Аннотация: Немного о православных священниках, с советских времён.
Батюшка советских времён
Один знакомый, напомнил о покойном ныне священнике, одного из храмов города. Сам туда на службы ходил. Храм намоленный, при атеистах не закрывался. Этот ныне уже покойный священник, отпевал ещё мою бабушку. Потом маму, потом папу. А не так давно - скончался сам, в возрасте 80+. Хороший был человек, Царство ему Небесное.
Любил притчи рассказывать в проповедях
Вот одна их них, о раскаявшемся разбойнике. Передам - как смогу.
"В одном месте, лютовал на дорогах разбойник, со своей бандой. Не брезговал и на дома нападать. Много душ погубил. Награбив уже много добра, решил уйти - "на покой", чувствуя что здоровье стало хуже.
Стал искать себе врачей, издержал много средств, а болезнь всё поедала его поедом.
Как говорят святые: болезнь не только тело сушит, но душу тончает. К лечению души призывает. Лечит.
Задумался разбойник о своей былой жизни. Что ни день - ест его совесть, напоминает об ограбленных, о погубленных душах. Стал всё чаще о страшной жизни своей, грехах и пропащей душе своей думать.
В конце концов слёг разбойник, почти окончательно. Просил слуг раздавать богатство и им сами больше подавать. Стал звать священника, чтобы покаяться, плакал ночами напролёт так, что и подушка у него была влажной, и платки под ней держал мокрыми от слёз. И ведь не столько о себе о своей болезни и жизни плакал - о погубленных им душах, да своих делах душевредных.
Дождался батюшку, рассказал-покаялся, да и отдал душу разбойничек, близкой ночью.
И видит один из его набожных слуг - сон. Стоят у тела покойного ангелы. Одни злые-презлые, смеются, тянут его душу к себе. А сами страшнее страшного.
Другие, белые ангелы, как светящиеся, до боли в глазах, но словно своим теплом к себе притягивающие, не отталкивающие.
Один главный-злой, да в чёрном, говорит белым:
- Ставим весы, да взвесим злое и доброе этого человека. Коли зло гое перевесит - наш, к себе в ад заберём. Добро - себе возьмёте.
Стали взвешивать дела разбойника. Что ни возьмут, всё в чашу адскую. Вот попалось немного его помощи сирым да убогим, да и те, большинство перед смертью деланы.
Плачет разбойник. Но деваться некуда. Смеются злые ангелы - "поют такими злыми голосами"(ц).
Нет, не хватает доброй чаше меры перевешивающей к раю.
И тут с неба, на чашу с добрыми делами, вдруг падают платки со слезами покаяния. Один, другой, остальные.
И перетянула "добрая чаша", перевесила. Вроде и тончайшие, да слёз горьких, да покаянных много в них.
Злятся злые: "наша душонка, ей в тоске и унынии мучится во аде, а нам - смеяться там над ней ...Много зла в этой жизни натворил разбойничек!"
Тут голос с неба и говорит"
- " Да. Всю жизнь эту он грешил. Да в конце жизни спокаялся. Принял болезнь, не очерствел, не ожесточился. Отдал всё награбленное и все слёзы выплакал, искренне каясь за грехи и зло. Начни жизнь по новому, не станет он так грешить, потому как не для людей каялся, от души - с души камни снимал. Вот и стали его слёзы тяжелее камня. Найдём место ему, не в адском пламени".
Понесли его ангелы белые-светящиеся. Тут проснулся Божий человек, рассказал людям о сне вещем своём.
После притчи, батюшка добавлял
- "Вот братья и сёстры - не отчаивайтесь, боритесь со своим злом в душе, главное. Чтобы не согрешать и малым грехом. А Господь, по доброте, поможет побороть в себе злые намерения. Только молитесь, просите помочь... Делайте добрые дела и - кайтесь, кайтесь от сердца. А лучше и не грешите, легче будет душе."
Будь ты богат как разбойник, будь ты беден до нищеты. Покаяние, искреннее, это очищение души от всякой накипи, грязи которая нас мучает.
Что такое - психолог? Человек что посоветует, попробует успокоить, забыть, а то и - плюнуть на прошлое. А прошлое, это - мы. Как ты от себя убежишь? Догонит. А чуть совести будет - так и будет напоминать о грехе.
Покаяние и отпущение грехов священником в Православии, это указание на то что "молитвою священника - развязан этот узел мучений на душе". Вот кстати - почему надо поминать священство, просить о прощении. Это они, слыша нашу исповедь, говорят Христу - мы отпускаем человеку эти грехи. И священнику - и стоять на суде, давать ответ - правильно ли он сделал.
Раскаянный грех, говорят, когда ты можешь сказать себе, мучающему тебя лукавому - всё, не мучь меня, не твой теперь, признал Господу свою вину.
