Кондрашов Владимир Александрович : другие произведения.

Философское образование в структуре Федерального университета

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   Кондрашов В.А.
  

Философское образование в структуре

Федерального университета

  
   Современная ситуация в области высшего профессионального образования характеризуется противоречивостью и неопределенностью, что всегда сопровождает периоды накопления сил и опыта для рывка и выхода на новый качественный уровень.
   С одной стороны российской высшее образование опирается на мощные традиции советской высшей школы, отличавшейся фундаментальностью подготовки и его высоким уровнем, а с другой - оно характеризуется значительным ослаблением на протяжении 90-х годов.
   Систематическое недофинансирование, отсутствие внятной государственной политики в области образования, слабость организации и управления, перекосы в структуре подготовки специалистов и непрочность научно-методических оснований образовательного процесса - вот некоторые слагаемые кризиса.
   Если такие недостатки советской системы образования, как идеологизированность, директивное администрирование, оторванность от мирового опыта и от практики были частично преодолены, - появились негосударственные вузы, новые специальности, новые курсы, открылись возможности обучения за рубежом, - то систематическое недофинансирование и слабость государственной политики в области организации и управления процессами образования обусловливали его кризисное состояние. Сохранился экстенсивный характер образования, застывшая косная система обучения, перегруженность программ и курсов, ориентация на запоминание и воспроизведение информации, а не самостоятельный поиск, усвоение и использование, несопоставимость с зарубежным образованием.
   Это, безусловно, препятствует вхождению страны в мировое образовательное пространство, тормозит развитие научно-технического потенциала страны. Поэтому совершенно логичной выглядела начавшаяся еще в начале двухтысячных годов разработка концепции модернизации российского образования, включающая изменение приоритетов государственной политики, придание образованию первостепенного значения, осуществление структурной перестройки, изменение организации и управления всем образовательным процессом, в том числе ориентацию всей подготовки на потребности рынка труда.
   Для этого в основание концепции были заложены принципы приоритетности образования, его непрерывности и ступенчатости, то есть выработки организационных механизмов систематического обновления содержания образования, вариативности, разнообразия и гибкости образовательных программ, расширяющих возможности личностного роста и соответствия образования потребностям развития общества, сравнимости с уровнем образования в мире и его конкурентоспособностью.
   Реализация этих принципов предполагает совершенствование структуры, организации и управления научным и образовательным процессом на основе модернизации материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, внедрения новых государственных стандартов, инновационных образовательных программ, образовательных технологий и методов обучения.
   Поэтому кстати и очень органично российская система образования оказалась созвучна процессу переорганизации всего европейского образовательного пространства, известному как Болонский процесс.
   Одним из способов осуществления эффективной модернизации высшего профессионального образования должно явиться становление высших учебных заведений нового типа, способных выступать в качестве инновационно-предпринимательских центров в области развития образования в тесной связи с наукой.
   Эта миссия была возложена на федеральные университеты - научно образовательные структуры нового типа. При этом они должны сохранить все лучшее, что было ими аккумулировано в качестве классических университетов, на базе которых они создаются, и выступать в качестве модели организации образовательного процесса, лаборатории разработки и внедрения новых основных и дополнительных образовательных программ по направлениям подготовки и новых образовательных технологий.
   Важнейшим этапом модернизации российского образования стало создание 2006 году Федеральных - Сибирского и Южного - университетов нового инновационного типа. Южный федеральный университет (ЮФУ) был создан на базе Ростовского государственного университета и присоединения к нему Ростовской государственной академии архитектуры и искусства, Ростовского государственного педагогического университета и Таганрогского государственного радиотехнического университета.
   Перед ним были поставлены задачи создания "пилотной модели" эффективной модернизации системы высшего профессионального образования, повышения конкурентоспособности ведущих отраслей экономики Южного федерального округа, подготовки высококвалифицированных специалистов на основе совершенствования образовательного процесса, научной и инновационной деятельности, укрепления связей с зарубежными странами, развитие персонала и материально-технической базы. В том числе построения новых учебных корпусов, расширения аудиторного фонда и лабораторной базы, включение студенческих аудиторий в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вуза современным оборудованием.
