Кондрашов Владимир Александрович: другие произведения.

Основы светской этики. Учебное пособие. Фрагменты

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Оценка: 3.98*7  Ваша оценка:

Кондрашов В.А. Основы светской этики. Учебное пособие. Фрагменты (Проба перышка)
  Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
  Урок 1.Россия - наша Родина
   1. Что такое духовные ценности Развитие общества это сложный процесс создания и совершенствования окружающего нас материального мира и развития духовного мира человека. Первое - это строительства домов, дорог, городов, фабрик и заводов. Это производство автомобилей, самолетов, бытовой техники, телевизоров и компьютеров, еды и одежды. Но одновременно это развитие знаний о природе, обществе, человеке. Это выработка идеалов справедливого и человечного общества, законов и правил человеческого общежития. Это развитие фантазии, способности ставить цели, заглянуть в будущее. Это мечты и надежды человека на счастливую и справедливую жизнь. Они облекаются в мифы и религиозные представления, в мораль, в создание произведений искусства, в литературные творения. В совокупности эти знания, мечты, идеалы, надежды являются духовными ценностями и образуют духовную культуру общества. Они создаются духовным трудом человека, служат развитию человеческой души, способности думать, открывать новое. Чувствовать и переживать волнения, мечтать, ставить цели и достигать их. Важнейшими среди них являются нравственные ценности - понятия о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве человека. О долге и совести, о его любви к Родине и другим людям, о необходимости заботиться о мире и дружбе между народами. Это представления человека о смысле его жизни, о целях жизни и счастье. Вместе они образуют нравственные идеалы - наши собирательные представления и понятия о наилучшем обществе и совершенном человеке. 2. Наша страна Россия Мы все живем в стране, которая называется Россия, Российская федерация. Россией она называется потому, что основали нашу страну русские люди. Киевская, Владимирская и Московская Русь стали прочным фундаментом России. Федерацией наша страна называется потому, что в одном государстве объединились множество различных республик, краев и областей. Объединились они для взаимопомощи и сотрудничества. Ведь устраивать свою жизнь лучше с добрыми и хорошими соседями, а еще лучше вместе, сообща. Федерация - это союз, объединение отдельных территорий в одно целое государство. На земле Российской федерации проживает множество больших и малочисленных народов. Это украинцы, белорусы, татары, башкиры, калмыки, чуваши, чеченцы, мордва. Это и адыгейцы, удмурты, осетины, кабардинцы, евреи, чукчи и множество других. Некоторые из них захотели строить свое отдельное государство, например - Украина и Беларусь. Другие захотели жить в составе России. Сама жизнь подсказывала им идти в Россию. Здесь искали и находили они спасение от злого внешнего врага, от истребительных внутренних распрей, от неурожаев и голода. У всех народов был свой интерес оказаться в союзе с Россией. Жить под покровительством сильного и доброго русского народа. Конечно, и помимо России им было к кому присоединиться. Да только подаваться к кому другому - это идти на унижение, в подчинение, а в России - в русскую семью народов. Каждый народ, приходящий в Россию, убеждался в правоте слышанной им молвы. Молва эта гласила, что велика русская земля, и всем в ней найдется место. Здесь за стол равным сажали, ничьей воли и веры не стесняли. Так отчего же было народам в Россию не стремиться, не жить здесь с уверенностью и надеждой. Так и строилась Россия: земля - к земле, народ - к народу. И, принимая под свое покровительство новую землю, русский народ брал на себя бремя опеки и ответственности. Он обязался помогать и защищать малочисленные народы. Конечно, на новый народ тоже возлагались обязательства и надежды. Жить дружно, стоять всегда друг за друга, быть вместе и в горе, и в радости. Общая жизнь сплачивала людей и народы, делала их россиянами. Поэтому независимо от национальности все люди, проживающие в России, являются её гражданами - россиянами. Все они имеют одинаковые права и общие обязанности. Россия - самая большая страна в мире. Она располагается на востоке Европы и на севере Азии. В России находятся самое глубокое в мире озеро (Байкал) и самое большое озеро в Европе (Ладожское). Здесь находится высочайшая вершина и длиннейшая река Европы (гора Эльбрус и река Волга). В России не самая плодородная почва и достаточно суровый климат. Эти природные условия не очень благоприятствуют ведению сельского хозяйства. Зато они позволяют закалить народный характер в борьбе с трудностями. В нашей стране проживает более 140 миллионов человек. Россия занимает девятое место в мире по этому показателю. Столица России - Москва. Россия отличается величайшим разнообразием природы - здесь есть и равнины, и горы, и реки, и леса, и степи, и выходы к морям и океанам. Наша страна обладает крупнейшими в мире запасами полезных ископаемых. Она является кладовой природных и энергетических ресурсов. Это земля, леса, вода, нефть, газ, уголь, руды, золото, алмазы. Но главное богатство любой страны - это народ, люди. Россия дала человечеству множество великих людей. Это предводители народа - князья и цари, руководители государства, военачальники и полководцы, защитившие земли от захватчиков, укрепившие страну (киевский князь Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Пётр Первый, генералиссимус Суворов, маршал Жуков). Это путешественники и открыватели новых земель (Пржевальский, Беринг, Миклухо-Маклай). Великие писатели (Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов) и композиторы (Глинка, Чайковский, Рахманинов, Шостакович) прославили нашу страну. Всемирной славы достигли известные российские художники (Айвазовский, Васнецов, Репин, Левитан, Глазунов). Это также ученые и изобретатели (Ломоносов, Менделеев, Циолковский, Попов, Зворыкин, Курчатов, Королев). И просто работящие, умные и талантливые люди. Благодаря их труду наша страна всегда входила в десятку самых великих и могущественных стран мира. Во всем мире всегда уважали Россию и российский народ, хотя зачастую и побаивались. На длинном историческом пути наша страна не раз попадал в труднейшую ситуацию. Это и татаро-монгольское нашествие, и борьба с нашествиями тевтонцев, шведов, поляков, турок. Это Отечественная война 1912 года с Наполеоном, Великая Отечественная война 1941- 1945 годов с фашистской Германией. Но благодаря мужеству, упорству и трудолюбию народа, она всегда с честью преодолевала трудные времена. Преданность и любовь к своей родине становились главными условиями развития страны. 