Кондрашов Владимир Александрович : другие произведения.

Каким быть обновленному философскому образованию

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   В.А.Кондрашов
   Е.И.Шашлова
   Каким быть обновленному философскому образованию
  
   Идея обновления страны находится в центре внимания российского общества, рассматривается как важнейшая государственная задача. Модернизация потребует решимости в преодолении традиционных социальных моделей общественного поведения. Ее успех не в последнюю очередь зависит от уровня внутренней свободы граждан. Человек, который действует по шаблону, жизнь которого строго регламентирована, который боится нового, боится конкурентов, боится сложностей жизни, не может заниматься модернизацией. Это может быть только свободный человек. Научить человека свободе, которая всегда "лучше, чем несвобода", разумеется, нельзя. Но помочь обрести мировоззренческие и методологические характеристики творческого, свободного мышления всегда было задачей философии. Однако чтобы выполнить эту задачу, философия сама должна обновляться.
   Современная ситуация в области высшего профессионального образования характеризуется противоречивостью и неопределенностью, что всегда сопровождает периоды накопления сил и опыта для подъема и выхода на новый качественный уровень. Значительное место здесь занимает проблема обновления философского образования в высшей школе.
   Статья заведующего кафедрой онтологии, логики и теории познания НИУ ВШЭ д.ф.н. доцента Поруса В.Н. затрагивает кардинальную проблему нужности философского образования в условиях её "рыночной неокупаемости". Автор констатирует, что философские дисциплины сжимаются в учебных планах, а чисто утилитарная потребность в философах-профессионалах сужается. Однако личностные потребности в философском образовании наоборот, по-видимому, растут, - констатируется, что число философских факультетов "уже превысило всякие разумные пределы". Все это, считает автор, заставляет заново рассмотреть проблему целей и задач подготовки профессиональных философов - для чего и каким образом должно строиться "вертикальное" философское образование? Если большая часть студентов-философов заранее не нацелена на работу по специальности по объективным и субъективным основаниям, то стоит ли обучать их по одной образовательной программе, рассчитанной на подготовку преподавателя и ученого-исследователя? А именно так, считает автор, и происходит в настоящее время, когда значительные государственные средства тратятся впустую, а руководители образования недобро посматривают в сторону философских факультетов. Положение должно радикально измениться, если философский факультет оказывается в структуре исследовательского университета, где изначально заложена целевая ориентация на подготовку специалистов, способных генерировать новое знание, трансформировать его в общественную практику и соединять фундаментальное знание с прикладными технологиями. Средствами же такого выращивания "философской элиты" В.Н.Порус предлагает считать дифференциацию студентов бакалавриата на способных и неспособных к исследовательской деятельности, начиная со второго курса. И в дальнейшем их обучение по образовательным программам разной сложности в рамках различных образовательных стратегий. Более того, предлагается индивидуализировать процесс обучения за счет отказа от подчинения "стандартам" и стандартизированным правилам отчетности, от бессмысленной и дотошной опеки со стороны "контролирующих инстанций". Автор считает, что негодна сама идея образовательного стандарта, если речь идет о подготовке философа-исследователя. На место стандартов он ставит индивидуальные творческие планы, а критерием успеха в подготовке философа-исследователя - его вклад в решение или анализ какой-либо проблемы. Абсолютизируя творческий характер философской исследовательской деятельности, он считает необходимым "решительно изгнать" саму возможность проверки способностей к исследованию с помощью "тестов" или стандартных вопросов. При осуществлении учебного процесса автор предлагает сократить традиционные формы преподавания - лекции, аудиторные занятия, заменив их установочными занятиями и творческим общением с профессорами. Отказаться от рутины "грифованных" учебников в пользу свежих, постоянно обновляемых и оригинальных методологических разработок. Оплата труда преподавателя должна быть привязана, по автору, не к количеству проведенных часов, а зависеть от исследовательской активности студентов. Исследования должны составлять основу деятельности исследовательского университета, а не быть дополнением к преподаванию.