   Важное место в решении этих задач отводится философскому образованию и факультету философии и культурологии бывшего РГУ как классического университета и философским кафедрам других подразделений ЮФУ, ведущим "вертикальную" подготовку специалистов-философов и "горизонтальную" подготовку по философии для студентов других специальностей и направлений. Перед ними была поставлена задача совершенствования научно-образовательного процесса на основе внедрения инновационных образовательных программ и методов обучения, практической апробации модульных технологий построения образовательных программ ВПО и асинхронной организации образовательного процесса. А также расширение спектра образовательных услуг и предоставления лучшим студентам-философам возможности получения дополнительного междисциплинарного образования за счет развитие академической мобильности студентов и расширения межвузовских контактов и обменов.
   Это стало возможным, прежде всего, за счет сложившейся в РГУ ростовской философско-культурологическая научной школы, заложенной в 60-е годы ХХ века М.К. Петровым, Ю.А. Ждановым, В.Е. Давидовичем. Продолжил руководство ею проф. Г.В. Драч, который возглавил коллектив специалистов из профессоров Режабека Е.Я., Потемкина А.В., Кохановского В.П., Ерыгина А.Н., Штомпеля О.М., Королева В.К., Золотухиной Е.В., Заковоротной М.В., Бакулова В.Д., Лешкевич Т.Г., Буйло Б.И., доцентов Тищенко Ю.Р., Дубровина В.Н., Кондрашова В.А.,Липового С.П.. Видное место в ней принадлежит зарубежным ученым - почетным докторам Ф.Кессиди, Х. Ленку.
   Коллектив факультета осуществил на базе РГУ успешное проведение III Российского философского конгресса (2002 год), принял активное участие в IV философском конгрессе (МГУ им. М.В.Ломоносова, 2005 год). Ученые факультета занимают ведущие позиции в исследованиях, осуществляемых в рамках организованного на базе РГУ Межрегионального института общественных наук. Так, в настоящее время проводятся исследования по грантам Института: "Инновационные стратегии российского университета: роль междисциплинарных социогуманитарных курсов" (проф. Драч Г.В.), "Ислам в России" (проф. Бакулов В.Д., проф. Капустин Н.С.), "Интеллектуальная антропология: сценарии конструирования интеллигенции" (доц. Кириллов А.А.), "Кантовский проект в мире и современный мир" (проф. Золотухина Е.В.), "Конструирование российской идентичности в современной России: идеи, институты, практики" (доц. Астапов С.Н.), "Российские трансформации в контексте мирового развития" (проф. Заковоротная М.В.).
   Ежегодно преподавателями факультета издается от 5 до 10 монографий, учебников и учебных пособий, в том числе с грифом Минобразования РФ.
   Были установлены партнерские отношения и заложены основы для международного научного сотрудничества с такими зарубежными университетами и центрами, как Университет г. Лидс (Великобритания), Университет Индианы (США), Центр исследования Античной традиции Варшавского университета (Польша), Центр социальных инноваций и миграций (Вена, Австрия), Колледж де Франс (Париж), Дортмундский университет
   Государственный университет Турции (г. Анкара).
   Наличие такой научной школы позволило факультету на протяжении тридцати с лишним лет вести плодотворную работу по подготовке философских кадров и успешно включиться в решение поставленных перед федеральным университетом задач. Переход на двухуровневую подготовку, совпавший с реорганизацией всего образовательного комплекса и созданием ЮФУ, вызвал необходимость организационной, структурной и содержательной перестройки образовательного процесса, связанного с преподаванием философии. Потребовалось пересмотреть цели и содержание преподавания философии для бакалавров, магистров и аспирантов нефилософских специальностей и направлений ("горизонтальная" подготовка по философии), а также содержательная реорганизация подготовки философских кадров по направлению "философия" и "культурология" на факультете ("вертикальная" подготовка).