А повинную голову, как в народе говорят - меч не сечёт. Гнать надо докучающую мысль о совершённом. Гнать лукаваго, старающегося вогнать в уныние постоянным напоминанием о раскаянном. Однако самому себе, "на заднем дворе памяти" говорить - было, но постараюсь больше не совершать.
Хороший был батюшка... тогда в церквах, на мой взгляд - чаще о покаянии говорили, каяться призывали. Душу чистить. Отчищать до золотого блеска, до золота. Чтоб не в уныние впадать, а как на Пасху поют: праздновать Пасху весёлыми ногами.
Коли к Богу идёшь - как в уныние впадать? Радоваться надо. Сложно это, одновременно быть в покаянии и радости. Но раз так Христос призывал - как можно не верить, что так можно? Можно конечно, только мы столь слабые, что частенько - ни то, ни другое не можем. Точнее - не хотим.
Умиление. Так икона называется пред которой св Серафим Саровский молился. Вот оно - истинно православное слово, чувство - умиление.
Дааа... Царство Небесно пр.Николаю, о ком речь. Когда матушка его померла, сразу стал сдавать. Словно жизнь стала ему не в радость, тихий стал..
. А всё, как увидит кого знакомого - радуется, приобнимет. Напомнят о покойной, так у него глаза - "на мокром месте". Ушёл потом за ней, так рядом и похоронили.
Раз спрашивают у него
- Батюшка, тут вот этот праздник - на среду выпадает. Как нам пост среды исполнять, можно рыбки откушать?
Он остановился, улыбнулся
-"Так Вам скажу. Можно рыбку. Церковь Православная благословляет, мы же не тело губим. Но если вы сами захотите - ради Бога - и в этот день скоромного не вкушать, то это хорошо, лучше ещё... Дело личное, главное - ради Бога. В этот день церковь предательство Христа вспоминает. Тут как пожелаешь, всё ради Бога."
Прихожанин смутился
- Понял, понял батюшка. Воля у меня слабовата, так что рыбкой наверно оскоромлюсь, - с улыбкой закончил он.
Батюшка, улыбаясь, пошёл дальше.
Да... и в СССР хорошие были батюшки православные. Это вам не пасторы, гладковыбритые. Не боялись бороды носить. Хотя, признаться, почему-то ноне и у нас священники, всё больше - безбородые. Прям напасть на россиян. Другие бороду, аж по моде начинают носить, а те кому бороду-то не мешает растить, кое-кто, словно манекен стал, на выставке вычищенный.
Покойный батюшка редко длинные проповеди говорил, всё-таки наверно понимал: народ на службе устаёт, большинство немолодые. Советские батюшки, они наверно в большинстве из простых были, жизнь простых знающих не понаслышке.
Это уже ближе к перестройке, в Церковь пошли образованные. Нередко из атеистических семей. Господь когда надо - всех приводит в храм, к Вере.
Есть хорошие священники, есть....и говорят хорошо, и учат. Но проповедь у иных, как лекция становится, на кафедре Богословия, а то и мирской. От усталости уже думаешь о ногах - где бы отдохнуть. Не понимаешь и не слышишь слово с амвона. Таким батюшкам хорошо после службы занятия проводить.
Из храма, обычно уходил с желанием каяться, жизнь свою исправлять.
Да ... покаяние залог Спасения. Люди надеются что жизнь их тут смертью закончится, да за грехи не придётся отвечать. Как бы не так..
Может и нет прямых доказательств кому, что есть та самая "загробная жизнь", но так и доказательств того что загробной жизни нет, тоже - нет.
Послесловие
Вспоминая покойных священников советских времён, хочется сказать о таких великих, без преувеличения - подвижниках, как:
Никон(Воробьёв). Его письма, его биография распространённая в книгах, подлинно - научение Вере Христовой и благочестию. Научение - способов жизни христианской.
Иоанн(Снычев). Христианский, Православный учитель, своими проповедями-словами, учивший не отступать от Веры Православной.
Вениамин (Федченков), прошедший много тяжёлых дней и за границей, вернувшийся на Родину, подвижник и православный автор.
Очень интересен покойный священник Дмитрий(Дудко). К сожалению, у него лишь единожды и не очень большим тиражом, вышла трилогия его трудов, воспоминаний. Человек пострадавший во времена гонений верующих и РПЦ МП.
Берегите Православие! Примерно такой посыл у всех советских священников. И ведь - уберегли! Несмотря на гонения, на попытки раскола РПЦ МП изнутри снаружи. Православная церковь России до сих пор старается блюсти истинное Христианство. Пока ты стремишься к Богу, Спасителю, то и Сам Он с нами.
То-есть: пока мы идём с Богом и к Богу Христу, и Господь с нами, помогает нам.
Слава Богу за всё. Начнёшь думать о хорошем, так и жизнь кажется легшее становится.