   Многолетний опыт работы философского факультета ЮФУ, из которых последние пять лет в рамках инновационно-предпринимательского университета нового типа, позволяет нам высказаться по данной проблеме.
   Прежде всего, философия никогда не была чистым исследованием или даже наукой, а интеллектуальным синтезом, рефлексией над различными способами духовного освоения человеком действительности. Большая часть восточной и вообще религиозной философии вовсе не является исследованием в европейском смысле слова. Сам автор указывает, что философский вклад в культуру в виде эссе, дневников, афоризмов, публицистики зачастую превосходит наукообразные "исследования". Философия всегда не просто открывала истину, а формировала способы осмысления человеком своего призвания, места в мире. Подобно искусству или религии она формирует ценностные характеристики сознания, которые зачастую определяются вовсе не рациональным знанием. Поэтому считать единственной целью философского образования подготовку философа-исследователя, нам представляется большой натяжкой. Тем более что среди двенадцати университетов, получивших статус исследовательских, только в двух (НИУ ВШЭ и Новосибирский госуниверситет) имеются философские факультеты. Скорее надо говорить о способах повышения эффективности философского знания, способного функционировать в различных сферах деятельности в качестве своеобразного интеллектуального драйвера. А значит, философское образование не может оказаться "лишним" для выпускника, не ставшего преподавателем или научным сотрудником. Даже на сайте философского факультета НИУ ВШЭ можно прочитать о том, что дает философское образование: "Это открытость и широта взгляда, гибкость и точность ума, умение ориентироваться в мире и выделять стратегически важные вещи. Поэтому тех, кто получил философское образование, можно встретить среди представителей любых гуманитарных специальностей, среди политиков и бизнесменов, среди редакторов журналов и газет, среди аналитиков и экспертов, среди чиновников и представителей творческих профессий". Необходимо согласиться с автором, что для работы преподавателем философии необходимы умения и навыки исследовательской деятельности, для которых знания являются необходимым, но недостаточным условием. Нужна и самостоятельная работа, и участие в учебной исследовательской деятельности, и индивидуальные творческие планы под руководством преподавателей. Эта та интеллектуальная школа, благодаря которой философ-преподаватель оказывается способным выполнять свое призвание - осуществлять философское просвещение. Ибо критерий успешной исследовательской деятельности, который предлагает Порус В.Н. (вклад в решение проблемы), вряд ли оказался по силам хотя бы десятку современных философов. И для осуществления идеи специальной подготовки философов-преподавателей и исследователей вполне достаточно перехода на ступенчатую и непрерывную подготовку обучающегося "бакалавр-магистр-аспирант". Все философские факультеты в обязательном порядке переходят на подготовку бакалавров, а вот специальную углубленную подготовку действительно следует сосредоточить в ведущих университетах. Каждому из этих этапов соответствует основная образовательная программа, построенная на основании государственных образовательных стандартов. Единственное условие эффективности такой системы - возможность смены направления после завершения бакалавриата, что, собственно, и делает её гибкой и динамичной. Ведь еще пару лет назад во многих приемных комиссиях перемену направления подготовки после получения степени бакалавра рассматривали как "второе" высшее образование, ведь название направления менялось! А за второе по закону необходимо было платить, что сразу лишало систему задуманной гибкости. Тогда ведущие университеты действительно могли бы стать центрами подготовки магистров и аспирантов, куда стекались бы лучшие бакалавры из менее престижных вузов. На наш взгляд, это намного эффективнее, чем "отбраковка" неспособных к хорошему философскому образованию после первого курса. Тем более что практика свидетельствует, что пробуждение мотивации и интереса к профессиональной исследовательской деятельности зачастую приходит и на четвертом и даже пятом курсах. Кстати, автор нигде не разъяснил, что предполагает делать исследовательский университет с такими "неспособными". Невозможно согласиться и с идеей отказа от образовательных стандартов и формализованной отчетности в пользу творческого вдохновения талантливой профессуры. Стандарты появились в высшей школе с