ГЕРОИЗМ - особая, исключительная, форма человеческого поведения, оцени-ваемая моральным сознанием как подвиг, т.е. осуществление выдающейся по своим масштабам и трудностям задачи, которая требует от человека предельного напряже-ния всех сил и связана с преодолением необычайных трудностей и обстоятельств, зачастую угрожающих самой человеческой жизни.
Героизм как личное качество человека предполагает способность к соверше-нию подвига, т.е. деяния, расширяющего рамки представлений о человеческих воз-можностях.
Первыми из известных в европейской культуре героев были потомки олим-пийских богов и смертных людей - Персей, Геракл, Тезей. Они занимали промежу-точное положение между всемогущими и бессмертными богами и простыми смерт-ными людьми, превосходя их силой, возможностями совершать величественные и замечательные дела, но в то же время испытывая переживания и страхи связанные с преодолением трудностей и испытаний, ниспосланными судьбой. Природа героиче-ского деяния связывалась мифологическим сознанием не просто со сверхъестест-венными способностями героев, а прежде всего с их решимостью идти на риск, го-товностью к самопожертвованию во имя благих целей и собственного достоинства. В этом смысле даже олимпийские боги были не способны на проявление героизма, ибо для них нет ничего невозможного, ничего трудного, а их бессмертие не предпо-лагает готовности к самопожертвованию. Поэтому природа героизма всегда оказы-вается тесно связана с проявлением сознательного выбора своей судьбы, самоот-верженностью и готовностью взять на себя обязательства, далеко превосходящее обычную человеческую норму, силы и способности рядового человека. При этом ценность героического деяния всегда тем выше, чем труднее препятствия и чем ус-пешнее они преодолеваются, чем больше человек проявит воли, настойчивости, умения и мужества, чтобы исполнить свой нравственный долг. Победа над страхом, над нерешительностью, сознанием собственной слабости и беспомощности и преж-де всего над парализующей волю мелочной расчетливостью и не желающей риско-вать предусмотрительностью формирует и закаляет героическую личность. При этом оценка совершенного деяния как героического определяется уже не только предметным результатом содеянного, но прежде всего его мотивацией, духовным результатом свершения, значением и примером, которое оно подает. Положитель-ная оценка подвига будет тем выше, чем более благородными мотивами руково-дствовался герой и чем весомее окажутся общественно-полезные результаты дея-ния. Соответственно, поступок продиктованный злой волей, корыстным расчетом и направленный против человечности и справедливости, даже осуществленный в сверхтрудных условиях и с дьявольской изощренностью, будет оцениваться не как героический подвиг, а как тягостное и мрачное злодеяние. Эта негативная оценка будет тем более яркой, чем больше воли, упорства и подлости, хитрости и расчетли-вости, силы и ловкости будет проявлено при его совершении и чем тяжелее будут его общественные последствия. Ибо исключительность героической личности со-стоит не в том, что это особый сверхчеловек способный на то, что другим не придет в голову (подобно сжегшему храм Артемиды греческому "герою" Герострату, или человеку, застрелившему Джона Леннона). Эта личность исключительна в том, что берет на себя большую меру ответственности и обязательств, проявляет готовность к преодолению больших трудностей. Во всем прочем подлинный герой не делает для себя исключений и поблажек из общих правил и руководствуется теми же принципами и нормами нравственности.