3. Россия - наша Родина Россия стала родиной для многих народов нашей страны, сплотив их общей исторической судьбой. Родина - это самое дорогое, что есть у человека, его родная земля, родные места, природа, культура, люди. Это обычаи и традиции отцов и дедов, их достижения и победы. Они оставили нам свои культурные достижения в надежде на их развитие и приумножения. Во многих языках родину обозначают как страну отцов - отечество, отчизну. Родина-мать и земля отцов - отечество представляют собой величайшую ценность для всякого народа. В них сочетаются бескорыстная любовь и чувство долга по отношению к отчизне. Как писал великий русский поэт С.Есенин об этом чувстве: "Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!", Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". Чувство, которое воспевает тут поэт, называется патриотизмом. Патриотизм - великая нравственная ценность, рожденная веками совместной жизни, создания общей культуры. Это нравственное и социальное чувство, означающее любовь к отечеству, желание и готовность подчинить ему свои интересы. Патриотизм опирается на гордость достижениями и культурой своей Родины, на желание сохранять и развивать их. Он предполагает готовность служить интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Источник патриотизма - привязанность к родной земле, народу, языку, культуре. Такое служение предполагает, что человек с детства старается вырабатывать характер, становиться лучше, добрее, умнее. Вести себя честно и справедливо с другими людьми. Быть таким - означает хорошо учиться, становиться достойным, культурным и творческим человеком. Только такие люди могут составить общество свободных и счастливых людей. Это необходимо для того, чтобы наша страна становилась еще богаче, сильнее и величественнее. Как писал В.В.Маяковский, "Отечество славлю, которое есть, но трижды - которое будет". Однако не все, не всегда правильно понимают, что значит быть патриотом своей Родины. В трудные времена некоторые люди из многочисленных народов России хотят нарушить сложившееся единство. Одни из них подбивают свои народы на отделение от России, не понимая, какие бедствия их ожидают. Другие считают, что в России главными должны быть только русские. Остальные же народы должны находиться в подчиненном положении. Они не понимают, что этим разрушают отношения равенства, дружбы и сотрудничества между народами нашей страны. Ведь дружба может существовать только на основе равноправия и взаимоуважения. Она живет там, где нет притеснения и высокомерного неуважения одних людей к другим. Такие трудные времена называются кризисами. Преодолевать их можно только на основе добровольного сплочения и единства. Отношения дружбы и сотрудничества в единой семье народов можно достичь только в условиях равноправия и взаимного уважения друг друга. Обнародованная руководством России программа развития страны на период до 2020 года - так называемая "Стратегия-2020" - получила широкий резонанс в российском обществе. Основной упор в ней делается на ускоренное, инновационное развитие страны, расцвет науки, подъем уровня образования. В результате роста производительности труда Россия войдет в число стран с самым высоким уровнем жизни. Однако все это невозможно без объединения всех людей и народов нашей страны на основе общих моральных принципов и нравственных идеалов. Это гуманизм, коллективизм, высокое сознание общественного долга, трудолюбие, патриотизм и др. Принцип гуманизма (человечности) требует от человека следовать нормам доброжелательности и уважения к любому человеку, готовность придти к нему на помощь, защитить его достоинство и права. Коллективизм предполагает умение уважать товарищей, строить отношения с ними на основе дружелюбия и взаимопомощи. Принцип трудолюбия конкретизируется в признании ценности добросовестного труда как дела чести человека, в уважении любого вида труда. Принцип патриотизма выражает уважение и любовь к своей родине, гордость за достижения народа, его вклад в мировую культуру. Таким образом, любовь к Родине, патриотизм, другие нравственные принципы являются важнейшими духовными ценностями гражданина России. Добросовестное служение Отечеству было и остается делом его чести и славы. А богатая, процветающая страна, в которой на основе дружбы и взаимопомощи живут благополучные и счастливые люди - вот наш идеал будущего общества.
  Вопросы и задания к первому параграфу:
  1. Что такое духовные ценности общества и человека?
  2. Какие моральные ценности вы знаете?
  3. Насколько важно человеку знание, что такое добро?
  4. Как вы думаете, что значит жить по совести?
  5. Что такое нравственные идеалы?
  6. Почему наша страна называется Россией?
  7. Какие народы проживают на территории Российской федерации?
  8. Почему эти народы стремились объединиться с Россией?
  9. На каких основаниях строится жизнь различных народов в Российской федерации?
  Вопросы и задания ко второму параграфу:
  1. Почему наша страна называется Россией?
  2. Какие народы проживают на территории Российской федерации? Почему они стремились объединиться с Россией?
  3. На каких основаниях строится жизнь различных народов в Российской федерации?
  4. Чем и кем велика Россия?
  5. Расскажите о природном многообразии и богатстве нашей страны.
  6. Кого из великих людей России вы знаете? Чем они прославились?
  7. Какие суровые испытания переживала наша страна в своей истории?
  8. Что помогало России с честью пережить эти испытания?
  Вопросы и задания к третьему параграфу:
  1. Что означает для человека слово "родина", "отечество"?
  2. Почему родина - это самое дорогое, что есть у человека?
  3. Как называется чувство любви к родине?
  4. В чем заключается ценность патриотизма?
  5. В чем проявляется неправильное понимание патриотизма, и как его опровергнуть?
  6. Какие нравственные ценности необходимы для дальнейшего ускоренного развития нашей страны?
  
  Урок 2. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека.