середины девяностых годов прошлого столетия как средство определения минимальных условий осуществления образовательного процесса и контроля над его освоением. В советской высшей школе не было образовательных стандартов, но более стандартизированного и догматизированного образовательного процесса по типовым учебным планам и единообразным программам дисциплин невозможно представить. По всей стране в одну и ту же неделю изучалась одна и та же тема по одним и тем же учебникам. Современные государственные образовательные стандарты третьего поколения дают достаточный простор для творчества базовых и выпускающих кафедр при составлении учебных планов направлений, предусматривают возможность их обновления, наличия значительного количества курсов по выбору и предполагают выработку студентами "индивидуальных учебных траекторий". Более того, наиболее солидные университеты (федеральные и национальные исследовательские) получили право разрабатывать собственные образовательные стандарты и выдавать свои дипломы. Переход на двухуровневую подготовку, совпавший с реорганизацией всего образовательного комплекса и созданием ЮФУ, вызвал необходимость организационной, структурной и содержательной перестройки образовательного процесса, связанного с преподаванием философии. Полученные права и степени свободы поставили перед руководством философского факультета ЮФУ задачи совершенствования научно-образовательного процесса на основе внедрения инновационных образовательных программ, форм и методов обучения, практической апробации модульно-рейтинговых технологий построения образовательных программ высшего профессионального образования и асинхронной организации образовательного процесса. Потребовалось пересмотреть цели и содержание преподавания философии как для бакалавров, магистров и аспирантов философских специальностей и направлений ("вертикальная" подготовка по философии), так и преподавания философии по другим направлениям ("горизонтальная" подготовка). Решению этих задач способствовала созданная в ЮФУ система внутренних научно-образовательных грантов, в рамках которых на факультете была начата работа по созданию учебно-научно-методического обеспечения перехода на двухуровневую подготовку как по "вертикали", так и по "горизонтали". Основными этапами этой работы стали разработка образовательных программ по направлению "философия" для бакалавров и магистров, учебных планов и рабочих программ дисциплин, а также инновационных способов и технологий реализации этих программ. Это - модульное построение курсов - разделение курса на логически целостные части с указанием комплексной цели модуля, задания, позволяющего обеспечить достижение этой цели студентом, и методических рекомендации по самостоятельной работе с контрольными вопросами, заданиями, перечнем литературы и тестами рубежного контроля. Это балльно-рейтинговая аттестация по завершению освоения модуля, позволяющая стимулировать самостоятельную работу студентов за счет суммирования баллов промежуточной аттестации и получения итоговой оценки без формальной сдачи экзамена. Это тестовые задания по всему курсу в электронном варианте для студентов, не прошедших промежуточные аттестации по разным причинам или желающим улучшить итоговые показатели. Мы не разделяем мнения В.Н.Поруса о неприемлемости такого способа контроля для философских дисциплин именно потому, что тесты являются здесь не основным, а вспомогательным элементом аттестации. Это также разработка презентационных материалов к курсу лекций, позволяющих использовать графические схемы, мультимедийную анимацию и другие аудиовизуальные эффекты. Это, наконец, создание обыкновенных учебных пособий и электронных учебников с полным диагностико-квалиметрическим обеспечением и соответствующими сервисами, подразумевающим использование гипертекстовой технологии, элементов аудио- и видео анимаций, тестов с электронной обработкой, глоссария. Такие инструменты инновационных образовательных технологий позволяют значительно увеличивать долю самостоятельной творческой работы студентов, что несомненно способствует решению тех задач обновления философского образования. Сюда же можно отнести расширение спектра образовательных услуг и предоставления студентам-философам возможности получения дополнительного междисциплинарного образования за счет включения в индивидуальную учебную траекторию элективных курсов исторического, экономического, юридического факультета, развитие академической мобильности студентов и расширения межвузовских контактов и обменов. Разумеется, чтобы все эти меры не оставались только благими пожеланиями, в ЮФУ введена система менеджмента качества - МС ИСО 9001:2008 "Система менеджмента качества". В соответствии с нею факультеты и кафедры проходят ежегодный аудит по формальным критериям проверки, общим для менеджмента любыми производственными процессами. Наряду с названными элементами модернизации образовательного процесса в ЮФУ развиваются и традиционные формы - написание курсовых, выступления с докладами на студенческой Неделе науки, привлечение студентов к академическим научным мероприятиям, организация студенческих публикаций и т.