Комиссаренко Валерий Ефимович : другие произведения.

Акимыч

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об учителе


   Акимыч
  
   Наало рассказа об этом человеке напрашивается само собой. "Не лепо ли ны бяшать, братие, начать старые словесы трудной повести о...". Ибо личность это была легендарная. Правда, возникают методологические трудности. Я основательно подзабыл преславянский, но даже если и помню, то боюсь, что у некоторых читателей возникнут трудности перевода. В любом случае сам герой сей повести прочесть её не сможет. Вот уже более пяти лет его нет с нами.
   Звали его Михаил Акимович Петрик - Учитель. Казатину не занимать имён выдающихся людей практически во всех областях человеческой деятельности, а вот такой Учитель был только один. Менее всего мне бы хотелось, чтобы рассказ о нём походил на реквием и, тем более, на некролог. Славословий в свой адрес он не терпел. Излишняя серъёзность наводила на него тоску. И если отдельные пассажи сего опуса покажутся несколько фривольными, то это часть его самого.
   Большую часть своей сознательной жизни я провёл рядом с ним. Открытый, весёлый и кажущийся легкодоступным, он элегантно проводил границу доступности в свой мир, не обижая при этом собеседника. Однажды я приехал из Германии в отпуск. Первым делом нанёс визит Акимычу. Наш неспешный разговор перешёл на немецкий язык. Я спросил, откуда у него такой хороший немецкий. И он рассказал историю своего пленения в войну, жизни в лагерях, двойном побеге, как партизанил на немецкой территории в конце 44 начале 45 годов. Зная его десятки лет, об этом не знал ни слова.
   Способность Акимыча усадить на пятую точку зарвавшегося наглеца на уроке одним метким словом вошла в легенды, и его выражения многократно цитируются на сайте "Одноклассники" / СШ N2. Помню, как за справедливо выставленный кол кто-то из болванов нашего класса, обманутый небогатырской внешностью Акимыча, решился на физическую с ним разборку. На следующем же уроке Акимыч сказал: "Повышать таким образом свою успеваемость абсолютно бесперспективо". Для многих из нас это был хороший урок на всю оставшуюся жизнь, и не только школьную. Эти же слова, облечённые в наукообразную форму, звучали бы как тема диссертации: "Ограниченные возможности изменения ситуации в свою пользу с помощью физического воздействия в нормальном человеческом социуме". Весьма актуальная в наши дни тема. Способности своих учеников он оценивал абсолютно безошибочно и обжалованию этот диагноз не подлежал. Однажды, когда я кувыркался у доски и бросал умоляющие взгляды в класс, надеясь на подсказку, Акимыч вдруг спросил: "Какой у тебя рост?". ответил. "Размер обуви?". Я ответил. М.А. секунду обдумывал ситуацию, поставил четыре и объявил классу: "У Вили есть ещё возможность чему-то обучиться, случай
   не безнадёжный". Общий хохот. А вот ещё, из "Одноклассников": "На уроках математики, когда отвечающий у доски не мог объяснить, как он решал задачу, Михаил Акимович говорил: "Ты, как моя собака Шарик, Видно что понимает, а сказать не может"; один наш нерадивый ученик не растерялся и парировал Михаилу А. :
   - Продайте мне Вашу собаку, она и будет за меня делать домашние задания.
   На что М.А. ответил:
   - Достаточно того, что она проверяет ваши тетрадки у меня дома.
   После дембеля я обратился за советом к Учителю, чем мне зарабатывать на хлеб. Он ответил:
   - Иди работать в школу.
   - Но знания мои более чем скромны.
   - В процессе преподавания наверстаешь, либо способный ученик объяснит тебе то, до чего сам не допрёшь.
   - А этого достаточно?
   - Вполне. Используй своё примущество перед учениками на целые сутки.
   - Как?
   - У тебя будет программа и учебник, вот и прочтёшь тему раньше своих учеников. Кроме того, я объясню тебе, чем отличается хороший учитель от не очень хорошего: хороший учитель вызубривает наперёд темы не на один урок, а на два. А преимущества профессии учителя я покажу тебе на каникулах, когда мы с тобой займёмся чем-нибудь дельным.
   Способности Акимыча в различных областях техники просто поражали. Отремонтировать любую электронику, автомобиль, бытовую хреновину типа холодильника было для него плёвым делом. У меня постоянно выходил из строя телевизор, а именно дорогая и дефицитная деталь ВТ-18. За помощью я обратился к Акимычу. Зная удивительную способность моей мамы в приготовлении всякой вкуснятины, он явился незамедлительно. Ремонт начался с вопроса:
   - Знаешь, для чего служит ВТ-18?
   - Это выпрямитель.
