ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ - декалог, десятисловие, - морально-религиозный кодекс поведения человека, якобы продиктованный Моисею на горе Синай самим Богом (Яхве, Иегова) во время исхода евреев из египетского плена и помещаемый в основание иудаистской и христианской этики.
Эти заповеди представляют собой религиозное осмысление важнейших требований к поведению человека в обществе и формулируются в виде категорических повелений и запретов по отношению к Богу и людям. С точки зрения религии эти заповеди представляют не ограничения и запреты, а именно проявления божьей милости, указывающей путь к прекрасной жизни и ограждающей общественный порядок и счастье людей от произвола и хаоса.
Первые четыре заповеди устанавливают обязанности человека по отношению к Богу и предполагают запрет на языческие верования, на многобожие, на почитание и служение ложным кумирам и идолам:
--
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
--
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
--
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
--
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой -- суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Они требуют чтить единого истинного Бога, служить ему, не поминая, однако, имени Господа "напрасно". Сюда же относится требование посвящать седьмой день, субботу, Господу, не делая в этот день никаких дел, которые способны отвлечь человека от общения с Богом.
Шесть оставшихся заповедей утверждают нравственную ценность почтительного отношения к родителям и налагают категорический запрет на насильственные и корыстные акты: "не убий", "не прелюбодействую", "не кради", "не произноси ложного свидетельства", "не желай дома ближнего... жены ближнего... ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего":
--
Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
--
Не убий.
--
Не прелюбодействуй.
--
Не кради.
--
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
--
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его], ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его], ничего, что у ближнего твоего.
Фактически здесь от имени высшего для верующего человека авторитета - Бога утверждается общественная необходимость и моральная ценность норм социальной жизни, осуждающих и запрещающих насилие и ложь, воровство и посягательство на жизнь человека и его собственность. Вследствие этого "десять заповедей" воспринимаются как моральный кодекс, оказывающий воздействие не только на религиозную, но и на нравственную историю и современную жизнь общества.
В то же время следует отличать нравственное содержание и религиозную форму обоснования этих заповедей, которые в своем моральном содержании имеют общечеловеческую ценность, входят в нравственный опыт и сознание человечества, тогда как божественный авторитет и санкции лишают их бескорыстия и этим снижают моральную ценность.