   1.Место морали в духовной культуре Слово культура происходит от латинского cultura - возделывание, обрабатывание, улучшение, выражающего работу человека на земле. Под культурой понимается нечто сделанное, сотворенное человеком, то, что не существует по природе. Культура возвышает человека над природой, служит развитию и совершенствованию человека и общества. Так создается основа для исторической преемственности и развития всего человечества. Каждое новое поколение не начинает движение с самого начала, с изобретения каменного топора и способов добывания огня. Оно использует накопленный человечеством багаж культуры, созданной предшествующими поколениями. Жизнь продолжается с овладения навыками, опытом, знаниями и умениями, накопленными предыдущими поколениями. Это позволяет обществу двигаться дальше, совершенствовать человеческие достижения. Всё, чему человек научается, что создает новое, не исчезает вместе с ним, а продолжает жить в деятельности следующих поколений. Каждый человек лишь тогда становится "культурным человеком", личностью, когда овладеет культурными достижениями общества, в котором живет. Развитие способности пользоваться тем, что создало и накопило общество - вот что характеризует процесс культурного становления человека. В своем развитии общество прошло от охоты на диких животных до их приручения и разведения. Оно поднялось от ручного труда по возделыванию земли к созданию заводов и фабрик. От жизни в бедных хижинах с самой простой утварью до современных городов, быстрых видов транспорта. Люди изобрели чудодейственные средства связи и общения - радио и телевизоры, мобильные телефоны и компьютеры. Общаться, накапливать и передавать знания стало быстрее и проще технически. Это значительно ускорила развитие общества. Назначение же духовной культуры - развитие человека как личности и сохранение целостности общества, создание условий для его развития. Именно развитие науки, политических и правовых теорий, искусства двигают обществе. А развитие духовного мира личности делает человека духовно богатым, красивым внутренним светом, интересным для других людей. Важнейшей сферой духовной культуры является мораль. Это совокупность правил, норм, принципов поведения, понятий о добре и зле, справедливости, чести, достоинстве. Ведь деятельность человека происходит в обществе и предполагает наличие общих норм и правил поведения. Этими правилами регулируется общественная жизнь человека. Культурный, воспитанный человек воспринимает их как веление собственной совести. Мораль требует от человека быть всегда вежливым, искренним, честным, любить и уважать друзей, родителей. Она запрещает быть грубым, лживым, бессовестным и жадным. Мораль учит никому не завидовать, стараться воспитывать у себя хорошие чувства и изживать плохие. Следование этим правилам позволяют человеку быть добрым и справедливым, великодушным, мужественным и благородным, то есть нравственным. Но чтобы им следовать, надо знать, что такое хорошо и что такое плохо. Найти ответ на вопрос - что такое добро и зло, в чем состоит справедливость? Как должен строить свою жизнь человек, чтобы прожить её честно и достойно? В чем, наконец, состоит призвание человека как существа сознательного, способного к духовной деятельности? На эти вопросы всегда старались дать ответ религиозная и светская этика (учение о морали).
   2. Что такое светская этика Религия издавна занимала важное место в жизни человека. Мир знавал множество религий, но не было народа, который не знал бы религии. Одни верования ушли в историю, другие получили мировое признание, стали мировыми. С позиции верующих религия является стремлением человека к устроению жизни в единстве с Богом. С тем, кто воплощает в себе высшее благо и абсолютное совершенство. Она формирует особое мировоззрение и способ поведения, основанные на вере в сверхъестественное, высшее начало, сокрытое за видимым миром. Религиозная этика считает, что мораль - правила, принципы, идеалы, понятия о добре и зле, даны человеку Богом. Её заповеди и нормы, цели и идеалы носили в глазах верующих священный смысл и диктовались Богом. От этого они приобретали высшее значение. Без Бога нравственные правила якобы утратили свою силу, а понятия о добре и зле, стали необязательными. Почему нужно следовать какому-то общему благу, отказываясь от собственной выгоды? Религия отвечает на этот вопрос, что так велит Бог. Ну а если Бога нет? Тогда все нравственные правила поведения будут придуманы людьми. Но ведь люди могут ошибаться, их взгляды зависят от интересов. И что тогда заставит человека быть честным, благородным, добрым, если это покажется ему невыгодным? Ведь выгода у каждого своя, следовательно, своим может быть и понимание добра, справедливости. Получалось, что без Бога, придающего добру и злу единое, одинаковое значение, нравственные правила поведения теряют опору. И вот тогда, учит религия, торжествует бездуховность, то есть безверие и своеволие, нежелание поступать, как правильно. Отсюда делался вывод, что только религия способна быть руководством в духовных исканиях человека. Религия все больше превращается из учения о Боге и мире в этическое учение, дающее человеку нравственные правила и нормы жизни. Светская этика не соглашается с этими утверждениями. Само слово "светская" означало раньше "не связанное с церковью", "не церковное". В более широком смысле светская этика означает, что мораль, духовность здесь рассматривается без обращения к помощи религии. Исторический опыт показывает, что объединяющую людей моральную культуру нужно искать в богатых традициях гуманизма. Гуманизм означает признание человека высшей ценностью. Светская этика утверждает способность и обязанность человека жить самостоятельно, не надеясь на чудеса. Человеку всегда было присуще стремление к духовно осмысленной жизни, поиск правды и справедливости. Однако тяготы жизни, социальная несправедливость, огромный размах угнетения в обществе рождали в людях острое чувство недовольства жизнью. Невозможность их реального преодоления религия возмещала верой в чудесное спасение с помощью Бога. Этим религия несла человеку облегчение, давала успокоение и надежду на его помощь, помогала переносить невзгоды. Не надеясь на себя и на свои силы, человек ограничивался верой в будущее торжество добра и справедливости. При этом оно должно наступить лишь в потусторонней жизни. Такому человеку гораздо спокойнее жить на свете, хотя такое "спасительное" отношение существует лишь в воображении самого человека. Религия поэтому становилась похожа на лекарство, которое временно обезболивает душевные страдания, но не лечит их. А это означает, что болезнь сохраняется и даже развивается. Убеждения, что религия оказывает благотворное воздействие на мораль, весьма сильны даже среди неверующих. Однако статистика состояния нравов и преступности в странах, где религиозность высока, не дает оснований для таких выводов. Религиозная вера легко уживается с преступлениями и пороками, осужденными религией под страхом небесной кары. Верующий человек далеко не всегда поступает так, как велит ему вера. Но даже, если верующий совершает множество полезных и добрых дел во имя божье, всегда остается сомнение. А будучи неверующим, не мог ли он совершать такие же замечательные дела? Поэтому светская этика старается отыскать земные корни морали, не обращаясь к Богу. Она старается понять, как могут люди быть справедливыми, добрыми и честными? Почему они способны любить Родину, других людей, отдавая им последнее? Помогать в трудных случаях и испытаниях, не требуя ничего взамен? Что позволяет им обладать высоким чувством долга и ответственности? Можно ли и как обрести смысл жизни и счастье? Все это важнейшие и труднейшие вопросы человеческой жизни. Именно они составляли основной интерес древнейшей философской науки - этики . На протяжении двух с половиной тысячи лет этика старалась найти ответы на эти вопросы. Показать, как возникает мораль, как складываются духовные ценности и способности человека, как они развиваются. Научить, в чем состоит моральная культура современного человека. Показать, как ему быть достойным этого высокого звания человека. Этим определяется важность и значимость этики для современного человека и всего общества.