п. Конечно, далеко не все вопросы инновационной организации образовательной деятельности на факультете решены. Речь в этом случае может идти о необходимости более высокой технической оснащенности учебного процесса, формировании единого информационного (учебного, методического и научно-исследовательского) пространства факультета через создание сети современных мультимедийных аудиторий, оснащение учебных классов современными компьютерами, модернизация кафедрального парка компьютеров и оргтехники, внедрение общеуниверситетской программы дистанционного образования. Дальнейшая модернизация учебного процесса, связанная с созданием гибкой системы соответствующих модульных курсов и спецкурсов, межпрофессиональной специализации, введения реальных и содержательных форм дистанционного обучения в самостоятельную работу студентов, организация комплексных и сетевых студенческих проектов (с использованием Интернета и университетского Инфокампуса), разработка методики содержательного "наполнения" компьютерных учебников по базовым дисциплинам - вот далеко не полный перечень проблем, которые должны решать философы ЮФУ.
   Движение в этом направлении позволяет говорить не только о новой организации и ориентации научной и учебной работы преподавателей, но об обучении студентов на качественно ином уровне - формировании у них знаний и компетенций, навыков и умений, которые должны быть востребованными в дальнейшей профессиональной деятельности. Говоря об организационных основах модернизации философского образования, нельзя не затронуть вопрос о специфике философии как способа практически-духовного освоения действительности. Генезис философии содержит в себе и тайну её специфики - быть способом теоретического обоснования свободы. Как известно, не во всех цивилизациях возникла философия, произошел тот классический переход, названный Ф.Х.Кессиди движением "от мифа к логосу". Отнюдь не любопытство стало движущим мотивом этого движения. Тысячелетиями в восточных цивилизациях философия не может освободиться от религиозно-мифологического содержания и формы. Оставаясь фактом культуры, она не может стать методологией и логикой познания, открыть путь рациональному отношению к миру. Важнейшим условием такого перехода было становление в древнегреческом обществе полисной демократии, нуждающейся в новом мировоззрении. Именно с непосредственной практической необходимостью замены традиционного мировоззрения родоплеменной, военной и землевладельческой аристократии, обосновывающей свои привилегии на всей сумме мифологических представлений, связано преодоление мифологии и утопающей в ней философии. Демократия порождает новые представления о достоинстве человека, где главную роль играет не происхождение человека, не его знатность, а поведение, личные способности, знания, красноречие. Свободное обсуждение общественных вопросов, столкновение позиций, мнений, суждений, необходимость доказательства их верности с неизбежностью порождает потребность в рациональном осмыслении критериев правоты, истинности. Идейный плюрализм, свободная борьба идей порождает потребность в постижении природы самих идей, что, собственно, и означает возникновение рациональной философии, рефлексии над идейным, мыслительным, духовным содержанием. Современная онтологическая, эпистемологическая и методологическая проблематика переориентировалась на исследование социальных процессов, что породило в XX веке новые векторы философских исследований. Изменились вопросы фундаментальных разделов философии. Так, говоря о "смерти" философии, зачастую имеют в виду "закат" классической онтологии, которая существует сегодня в виде социальной и политической онтологии. Социокультурные трансформации прошлого века в западноевропейских странах, отразившиеся и на университетских реформах, подвели современное общество к многообразным способам философского осмысления свободы. Безусловно, что политическая философия становится одним из движущих факторов развития самого философского знания, но также философских факультетов, т.