   "Горизонтальная" подготовка по философии для нефилософских специальностей и направлений осуществляется силами факультета философии и культурологии и кафедр философии входящих в ЮФУ институтов, предполагает разработку инновационных программ преподавания философии бакалаврам и магистрам других направлений, а также аспирантам соответствующих специальностей, с учетом специфики этих специальностей. Суть этой работы состоит в выработке двух базовых программ чтения курсов по философии - для естественнонаучных и для гуманитарных факультетов, которые расширялись бы и конкретизировались элективными философскими курсами, ориентированными на специфику факультета и направления.
   Для координации этой работы в ЮФУ, на базе УМК факультета философии и культурологии, был создан Научно-методический совет по философии и культурологии, куда вошли заведующие профильными кафедрами Педагогического института ЮФУ, Технологического института ЮФУ и Института архитектуры и искусства ЮФУ.
   Решению этих задач способствовала созданная в ЮФУ система внутренних научно-образовательных грантов, в рамках которых на факультете была начата работа по созданию учебно-научно-методического обеспечения перехода на двухуровневую подготовку как по направлению "философия" ("вертикальная" подготовка), и преподавания философии по другим направлениям ("горизонтальная" подготовка). Руководство ЮФУ пошло на то, чтобы начать перестраивать подготовку кадров опережающими темпами, не дожидаясь окончательного утверждения ФГОСов, однако учитывая в полной мере заложенные в них инновационные идеи и принципы Болонского процесса и модернизации высшего профессионального образования в стране.
   В 2007-2008 году факультетом была проведена работа в рамках проектов "Концептуальное обоснование и разработка модульной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению "философия", "Концептуальное обоснование, разработка и учебно-методическое обеспечение модульной учебной программы по дисциплине "Философия" для нефилософских специальностей (бакалавриат, магистратура, аспирантура)", "Концептуальное обоснование и разработка модульной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению "культурология".
   В настоящее время по итогам этой работы в рамках "вертикальной" подготовки создана основная образовательная программа по направлению "философия" квалификация "бакалавр", по которой получена лицензия, в завершающей стадии находится работа по получению лицензии на открытие магистерской подготовки по этому направлению, работает аспирантура и докторантура.
   Образовательная программа построена на принципах унификации общеобразовательной подготовки бакалавров гуманитарных направлений с целью расширения возможностей для дальнейшей академической мобильности студентов, отказа от жесткого структурирования учебных планов, включающего перечень дисциплин с указанием часов и содержания этих дисциплин. Образовательный процесс опирается на учебный план, разработанный в кредитно-модульном формате. Сохранена профилизация подготовки за счет расширения вариативной части учебного плана вместе с учетом целевых результирующих характеристик в виде заданных ФГОСом соответствующих общенаучных, инструментальных, социально-личностных и общекультурных компетенции выпускника.
   Основная образовательная программа подготовки бакалавров философии обеспечена учебно-методической документацией, учебниками, учебными пособиями и методическими разработками. Переработаны учебные курсы и созданы учебно-методические комплексы дисциплин, входящих в учебный план подготовки бакалавра философии с учетом соответствующих компетенций, трудоемкости и разбивкой курсов на модули.
   Практическая реализация задач модернизации образовательного процесса предполагает осуществление ряда мер, направленных на повышение качества подготовки студентов. Это изменение процедуры поступления в высшие учебные заведения через введение системы тестирования абитуриентов и единого государственного экзамена, переход к развивающим информационным технологиям образования и письменным контрольным заданиям. Это увеличение самостоятельной работы студентов и сокращение аудиторной нагрузки, балльно-рейтинговая оценка знаний студентов и учет трудоемкости образовательного процесса в кредитных единицах, построение асинхронных моделей индивидуальных учебных планов ("индивидуальных учебных траекторий"). Это работа по формированию института тьюторства для оказания консультативной помощи студентам выработке их индивидуальной траектории обучения.