  Вопросы и задания к первому параграфу:
  1. Что означает слово культура? 2. Как культура служит развитию человеческого общества? 3. Чем определяется развитие каждого отдельного человека? 4. Назовите наиболее значимые достижения современной культуры. 5. В чем состоит духовная культура? 6. Какова роль морали в духовной культуре? Вопросы и задания ко второму параграфу: 1. Что такое этика? 2. Что такое религиозная этика? 3. На какие рассуждения опирается религиозная этика? 4. В чем отличие светской этики от религиозной? 5. Какими вопросами занимается этика? 6. Чем определяется важность и значимость этики для современного человека и общества?
  Урок 7. Нравственный образец богатыря
   1. Былины - сказания о русских богатырях Богатырями в народе с незапамятных времён называли защитников родной земли. Об их подвигах слагали былины - удивительные песни-сказания, которые передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Былины - особый вид древних народных эпических песен. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина. В давние-давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро. И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои - богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине - Руси. Много песен и былин сказывал народ об их силе и подвигах, мужестве и отваге. Особенность былинного эпоса заключается в том, что былина, как правило, повествует об исторических событиях. О том, что имело место в жизни народа, хотя и не в таком виде. Часто былины включают в себя элементы фантастической сказки, мечтаний о правде, о лучшей, правильной жизни. Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной культуры. По широте охвата событий, по эпическому спокойствию они подобно летописям дают знания о жизни народной. По глубине изображения, по богатству подробностей, живости действия они помогают понять его характер. А по отчетливости изображаемых лиц и событий, разнообразию сказочных, исторических и бытовых элементов, они являются настоящими произведениями искусства. Былины делятся на героические и бытовые. Первые повествуют о таких исторических периодах жизни русского народа, когда ему приходилось тяжело. Нужно было бороться с иноземными захватчиками, отстаивать свою свободу, бороться за свою честь, веру и независимость. В них рассказывается о делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов. О том, как защищали свою землю, проявляли храбрость, мужество, смекалку, доброту. Зачастую неприятели представлялись там в виде нечистой силы, мифических персонажей вроде Змея Горыныча, Соловья-разбойника, Идолища поганого. В центре героических былин всегда стоит герой-богатырь и его подвиги. Тем самым былины давали людям представления об образцах героического поведения и выражали народные чаяния. Наиболее известными героями-богатырями были Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. В бытовых былинах повествовалось об обычной повседневной трудовой жизни русского народа. Это былины о пахаре Микуле Селяниновиче, купце-путешественнике Садко. Действующими лицами в былинах были также князья и военачальники, исторические персонажи. Но подлинным героем былин богатырских являлась Русь и защитники русской земли - богатыри. Именно они в своих подвигах выражали присущий русскому народу коллективизм, общий дух. Этот дух общины, воплощенный в былинах, является внутренней связью, соединяющей русский эпос и историю русского народа. Святогор, Микула Селянинович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович - любимые народные герои. Народ в сказаниях идеализирует своих богатырей, наделяет их преувеличенной силой, мощью и удалью. Но славил их не только за то, что они честно правили воинскую службу. Что оберегали русскую землю от врагов и нечистой силы, защищали нашу Родину. А и потому, что они всегда стояли за справедливость, воплощали идеалы доброты и честности. Богатырям присуща огромная сила, ловкость, тяжёлая походка, оглушительный голос, умение мед-пиво пить бочонками. Все они мужественные воины, настоящие умелые и сильные борцы со злом. Былинный богатырь в борьбе за справедливость без страха идет на опасность и всегда побеждает. Главное, им движет желание постоять за людей и веру. Совокупность воинских доблестей составляет одну из главнейших черт русского богатыря. Но мало одних физических доблестей - вся деятельность богатыря имела религиозно-патриотический характер. Самое главное, что все здесь направлено на защиту Отечества и жизни народа. 2. Старшие и младшие былинные богатыри К старшим богатырям принадлежат Святогор и Микула Селянинович. Святогор - русский былинный богатырь, великан огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам - горы под ним шатаются, в реку заедет - вода из реки выплёскивается. Поездить бы ему по Руси, погулять бы с другими богатырями, да вот беда: не держит его земля. Только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Святогор - олицетворение мощи природной стихии. Часть своей мощи он передает Илье Муромцу, с которым ему довелось побрататься, стать названными братьями. Святогор подарил Илье Муромцу свой меч-кладенец, обладающий волшебными свойствами. Он научил Илью ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить. Однако как ни велик Святогор, оконфузился он при встрече с простым богатырем-пахарем Микулой Селяниновичем. Спросил он того, что у пахаря в сумочке лежит, и дал ему Микула сумочку поднять с земли. Слез Святогор с коня, взял правой рукой сумочку - с места не сдвинул. Ухватил богатырь сумочку двумя руками, рванул изо всей силы - только до колен поднял. Глядь - а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло... И только конь богатырский выдернул Святогора из земли! Оказалось, в сумке той вся тяга земная лежит! А Микула Селянинович вскинул сумочку на плечо и зашагал прочь! Богатырь этот олицетворял тяжелый крестьянский труд и заботу о земле. Любит его за это мать сыра Земля и дает ему силу богатырскую. В другой былине Микула Селянинович посрамляет князя Вольгу с его дружиной. Они на конях, скачущих "во всю силу лошадиную", не могут угнаться за его плугом. Не в силах вытащить оставленный им в земле сошник. Восхищаются его богатырской работой, когда он дубы "в борозду валит". Глубоко уважение народа к величию крестьянского труда, его трудовой доблести. Ведь легендарный пахарь оказывается сильнее и великана Святогора, и князя с его дружиной. Былина воздвигает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным. Но главные подвиги принадлежат младшим богатырям - Илье Муромцу, Добрыне Никитичу и Алеше Поповичу. Именно их изобразил художник Васнецов на известной картине "Богатыри", хранящейся в Третьяковской галерее. Они стоят в конном дозоре, оберегая Русь от нашествия врагов-кочевников. В центре на могучем коне Сивке-Бурке восседает Илья Муромец. Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь. Илья Муромец смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье, в другой булатная палица. Слева на белом коне Добрыня Никитич, вынимает меч из ножен. Справа на коне гнедой масти Алёша Попович, держит в руках лук со стрелами. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид, исполнен благости, великодушия и доброты. Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество", ученость, культурность Добрыни. Он одет очень нарядно: у него узорчатый шлем, шитые сапоги, сверкающие доспехи, червленый (красный) щит, меч. Богатырь нетерпеливо сжимает рукоятку меча: берегись враг - быть бранной потехе! Он готов выполнить самые трудные поручения князя, требующие ловкости, изворотливости, ума. Самый младший - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. В краткие минуты отдыха Алеша радует побратимов веселыми звонкими песнями. Богатыри одеты в кольчуги - железные рубашки, защищающие их от ударов копья, стрел и меча. На голове - шлем. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором, позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина - богатыря от ударов. Богатырское снаряжение включает также щит, лук, колчан со стрелами, палица, топор, меч - булава. Меч был главным оружием воинов - богатырей в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Богатыри готовы встать на защиту Родины. За ними вся русская земля - ее поля, леса, реки. Их мощные фигуры словно вырастают из этой земли и говорят о родстве героев со своей родиной. В образе трех богатырей Васнецов воплотил извечную мечту русского народа о непобедимом и справедливом защитнике. Картина убеждает нас в том, что русская земля сильна и могущественна. И никакой враг ей не страшен. Множество былин сложено об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Возглавляет всех русских богатырей и выступает главным в их троице- Илья Муромец. Именно он совершил наибольшее количество подвигов, что даёт ему право возглавлять всё русское богатырство. Ему присущи сила, мужество, верность. Он олицетворяет надёжность, житейскую мудрость, нравственный опыт, справедливость. Он один побивает всех врагов - Соловья-разбойника, Идолище поганое и Калин-царя с его воинством. Когда Калин-царь захватывает Илью обманом в плен, он силой богатырской разрывает путы и устраивает побоище. Схватил Илья татарина за ноги "и зачал татарином помахивати: куда ли махнет - тут улицы лежат, куда отвернет - переулочки". Калина-царя же он "ударил о горюч камень, расшиб его в крохи". Его подвиги - предостережение против набегов на Киев иноземных захватчиков. Илья говорит, что готов служить "за веру христианскую", "за землю русскую", "за стольние Киев-град", "за вдов, за сирот, за бедных людей". С князем же киевским Владимиром у него складываются напряженные отношения. Не менее славны подвиги Добрыни Никитича, победившего Змея Горыныча. Он второй после Ильи Муромца по значению богатырь, верой и правдой послуживший родной стороне. Алёша Попович как младший входит третьим в богатырскую троицу с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алешу Поповича отличает не сила, но мужество, ловкость, удаль и находчивость, сметливость, хитрость. Завет, оставленный богатырями в былинах, прост, но глубок и важен. Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину. Вот как сказывается об этом в былине. "А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей Земле! Не топтать их коням Землю Русскую. Не затмить им солнце наше красное! Век стоит Русь - не шатается! И века простоит - не шелохнется!" 3. Воин-богатырь как прообраз народа-богатыря Традиции, заложенные богатырями земли Русской, наша историческая память - великая культурная, нравственная сила. Накопленный исторический опыт образует духовные традиции, формирующие национальный характер. Нынешнее поколение людей должно знать и продолжать замечательную традицию уважения к истории страны, к нашему прошлому. Это означает хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от нападения иноземных захватчиков. Говоря о духовном наследии нации, невозможно пройти мимо темы воинской доблести, воинской славы. Славяне, русичи не были воинственным народом: основу их жизненного цикла составляла работа. В мирное время для их защиты было достаточно княжеской дружины, насчитывавшей всего несколько сотен человек. Но в моменты серьезной опасности по призыву князя поднималось народное ополчение. Крестьяне оставляли привычный сельский труд и становились на защиту своей земли. Переход к регулярному войску в России совершился только в петровское время. Но в основе оставался принцип: в армию шли люди, вырванные из мирной трудовой жизни, принявшие защиту Отечества как долг и судьбу. Силу русской армии составляли боевой дух солдат, их мужество, готовность к самопожертвованию, а также - ответственность полководца. Успешность же войн в значительной мере определялась тем, насколько война осознавалась армией и всем обществом как справедливая, освободительная. Когда враг угрожал родной земле, воля к победе охватывала все русское общество. Эти моменты высшего национального подъема именовались отечественными войнами. Герои и полководцы, сочетавшие воинскую доблесть и верность Отечеству, входят в ряд героев русского народа. Это князья-защитники земли русской Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Пётр Первый. Это великий русский полководец А.В. Суворов, флотоводец адмирал Ф.Ф. Ушаков, маршал Г.К.Жуков. Разгром шведов и немецких рыцарей Александром Невским, победная битва на Куликовом поле Дмитрия Донского. Победа народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским над польскими захватчиками, разгром шведов под Полтавой. Победоносные походы Суворова и победа Кутузова над Наполеоном - это страницы величественного подвига русского народа в борьбе за независимость и национальную честь. Военное наследие великого русского полководца А.В.Суворова обобщено его знаменитой "Науке побеждать":
  1. Всякий воин должен понимать свой маневр.