   - Сейчас мы его наладим навсегда. У тебя сырая квартира и его пробивает.
   - Ладно, займёмся ВТ-18, квартиру поменяем позже, - заметил я и рванулся за деталью. Акимыч тормознул меня и и сказал, что за такие деньги лучше купить 2-3 бутылки. "Пшеничной 54®".
   - Дай мне гвоздь 150 мм, кусок алюминиевой проволоки, немного медного купороса, надеюсь, у тебя хватило ума кое-что утащить из лаборатории для дома, для семьи?
   - Конечно, не всегда же таскать детские тетради на растопку.
   Из перечисленных предметов Акимыч соорудил выпрямитель, который работал даже тогда, когда сгорел телевизор. Правда, мама не успевала за нами с варениками с картошкой, хорошо хоть заначила порцию для папиного обеда. Надо ли говорить, что технические разработки и приборы, сконструированные Акимычем, демонстрировались на ВДНХ и отмечались дипломами и медалями. Он отлично разбирался в принципах работы машин, механизмов и электроприборов, отсюда и исходили его разработки. Но это имело и свою оборотную сторону - после его рук никто не брался за ремонт техники.
   Однажды по дороге из Винницы в машине вышел из строя карбюратор. Акимыч полез в аптечку, достал из неё как-то там оказавшуюся клизму, приладил её, и мы добрались до дома. Я был просто ошеломлён. А он, улыбаясь, сказал: "Карбюратор служит для регулировки подачи топлива в двигатель. Для этой же цели может служить и клизма. Только не надо часто использовать её по прямому назначению - выхлоп будет напоминать запах...". "Меркаптановой", - уточнил я.
   На каникулах мы ходили на халтуру по ремонту всякой бытовухи. Моя роль сводилась в ассистировании Акимычу путём подачи ему отвёрток, зубил и других необходимых при ремонте радио- и телеприёмников инструментов. А также поглощать водку, закуску и поддерживать умные застольные разговоры о перспективах построения коммунизма в одной "Отдельной" взятой колбасе. Но этот период закончился для меня печально. Акимыча пригласили для ремонта телевизора в один приличный дом. Хозяева - очень гостеприимные и добрые люди. Зная об этом, Акимыч взял меня с собой. В одиночку ему было всего ни выпить и ни съесть. На мою беду к родителям приехал из Москвы на каникулы сын-студент, Лёня. Я попросил Акимыча слегка полирнуть мой имидж подмастерья и штатного пиздуна. Он сказал: "Будешь, как обычно, подавать инструменты, но при этом произноси какие-либо технические термины". Начался ремонт. Я надувал щёки и важно говорил:
   - Возьми фомку и вскрой фальшпанель.
   - Вот тебе отвёртка, подкрути гетеродин.
   - Бери долото и зубило, наладь регулятор строчной развёртки.
   И т.д. и т.п.
   Приступили к обеду. Под работающий телевизор хозяйка стала подавать мне лучшие куски и выпивку. Хозяин вознамерился сунуть мне в карман деньги, которые мы принципиально не брали никогда. Затем мать отозвала в сторону Лёню и что-то ему шепнула. Вернувшись к столу, он пояснил, что мать, показывая на меня, сказала: "Смотри, такой молодой, а уже Акимович". Это было имя нарицательное.
   После всего М.А. сказал мне: "Ты быстро схватываешь существо дела. Работай сам". Не очень-то я расстроился - было достаточно и других поводов для закуски на халяву.
   Брат мой, работавший с Акимычем с первого дня организации им в 8-й школе (ныне школа N2) кружка, как сейчас говорят, "Умелые руки", всеръёз вознамерился забрать его к себе в оборонное КБ. Долго уговаривали мы его за хорошо накрытым круглым столом, но он решил - пусть всё остаётся по-старому. А жаль: с его головой в солидной организации точно стал бы Заслуженным изобретателем СССР, а, может быть, и лауреатом.
   В одном пункте мы с ним всё же так и не пришли к общему мнению. В пятом. Обжёгшись в неудачном браке с женой-еврейкой, он, местами и временами, стал недолюбливать нашего брата.
   С трепетом пишу эти заметки - не тот я автор для такой темы. Не сомневаюсь, что кто-нибудь напишет об Акимовиче гораздо лучше и полнее. Он этого достоин. В своё оправдание могу лишь только заметить, что написал это по просьбе человека, которому я не могу отказать - подруги моих молодых лет Людочки С.. И второе. На годовщине памяти Учителя я процитировал строку из "Синей птицы" М. Метерлинка: "Такие люди не умирают. Они просто спят в ином мире. И когда о них вспоминают, они просыпаются и радуются памяти о себе".
   Я не мистик, но если прочитавшие эти воспоминания вспомнят об Акимовиче и о том, что с ним связано, и при этом улыбнутся, могу считать, что писал я не в пустоту.
  
   Казатин - Konstanz декабрь 2009
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"