Автономная и гетерономная этика (у Канта) - типы этической теории, различающиеся способом обоснования морали. Наиболее четко и последовательно их разведение было дано И.Кантом, который утверждал, что гетерономная этика, объясняющая мораль из внешнего по отношению к ней начала, не в состоянии выявить специфику морали. Примерами гетерономной этики являются учения о религиозной природе нравственности, гедонистические, эвдемонистические, утилитаристские концепции морали, выводящие её содержание и веления из воли Бога, принципа наслаждения, счастья, пользы. Этим под мораль подводятся, по мнению Канта, чуждые ей основания.
В противовес господствующей до него традиции Кант провозгласил полную автономию морали, то есть её ниоткуда не выводимый, доопытный (априорный) и самодовлеющий характер. Мораль выступает у Канта как самозаконодательство практического разума, формулирующего цели и принципы нравственного поведения. Нравственное поведение может быть таковым только тогда, когда мотивировано исключительно уважением к нравственному закону и независимо от внеморальных побуждений - себялюбия, страха перед Богом, перед законом, стремления к счастью, удовольствию или выгоде.
Тем самым Кант подчеркнул специфический характер морали и выявил внутренне присущую её логику развертывания и функционирования, позволяющий морали возвышаться над другими сферами человеческой деятельности и задавать им ценностные ориентиры и критерии.