  2. Тяжело в ученье - легко в бою;
  3. Пуля - дура, штык - молодец;
   4. Стреляй редко, да метко, штыком коли крепко.
   5. Мирных граждан не обижай. Солдат не разбойник.
   6. Глазомер, быстрота, натиск;
   7. Обучение, дисциплина, храбрость - победа!
   Суворовские традиции использовались не раз воинами российской армии, а его мужество и воинское искусство вдохновляли их на ратные подвиги во имя победы над врагами.
   Суворовские заветы нашли продолжателей в лице Кутузова, Багратиона, других военачальников. Под руководством гениального русского полководца М.И. Кутузова в 1812 году была разгромлена первоклассная наполеоновская армия. Боевые традиции армии и флота - это исторически сложившиеся обычаи и моральные правила, ставшие нормой поведения военнослужащих. Они побуждают образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему Отечеству. Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции повсеместно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средство воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины. Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками за свое существование. Богатырская доля, профессия воина, защитника всегда была почетной на Руси. Мы вправе гордиться ратной доблестью русского и других народов нашего Отечества. Память о наших предках, их делах и свершениях во имя Родины должна жить вечно.
  Вопросы и задания к первому параграфу: 1. Как называются народные песни, в которых прославляются подвиги богатырей? 2. О каких событиях повествуют былины? 3. На какие разряды делятся былины? 4. Кого из былинных богатырей вы знаете? 5.Какими качествами наделяет народ образы богатырей? Вопросы и задания ко второму параграфу: 1. Назовите представителей старших богатырей 2. Что олицетворял собой Святогор? 3. Кто оказался сильнее - Святогор или Микула Селянинович? 4. В чем заключается сила Микулы Селяниновича? 5. Чем поделился Святогор с Ильей Муромцем? 6. Кого изобразил на своей картине "Богатыри" художник Васнецов? 7. Как изобразил художник трех богатырей? 8. Как снаряжены и вооружены богатыри? 9. Какие подвиги они совершили? 10. Какие заветы и нравственные уроки оставили нам богатыри из былин? Вопросы и задания к третьему параграфу: 1.Что означает продолжение традиций русского богатырей? 2. Как обороняли свою землю славяне-русичи? 3. Что составляло силу русской армии? 4. Чем определялись успехи русских воинов? 5. Каких героических военачальников и полководцев вы знаете? 6. Вспомните суворовские заветы из "Науки побеждать". 7. Как вы относитесь к богатырской доле, воинскому делу?
  
  Картина В.М.Васнецова "Богатыри".
  
  
  Урок 8. Дворянский кодекс чести
  1. Кто такие дворяне
  Дворянство в России возникло в XII веке как военно-служилое сословие, составлявшее двор князя или крупного боярина. Слово "дворянин" буквально означает "человек с княжеского двора" или "придворный". Дворянство - одно из высших сословий средневекового феодального общества (наряду со священниками). Они обладали закрепленными в законе и передаваемыми по наследству привилегиями, преимуществами. Основа их господствующего положения - это военная сила и собственность на землю. Петр I ввел разделение дворянства на потомственное и личное. Потомственное дворянство велось от самых древних и благородных родов. Оно приобреталось по праву рождения и передавалось по наследству. Оно могло также быть результатом "монаршей милости" и награждения орденом. Личное дворянство приобреталось верной военной или гражданской службой. Формирование дворянства было завершено при Екатерине II. В её "Жалованной Грамоте дворянству" закреплялись все права и привилегии дворян. Это освобождение от обязательной службы, налогов и податей, телесных наказаний, право владеть землей и крепостными. Екатерина II продолжила линию Петра на замену принципа родовитости на принцип личной заслуги. Она поощряла приобретение дворянства службой и трудами, полезными престолу. Ведь если привилегии достаются "просто так", по праву рождения, то человеку нет нужды стараться быть лучше, умнее, храбрее. Не нужно трудиться на благо своей страны, - зачем? И так дворянское звание, права и привилегии обеспечены. Только если высокое звание можно заслужить героическими подвигами, трудами, достижениями, из дворянства может получиться сословие "лучших людей". И только поощряя стремление к личному совершенству, направленному на благо отечества, можно создать настоящую элиту общества. На протяжении столетий в России дворянство занимало ведущее место в государстве. Первоначальный смысл дворянства как благородства происхождения и принадлежности к древнему знатному роду сохранился надолго. Эта высокая оценка своего благородства обусловили значение достоинства и чести в дворянской этике. "Грамота" была высшим пунктом, который завершил сплочение и политическое возвышение дворянства. Дворянство сделалось теперь свободным общественным классом, имеющим власть, права и привилегии. Освобождение дворян от обязательной службы, налогов и податей, признание их прав было движением к свободе всего общества. Это было первым шагом на пути раскрепощения личности в Российском государстве. Утверждением её права жить свободно и независимо от распоряжений государственной власти. Показателем уважения человеческого достоинства и ценности личности дворянина. "Грамота" будила надежду, что затем будут даны права и другим сословиям русского общества. Что вслед за освобождением одного сословия последует распространение свободы на всех.
