Кон Ян : другие произведения.

Дашифу чжай чжи-и. Истории о странном из кабинета мастера Сыбая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перед вами связанный общими героями и рассказчиком сборник новелл, что посвящены нашему отдаленному будущему, точнее одному из его возможных сценариев на основе весьма вероятных социально-технологических допущений. А вместе с тем это погружение в иную культуру, ибо действие идет в великой индокитайской империи Чанъань-Нитьясанти - крупнейшем межзвездном объединении почти трех сотен систем при семистах миллиардах их населения. Наконец, это еще и увлекательные истории, стилизованные под классические повести об удивительном, где-то скорее детективные, где-то "страшные", а где и вовсе любовные. Этакий сплав восточной старины с футуристическим миром, где технологии шагнули вперед, а человеческая натура осталась все той же.


Мастер Сыбай и его новеллы

(вместо предисловия)

  
  В неизменно пользующейся в Индокитае особой популярностью литературе мирской суеты или простого письма сушу его воистину золотого века - долгого правления старого императора Лао-ди, пожалуй, нет интересней материала для исследователя, чем так называемые истории о странном чжии или о чудесном чжигуай в стиле малой прозы сяошо. И по праву особое место среди всех них занимают новеллы из собрания или же кабинета одного из колоритнейших фольклорных персонажей Чанъани - знаменитого повара, непревзойденного мастера церемоний и единственного в своем роде ученого дворцового гухьяка - 482-го или Сыбая Башиара, более известного как Сыбай-дашифу. Что и само по себе уже игра слов, ибо дашифу в зависимости от контекста может значить и великий мастер, и основатель учения, и княжеский советник, и... шеф-повар. Причем все это ему в равной степени подходит. У нас же его вслед за первыми переводами сказок о нем и товарищах еще в благое царствование Светлейшей императрицы Ольги Великой принято называть просто мастер Сыбай. Вполне реальное лицо, чья удивительная жизнь столь тесно переплелась с множеством легенд, что его в итоге и вовсе обожествили в качестве небесного покровителя мастеров церемоний. В корпус так называемых повестей из кабинета мастера Сыбая или просто Дашифу чжай входят сотни новелл, волшебных и судебных, боевых и любовных, в коих он и его ученики столь блистательно продолжают традиции великих Гань Бао и Пу Сун-лина. И самый известный его сборник о легендарной эпохе Старого императора - Истории о странном из кабинета мастера Сыбая или же Дашифу чжай чжи-и мы ныне публикуем.
  В своих записях он любит повторять, что ничего не придумывает, а только пересказывает то, чему свидетелем был сам или же услышал за время службы, а затем уже нашел им аналогии в текстах классиков. Однако сюжеты настолько архетипичны для жанра, а слог столь витиеват и вместе с тем легко узнаваем, что мы не можем не признавать как вполне очевидную преемственность этих трех рассказчиков, лучших в своих эпохах, так и несомненный литературный дар Сыбая-дашифу. Притом что его истории, безусловно, призваны не только развлекать, но и нести должную конфуцианско-дхармическую мораль.
  Традиционно принято делить его новеллы на ряд тематических циклов по их ключевым событиям или же героям. Среди первых необъяснимые явления и дерзкие преступления, высокое служение и земные страсти. Среди вторых ученые аристократы и простецы, истинные рыцари и бездушные чиновники, хитроумные торговцы и жестокие воины, знаменитые красавицы и кибермоды, люди новых рас и мастера иного иши. И, конечно, его легендарные товарищи: многомудрый генерал, сановник и учитель Цай-цзицзю; таинственный глава службы высшей истории императора - госпожа дальних пределов Юаньюйао; бесстрашный и воинственный командующий имперского сыска - неистовая Ни-нюйва, более известная как клинок смертоносного ветра Даофэн; алхимик, оружейник и мастер-за-все - воевода железного посоха Тегуай-бецзян. А вместе с ними, конечно, и сам Дашифу, ибо вся его жизнь история о странном.
  
  Безусловно, имеющиеся имперские источники, по крайней мере, доступные нам, даже как ближайшим партнерам, довольно скудны. Притом что касается документов, то с этим в Индокитае порядок близкий к идеалу. Если нужный допуск имеется, а у нашего института он, конечно же, есть, благодаря давнему партнерству с имперской палатой потаенных документов Мишушэн, можно найти сведения по любому жителю империи. Причем начиная еще с великих реформ периода Дахуа в первой половине XXVII века или более шестьсот лет назад. Однако эти сведения в силу тотальности чиновного аппарата империи по большей части носят несколько однобокий характер - выписок о движении по служебной лестнице, иногда еще об их имуществе и семейном положении. Тем более, когда речь идет о временах предшествующих реставрации Первой династии. Ибо в отличие от центральных архивов многие вторичные сгорели в огне почти двухсотлетней смуты периода трех империй и двенадцати царств Саньдай шиэрго, что наступил после ухода "вечного" императора Лао-ди.
  Так что и в самом империи и уж тем более за ее пределами сегодня принято воспринимать известного по новеллам и их переложениям в сказки мастера Сыбая и его товарищей сугубо как фольклорных персонажей. Действительно, в традиционной историографии мы вряд ли найдем какие-либо упоминания описываемых в новеллах мастера и его учеников событий. Однако это совсем не означает, что у них, как и у их героев, не было реальных прототипов. Более того за каждой из повестей, по крайней мере, принадлежащей кисти самого мастера, всегда есть некая история, конечно, затем щедро им приукрашенная. А равно и сам он, и его герои вполне исторически существовавшие лица, пусть при жизни и не снискавшие должного признания. Ибо будучи талантливыми людьми новых рас, но не из наследных линий высоких домов, все они являлись типичными чиновниками средних рангов того времени. Эпохи, когда согласно внедренной императором конфуцианско-дхармической идеологии значение в первую очередь имели деловые качества и только потом родословная.
  Более того официально они "живут" и по сей день, ибо волей императора навечно включены в свиту их вовсе легендарного предводителя Инь-циньвана, восемнадцатого принца крови и правителя княжества Инь. Чему совершенно не мешает то, что и сам принц, и вся его свита давно уже умерли и официально похоронены в его главном храме на планете Иньсю. Но такова у них традиция, и сами императоры, и многие их потомки или сановники навечно "занимают" свои посты, а де-факто обязанности исполняют местоблюстители. И именно с их мифической службой Инь-цинвану в самый разгар Саньдай шиэрго связаны те уже сугубо фольклорные истории, что собирали его ученики. Но это предмет отдельного издания, а пока нас ждут сочинения самого мастера Сыбая.
  
  граф Сигурд Витович Хольгер-Далоянский
  вице-канцлер, доктор политэкономии и экзографии, профессор,
  декан Института индосинологии и сравнительной трансантропологии
  Белогорского Ее Императорского Величества Университета
  Святая Русь, Белогорье, Ольгово Городище
  14 октября 3241 г. по З.Л.
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"