Про всадника без головы, системную революцию, хаос, методологию и зависимость от начальных условий
Итак, она звалась Татьяной...
"Параноидальный перевод скриптов блогера Татьяна (t_yumasheva)
В предыдущих сериях: Говорят, что достаточно посмотреть в глаза девушке с этим именем, чтобы понять, каким был взгляд нашей праматери Евы: в них есть страстность первых утренних лучей. Татьяны очень нахальны - настоящие сорванцы, подкарауливают жертву, как их тотемное животное рысь. Ученые, между прочим, так и не пришли к единому мнению относительно происхождения имени Татьяна. Есть версия, что "Татьяна" - от латинского Татиус - имени сабинского царя. По другой же версии, Татьяна - древнегреческого происхождения: устроительница, учредительница, повелительница.
С уважением к Анатолию Чубайсу, Александру Волошину, Валентину и Татьяне Юмашевым!Параноики тоже люди, у них есть свои проблемы : ) )
"Кто следил за комментариями, которые пришли на мой последний пост о книгах для детей, наверняка обратили внимание на небольшую дискуссию, которая у меня возникла с несколькими из моих друзей. Суть разговора - мы столько с вами вспомнили книг, что ребенку за те три-четыре года, именно когда их интересно и нужно читать, с таким количеством литературы не справиться. Я добавила, что Маша у меня еще кое-чем занимается. И написала чем. Я повторю это здесь. У нее в расписании, естественно, кроме школы - плавание, теннис, художественная гимнастика, балет, пианино, шахматы, верховая езда, математика, рисование, история музыки, и три кружка в школе, которые она обожает - вокал, рисование и драма. И еще дополнительные занятия на пианино. Ей почти девять лет (будет через два месяца). И возникает вопрос, перегружен ли ребенок? Отвечать на него впрямую не буду, просто расскажу, как у нас проходит день. Ну, например, такой, что был сегодня. Утром и до середины дня - школа. Придя домой из школы, она мчится на балет, потом домой, где ее ждет преподаватель по музыку, у нее пианино. А потом, быстро переодевшись, она летит на секцию тенниса. То есть, если иметь ввиду, что из школы она приезжает в три-четыре часа, в зависимости от школьного расписания, то эти три занятия занимают у нее все время до ужина. После ужина она делает уроки и, если остается время, немного играет. Потом подготовка ко сну, зубы, душ, и в кровать. И дальше у нас обязательные, я бы сказала, волшебные минуты, когда она уже лежит в постели, прихожу я, и мы читаем очередную книгу. Я ей вслух главу, а она мне. Если это английская или французская книга, то я, естественно, вслух не читаю, с моим произношением это было бы странно. Потом тушим свет, болтаем о ее секретах, я ей что-то рассказываю, что за день произошло, о наших планах, обо всем. Я целую ее на ночь. Ухожу. День закончен. Такое жесткое, казалось бы, расписание она воспринимает как должное, это ее естественное существование. У нее не возникает (пока) вопросов, а почему я так занята, а где мое свободное время, я бы хотела поиграть в куклы, или посмотреть телевизор, или поиграть в компьютерные игры. У нее на это нет времени, и нет таких мыслей. (Даже если они где-то и есть, она их пока вслух не произносит.)
Я считаю, что мы, родители, если у нас есть возможность, должны впихнуть в детей максимум умений, которые потом им пригодятся в их подростковой и взрослой жизни. Вы, наверное, помните, у каждого из нас возникали ситуации, когда мы про себя вздыхали или восклицали, ну почему меня родители не научили играть на гитаре (пианино, трубе, скрипке). Или, почему я не умею играть в теннис (во время отдыха, когда с завистью смотришь как твои друзья блестяще машут ракетками). Или, почему я не умею рисовать (когда приходишь на какую-нибудь выставку, и видишь эти замечательные цвета и эти линии). Базовые основы образования, которые дает школа - это необходимый фундамент для дальнейшего роста человека (именно поэтому я против нынешней широко обсуждаемой школьной реформы, которая может привести к сокращению этой базы). А дальше начинается жизнь, и на этот фундамент мы накладываем наши новые знания и умения. Идем в институт, изучаем там то, что считаем важным в нашей будущей жизни, кто математику, как я, кто журналистику, как мой муж, кто историю, кто юриспруденцию или бизнес и т.д.. Но возвращаясь в детство и к детям. Есть очень короткий период времени, видимо, лет до 12, когда те навыки, которые ребенок успел в себя впитать, во-первых, остаются с ним на всю жизнь. Что бы он дальше не делал. А, во-вторых, которым невозможно потом, даже прилагая огромные усилия, научиться во взрослом возрасте. Язык - самый примитивный и яркий пример. Маша научилась говорить по-английски и французски с раннего детства, с года, и учила их с носителями. Я пригласила в Москву через французское и английское агентство английскую и французскую нянь. Она говорит на них как по-русски, без акцента. При этом, даже и не понимает, почему английский и французский для нее также естественны, как русский. И с другой стороны я, которая всю свою сознательную жизнь изучала этот английский на всех возможных курсах, и по-прежнему у меня в нем нет свободы и легкости, я должна следить за тем, правильно ли употребляю время глагола, мне нужны паузы, чтобы подобрать слово и т.д.