   2. Дворянское воспитание
  Во второй половине XVIII в. дворянство было провозглашено культурной элитой российского общества. Соответственно этому определялись этические и культурные нормы, обязательные для достойного представителя этого сословия. Высокому положению личности дворянина должны были соответствовать его высокие нравственные качества. Дворяне имели средства, права и свободы, необходимые для саморазвития. Поэтому они могли и обязаны были заниматься своим умственным и моральным воспитанием. Независимость, храбрость, благородство можно в человеке развить и усилить воспитанием, а можно, наоборот, заглушить. Народу, главным качеством которого считалось трудолюбие, некогда и нечем было развивать эти качества. Поэтому дворяне, будучи защитой трудящегося народа, выступали его охраняющей и направляющей силой. Такое покровительственное отношение дворянства к низшим классам считалось неизбежным в развитии общества. В дальнейшем оно должно было преобразоваться в единое целое свободных и достойных людей. А ценности, накопленные дворянской культурой, дворянской этикой, должны были стать достоянием всех сословий. Главная установка в воспитании дворянина состояла в том, что его ориентировали на идеальный образ. Быть во всем самым лучшим! Быть храбрым, честным, образованным нужно не для того, чтобы достичь славы, богатства, высокого чина. Это нужно потому, что он - дворянин, потому что он должен быть именно таким. Ведь кому много дано, с того много и спрашивается. Независимо от рода деятельности безусловным достоинством дворянина считалась храбрость, мужественность. Считалось, что это качество можно воспитать, выработать путем волевых усилий. Храбрость и выносливость требовали физической силы и ловкости - и дворянских детей с малолетства учили плавать, ездить верхом, владеть оружием. С ними занимались гимнастикой и приучали не бояться холода, трудностей и опасностей. Но сила и ловкость нужна была дворянам не для того, чтобы хвастать ею или использовать для своего обогащения. Он должен был уметь владеть оружием, чтобы защищать Родину и честь. Для дворянского воспитания было характерна строгость и требовательность. Оно приучало к преодолению трудностей, при этом считалось постыдным ныть и жаловаться. Важнейшим моментом в воспитании дворянина было обучение искусству нравиться людям. Детям объясняли, что всегда следует быть с людьми внимательными и доброжелательными. С уважением относиться к чужим взглядам, не задевать самолюбие других. Самому держаться скромно и приветливо, быть дружелюбным и отзывчивым. Юные дворяне усваивали правила этого искусства - первым здороваться со старшими, не сидеть, когда другие стоят. Беседуя, не перебивать собеседника, смотреть собеседнику в глаза. Говорить вежливо, ровным тоном, ясно и четко выражая свои мысли. Не употреблять бранных и обидных слов. Вежливое поведение и манеры сообщают человеку такие качества, как любезность и учтивость. А сам человек выглядит благородным и хорошо воспитанным. При этом распространенное представление о надменности и напускной важности дворян было ошибочно. Высокомерие, спесь считались в аристократическом кругу безнадежно дурным тоном. Истинные аристократы умели подкупать людей именно своей приветливостью и деликатностью. Чтобы держаться в обществе уверенно, свободно и непринужденно светскому человеку нужно уметь хорошо владеть собой. Поэтому особое значение имели уроки танцев. Танцам обучали всех дворянских детей, это был обязательный элемент воспитания. На уроках танцев дети учились не только танцевать, но и умению держать себя. Быть предупредительными и вежливыми, изящно кланяться, легко ходить, подавать руку партнерше, благодарить её за танец. Многолетняя упорная тренировка придавала светским людям их непринужденную элегантность. Дворянин должен был изящно, но не крикливо, одеваться, быть аккуратным и бережным в отношении к вещам. Быть всегда естественным и простым в общении с людьми. Эти простота и непринужденность оказывались недоступны для подражания, недосягаемы для людей низшего круга. Такое свое движение к совершенству дворяне противопоставляли примитивному стремлению к богатству и деньгам. Дворянское воспитание не рассматривало карьеру или богатство как главную цель воспитания. Целью было воспитание честного и благородного человека. Умный, достойный и приличный человек должен был выделяться добрым именем. Быть ценимым за свои знания и умения, благородство и честность, доброту и справедливость. Это такие качества, которые нигде и никогда не могут быть куплены за деньги! Добиваться же продвижения, совершая низкие и постыдные поступки, путем унижений и заискиваний, считалось немыслимым для дворянина. Человек, воспитанный таким образом, считался "комильфо" - "порядочным человеком" (фр.).
   3. Честь - основа дворянской этики
  Важнейшими добродетелями дворянства считались следующие. Благородство - направленность намерений и действий на возвышение цели. Доблесть - самоотверженное исполнение долга. Достоинство - почитание и развитие в себе заложенных природой и воспитанием духовных начал. Великодушие - умение прощать слабости и промахи ближнего. Доброжелательность - уважение других людей, признание их достоинства. Правдивость, честность и простота в общении с другими. Скромность - понимание своего несовершенства, отказ от заносчивости и чувства превосходства над другими. Сдержанность - умение властвовать над своими чувствами и желаниями. Добросовестность - неукоснительное исполнение взятых на себя обязательств, верность слову и долгу. Добродетелям противопоставляли пороки, которых следовало стыдиться, от которых следует отвращаться. Это зависть ?- подлое свойство низких людей, неспособных на благородство и желающих неприятностей другим. Заносчивость, хвастовство, тщеславие - повышенное самомнение, преувеличенное мнение о себе и суетная приверженность к почестям. Лживость, клевета, направленные на подрыв согласия между людьми для достижения своекорыстных целей. Угодничество - неискренняя почтительность и заискивание перед людьми высоких рангов. Карьеризм - стремление низменными средствами достичь высоких чинов и званий. Манерность и жеманство - низкопробное стремление подделаться под хороший тон. Но, безусловно, главной сословной добродетелью считалась дворянская честь. В идеале, честь являлась основным законом поведения дворянина, фундаментом дворянской этики. Забота о чести была безоговорочно преобладающим мотивом его поведения. Выгода, успех, карьера, богатство - все это ничего не значило, если достигалось бесчестными способами. Даже собственная безопасность отступала перед велением сохранить свою честь. Дворянин должен в первую очередь думать о моральном значении поступка, а не о его практических последствиях. Тщательно оберегая свою честь, он тем самым защищал свое человеческое достоинство, чувство самоуважения. Примером этому являлись дуэли, поводом к которым служили зачастую совершенно ничтожные причины. Дворянин дорожил честью, ставил ее даже выше любви к жизни. Ибо жить, "уронив лицо", не расплатившись за обиду, унижение, было самым большим позором. Это могло даже привести к презрительному изгнанию дворянина из своего круга. Постоянная угроза смертельного поединка накладывала свой отпечаток на весь стиль поведения дворянина. Человек должен был отвечать за свои слова: "оскорблять и не драться"- являлось "пределом низости" (Пушкин). Публичное оскорбление неизбежно влекло за собой дуэль, кажущуюся неразумным риском с точки зрения обывателя. Ведь смысл дуэли заключался в символическом значении - смыть кровью обидчика нанесенную обиду. Доказать всем, что даже смерть с честью дороже, чем жизнь с унижением. В этом отстаивания чести даже ценой жизни дворянская мораль культивировала важнейшую черту морали. Это - превосходство честного и благородного имени, своего достоинства, перед расчетливостью и осмотрительностью готового терпеть унижения человека. Поэтому кажущаяся непрактичность дворянской этики показывали, что успешная жизнь заключается не в богатстве и удовольствиях. В понятие успеха входит не столько внешнее благополучие, но прежде всего внутреннее состояние человека. Это - чистая совесть, высокая самооценка и сознание собственного достоинства. Эти духовные ценности не доступны ограниченному эгоистическому обывателю, озабоченному только собственным благополучием.
