз хорошие снимки мест высадки. Отправили всё в штаб флота. Вечером 29-го построил полк и зачитал приказ о начале операции 'Море', остановился на задачах полка. Затем выступил замполит Аксёнов. Настроение у всех боевое. Немного волнуюсь за 4 эскадрилью. Там состав неоднородный. Есть очень сильные лётчики, но есть и откровенно слабые. Как они себя проявят в будущих сложных боях?
С наступлением темноты Геленджик превратился в растревоженный муравейник: как из-под земли все улицы оказались заполненными марширующими ротами и батареями. К нам на ВПП прибыли ещё 16 DC-3. А неподалёку в бухте шла погрузка 83-й и 255-й бригад морской пехоты, 165-й стрелковой бригады, отдельного пулемётного батальона, 563-го танкового батальона, 29-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка. Батальон отдельного фронтового авиадесантного полка возле КП нашего полка проверял крепление парашютов. Было очень холодно, я беспокоился, как бы ни появилась морозная дымка. Обошлось. По мере погрузки из бухты выскакивали тихоходные суда и корабли с десантом. Они уходили под берегом к входу в Цемесскую бухту, под три горки: Вера, Надежда, Любовь. Мимо проскользнули ещё корабли из Туапсе. Море было тихое, как лужа, только блинчики льда со скрипом ломались друг об друга.
Ровно в час ночи тишину разорвала мощная артиллерийская канонада: Черноморский флот начал обрабатывать позиции немцев в порту в районе волнолома, а вторая группа кораблей расстреливала в упор огневые точки у Мысхако. У нас в воздух поднялись все транспортники. Один из 'Дугласов' не смог набрать скорость и упал в воду. К месту крушения подскочил катер. Связался со штабом операции, спросил: нужна ли подсветка после окончания артподготовки?
- Запросим после окончания высадки. Будьте на связи и в готовности.
- У меня готовы две эскадрильи с бомбами. А 'кобры' могут бросать осветительные.
- Ждите!
Тренькает телефон: 'Десант просит подсветить район порта и поработать по огневым за молом!'
- Миша! Зелёную!
Четыре самолёта первой по очереди срываются с места, затем взлетает два звена третьей. В воздухе ставлю дополнительную задачу Макееву и Лихолету. Теперь всё зависит от мастерства лётчиков. Напоминаю, что вправо не ходить, отворачивать в сторону Крыма.
Макеев мастерски повесил 'люстру' на высоте 700 метров и ушёл на второй заход. Его ребята пошли за ним, а восьмерка Лихолета, растянувшись колонной, по очереди наносит бомбо-пушечные удары по вспышкам выстрелов. Вывод из пикирования на высоте 'люстры'. Всё это сотни раз отработано, но тем не менее, ночная штурмовка для нервов лётчика это что-то!
Опять зазвонил телефон, из штаба сообщили, что десант просит перенести огонь на двести метров вперёд.
- Так и будем играть в испорченный телефон! Дайте волну десанта и мой позывной 'Четвёртый'!
Настраиваем ещё одну станцию на волну десанта. Установили связь с полковником Гордеевым. Пошла работа по квадратам. До рассвета сделали 20 самолетовылетов. Десант захватил порт Новороссийск и закрепился. Отвлекающий десант у Мысхако тоже закрепился. А воздушному десанту у Абрау-Дюрсо приходилось туго. И мы мало чем могли ему помочь ночью. Обнаружили довольно большую проблему: наш локатор не видит Крымскую и самолёты оттуда, следующие на малой высоте. Только начиная с полутора тысяч метров. Всё попадает в теневой сектор. Надо менять место, но некуда! Сообщил Ермаченкову. Вот что значит запоздалое развёртывание! Утром восьмёрка 'Кобр' второй эскадрильи ушла прикрывать корабли флота. Приказали! Зачем впустую жечь топливо и моторесурс, если от нас до них меньше 6 км. Ведь у них есть локаторы кругового обзора. Но с Октябрьским не поспоришь. Он сейчас сидит на одном из этих 'корыт', которые и в тихую погоду так и не смогли подавить огонь немцев, и прикрываем мы его задницу! 'Всё, Павел! -говорю сам себе, - Не надо заводиться!' Сел за стол возле рации. Вдруг слышу: меня зовут снаружи. 'Товарищ гвардии полковник! Смотрите!' Выскакиваю из домика: мимо нас идёт вторая волна десанта. Днём!!!!!!! А немецкая артиллерия на восточном берегу бухты у Цементного завода не подавлена! В этот момент меня дёргают за рукав: 'Большая группа самолётов со стороны Крыма, товарищ полковник!' Бегу обратно к рации. Людмила сообщает курсовой и скорость групповой цели, они направляются к кораблям. А у двух звеньев второй эскадрильи через восемь минут отход по топливу! Твою мать! 'Боевая тревога! Всем к запуску!' Бегу к самолёту. Подключился к станции, принял доклады. На колене разложил планшет, ставлю задачу всем, даю команду второй идти на посадку и срочно заправляться. 'Коса' дала дистанцию. 'От винта!' - запускаюсь. Прогреваясь на ходу, выруливаю на старт, сзади пристраиваются остальные. Михаил Иванович дал зелёную. Полный газ, форсаж, взлетаем! Набираем высоту, делаем небольшой круг над кораблями, собирая всех. Погода - миллион на миллион! Ложимся на курс 285, вышел на связь Ермаченков, я попросил отправить катера к месту вероятного боя.
- Четвёртый, вас понял.
