Комраков Олег Николаевич : другие произведения.

"Город Солнца" Ивана Проханова

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эссе о проекте Ивана Проханова по строительству города Евангельска.

  Иван Степанович Проханов обнародовал свой проект по строительству города Евангельска в середине 20-х годов, в переломное время для молодого Советского государства. После Февральской революции на территории бывшей Российской империи различные политические силы начали реализовывать несколько проектов тотального переустройства общества, большинство из которых отчётливо носило характер утопических. Большевики, захватившие в результате Октябрьской революции центральные губернии, пытались воплотить в жизнь идеалы "военного коммунизма": ликвидация частной собственности, изъятие излишков сельхозпродукции у крестьян, принудительная трудовая повинность. На территориях, контролируемых Белым движением, осуществлялся проект по созданию демократического правления на базе широкого политического консенсуса правых сил (кадеты, октябристы, монархисты, правые эсеры) под имперскими, националистическими и буржуазными лозунгами.
  Помимо этих двух магистральных и самых масштабных противоборствующих проектов реализовывались и более экзотические варианты политического устройства, такие как анархическая республика атамана Нестора Махно или попытка барона фон Унгерн-Штернберга воссоздать Монгольскую империю. Кроме того, национальные окраины бывшей империи воспользовались расстройством центральной власти и попытались построить суверенные государства с различными политическими устройствами, но почти всегда с опорой на националистическую идеологию.
  Многие проекты того времени базировались на ощущении наступления новых времён. Люди, возглавлявшие и продвигавшие эти проекты, были уверены, что после крушения царского империалистического строя вся жизнь кардинально переменится, и что именно теперь появляется возможность построить новое счастливое общество. Взгляды на то, каким должно быть это общество имели много общего: радостный коллективный труд; общая собственность; справедливое распределение результатов труда; использование последних достижений науки и техники (в известной формулировке В. Ленина: "Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны"); ликвидация общественных пороков - пьянства, нищеты, азартных игр; строительство прекрасных светлых и чистых городов.
  Такая схожесть представлений об идеальном устройстве общества неудивительна, ведь утопические идеи восходят к одному источнику - эсхатологическим представлениям христианства о "новом небе и новой земле". От раннего христианства этот образ грядущего перешёл в работы средневековых мыслителей, таких, как Томмазо Кампанелла и Томас Мор, а у них эти представления позаимствовали социалисты Шарль Фурье и Роберт Оуэн. К тому времени, когда социалистические идеи о переустройстве общества дошли до России, их христианские корни были уже давно и прочно забыты. Отход от первоначального смысла привёл к изменению представления о том, какими методами должно осуществляться построение "нового мира", и практически все борцы за всеобщее счастье считали в первую очередь необходимым физически уничтожить всех, кто не подходит для новой жизни.
  Коммунисты истребляли аристократию и буржуазию, белогвардейцы расстреливали комиссаров и агитаторов, махновцы сражались с деникинскими войсками, а барон фон Унгерн-Штернберг начал строительство Монгольской империи с еврейского погрома в захваченном его войсками городе Урга. Мало того, в эти проекты проникли идеи совсем другого порядка, идеи о том, что для построения всеобщего счастья необходимо истребить всех, кто не подходит для новой жизни. Крайнее проявление такого подхода изобразил Андрей Платонов в романе "Чевенгур": новые люди уничтожают буржуазный и полубуржуазный элемент, и наивно считают, что теперь, когда в городе остались только настоящие коммунисты, наступит вечное счастье.
  В отличие от строителей безбожного рая на земле Иван Проханов не призывал никого уничтожать. Он желал организовать город Евангельск на принципах добровольности и христианской любви. Трудно сказать, что могло бы выйти из этой идеи, если бы Проханов начал свой проект на пять лет раньше, сразу после затухания активной фазы Гражданской войны. Ведь те годы верующие христиане активно организовали кооперативы, артели и сельскохозяйственные коммуны, пользуясь поддержкой или как минимум безразличием со стороны Советской власти. Некоторые из старых большевиков по привычке всё ещё видели в евангельских христианах своих союзников, одобряли их стремление к новой жизни, к радостному коллективному труду, к строительству нового общества, и потому защищали евангельских верующих.
  Разумеется, даже при самых благоприятных обстоятельствах строительство Евангельска столкнулось бы с серьёзными трудностями. Для возведения города и налаживания повседневной жизни требовались усилия множество людей, в том числе специалистов: инженеров, строителей, агрономов. Вполне вероятно, что пришлось бы привлекать к проекту неверующих. В любом случае, большой коллектив - это совсем не то же самое, что узкий круг единомышленников. Чем больше в общине оказывается людей с разным прошлым и разными представлениями о правильной организации жизни, тем выше вероятность напряжения и конфликтов. Те правила общественного устройства, которые Проханов предложил в своей статье "Новая, или евангельская жизнь", звучат слишком абстрактно и идеалистично. Для повседневной жизни потребовалось бы гораздо больше подробно расписанных правил и законов, и наверняка не все горожане согласились бы с этими установлениями.
  Но всё же, такой увлечённый и энергичный человек, как Иван Проханов, с Божьей помощью наверняка смог бы решить все проблемы, собрать команду руководителей общины Евангельска и осуществить то, что на первый взгляд кажется невозможным. Только вот возможности воплотить этот проект в жизнь Проханову так и не дали. К тому времени, когда была проведена предварительная разведка местности и можно было бы начинать строительство, ситуация в Советском Союзе переменилась. Те люди, которые видели в евангельских христианах своих союзников, отошли от дел, а среди всех проектов по преобразованию общества окончательно утвердился тот, который впоследствии назовут "сталинским".
  Этот эклектичный проект позаимствовал от военного коммунизма готовность прибегать к любым средствам ради реализации своих целей, централизацию и огосударствление экономики, а у "белых" взял идею построения единого, неделимого имперского государства (так что правая кнсервативная часть белой эмиграции начала видеть в Сталине "красного императора"). Одной из основных черт нового режима стало желание установить во всём обществе сверху донизу единую жёсткую идеологию, и с этого момента новой власти стало не по пути с христианством. Хотя позднее, во время Великой Отечественной войны Сталин частично реабилитирует православие и протестантизм, но только на условиях подчинения государству и тотального контроля. Так что город Евангельск никак не вписывался в планы партии.
  Таким образом, перспективный проект, вполне способный осуществиться в других условиях, так никогда и не воплотился в жизнь. Потомкам остался чудесный замысел, который в наши дни, увы, представляет лишь исторический интерес, как некая возможная попытка построить христианскую альтернативу коммунистическому строю, реализовать схожие идеалы, но другими методами и на другом основании.
  Ссылки:
  Статья о проекте Евангельска в онлайн-энциклопедии ЕХБ: http://baptistru.info/index.php/Евангельск_(город_Солнца),_градостроительный_проект
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"