  
   В дворянском круге честь берегли, как говорилось - "береги платье снову, а честь смолоду". Ее защищали, за нее дрались и ее могли потерять. Честь для мужчин и для женщин была чем-то, определяющим их состоятельность, их полноценность и будущую судьбу. Потеряв честь, мужчины могли навсегда распрощаться с карьерой, а женщины в таком случае просто ставили на себе крест. Для дворян потерять честь было страшнее, чем остаться без денег, состояния, друзей и даже порой жизни. Чувство чести, верности долгу оказывалось сильнее привычек к удобствам жизни.
   Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения женщины являют образы поэмы Н.А. Некрасова "Русские женщины" - княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, они не изменяют чувству любви и долга. Лживое, пустое высшее общество для них - лишь "маскарад", "нахальной дряни торжество". Там царят "подленькая месть" и ханжество. Трубецкая и Волконская меняют суету света "на подвиг любви бескорыстной". Они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа.
   Понятие женской чести также издавна была связана с такими представлениями, как девичья гордость и нравственная чистота. Эти представления включают спокойную скромность, сдержанность, целомудрие, - все то, что воплотилось в образе "тургеневской девушки".
  Это - открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Она застенчива, скромна, романтична. Она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Ей присущи нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. "Тургеневская" девушка - нежная, романтичная, женственная, скромная, воспитанная, тонко чувствующая. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Искренность и честность - вот те качества, отличающие "тургеневскую" девушку от простых женщин. Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его. Она "многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... и для нее это слово много значит" (И.С.Тургенев). Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: "и счастье, и любовь, и мысль". Героя, который способен изменить ход жизни, противостоять "людской пошлости", сделать её счастливой. Русское дворянство сумело воспитать совершенно особый тип моральной личности. Она поражала потомков своей почти неправдоподобной честностью, благородством, тонкостью чувств. Многие исследователи считают это "вершинным достижением русской культуры" (Ю. М. Лотман). Вопросы и задания к первому параграфу: 1. Кто такие дворяне и как можно было получить дворянское звание? 2. Какими привилегиями были наделены дворяне? 3.Что означало дарование свобод дворянскому сословию для всего российского общества? 4.Почему дворянство стало культурной элитой российского общества? Вопросы и задания ко второму параграфу: 1. Почему дворянам предъявлялись высокие моральные требования? 2. Назовите черты характера, присущие дворянскому сословию. 3. Какова была цель дворянского воспитания? 4.Для чего дворян обучали искусству владения оружием? 5.Чему учили дворянских детей? Вопросы и задания к третьему параграфу: 1.Назовите важнейшие дворянские добродетели. 2.В чем проявлялось благородство дворянина? 3.Какие моральные качества считались недостойными? 4. Как дворянин отстаивал свою честь? 5. Какие духовные ценности утверждала дворянская этика? 6. Что для дворянина было важнее - богатство или чувство собственного достоинства? 7. Назовите примеры благородства женщин-дворянок. 8. Что входит в понятие женской чести? 9. Опишите образ "тургеневской" девушки.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 3.98*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
А.Сахаров "Прыжок" А.Шакилов "Пока драконы спят" В.Яценко "Ржавая Хонда" С.Велесова "Приключения Василисы,или..." Р.Грант "Астронавты.Отвергнутые Космосом" А.Руб "Клан.Выбравший тень" Е.Звездная "Сосватать героя,или Невеста для Злодея" С.Малицкий "Юдоль" В.Афанасьев "Арт.Путь генерала" А.Лисицын "Закат эпохи.Темный охотник" М.Белозеров "Возмездие теленгера" Е.Казакова "Коммандос из демиургов" А.Тестов, Д.Даль "Проверка на прочность" Ф.Глюк "Вист на Фонтане" Е.Акуленко "Ротмистр" Ю.Погуляй "Компас Черного Капитана" А.Быченин "Сафари.Разведка боем" О.Демченко "Последний сирин" Ю.Фирсанова "Богиня,шпион и тайны техномира" Е.Щепетнов "Лекарь" А.Демченко "Охотник из Тени-2" Ю.Славачевская, М.Рыбицкая "Одинокая блондинка желает познакомиться,или..." Е.Никольская, К.Зимняя "Пять разбитых сердец" Д.Север "Свадьба в Бурдеях" В.Корн "Артуа.Ученик ученика" А.Баренберг "Голем из будущего" Н.Воронков "Непослушная игрушка" Л.Ежова "Лилии на ветру" Ю.Иванович "Раб из нашего времени-3.Стать победителем"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"