Выше и чуть впереди идёт Макеев двумя восьмёрками, затем два звена Володина, а ниже всех идут четыре восьмёрки 3 и 4 эскадрилий. Имеем превышение над немцами в 700 метров. На траверзе пролива Макеев атакует в лоб восьмёрку 'фридрихов'. Как сейчас не хватает ещё двух звеньев 'кобр'! Меня тоже пытается атаковать в лоб 'мессершмитт'. Куда ты лезешь, глупышка, на три пушки в лоб! Получи! Он разваливается в воздухе! Его ведомый смекнул, что дело не чисто и нырнул вниз. Голос Людмилы: 'Четвертый, сзади справа восьмерка самолётов курсом на Вас, дистанция 16'
- Четвертый, я - 'тринадцатый', идем к вам на подмогу.
- Тринадцатый, на чём?
- Кобры!
- У нас кобры и И-185.
- Не видел!
- У нас воздушник, на ишака похожи, но длиннее. Аккуратнее! У немцев в группе фоккеров не видно. Третья! Все вниз. Атака!
С полупереворотом, от солнца, сверху падаем на девятку 'Хейнкелей'. Стрелки лупят в белый свет, как в копеечку. Им Солнце мешает. Ведущий нарывается на мою очередь, иммельман и прибавляю газ! Не кисло давит! Манёвренность, как у 'Ишака'. Чуть скосил на солнце, затем в правый вираж и повторяю атаку. Строи рассыпались, но пары четко держатся. Оглядываюсь: мессера 'сыпанулись' вниз и там свалка. Можно работать не спеша! Дал команду сбор первому звену.
- Тридцать один! Строй правый пеленг, атакуем!
Разбираем каждый свой хейнкель, атака! Взрывы внутри девятки, вниз полетели бомбы, уходят с пикированием.
- Берём следующую, в лоб!
Разворот со снижением, идём в лоб следующей девятке. Атака! Три из девяти подбиты. Ну и мощь у наших 'мордатых'! Делаем горку, разворачиваемся. Ребята отлично держат строй. Зайти в хвост мы не успели, девятка развалилась и сбросила бомбы. Ох, и рыбы наглушила немчура!
- Четвёртый! Ниже, у самой воды девятка целей! - раздался чистый женский голос в шлемофоне.
- Не вижу! Дай курсовой.
- Курсовой не могу, от вас курс тридцать градусов!
- Тридцать один! Делай как я!
Пикирую, обороты совсем сбросил.
- Курсовой!
- Вправо, двадцать, ниже 1000.
- Цель вижу! Торпедоносцы! Следить за скоростью!
Делаю 'полочку', сбрасываю скорость, выпускаю закрылок, опускаю нос машины вниз, продолжаю снижение под меньшим углом. Хейнкели идут колонной. По сути, они практически беззащитны. Поэтому нам приходится постоянно следить за собственными хвостами. Они, наверняка, уже кричат о помощи! Даю Васильеву команду держаться выше, оттянуться и следить за нашими хвостами. Немцы прижались к самой воде. Последний делает глупость, и следует строго в кильватер следующему. Не входя в зону действия его пулемётов, даю короткую. Он просел и чиркнул по воде. Обхожу фонтан воды. Второй начал огрызаться из трех пулемётов на таком расстоянии, что он не мог не то что попасть, но просто прицелиться ему было невозможно. Трусят стрелки! Они явно не имеют опыта полётов на такой высоте и над водой! Наберут на флот железнодорожников! Короткая! Левый двигатель немца выбросил пламя. Хейнкель сбросил торпеды и полез наверх.
- Васёк! Держи его! Он твой!
- Понял, четвёртый! Сзади чисто!
После того, как был сбит третий, и с огромным фонтаном брызг отметил ещё одну победу, ведущий сбросил торпеды и рванул к берегу, за ним повторили манёвр остальные. Дал команду преследовать, а сам начал набирать высоту. Снарядов оставалось совсем чуть-чуть. Попытка создать строй у немцев не удалась. Оторвавшись от воды, они сами себя превратили в мишени! Ну не могут сухопутные лётчики летать над морем!
Запросил Осу, будет ли подмога, топливо уже подходило к возврату.
- Четвёртый. Всем отход через пять минут.
Я вижу, что со стороны Геленджика подходит восьмёрка кобр, явно наших, из второй. А ниже, видны точки набирающие высоту. Наша смена. 'Тринадцатый' собирает своих, им лететь дальше. Мессера тоже отходят, и только две девятки 'Ю-87', из хвостовых, деловито направляются навстречу с Нептуном! Уж кто-кто, а Аксёнов, наш 'комиссар' и лётчик от бога, ведущий нашу восьмерку, их просто так не отпустит! В кабине жарко, несмотря на мороз на улице, что летом будет! Правда, и я в меховой куртке и в комбинезоне, а под ним бежевый водолазный свитер. Оглядываюсь, все в строю, не дымят. Интересно, как у остальных? Сажусь с ходу, хлопнул по руке Толика: 'Всё отлично! Заправляй, заряжай!', бегу на КП. Смотрю за посадкой и считаю машины. Давненько я не видел такого количества немцев! Последний раз под Ленинградом в сентябре 41-го. Видимо, мы своим десантом им здорово на... хвост наступили. Или они решили покончить с нашим флотом именно сегодня. Принимаю обстановку от оператора, это уже не Людмила, а Таня Захарова. Мы специально держим на связи женщин, чтобы голос сильно отличался. Таня до войны работала диктором на ленинградском радио.