Или другой пример. Мой сын Боря, он сейчас уже взрослый. В детстве я записала его на теннис, он ходил в Лужники. Помню, как проклиная про себя все, тащилась с ним на троллейбусе и метро на занятие, ему не хотелось, у меня была куча других важных дел. Но теннис мне ужасно нравился, хотелось, чтобы Борька хорошо играл. Он и заиграл вполне прилично. Турниры не выигрывал, для этого надо было заниматься каждый день, иногда два раза в день, но многих своих сверстников по группе обыгрывал. Лет в тринадцать теннис он уже забросил, сказал, что надоело. Прошли годы. Мой муж, который первый раз взял ракетку лет в 25 и с тех пор не выпускает ее из рук такое же количество лет, играет вполне прилично. Я думаю, он где-то в десятке лучших "чайников", как они сами себя называют, Москвы. Но если Боря начинает играть с Валей, у моего мужа нет никаких шансов. Счет - 6-0, в лучшем случае - 6-1 в пользу Бори. И только лишь потому, что Боря позанимался четыре-пять лет теннисом в правильное время, в детстве, когда тело удивительным образом запоминает все, что вы из него лепите. То же самое с горными лыжами. Я таскала его с детства в Хибины, куда любила ездить (раньше ни Австрии, ни Франции, как вы помните не было, впрочем, как и нормальных лыж), и в Москве по выходным в Крылатское, есть там такая дохленькая горка. Тогда практически не было и инструкторов, он учился сам. И в результате сейчас он катается блестяще, ему не страшны любые трассы, он получает удовольствие и от черных, самых сложных трасс, и от катания вне трасс, по чистому снегу, и со специально подготовленных горок с буграми, которые называются могул, по которым нормальным любителям просто съехать сложно, не говоря уж о том, чтобы нестись так, как это делает Боря. И опять, это все только лишь потому, что я вовремя, в детстве, брала его с собой повсюду в горы.
Я не хочу, чтобы Маша стала профессиональной теннисисткой или балериной, или плавчихой, или шахматисткой. Хочу лишь, чтобы эти навыки у нее были, и у нее будет возможность ими пользоваться всю жизнь. При этом, я понимаю и то, что она со этими прекрасными навыками может в 18 лет влюбиться в какого-нибудь байкера с серьгой в носу, и уехать с ним, вместе со своими языками, шахматами, балетами и изобразительным искусством, куда-нибудь подальше от родителей, которые ничего в жизни не понимают. Мне кажется, я знаю, что надо делать, чтобы этого не произошло. Но это уже совсем другая история. Но и байкеры будут уважать ее за языки, шахматы, балет, рисование, плавание, езду на лошадях и всякую другую ерунду, которую чокнутые родители запихнули в нее, когда она была маленькая. Они будут уважать ее потому, что будут знать, за каждым ее умением был долгий и тяжелый труд. Так что, не теряйте время, у ваших детей его осталось не очень много. Сделайте им подарок. Научите их тем умениям и навыкам, которыми они дальше будут пользоваться всю свою сознательную жизнь".
Итак...
Про всадника без головы, системную революцию, хаос, методологию и зависимость от начальных условий
Ситуация в мире: В мире, в предверии второго круга Системного Кризиса начинается Системная Революция (терминология автора)... Геополитический смысл этого процесса, по всей видимости, семи-восьмилетнего периода (2018 - прогнозируемой год окончания очередного цикла Кондратьева) можно свести к биффуркации на рынке энергоресурсов - перестройка его связей. По-крайней мере, не в пользу Китая. В России - начинается новая волна террора...
Основная мысль"Татьяны":
В период когда месяцев за девять до выборов предвыборный хаос начнёт затягивать всех в перераспределение связей, важный момент начнут играют начальные условия...
