Кальвин Жан (1509-1564) - французский теолог, основоположник кальвинизма, одной из разновидностей порожденного Реформацией протестантизма. Превзошел Лютера в степени радикальности реформирования католической церкви. Обосновавшись в Женеве, куда был вынужден бежать от преследований католиков, он вскоре превратил её из самоуправляющейся трудолюбивой и веселой общины в мрачное теократическое государство с личной диктатурой самого Кальвина. Он сурово преследовал всех инакомыслящих, запретил мирские увеселения и развлечения, искоренял праздность.
Кальвинизм ещё более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер с полным преодолением разделения на клир и мирян и выборностью руководства церкви.
В своем главном сочинении "Наставление в христианской вере" усилил учение Лютера о божественном предопределении, доведя его до фатализма: одни люди ещё до рождения якобы предопределены к спасению и небесному блаженству, а другие - к погибели и вечным мукам. И ничто не в силах этого изменить - ни отвергнутое Лютером внешнее благочестие, ни даже личная вера. Человек спасается не потому, что верит в Бога, а верит потому, что избран Творцом к спасению.
Однако божественное предопределение и собственное избранничество сокрыто от людей, и поэтому каждый христианин должен построить жизнь так, чтобы находить в ней знаки божественного предопределения. Если он ощущает в себе силы противостоять искушениям и соблазнам, тому, что осуждается Богом и Священным Писанием, то это хороший знак для него. Ещё более видимым знаком избранничества является удачное течение дел в земной жизни, ибо это невозможно без трудолюбия, упорства, целеустремленности и скромности - всех тех качеств, которыми Бог отметил избранных. Именно поэтому кальвинизм проповедовал постоянный и упорный труд, прилежание, скромность, ограничение непроизводительного потребления, доходящее до скопидомства, и отказ от удовольствий и праздности.
Обожествление кальвинизмом трудолюбия и ненависть к паразитизму и праздности вылилось у Кальвина в запрет нищенства и монашества. Однако взамен этого он, исходя из представления об этой жизни как ступени к небесному блаженству, навязал аскетический идеал жизни всем верующим. "Кальвин, - писал об этом Вольтер,- широко распахнул двери монастырей, но не для того, чтобы все монахи вышли из них, а для того, чтобы загнать туда весь мир".