   Сюда же относится формирование единого информационного (учебного, методического и научно-исследовательского) пространства факультета через создание сети современных мультимедийных аудиторий, оснащение учебных классов современными компьютерами, модернизация кафедрального парка компьютеров и оргтехники, внедрение общеуниверситетской программы дистанционного образования.
   В настоящее время ЮФУ стоит перед следующим важным этапом организационной перестройки и содержательной трансформации учебного процесса.
   Модернизация научно-исследовательского и образовательного процесса в рамках созданного федерального университета предполагает значительные организационно-структурные преобразования, направленные на повышение эффективности управления всем образовательным комплексом и тем самым на повышение качества подготовки кадров.
   Соответственно в ЮФУ проводятся существенные преобразования, связанные с укрупнением структур, преодолением параллелизма и объединением однородных направлений в департаменты. В частности планируется создание на базе социально-гуманитарных факультетов Департамента социально-гуманитарных наук. Органом управления Департамента является дирекция.
   В состав Департамента могут входить в статусе Институтов соответствующие подразделения, предполагаемую структуру и функции которых можно рассмотреть на примере факультета философии и культурологии, преобразуемого в Институт философии и культурологии. Это учебный и научный отделы, возглавляемые заместителями директора Института. За учебным отделом закрепляется организация учебного процесса по направлениям, профориентационная работа, прием абитуриентов и выпуск студентов, социальная защита, воспитательная и культурно-массовая работа.
   В состав учебного отдела входят укрупненные кафедры, выполняющие в основном учебную и учебно-методическую работу по профилю кафедры, работу со студентами, осуществляющие подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации.
   В состав научного отдела входят сектора, лаборатории, кабинеты, осуществляющие организацию и проведение научно-исследовательской работы, работу аспирантуры и докторантуры, информационно-методическое обеспечение научных проектов и грантов, проведение научных конференций, съездов, симпозиумов, издание результатов научных исследований. Это также информационное обеспечение работы Института, разработка и внедрение информационных технологий в учебный и научный процесс, создание банка информационных учебных материалов для проведения занятий с использованием аудиовизуального и мультимедийного сопровождения по дисциплинам учебного процесса.
   В 2008 году продолжалась работа по переорганизации структуры факультета и университета, а также была развернута деятельность по модернизации научной и образовательной работы в рамках научно-образовательного проекта "Стратегии социокультурной инновации: европейский контекст и региональная специфика" под руководством заслуженного деятеля науки РФ, д.ф.н., профессора Г.В. Драча. К участию в этой работе привлекаются ученые МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, РГГУ, Центра социальных инноваций (Вена, Австрия), Центра культурологических исследований Университета г. Лидса (Великобритания), Афинской академии, Варшавского университета (Польша) и Государственного университета Турции (г. Анкара).
   Целью проекта является генерация научных идей, выявление стратегии и факторов социокультурного обеспечения инновационной политики в области науки и образования на основе компаративистского анализа европейской культуры как типа инновационной культурной среды. Планируется выявление и анализ трансформации классической модели социокультурного развития от античности к современной западноевропейской парадигме с акцентом на роли университетов как центров формирования социокультурной парадигмы, а также раскрытие особенности российского типа социокультурной инновации, обоснование стратегии трансплантации европейской модели в инокультурной среде с учетом возможностей и специфики Южнороссийского региона.
   На основе научной части проекта планируется дальнейшее учебно-методическое обеспечение новых инновационных образовательных программ по направлениям подготовки "философия" и "культурология", разработка новых магистерских программ, создание электронных учебников, курсов лекций, сопровождаемых компьютерными презентационными программами, банка контрольно-измерительных материалов для осуществления компьютерного тестирования.
   Таким образом, можно констатировать, что философское образование в качестве теоретической основы любого образования и методологии научного исследования оказывается чрезвычайно востребованным в условиях создания университетов нового типа.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"