Рекомендация: Прочитать: "Теория хаоса в социальных науках: основы и применения" (под редакцией Л.Д. Киля и Э. Эллиотта). Метод историко-методологический.
Предисловие: Краткое содержание романа М.Рида "Всадник без головы":
перед ними выжженная прерия. Путь каравану указывает молодой всадник в мексиканском костюме. Караван продолжает движение, но вскоре всадник появляется снова, С точки зрения психологии и методологии подтекст всем известного романа укладывается в выборе стратегии, которая напрашивается из понимания, что психологическая победа над самим собой - это главное для успеха. Главное не в том, что человек ходил без головы, а в том, как он решился на первый шаг.
Ситуация: Отметим оправданную озабоченность ДИМ Системной революцией. Начатая в странах Магриба "перестройка" вызвала ответную реакцию в Кремле. И обратим внимание на выступление президента РФ во Владикавказе на заседании Национального антитеррористического комитета. Ради удовольствия обращаем внимание на терминологию - ОНИ. Читаем:
"Посмотрите на ситуацию, которая сложилась на Ближнем Востоке и в арабском мире. Она тяжелейшая. Предстоят очень большие трудности. В ряде случаев речь может пойти о дезинтеграции больших густонаселённых государств, об их распаде на мелкие осколки. А государства эти очень непростые. Вполне вероятно, что произойдут сложные события, включая приход фанатиков к власти. Это будет означать пожары на десятилетия и дальнейшее распространение экстремизма.
Надо смотреть правде в глаза. Такой сценарий они раньше готовили для нас, а сейчас они тем более будут пытаться его осуществлять. В любом случае этот сценарий не пройдёт. Но всё происходящее там будет оказывать прямое воздействие на нашу ситуацию, причём речь идёт о достаточно длительной перспективе, речь идёт о перспективе десятилетий.
Давайте будем честными перед самими собой, не надо самообманываться и вводить граждан в заблуждение, это большая, сложная проблема, по которой нам придётся предпринимать очень серьёзные усилия на протяжении очень длительного периода. Но вывод совершенно очевиден - никто, кроме нас, порядок в этой сфере навести не сможет".
Терминология - забавна. Ссыт?.. Скорее всего. Но не только (в этом смысле в доме Волконских всё сложнее см. свеженькое) . Дело также в том, что цены на нефть пошли вверх. По словам же ВВП, российская экономика не заинтересована в столь резком повышении цен на нефть. 24 февраля европейская нефть марки Brent с поставкой в апреле находилась в районе отметки в 120 долларов за баррель. Еще 22 февраля нефть стоила меньше 110 долларов, а в начале февраля - меньше ста.
А в чём, собственно, дело?
Опасность в том, что инвесторы ("Они") начали скупать нефтяные контракты еще до того, как начали сокращаться поставки нефти на мировой рынок из-за снижения производства в Ливии. Не согласиться с опасностью перестать стать влиятельным игроком на рынке энергоресурсов понятна и ДИМ. Это важно, и по всей видимости, это камень преткновения в намерениях Власти и "Методологов" (обьяснение см. ниже). Второе - возможность продолжения Системной Революции в РФ. С учетом факта того, что интернет-коммуникации находятся под контролем приближённых к "Семьи" "Татьяны" (не углубляясь в детали - ЖЖ, Мамут, Усманов, Связьинвест, Госкомимущество - выводы самостоятельные...), Власть имеет право намекать им "Они". А "Они", ближе к кому находится т.н "Семья", в свою очередь проводят осуществление новых нетрадиционных схем деятельности с помощью Методологии с помощью VIB - Very Important Блогеров (терминология автора).
Небольшое напоминание: Методология - любимое учение Анатолия Чубайса о способах организации и построения теоретической и практической деятельности общества.
Вкратце... Философия выявляет общественно-историческую зависимость репертуаров и средств деятельности людей от уровня их развития и от характера разрешаемых ими проблем. Методология, как известно, является наукой о методах. Применительно к экономической науке ее роль заключается в выявлении методов изучения хозяйственной жизни и экономических явлений и соответственно средств (инструментов) и путей (приемов) достижения знаний в этой области с целью реального освещения механизма функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы с учетом присущих ей категорий и законов. Однако, прежде чем рассмотреть суть методов научного познания в экономической науке, целесообразно коротко охарактеризовать общие принципы структуризации, а также содержание основных методологических принципов, на которые она опирается, как и любая другая отрасль науки. Исторически складывается так, что исследователи склонны, как правило, делать выводы и обобщения, носящие позитивный характер, руководствуясь при этом убеждениями чаще всего нормативного свойства и исходя (явно и неявно) из желаемых или идеализируемых принципов и совершенного положения вещей и искусственно удаляясь тем самым от реального отображения действительности.