к. политика свободы - это не только часть политической жизни общества, но и способ существования и функционирования свободы в интеллектуальной жизни, знании. Множество современных философских концепций, различных по своему содержанию и способам обоснования идей, негласно объединяются постановкой социально-политических вопросов: кто и на каком основании устанавливает рамки свободы? кто устанавливает правила выведения истины и рамки рациональности? Изменяющийся социально-политический облик России предвосхищается философскими исследованиями свободы, а также непременно отражается в них. Поэтому говорить об актуальности философского знания, все равно, что вопрошать о важности осмысления социально-политических преобразований, которые формируют бытие человека и общества. Отойдя от классической модели онтологии, современные философы пришли к осмыслению "онтологии настоящего", "онтологии нас самих" (М. Фуко), которая не только не подкрепляет теорией установившийся порядок вещей, но, напротив, разоблачает "законы" формирования бытия человека и его творческой свободы. Студентам, получающим философское образование, сегодня необходим именно ответ на запрос о возможностях "политической" критики разума, ведь только наблюдая искренность философского поиска, честность и открытость в философско-политических дебатах, можно приобщиться к философии свободы и настоящим исследованиям. Задача философии, по мнению М. Фуко, состоит в критике власти в самом широком смысле: "... философия есть как раз то, что ставит под сомнение все феномены господства, на каком бы уровне они ни выступали и какую бы форму - политическую, экономическую, половую, институциональную - ни принимали. Эта критическая функция философии до известной степени проистекает из Сократова императива: "Занимайся собой", т.е. "Самообладанием положи в основу себя свободу"". Философия с момента своего возникновения всегда была направлена на то, чтобы изменять сознание людей, но также на то, чтобы осмыслять данное изменение. Критическая мысль имеет большой потенциал в ряде социально-гуманитарных наук: социологии, политологии, истории, антропологии, но именно вопрос о статусе их рационального анализа выявляет основы работы мышления. Современность ярко продемонстрировала нам, что сознание не может быть отделено от политики, т.к. политика, как и весь социокультурный контекст, определяет способ бытия человека. В этом смысле, отказ от проблематики взаимоотношений политики, сознания, науки и власти, можно рассматривать как некий саботаж внутри философского знания, требующего развития. Таким образом, кризис философского образования отражает неопределенность социально-политических позиций России, отсутствие правильно поставленных вопросов и стремление к отказу от проблем вместо их решения.
   Именно жизненно важные потребности и интересы в условиях их свободного выражения и состязательности являются стимулирующими факторами для становления рациональных способов осмысления своего положения в мире. Свободное общество нуждается в свободно и творчески мыслящей личности, а свободная личность порождает творческое мышление. Вывод из этого рассуждения состоит в том, что ценностные проблемы, непосредственно вырастающие в жизни человека в условиях их свободной постановки, порождают философию как рациональную рефлексию над ними и творческую способность суждения. Поэтому и преподавание философии должно отталкиваться не от вымученных "онтологических", "методологических" и "метафизических" проблем, а от реальностей общественной практики, отражения её противоречивости в духовных противостояниях, в идейной борьбе и исканиях. Только тогда философия сможет действительно стать нужной и необходимой человеку сферой деятельности. Будет ли она связана с философскими исследованиями и преподаванием, или же станет применением философского интеллектуального потенциала в других видах творчества.
  
   Порус В.Н. Философский факультет в исследовательском университете: переориентировка целей // Высшее образование в России, N7, 2011.
   http://phil.hse.ru/about_faculty
  
   Этика заботы о себе как практика свободы (беседа М. Фуко с Х. Беккером, Р. Форне-Бетанкуром, А. Гомес-Мюллером, 20 января 1984 г.) // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью / Пер. с франц. Б. М. Скуратова под общей ред. В.П. Большакова. - М.: Праксис, 2006. - Ч.3. С.270.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"