В границах обслуживания политических программ деятельности смысл Методологии сводится к обеспечению их нормативно-рационального построения. Задачей Методологии становится выяснение, конструирование и преобразование схем деятельности, интегрированных в повседневный опыт человеческих индивидов.
Пока в политике доминировала вера в незыблемые властные стандарты Макиавели, философия реконструировалась в категориально-понятийных комплексах общей Методологии познания. И вот, что сегодня оказалось, - познавательные стандарты обнаружили собственную зависимость от самого процесса познания, от развитости познающего субъекта и от типа познаваемых объектов, постольку в основаниях Методологии выявились социально-исторические, человеческие, личностные, культурные измерения, потребовалось их принципиально иное философское осмысление. Об этом и очередное сообщение блогера Татьяны.
Теперь непосредственно"перевод" скрипта"Про балет, шахматы, теннис и все остальное":
.
Если вы когда-либо играли в бильярд, то знаете, что от начальной точности удара, его силы, положения кия относительно шара, оценка месторасположения шара, по которому наносится удар, а также расположения других шаров, находящихся на столе, зависит конечный результат. Малейшая неточность в одном из этих факторов приводит к самым непредсказуемым последствиям - шар может покатиться совсем не туда, куда ожидал бильярдист.
Непредсказуемость хаоса объясняется в основном существенной зависимостью от начальных условий. Такая зависимость указывает на то, что даже самые малые ошибки при измерении параметров исследуемого объекта могут привести к абсолютно неверным предсказаниям. Эти ошибки могут возникать вследствие элементарного незнания всех начальных условий. Что-то обязательно ускользнет от нашего внимания, а значит, уже в самой постановке задачи будет заложена внутренняя ошибка, которая приведет к существенным погрешностям в предсказаниях.
Рассмотрим еще один пример влияния начальных условий на конечный результат. Представим себе, например, камень на вершине горы. Стоит его чуть-чуть подтолкнуть, и он покатится вниз до самого подножия горы. Понятно, что совсем малое изменение силы толчка и его направления может привести к очень значительному изменению места остановки камня у подножия. Есть, правда, одна очень существенная разница между примером с камнем и хаотической системой. В первом факторы воздействия на камень во время его падения с горы (ветер, препятствия, изменения внутренней структуры вследствие столкновений и т.п.) уже не оказывают сильного воздействия на конечный результат по сравнению с начальными условиями. В хаотических системах малые изменения оказывают значительное воздействие на результат не только в начальных условиях, но и прочих факторах.
Один из главных выводов теории хаоса, таким образом, заключается в следующем - будущее предсказать невозможно, так как всегда будут ошибки измерения, порожденные в том числе незнанием всех факторов и условий .
То же самое по-простому - малые изменения и/или ошибки могут порождать большие последствия.
Теперь собственно историческая методология. Сегодня мы поговорили о молодёжи, а вместе с ней не о пушкинской Татьяне, и не ельциновской, и даже не юмашевской, а о ее тезке - Татьяне, которая с 1755 года и по сей день покровительствует всему доблестному росиийскому студенчеству. И, перед тем как сказать "до свидания", вспомним китайский пример "культурной революции"* - политические события с ноября 1965 по октябрь 1976 года в истории КНР. Этот период характеризовался крайней политизацией всех областей городской жизни, обозначенной беспорядочными выступлениями студентов. Хунвэйбинам - членам созданных в1966--1967 годах отрядов студенческой и школьной молодёжи (поделившись на "красных" и "черных" : )) тогда была дана полная свобода действий, которая вылилась в хаос.
* Термин "культурная революция" был впервые употреблён В. И. Лениным в 1923 году в работе "О кооперации".
P.S. Пресса: четверг, 24.02.2011. "Организаторы протестных акций "День гнева" приостанавливают их до апреля, рассчитывая на переговоры с властями. В случае, если переговоры не состоятся, следующий "День гнева" пройдет 12 апреля. Таким образом, 12 марта подобной акции не будет". Итак, она звалась Татьяной... Но вопрос в том, что подразумевается под "начальными условиями", из-за которых "Маша" уезжает к байкерам, а "Мубараки" - умирать за границу? Методология в совокупности с Теорией хаоса в социальных науках дает новое динамическое понимание подобного случая - Система "запоминает" начальные условия и потом, на этапе своего развития, она может их вспомнить.